Сюжет произведения
Барин Иван Тимофеевич приехал в глухую деревушку Переброд на окраине Полесья. На одной из охотничьих вылазок он заблудился и набрёл на одинокую неказистую хату, в которой жила ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей — привлекательной темноволосой девушкой двадцати пяти лет, которая сразу же очаровала барина своей простой и естественной красотой.
Их встречи стали регулярными. Олеся провожала его через болота, демонстрируя по пути свои сверхъестественные способности — резала и залечивала заговором крови его руку, заставляла спотыкаться на ровном месте. Рассказала девушка и судьбу барина: влюбится он в темноволосую трефовую даму и невольно навлечёт на неё страшное горе.
Чуть позже несколько дней Иван Трофимович не приходил к Олесе из-за болезни. Но временная разлука только подтолкнула влюблённых признаться друг другу в чувствах. Разговоры о замужестве смущали Олесю, ведь способности у неё якобы от нечистой силы, а невесте обязательно нужно будет венчаться. Наконец, она решилась и посетила церковную службу в честь праздника. Собравшийся народ не мог спустить ей с рук это кощунство — ведьма пришла на святое место. Олеся чудом вырвалась от беснующихся баб, пообещав расплатиться.
В последнюю встречу Олеся стала прощаться с Иваном Тимофеевичем, но он не верил, что они расстанутся навсегда. Той же ночью град перебил в деревне весь урожай. Обвинили, конечно, ведьм. Утром барин опрометью поскакал к лесной избушке, но Мануйлиха и Олеся уже успели сбежать.
Проблематика повести
Тема человека и природы поднимается в произведении наряду с целым перечнем социально-нравственных проблем. Каждая из них проиллюстрирована Куприным с помощью конфликтов и выразительных персонажей.
В качестве основных проблем можно выделить следующие:
- Трагическая любовь. Взаимные чувства безродной девушки и барина-дворянина. Они слишком разные — дитя природы и городской человек. Он не может остаться в Полесье, а она, если и согласится переехать в город, долго там не продержится.
- Одиночество. Мануйлиха и Олеся вынуждены жить вдали от всех, в «хромой и печальной» избушке на болоте. Но одиноки они потому, что все в деревне обозлились на них, за своих не принимают, гонят, винят в любой случайной беде.
- Нетерпимость. Люди боятся того, чего не понимают. Сверхъестественные способности Мануйлихи и её внучки вселяют в людей ужас перед необъяснимым. Страх настолько сильный, что старушку вместе с девушкой прогнали взашей, а «проклятое кубло» — их дом — разнесли в щепки.
- Жестокость. Считалось, что ведьмы получают силы от дьявола, поэтому, когда Олеся отстояла службу в церкви, бабы буквально остервенели, уже на улице накинулись на неё толпой, избили, изорвали платье, хотели опозорить, измазав дёгтем.
- Корысть. Иван Тимофеевич взывал к милосердию урядника, чтобы тот не выселял из избушки несчастных женщин. Урядник отказывался, ссылался на служебные обязанности и закон, но, получив дорогой подарок, тут же забыл о своих принципах.
- Образование. В целой деревне не было ни одного грамотного человека. Даже староста не мог прочитать, под какими документами ставил печати. Ярмола просил барина научить его писать, чтобы хоть кто-то умел расписаться за всех.
Человек и природа в творчестве Куприна
Автор: Куприн А.И.
Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место.
Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца).
Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».
Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».
Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия.
Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения.
Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром.
Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.
Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в те- ни.
Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном — вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).
Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.
Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари».
Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку.
Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».
Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д.
автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия.
Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.
Образ Олеси
Главная героиня повести, девушка Олеся, неразрывно связана с природой. Она выросла вдали от цивилизации, никогда не была в крупном городе, не умеет читать и писать. При этом человек она энергичный, с сильным характером, добрый по натуре, но и способный постоять за себя. Рассказчик признаёт, что гордость и независимость воспитал в ней полесский бор.
