Природа и пейзаж в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»


Портрет Кавказа в главе «Бэла»

В этой главе произведения дается, образно говоря, протрет живописного края, ибо именно он, а не Печорин, является здесь главным героем. Природа обусловливает характер живущих там людей, их отношения друг с другом и с соплеменниками, а также драматическую, даже трагическую ситуацию, которая легла в основу сюжета.

Читатель видит Кавказ глазами двух персонажей:

  • рассказчика, путешествующего по этому краю и отображающего его в своих путевых записках;
  • 50-летнего штабс-капитана Максима Максимыча, ветерана Кавказской войны.

Повествователь, оказавшись впервые в той части Кавказа, о которой идет речь, поражен красотой и величием пейзажа. Вот как он описал панораму Койшаурской долины, открывшуюся перед его взором: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…»

Автор специально поместил изображение пейзажных зарисовок в длинное сложносочиненное предложение, а не в несколько коротких, чтобы показать, что один объект любования как бы набегает на другой, стоит лишь чуть-чуть повернуть, приподнять или наклонить голову, и зритель не успевает сделать паузу, обозначаемую на письме точкой.

Изображенная рассказчиком природа:

  • величественная, она возвышает человека (повествователю кажется, что дорога ведет прямо к небу, ему радостно ощущать себя высоко над миром);
  • живая и одухотворенная, в ней все движется, все меняется («хороводы звезд» сплетаются в узоры, туманы клубятся и извиваются, снега сверкают «румяным блеском» в лучах восходящего солнца;
  • жестокая и коварная (река и сползающие все ниже и ниже туманы сравниваются со змеями, облако — с коршуном, высматривающим добычу, над восходящим солнцем — «кровавая полоса», движение по узкой дороге сопряжено с большой опасностью).

В этом описании природы чувствуется неравнодушие пера автора. Лермонтов тонко чувствует прелесть и первозданность окружающего мира.

Функция пейзажа

Анализ произведения показывает, что роль панорамы той местности, где находился герой очень многопланова и безгранична. С первых строк автор создает загадочную, неповторимую атмосферу. В главе «Тамань» показывается мечтательный образ моря, выступающего как фон.

Можно с уверенностью сказать, что природа в романе «Герой нашего времени» является вспомогательным персонажем, выполняющим сразу несколько функций, но ни в коем случае не второстепенным. Какую роль играют пейзажные зарисовки в этом произведении? Можно выделить несколько основных функций:

  1. Пейзаж характеризует место действия, помогает воссоздать для читателя объемное представление об окружающей героя обстановке.
  2. Также природа как бы предвосхищает некоторые события, предсказывает их, пытается своим пророчеством уберечь Печорина от роковых ошибок.
  3. Пейзаж передает душевное состояние героя, раскрывает сложность его натуры.

Первая указанная функция природы как важного элемента в сложной канве произведения ярко проявляется в повести «Бэла». Так, панорама, открывающая повествование окунает читателя в художественный мир произведения. Она позволяет полностью погрузиться в ту атмосферу, где происходит место действия.

Рассказчик, попавший в Койшаурскую долину, развернуто и с необыкновенной точностью обрисовывает скалы «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов».

Стоит отметить, что описание этой долины похоже на пушкинское восприятие края в путевых записках «Путешествие в Арзрум». Но сравнительная характеристика двух произведений показывает, что есть и серьезные различия:

Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.

  1. Лермонтов же рисует пейзаж подробно, передает детали и особенности долины, вкрапляя в описание философские размышления.

Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.

Жизнь горцев

Местные привыкли быть среди именно такой природы, и она повлияла на формирование их национального характера. Их главный промысел — скотоводство и связанные с ним ремесла, а также охота, причем дичью для этого народа является не только фауна горных лесов, но и чужаки, то есть русские. Их ловят, чтобы обратить в рабов или вернуть родным за выкуп.

