Народ и его роль в трагедии Борис Годунов Александра Пушкина

Школьные сочинения

Как написать сочинение? Методические рекомендации по написанию сочинения

Типичные ошибки в сочинениях

Подготовка к урокам литературы (Все сочинения приведены для примера)

Устное народное творчество и древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Мифологические представления славян Народные приметы О пословицах и поговорках Загадки Скороговорки

А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов

К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения

И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин

Мастерство Крылова-баснописца Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» Статья о творчестве И. А. Крылова Н. М. Карамзин и русский сентиментализм Когда Иван Андреевич Крылов был маленьким

А. С. Грибоедов

Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Век нынешний и век минувший» (основной конфликт в комедии «Горе от ума»)

В. А. Жуковский, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков

Гавриил Романович Державин — «отец русских поэтов» Поэзия В. А. Жуковского М. И. Цветаева. Два «Лесных Царя» Великий поэт и гуманист (О В. А. Жуковском) «Чудотворец» поэзии Батюшков

Пушкин А. С.

Тема любви в лирике А. Пушкина Тема любви в лирике А. Пушкина (2) Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике Пушкина (2) Русская природа в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 1 В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 2 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (2) Онегин и Ленский Онегин и Татьяна Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 1 Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 2 «…Я так люблю Татьяну милую мою» «Татьяна русская душою…» Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах «Татьяны милый идеал» «Лишний человек» Онегин Подготовительные вопросы к сочинению по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов») Случаи из жизни лицеистов Статья о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Где живет Черномор? «Летучие черты…» Портреты А. С. Пушкина Мой первый друг…

М. Ю. Лермонтов

Образ Лермонтова. Статья М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов о своем поколении Жизнь и подвиг Мцыри «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем трагедия Печорина? «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Материалы к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким

Н. В. Гоголь

Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»? Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — рыцарь наживы Чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — гениальная сатира на крепостническую Русь Материалы к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Темы вечные в лирике Тютчева и Фета Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Русский поэт-философ «Крылатый слова звук»

А. Н. Островский

«Жестокие нравы» города Калинова Живая душа в «темном царстве» Проблематика пьесы Островского «Гроза» Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского «Бесприданница») Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

И. А. Гончаров

Обломов и обломовщина Роман о повседневной жизни обыкновенных людей (по роману «Обыкновенная история») Что такое «обломовщина»?

И. С. Тургенев

Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Разночинец-демократ в «дворянском гнезде» Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Проблематика романа «Отцы и дети» Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам «Рудин» и «Дворянское гнездо») К 180-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Рассказ о детских годах писателя

Н.Г. Чернышевский

«Новые люди» Чернышевского (по роману «Что делать?») Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

Н. А. Некрасов

Город в изображении Н. А. Некрасова Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова Гражданственность поэзии Некрасова В поисках народного счастья (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Образ русской женщины в поэзии Некрасова

Ф. М. Достоевский

Теория Раскольникова и ее крушение Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смысл названия романа «Преступление и наказание» Преступление и наказание Родиона Раскольникова Петербург Достоевского Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского

Л. Н. Толстой

Женские образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Два полководца Путь исканий Андрея Болконского Духовная эволюция Пьера Безухова Необычный портрет Пьера Безухова Портрет Пети Ростова Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Народный полководец Кутузов (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Семья Болконских и семья Ростовых Андрей Болконский и его дорога чести Поиск смысла жиэни Пьером Безуховым

Н. С. Лесков

«Положительный тип» русского человека в творчестве Лескова Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник» Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)

М. Е. Салтыков-Щедрин

Боевая сатира Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Сатирический талант писателя Щедрина

А. П. Чехов

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Примерный текст сочинения по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» «Вишневый сад» — комедия, драма или трагедия? Особенности рассказов А.П. Чехова Новаторство Чехова-драматурга Чеховский «Вишневый сад»

И. А. Бунин

Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества Реалистические черты прозы Бунина Мотив любви и смерти в рассказах Бунина Бунин и русская революция Творческий путь И. А. Бунина

А. И. Куприн

«Любовь всегда трагедия…» (по произведениям А. И. Куприна) В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»? Автор и его герой в повести А. И. Куприна «Поединок» Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь») Поединок насилия и гуманизма (По повести Куприна «Поединок»)

А. М. Горький

Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Ранний романтизм Горького Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе «На дне») Изображение купечества в повести М. Горького «Фома Гордеев»

В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, М. Волошин

«Серебряный век» русской литературы Мое открытие «серебряного века» русской поэзии Судьба и стихи Николая Гумилева Мифология Николая Гумилева Совесть народа — поэт… Очерк о М. Волошине Дон Жуан, Наполеон, Клеопатра, Данте и другие «любимцы веков» в творчестве А. Брюсова Акмеизм Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Основоположник символизма в русской поэзии. Сочинение о Бальмонте

А. А. Блок

Материалы к сочинению по поэме А. Блока «Двенадцать» Россия в лирике А. А. Блока Художественные особенности лирики Блока Тема Родины в поэзии Блока Поэмы Александра Блока