Олеся не боится жить среди топких болот в окружении леса она прекрасно ориентируется. Здесь её дом, её стихия, её мир. Даже жилище у них с бабушкой подчёркнуто сказочное — избушка на курьих ножках (т. е. на сваях, чтобы не затопило в половодье). Олеся любит и жалеет животных, что наглядно демонстрируется в сцене, когда она приносит в хату маленьких голодных зябликов и сажает на печку, туда, где уже живут скворцы.
Девушка безграмотна, общается практически только со своей бабушкой, но её всё равно нельзя назвать глупой. Ей открыты «бессознательные, инстинктивные, странные знания, которые часто опережают науку, смешиваются с суеверием и хранятся в народе как величайшая тайна».
Способности заговаривать кровь и предвидеть будущее у Олеси от природы, а вовсе не от дьявола, как она искренне считает.
Девушка руководствуется не научными знаниями, не чужим мнением, а интуицией, природным чутьём, собственными ощущениями. Этого ей более чем достаточно, чтобы жить в радости, идиллию нарушают только люди (деревенские жители обвиняют в любой беде, урядник грозит отправить бабушку по этапу, даже главный герой ненароком навлекает на Олесью несчастье).
Рассказчик упоминает, что облик прекрасной ведьмы навсегда слился в его памяти с природными образами: «пылающими вечерними зорями», пением птиц, «благоухающими ландышами и медом утрами». И красота, и любовь Олеси чисты, естественны. Она так далека от жеманства, кокетства и расчётливой хитрости.
Человек и природа в творчестве Куприна
Впервые купринская концепция человека и природы была воспроизведена как что-то целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».
Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдение и осмысление, и равноценный миру человека в общем потоке бытия
Чувство связи и породнение с этим миром вызывает волнение героя: «затамував дыхание и измерение», «осторожно», «стараясь не шуметь», «удивлялося» и т.д. Столкновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и образом морального очищения. Природа помогает ему забыть о жизненных беспорядке и заботы и погрузиться в новый поток времени.
Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, которое имеет непосредственная связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие миги, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущения своей включенности в вечный поток космического жизни.
Философское крашение приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимой в безветренный день. Нависшие на областях пышная грудка снега давила их книзу, предоставляя им чудесный, праздничный и холодный вид.
Временами срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие области Снег розовел на солнце и синиввтени.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Постмодернизм в литературе
Мной овладело тихое очарование этого врочистой, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…
» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном – вечное, ощутить свою причастность целому.
В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в обиде тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).
Образ природы опоэтизирован в «Олесеви». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.
Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогую во время весеннего бездорожья, герой отмечает, что в воде, который были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отбивался пожар вечернего зарева».
Природа видится герою сказкой, волшебством, которое сливает красоту месячной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, волшебную сказку.
Сошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лис, легло среди мрака неравными, синевато-бледными пятнами на корявые стволы, на выгнутые суки, на мягкий, как плюшевый ковер, мхи Тонкие стволы берез белели резко и четко, а на их редкая листву, казалось, были накинутые серебристые, прозори, газови покриви
И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».
Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприним в цикле очерков «Листригони», в которых подчеркивается связь человека с естественной жизнью, подчиненность работы рыбаков естественным естественным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально выкрашенный. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т.д.
автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к потери космических связей и неполноценности бытия.
Купринские охотничьи сюжеты, описания природы выявленные читателю как одна с попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, настолько актуальное для нашей эпохи
Как много прекрасных чувств на земле!
Но наиболее дорогая и приподнятое – это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того й пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глазу на то, чего они не видят или не хотят чувствовать.
Прекрасной показанная любовь в произведении Куприна “Гранатовый браслет”, любовь бедного телеграфиста к богатой и знатной даме.