Горцы совершают набеги на казачьи станицы, откуда приходят с добычей. Или не возвращаются, ведь казаки тоже отменные воины. Поэтому у горцев ценится храбрость и ловкость, а трусу и увальню в их среде просто не выжить.

Постоянная опасность обесценивает их существование, вот почему эти люди равно готовы умереть и убить. Характеристика горцев показывает, что в них странным образом уживаются честность и коварство, верность и вероломство. Пришедшие на их землю русские (тот же Максим Максимыч) считают коренных жителей Кавказа дикарями, но это не так. Просто они обладают иной, непонятной и неприемлемой для представителей другой цивилизации культуры.

Этого не учел Печорин, когда залучил к себе местную красавицу, и история, рассказанная Максимом Максимычем, окончилась трагически. Дело тут не столько в извечном «любил — разлюбил», сколько в столкновении двух миров, цивилизаций, которым предстоит несколько веков учиться понимать друг друга. И этот процесс не завершен, как показали события новейшей истории.

Возможно, одним из шагов к такому пониманию является попытка рассказчика увидеть в чужом мире, завораживающем и в то же время пугающем, что-то родное, свое. Так, ветер, бушующий в кавказских горах, свистит, как самый что ни на есть русский Соловей-разбойник, а сугробы в Чертовой долине напоминают Саратов, Тамбов и другие уголки средней полосы России.

Даже метель завывает, точно так же как на севере страны.

Тут рассказчик, прежде повествовавший о чем угодно, только не о своей персоне, как бы проговорился о том, кто он такой. Обращаясь к метели как к изгнаннице, можно предположить, что на Кавказе герой не по своей воле.

Ни в одной из последующих глав природа не играет столь важной роли, как в главе «Бэла», ибо меняется повествователь: им становится Печорин. Если сделать анализ этой части произведения, то можно понять, что рассказчика интересует Кавказ как таковой, а для главного героя основная тема — его собственный внутренний мир, а этот край — лишь место действия.

Пейзаж в дневнике Печорина

Лермонтов щедро поделился с главным героем литературным талантом. Печорин в своем журнале (дневнике) раскрывается как великолепный рассказчик, человек умный, наблюдательный, тонко чувствующий прекрасное, в том числе и красоту природы. В его исповедальных записях она:

  1. Фон, на котором происходят события.
  2. Аккомпанемент к чувствам и настроениям героя.
  3. Повод для философских размышлений.

В главе «Тамань» Печорин рассказывает свою историю с контрабандистами. Это приключение едва не стоило ему жизни. Действие разворачивается на фоне морского пейзажа, напоминающего картину И. К. Айвазовского: обрывистый берег вел к морю, где плескались волны темно-синего цвета, луна освещала беспокойную, но покорную ей стихию.

Хотя это произведение реалистическое, но, говоря о контрабандистах, нельзя избежать некоторого оттенка романтизма, связанного с их ремеслом. И более естественной декорации, чем неспокойное море в лунную ночь для этого не найти.

Княжна Мери

В этой части произведения происходит много важных, порой судьбоносных для Печорина событий, и всякий раз природа как бы аккомпанирует его душевному состоянию. Начало главы — утро в Пятигорске. Отдохнувший после утомительной дороги Печорин выглядывает в окно и видит прелестную картину: он в окружении величественных гор, которые издали выглядят не грозными, а мирными и живописными.

«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» — так говорил в то утро Печорин. В это время Пятигорск, чьи минеральные воды прославились своими целебными свойствами, уже успел превратиться в модный курорт.

У Печорина прекрасное настроение, он цитирует Пушкина, наслаждается чистотой горного воздуха. В течение дня встречает приятеля Грушницкого, знакомится с доктором Вернером, который оказался интересным собеседником, обращает внимание на хорошенькую княжну Мери.

Через день состояние природы меняется, теперь в ней все предвещает грозу. Ощущение напряженности и беспокойства у Печорина совпадает с предчувствием встречи с Верой — самой сильной привязанностью героя. Но не радость принесла она обоим, а горькое осознание того, что как бы их ни влекло друг к другу, вместе им не быть.