В. В. Маяковский

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского В. Маяковский и революция Сатира В. Маяковского Новаторство поэзии Маяковского Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Мои впечатления от поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» Сатирическая линия поэмы В.Маяковского «Хорошо»

С. А. Есенин

Тема родины в лирике С. Есенина Тема родины в творчестве Сергея Есенина Образы-символы в поэзии Сергея Есенина Лирический герой Есенина Человек и природа у Есенина О поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»

А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков

Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Почерк, похожий на журавлей. Статья о творчестве Б. Пастернака Борис Леонидович Пастернак. Краткий очерк творчества Материалы к сочинению по творчеству Бориса Пастернака Шариков и шариковщина

М. И. Цветаева

Стихи не могут быть бездомными… Статья о творчестве М. Цветаевой

М. Шолохов, Б. Можаев, Ф. Абрамов

Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Материалы к сочинению по роману «Тихий Дон» Материалы к сочинению по роману «Поднятая целина» Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина») Судьба русского крестьянства в период коллективизации (по произведениям М. Шолохова, Б. Можаева, Ф. Абрамова)

А. Солженицын, В. Шаламов, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Быков. Великая Отечественная война в современной литературе и поэзии

Трагедия и надежды поколения 30-х годов Тема Великой Отечественной войны в современной литературе Великая Отечественная война в современной литературе Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова) Стихи о войне. А. Т. Твардовский. Очерк Стихи о войне. О. Берггольц. Очерк Военная лирика Твардовского Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ войны в произведениях Константина Симонова Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Другие писатели советского периода

О творчестве Ч. Айтматова Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» «Зубр» — повесть Гранина о великом ученом Как пишутся книжки. Статья о М. М. Пришвине Наш общий друг. Сергей Владимирович Михалков Завещанная потомкам поэзия (Николай Алексеевич Заболоцкий)

Зарубежная литература

Трагедия Гобсека Героический гомеровский эпос Наш современник Вильям Шекспир Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер) Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете) Романтизм великого французского писателя (Виктор Гюго) Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак) Коловращение Уильяма Сиднея Портера (О. Генри) Трагедия индивидуалиста. (Джек Лондон) Человек в XX веке глазами Хемингуэя Переход подростка в мир взрослых (По роману Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи») «Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери) Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона «Бурная ночь»… Гимн загадочной свободе (Французский поэт Артюр Рембо) Калевала — великая поэма Севера

Русские пословицы, скороговорки и загадки

Хоть видит око, да зуб неймет. Цикл пословиц У волка всегда одна песенка. Цикл пословиц Трусливому зайке и пенек волк. Цикл пословиц Каковы сами, таковы и сани. Цикл пословиц Выше солнца сокол не летает. Цикл пословиц Один с сошкой, а семеро с ложкой. Цикл пословиц Не бей Фому за Еремину вину. Цикл пословиц Высоко летает, да где-то сядет. Цикл пословиц Худой мир лучше доброй ссоры. Цикл пословиц Смелость города берет. Цикл пословиц Хрупкие плечи абитуриента. «Перлы» из сочинений, написанных на вступительных экзаменах в МГУ

Народ и его роль в трагедии Борис Годунов Александра Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии «Борис Годунов» он воссоздал «минувший век во всей его истине». Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы… Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами.

Борис Годунов описан Пушкиным всесторонне и исчерпывающе. Это превосходный отец, стремящийся дать счастье родным детям, праведный и внимательный властелин, размышляющий о благе народном, однако отчего же повсеместно он терпит поражение? Нет удачи и счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии «и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского». Это глава боярской группы, потомок удельных князей «Рюриковой крови». Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Фёдора. Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому «народ искусно волновать». Но когда Борис избран, Шуйский превращается в «лукавого царедворца». Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский — типичный придворный, «уклончивый, но смелый и лукавый».

В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.

Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишека, Вишневецкого и других. Большое внимание уделено Марине Мнишек. «Мраморная нимфа», холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра. Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она даёт согласие стать женой Самозванца.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.

Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ—это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: «Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха». Умный Басманов говорит Борису: «Всегда народ к смятенью тайно склонен».

Сила народа — в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.

Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.

Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время — в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого — темнота, политическая несознательность народной массы. Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии («Красная площадь», «Девичье поле»), и в заключительной сцене.

Народ в драме изображен в движении, в формировании нравственного самосознания. Сцена первого появления народа на Красной площади приглашает задуматься об отдельной оторопи общенародной массы, очутившейся без венценосца:

О боже мой, кто будет нами править?

О горе нам!

В последующем акте — на Девичьем поле — народ молит Бориса встать на престол. Однако это происходит по указанию бояр: «То ведают бояре». Как мы видим из реплик, которыми перекидываются расположившиеся в этом месте, существенная доля народной массы абсолютно безразлична к выбору государя. Для неё это попросту занятное представление.

В заключении драмы народ уже другой: он самостоятельно принимает активное участие в происходящем, не тая собственной ненависти к монаршему дому.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]