Сегодня он популярен, даже в учебной программе по литературе изучается Андрей Платонов. «Никита» — краткий рассказ этого писателя, который рекомендуется для младшего школьного возраста.
Канули в Лету времена, когда на этого человека, ныне признанного классика, была объявлена травля, ведомая верноподданными деятелями литературы. Когда человек, создающий настоящие национальные духовные ценности, вынужден был жить на зарплату жены. Когда его сына, чтобы доставить побольше страданий отцу, под надуманным предлогом посадили в тюрьму. Когда отец забрал своего сына, больного туберкулезом, умирать домой, заразился и умер сам. Не потому ли так трогательно и по-отцовски пишет свой рассказ Платонов? Он не идет путем булгаковской сатиры. Но в неправильных с точки зрения построения фраз строках Платонова чувствуется драматизм настоящей художественной силы.
Кто, как не писатель, в силах соединить вымысел и реальность дивным кружевом своей фантазии? Как ни странно, но в XX железном веке среди вала заказной советской литературы были настоящие творцы, подобные Андрею Платонову, страдающие, но идущие против течения, несущие терновый венец продолжателей дела Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Бытовые сказки — что это?
Сколько фантазии и любви к людям должен иметь волшебник слова, пишущий бытовые сказки! Все это в полной мере отражает даже краткое содержание. «Никита» Платонова Андрея Платоновича (предмет изложения данной статьи) позволяет ощутить глубину и силу таланта автора. Писатель много работал над своим уникальным авторским изложением, «самодельным», «нескладным», но удивительно трогательным. В его сказках-рассказах нет волшебников и фей, там нет супергероев. Они заселены обычными людьми, вовсе не идеальными. Однако прочитавшие их все-таки признают, что произведения Платонова волшебны по-своему, особой магией добра, которая намного сильней, чем самое «навороченное» колдовство.
Платоновский стиль
Своеобразный платоновский язык изложения, перевитый лексическим, грамматическим нестандартом, присущим детской речи, как-то поразительно целостно создает картину единого мира, окружающего человека. Вы прочувствуете это, прочитав краткое содержание. «Никита» Платонова оставлает впечатление, будто мир рассказа — цельный, живой, причем в нем «все связано со всем».
За кажущейся простотой изложения и примитивностью сюжета просматривается глубина и мудрость Андрея Платонова, воспринимающего мир через призму так же многослойно и многогранно, как классики золотого периода русской литературы конца XIX века.
Художественное своеобразие
Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.
В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.
Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.
Источник
Художественные особенности повествования
Главный герой платоновского рассказа — пятилетний мальчишка Никита. Его отец призван на войну, а мать с утра и до позднего вечера зарабатывает трудодни, чтобы прокормить себя и ребенка. Яркие впечатления необделенного фантазией ребенка составляют для этого рассказа краткое содержание. «Никита» Платонова приводит читателя к осознанию драматического контраста между нарисованным фантазией ребенка одушевленным миром и миром фактическим: серым, нищенским, убогим. За кружевом авторской фантазии, создающим целостность повествования, трогающего чувства читателя, проглядывает и суровый реализм, и страдания простых людей от необустроенности их жизни.
Герои и образы
Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.
Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.
Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.
Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.
Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.
Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.
Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.
Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.
Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.
Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».
Главный герой
С чего начать излагать краткое содержание? Никита Платонова щедро делится с читателями своим образным видением окружающего мира. В нем смешались вымысел и реальность. Однако имеются также и штрихи реализма в восприятии мира ребенком.
Мать, работая в поле с утра до вечера, не может даже накормить его завтраком и полноценным обедом. Никита настолько самостоятелен, насколько может быть таковым пятилетний парнишка. Он твердо знает и выполняет свои ежедневные «дела»: не сжечь дом, собрать куриные яйца, защитить «своего» петуха от соседнего петуха-драчуна, не забыть пообедать молоком с хлебом… Горячую пищу Никита получает раз в день лишь вечером, когда мама приходит с работы. Впрочем, повествование автора настолько увлекает, что нищета оказывается завуалированной ширмами детских фантазий. Именно их богатство в первую очередь и показывает в своем рассказе «Никита» Платонов. Отзывы читателей о произведении писателя отображают усиление интереса к его творчеству, что он актуален и востребован.
Созерцание вместо воспитания
С одной стороны, ребенок растет, как стебелек в поле, практически без воспитания, но с другой, в мальчике уже заложено главное в жизни. Он любит свою маму, чувствует ответственность за «наше хозяйство», помнит своего покойного дедушку, трогательно, по-детски ассоциируя его с ласковым солнышком.