Момент, когда Печорин пытался догнать Веру, уехавшую с мужем, подчеркнут мрачной картиной природы: «Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро». Это означало конец.

Особенно эмоционально Печорин воспринимает окружающий мир перед дуэлью с Грушницким: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…». А когда герой, стоя на скале, где должен был проходить поединок, глянул вниз, ему показалось, что там «темно и холодно, как в гробе», а острые камни словно предвкушают добычу.

Заканчивается «Княжна Мери» воображаемым пейзажем, возникшим перед внутренним взором Печорина: берег моря с манящей тенистой рощей и мирным солнцем и открытая водная гладь, где должен появиться «желанный парус», тот самый из лермонтовского стихотворения, который «просит бури» и в чью пользу герой делает выбор.

Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Также в «Княжне Мери» первой встрече Печорина с Верой предшествует грозовой, насыщенный электричеством пейзаж: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством» [17;127]. Описание надвигающейся грозы вызывает волнение, ощущение тревоги. Эта гроза становится предвестницей жизненных бурь.

А вот как описана в повести «Княжна Мери» дорога, по которой Печорин и Вернер едут на дуэль: «…и мы пустились,- мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась» [17;200]. Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина «победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли» [9;26], вызывает чувство тревоги.

У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности его прозы: серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и блеск снегов на гребнях гор. Точные и свежие краски лермонтовской прозы помогают понять душевное настроение героев. Связь с природой, любовь к ней – свидетельство душевного богатства человека. Рассказчик из повести «Бэла», поднявшись на Гуд-гору и любуясь открывшимся видом, замечает: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас» [17;38]. Кроме этого пейзаж нужен для мотивировки переживаний героя, как фактор, вызывающий в нем различные настроения, желания, мысли. Поэтому пейзаж рисуется в преломлении психики героя, переносящего в природу свое «я», ищущего в ней «успокоения и очищения от пустоты и пошлой жизни» [23;110]. Такое отношение к природе вызывает широкое применение в пейзаже «приемов анимизации (оживления) и антропоморфизации (очеловечения), а также обилие субъективно-оценочных эпитетов» [23;113], нередки восклицания, вопросы, обращенные к изображаемому. Такова в «Бэле» лирическая картина при спуске к станции Коби: «…метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная; только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее. «И ты, изгнанница, — думал я, — плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки»» [17;43]. Обращение автора записок к метели как тоскующей и рвущейся на волю изгнаннице, похожее на стихотворение в прозе, подсказывает догадку о том, что этот офицер, подобно Печорину, да и самому Лермонтову, был кавказцем поневоле, «изгнанником с милого севера в сторону южную», а образ орла стал символом тоски по родине.

§3. Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина

Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.

В начале «Княжны Мери» перед нами открываются прекрасные виды окрестностей Пятигорска, описание которых Печорин заканчивает следующим образом: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..» [17;100] Совершенно немотивированный внешне ход мыслей настораживает, заставляет предполагать большую психологическую глубину, чем та, которая выражена в дневниковой записи. Эта психологическая загадка будет раскрываться перед читателем по ходу романа.

Природа очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

Так противоречивое состояние Печорина перед дуэлью характеризуется двойственностью образов и красок утреннего пейзажа окрестностей Кисловодска: «Я не помню утра более глубоко и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем» [17; 200]. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца: «Я помню, — в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу» [17; 200].

Однако картина, открывающаяся Григорию с площадки, где должна была происходить дуэль, не предвещает счастливой развязки: «Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи» [17;206]. Природа как будто замерла: она ждет роковой развязки. Ощущение трагизма происходящего подчеркивает «прием контрастного освещения … в описании горного пейзажа, окружавшего дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы» [23;52]: золото утреннего тумана, белая громада Эльбруса, льдистые вершины противопоставлены темным и холодным зубцам скал. Борьба «света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств» [23;26] в душе Печорина. Ощущение неминуемой гибели усиливает сравнение «как в гробе», которое также передает душевное состояние героя и которое так противоречит только что пережитому «сладкому умилению».