Вот ведь как вернулась судьба! Любовь бедного Желткова была не мимолетным увлечением, а каким-то по-настоящему огромным чувством, которые может подвергнуть испытанию каждого из нас
Началось все действительно просто шутливо, а закончилось тем, что стало с Желтковым послу семы бесконечного лет. Но вот Желтков решается на поступок, немного непонятный, но все-таки приподнятый и прекрасный.
Несмотря на него бедность, он дарит Вере браслет, который ему очень дорог. Но Вера не понимает этого поступка и рассказывает все своему мужчине, который был, естественно, оскорбленный этим. Он принимает это как вызов и идет выяснять отношения с Желтковым.
Но что же это за оскорбленный мужчина, если он идет на встречу со своим соперником не один?
Этот приход послужил толчком к самоубийству Желткова. Он понимает, что любви Веры он никогда не добьется и, решив не усложнять ей жизнь, убивает себя. Вера решила увидеть человека, который, по ее мнению, был просто восхищенный ею, но когда она приходит туда, где жил Желтков, когда она видит это прекрасное открытое лицо, понимает, что она потеряла
Любая женщина виднеется о такой любви вся жизнь. А Вера через благосклонность к мужчине, ведь это была только благосклонность, теряет то, что, возможно, ждала всю жизнь.
Мне понравилось это произведение, потому что в нем отраженная вся сложность и неоднозначность людской любви, ее невозможность в мире становых и кастовых расхождений, и я думаю, что Куприну прибегло показать ее красоту и силу.
Любовь прекрасная, это знают все, кто когда-или подвергал испытанию это чувство. Но у кого в душе еще не зародилось оно, не огорчайтесь! Все еще впереди! Вы только верьте!
Человек и природа в творчестве Куприна
Столкновение двух миров
Конфликт — один из лучших способов раскрыть в произведении конкретную проблему. Прямого противостояния между Олесей и Иваном Тимофеевичем в повести, конечно, нет, но через их взаимоотношения можно отчётливо увидеть столкновение двух полярно противоположных мировоззрений.
Они выходцы из разных сред с совершенно разным воспитанием. Он не понимает её мистического ужаса перед таинственными силами, неотвратимостью судьбы и удивляется, как ей не страшно жить вдали от людей, а она ни за что бы не променяла родную глушь на светский Петербург. Кроме того, противопоставление можно заметить также в некоторых других обстоятельствах:
- Иван Тимофеевич занимается литературным искусством, а Олеся — девушка совсем необразованная, безграмотная;
- он проводит досуг на охоте, убивает животных от скуки, а она любит птиц и зверей, жалеет их, признаёт, что им тоже хочется жить;
- свои необычные способности она объясняет мистикой, а он пытается найти им научное обоснование.
Олеся от природы неотделима, и это понимают оба. Крупный город для девушки — страшное место. Говоря о городской жизни, Иван Тимофеевич обличает всю её противоестественность. Возможно, именно Олеся помогла ему посмотреть на давно привычный мир с нового ракурса, увидеть его неприглядную сторону: людям в городских «маленьких конурках» тесно, душно, некоторые и вовсе подолгу не видят солнца, живут в сырых подвалах, заперты в квартирах, «точно птицы в клетках».
Рассказчик не может представить, как милая полесская ведьма будет вести светские разговоры в гостиной, наряжаться в модные платья. Вежливое лицемерие, тонкие порядки высшего общества ей чужды, непонятны. Вырвать Олесю из лона природы и перевезти в город — значит погубить собственными руками, всё равно что подрубить корни дереву.
Через образ Олеси Куприн показывает, что человек, живущий с детства вдали от цивилизации, избегающий общества людей, не обученный светским манерам — это необязательно бестактный дикарь и невежа. Жизнь в единении и гармонии с природой дарует знания, которые нельзя получить из книг, и умения, которые трудно объяснить, даже владея ими.
При всей своей необразованности и нелюдимости Олеся выросла с чутким, добрым и смелым сердцем, с пытливым и острым умом.