Никита вспоминает, как ранее он довольствовался созерцанием мух, воробьев, пауков. Поскольку некому из взрослых уделить ему внимание, то ребенок изучает предмет, одушевляя его. При этом он переносит на него все, что он знает о мире взрослых. Например, бочку, стоящую в сарае, он считает местом, где днем скрывался мужичок маленького роста, причем непременно с бородой. Не иначе, чтобы бороду эту подстричь, он намедни стянул у матушки мальчика ножницы. Вообще говоря, он недалекий. Спит днем, в то время как следует полоть просо. Ведь иначе колхозный счетовод не зачтет ему трудодень, и хлебушка, соответственно, у мужичка не будет. Явно вписал намек на колхозный уклад жизни села в рассказ «Никита» Платонов. Отзывы властей на такую смелость этой творческой личности были однозначны – «кулацкий прихвостень», а Иосиф Сталин был еще лаконичней – «сволочь».
Тема: Проблематика рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения.
Тема:
Проблематика рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения.
Цель
: осмысление нравственной проблематики рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения
Задачи:
1. обучать технологии анализа текста художественного произведения, 2. развивать языковое чутье учащихся, операции логического мышления, устную речь, 3. воспитывать нравственные качества личности каждого ребенка.
Оборудование:
портрет писателя, иллюстративный материал, отражающий поэтапно работу детей в группах
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать словами одного текста. («Рано утром мать уходила со двора…» до «…Никита, пяти лет от роду». Что это за текст? Кто автор? Верно, с содержанием рассказ А.П.Платонова «Никита» вы знакомились дома. А что такое рассказ? А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его? А что вы понимаете под анализом художественного произведения? (ответы ребят: тема, основная мысль произведения, проблемы, образ главного героя, особенности языка текста — будут потом интерпретироваться как цели урока) На уроке я и предлагаю заняться этой сложной, но интересной работой. В тетради записываем тему: Анализ рассказа А.П.Платонова «Никита» и поставим следующие цели (на доске появляются записи) и определим работу наших 6 творческих групп. Постановки задач работы групп. Время работы 10-12 минут. №1 Что мы знаем о Никите. Задание: 1. Причитайте план. 2. Ответьте на каждый пункт плана, составив единый рассказ. Никита – это главный герой произведения … 1. Возраст? 2. Где живет? 3. С кем живет? 4. Почему с мамой? А где дедушка, бабушка, папа? 5. Почему остался один дома? 6. Какие обязанности были на него возложены? 7. Как велела Никите мама жить в огромном мире под солнцем? 8. Куда отправился Никита после ухода мамы? С какой целью? 9. Каким увидел он мир? №2 1. Какие предметы внушали Никите страх? (перечислите) 2. Зачитайте (кратко из текста) или перескажите по памяти о каждом предмете. 3. Задание распределите между всеми членами группы. 4. Подведите итоги, ответив на вопрос: Что необычного в том, как Никита видит окружающие его предметы? №3 1. К кому Никита обращался за помощью, когда ему было особенно страшно? А) перечислите эти предметы, Б) зачитайте характеристику этих предметов из текста. 2. Что еще не испугало Никиту? Какое маленькое открытие он сделал? №4 Чтение текста по ролям. 1. Распределите роли: автор, отец, Никита. 2. Подготовьте выразительное чтение вслух отрывка, начиная со слов: «Во дворе все молчали…» до конца так, чтобы вас приятно было слушать. №5 1. Поразмышляйте над вопросом: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?» 2. Составьте или общий текст, или каждый свой. 3. Подготовьтесь прочитать его вслух. №6 1. Ответьте на вопрос: Интересен ли, прост ли, сложен язык произведения? Найдите и зачитайте средства художественной выразительности (Эпитеты, олицетворения), используемые в рассказе. А теперь проверим работу групп. Задача остальных слушать, оказывать помощь. А выводы, к которым мы придем, будем записывать в тетради. На доске и в тетради появятся такие записи: 1. Тема рассказа : послевоенное детство. Оно раскрывается на образе Никиты, который познает окружающий мир. 2. Основная мысль текса :быть добрым – значит быть нужным. 3. Проблемы: вечные проблемы добра и зла, каким быть… 4. Состояние Никиты в течение дня: (проследить через слова – сирота, одиночество, страх, добро…) 5. Язык произведения сложный, интересный, образный. Домашнее задание: Проблемный вопрос «Каким я помню детство», ответить письменно
Ожившие предметы вокруг дома
Вернемся к сюжету рассказа… Итак, от бочки малыш убежал. Достаточно было вдали раздаться «уханью». К слову, почему-то человечки, которыми фантазия мальчика населяла различные объекты, например колодец, почти всегда вредные. «Колодязные», например, жители, естественно, нафантазированные мальцом, — толстенькие, ростиком с воробья, мокрые и агрессивные, такие вполне могут выпить глаза у спящих ребят. Почему же фантазия ребенка обретает пугающие формы? Причина психологична: только неблагоприятный для комфортной жизни людей климат в стране мог пробудить в сознании детей подобные ассоциации.
Рассказ Платонова «Никита» повествует, что куда бы малыш ни пошел, преследуют его какие-то придуманные им сущности. Возможно, они змееподобные, живущие в норах. Они посреди ночи могут и приползти в их избушку и подло ужалят его или маму во сне. Рассказ Платонова «Никита» дальше выводит паренька в огород, где торчит пень, напоминающий голову, выглядывающую из земли. От этой головы также идет угроза, но другого рода. Пень-голова вполне может съесть всю капусту в огороде, оставив паренька и его маму без щей в холодную и голодную зиму. Заброшенная банька, в которой когда-то «по-черному» парился покойный дедушка, напоминает злую изогнутую старуху.