И вот Печорин едет обратно. «У меня,— пишет он,— на сердце был камень» [17;213]. После дуэли от ужаса совершившегося Печорин ищет спасения в одиноком блуждании среди природы. Примечательно, что в своем потрясении он не замечает на этот раз не только красоты природы: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» [17;213], но и окружающей его природы в принципе: обо всем своем долгом странствовании (дуэль началась рано утром, а в Кисловодск он вернулся, когда уже солнце садилось) он может припомнить только: «…я ехал долго, наконец очутился в месте мне вовсе незнакомом» [17;213]. Все это свидетельствует о глубоком потрясении, которое переживает Печорин, о его тяжёлом душевном состоянии.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной: «…серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни!.. Скучно!..» [17; 197] Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому же служит описание взволнованного моря в повести «Тамань»: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона… Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» [17;87].

Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Он мастерски описывает природу ночи (его дневник, 16 мая): «Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь» [17;135]. По замечанию Дурылина, «описание ночи в Пятигорске может служить образцом письма Лермонтова последних лет. Несколько строк – и перед нами полная, всеобъемлющая картина ночи. Словам в ней тесно, но живописи и музыке просторно» [23;165]. Первая половина описания построена на зрительных впечатлениях вечера: «…В некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы» [17;135]. На смену зрительным выступают слуховые впечатления: шум ключей, топот коня, скрип арбы, припев песни. С проникновенным реализмом и вместе с тончайшим лиризмом подмечает Лермонтов эту смену впечатлений и из нее создает картину и вместе симфонию ночи, опираясь на прекрасную ясность малейшей черты, на мелодичную точность любого звука. Этот отрывок, взятый отдельно, есть проникновенное изображение теплой южной ночи, но он же в ряду страниц психологического романа дает тонкую зарисовку субъективных переживаний Печорина, без которых был бы не полон его образ.

Чудесным пейзажем открывается повесть «Княжна Мери»: «… во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» [17; 100]. «Это проза поэта, умеющего кристаллизовать чувство, мысль, образ в емкое, прозрачное, как кристалл, слово, звучащее как мелодия; но это и проза глубокого реалиста, тонкого психолога, безошибочного наблюдателя людей и вещей,»[23;209]- так характеризует В.А. Мануйлов способность Печорина не только видеть и понимать красоту окружающего мира, но умение передать свои чувства.

Часто мысли Печорина о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе, а картины природы служат поводом для рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «Фаталист», вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения: «Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!» [17;233] Здесь внешнее впечатление «рождает воспоминание, воспоминание дает толчок размышлению, а размышление проходит ряд стадий уже по законам логики»[11;81]. В результате, раздумья Печорина под открытым небом, в котором спорят меж собой месяц и сияющие на темном небе звезды, нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, продолжает сопротивляться этой идее. Он не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Ироническое отношение Печорина к философии «людей премудрых» прямо связано у него с утверждением права человека на самостоятельность решений: он называет «колею предков» «опасной», он видит, что она отнимает у него свободу воли, и предпочитает решительность характера, основанную на праве человека сомневаться во всем. Он сознает в себе силы «единственного творца своей судьбы и потому-то дорожит свободой как высшей ценностью» [9;87].

Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина. Только наедине с природой испытывает он глубочайшую радость. «Я не помню утра более глубокого и свежего!» [17;200] — восклицает Печорин, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; душа его сжилась с бурями и битвами и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…» [17;224]. Этим лирическим образом Печорин включает свою личность в семью тех вечных скитальцев, неуемных мятежников, которых Лермонтов с юношеских лет выводил в своих поэмах, каким был сам. Такая концовка выражает несмиряющееся, мятежное начало потенциально могучей личности, которая «превышает своим подлинным содержанием все житейские возможности проявления, ей представленные судьбой»[23;251].

Этот эпизод романа «Герой нашего времени» перекликается со стихотворением Лермонтова «Парус». Желанный «парус» ищет в море и Печорин. Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам на последних страницах романа. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими» потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман «Герой нашего времени» обогащается зарисовками прекрасной и величественной природы, они, то лаконичные, предельно краткие, то подробные, в своей основе объективны, точны, реалистичны.

Роль пейзажа различна. Нередко это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажные зарисовки служат также для изображения душевных состояний героев романа. Психологичность и лиричность пейзажа создается интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.

Скрытые духовные силы и возможности Печорина подчеркиваются ассоциативной связью его с буйными силами природы. Любовь к природе и связь с ней свидетельствует о душевном богатстве главного героя романа, в котором Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев, полнее и глубже осмыслить замысел автора.

Повесть «Фаталист»

В этой главе природа вступает в повествование лишь однажды. Действие в ней происходит в казачьей станице, куда Печорин был направлен по делам службы. Возвращаясь домой после странного пари с сербом Вуличем, он увидел на небе показывающийся из-за домов полный месяц, напоминающий зарево пожара.

Красная луна — явление довольно редкое, и с ним связано много суеверий, согласно которым такой вид спутника Земли предвещает несчастья. Но даже если не верить всему этому, необычное зрелище способно вызвать волнение в душе человека. При этом, как отмечает Печорин, звезды беспечно излучали свой свет на своде, имеющем темно-голубой оттенок.

Это сочетание умиротворения и тревоги навело героя на мысли о том, как издревле люди верили, что светила предопределяют их судьбу, ощущали свою связь с небом, с высшими силами. Современный же человек, по его мнению, этой веры лишен и потому утратил способность к жертвенности и героизму.

Примечательно, что вскоре после этих размышлений Печорин совершил по-настоящему достойный поступок. Он обезвредил казака, который в нетрезвом виде был настолько агрессивен, что представлял большую опасность для окружающих. Этот казак в пьяном угаре зарубил офицера — того самого серба Вулича, с которым Печорин держал пари о том, может ли человек располагать своей судьбой.

И хотя товарищи признали поступок Печорина подвигом, сам он был об этом другого мнения. Им руководило не стремление спасти людей от участи стать жертвой обезумевшего казака, а просто желание испытать судьбу.

Мастерство автора в описании природы

В «Герое нашего времени» Лермонтов иногда показывает себя как художник. Используя такие средства выразительности, как эпитеты, автор создает очень яркие образы природы, и часто кажется, будто видно рисунки или акварели поэта.

Также пейзаж, изображенный автором, предварял события, о которых читатель еще не знает. В пример можно привести эпизод, когда еще не произошло знакомство с главным героем произведения: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». Здесь возникает ощущение чего-то холодного и равнодушного. И действительно, вместо старого приятеля Максим Максимыч увидел какую-то ледышку.

Усиливает живописность пейзажа и ритм, с которым происходит повествование — то сжатый и стремительный, когда рассказ заходит о Печорине, или замедленно-плавный, при изображении Кавказа утром.

Если проанализировать произведение, можно понять, что пейзаж и природа в романе передают не только характеры героев и их волнения, но и позволяют увидеть смысл произведения. Их образы помогают пробудить собственные размышления об окружающем мире и его месте в жизни каждого человека.

Панорама как преддверие событий

Пророческие способности окружающей обстановки прослеживаются с самых первых строк романа. Читатель еще не познакомился с главным героем, с его сложной натурой, но пейзаж уже подсказывает: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах».

Такая картина создает ощущение безразличия, отстраненности, утрату позитивного начала и господства бесстрастного отношения ко всему. Именно таким и был Печорин:

  • холодный;
  • равнодушный к миру и к людям;
  • не имеющий привязанностей;
  • циничный человек;
  • скучающий эгоист.

Подтверждает отстраненность Печорина и его встреча с Максимом Максимычем после трагичного завершения истории с Бэлой. От Григория веяло холодом. Сложно назвать такого человека приятным собеседником, способным на возвышенные порывы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]