Мальчик испугался не на шутку. К грани нервного потрясения подводит его Платонов. Рассказ «Никита» далее доводит страхи мальчишки до их апогея. Когда после встречи с пнем-головой он прилег на землю и прижался ухом к ней, то услышал там какие-то голоса. «Да они – вездесущи!» — подумал паренек о людях, обитающих под землей. Теперь даже родная изба показалась ему враждебно ворчащей. Даже она не любила и его и маму за то, что ущерб от них, ведь сколько хлеба пшеничного тратится на них!
Сердце ребенка интуитивно ощущает враждебность окружающего мира.
Пересказ сюжета
Рассказ начинается с того, что мать уходит в поле и наказывает Никите охранять избу и не баловаться.
Она объясняет, что отца сейчас нет, поэтому мальчику придётся оставаться за хозяина.
Никита повторяет материнские наставления и добавляет, что ему страшно оставаться одному. Мать объясняет, что бояться нечего, а потом уходит.
Обитатели дома и сарая
Ребёнок остаётся один и сначала обходит избу. Из горницы он идёт в другую комнату, а затем отправляется в сени. Обитатели дома и двора, уже знакомые герою:
Мальчик уже видел их раньше, поэтому ему становится скучно. Он идёт к сараю, где стоит бочка. Никита думает, что внутри живёт маленький человек с бородой. Днём он спит, а ночью вылезает, ест и пьёт. Проходя по сараю, человечек сметает длинной бородой солому и оставляет «стежки».
Мальчик стучит по бочке и говорит таинственному жителю, что нужно идти на работу, а то зимой будет нечего есть. Но «лодырь» не отвечает. Вдруг слышится скрип — это звук рассохшихся досок.
Герой думает, что так ворочается бородатый человек, и выбегает из сарая.
Разговор с солнцем и пнём
На небе светит тёплое и доброе солнце. Мальчику кажется, что это его дедушка, который всегда был ласковым. Теперь старик живёт на солнце и приветливо глядит оттуда. Никита рассказывает ему о жителе бочки, а потом отправляется исследовать двор. За огородом есть колодец, из которого раньше брали воду для колхозных нужд. Сейчас он зарос, потому что давно выкопали новый.
Никите кажется, что в воде живут маленькие люди. Он наклоняется через сруб и смотрит в глубину. Внизу что-то чавкает, мальчику становится страшно. Никита хочет крикнуть, но голоса нет. Тогда он в испуге глядит на солнце, чтобы убедиться, что дедушка там, и бежит к дому. Оказавшись у сарая, герой останавливается и видит норы, уходящие под стену. Никита думает, что там кто-то живёт, возможно, змеи. Он бежит в избу, берёт два куска хлеба и кладёт у каждой норы, чтобы таинственные жители ели и не приходили по ночам в дом.
Ребёнок оглядывается и видит старый пень. Тот стоит в огороде и молча улыбается. У него есть глаза, рот и нос, как у человека. Никита предлагает существу вылезти и пахать землю. Ему кажется, что лицо пня стало сердитым. Мальчик пугается и идёт в сени. В избе уже жарко.
Герой хочет попить молока, оставленного матерью, но вдруг замечает, что стол тоже превратился в человека, только без рук и с четырьмя ногами. Тогда он выходит на крыльцо.
Баня и цветок
За огородом, там, где колодец, стоит замшелая баня. Раньше в ней любил купаться дедушка. Никите снова становится страшно, потому что он представляет баню умершей бабушкой. Ребёнок думает, что старушка не умерла, а превратилась в избушку. Труба — это голова, а вместо рта у неё щербатое отверстие. В это время во двор заходит чужой петух, о котором мать говорила, что за ним нужно следить, чтобы не обижал своих.
Отец вернулся
Однако есть кто-то, кто спасает малыша от этой вездесущей враждебности, считает Платонов. Рассказ «Никита» погружает мальчишку в спасательные лучи дедушки-солнца. Возможно, так душа покойного деда оберегает своего внука. Малыш, обласканный лучами солнышка, успокаивается и идет домой, к маме, ждущей его с ужином. Он открывает входную дверь и видит, что мама дома не одна, с ней какой-то старый солдат. Это вернувшийся с войны отец. Короткими, но меткими штрихами, показывающими исстрадавшуюся душу любящего отца («пора о тебе с матерью думать», «век буду с тобой вековать»), создает его цельный и глубокий образ Платонов («Никита»). Главные герои — сын, мать, отец – снова вместе.
Вариант 2
Произведение посвящено восприятию мира и отношениям между людьми. Автор ставит проблему влияния на одиночества и деятельности по преобразованию мира
Маленький Никита постоянно остается дома один. Автор намекает, что мальчику не хватает живого человеческого общения и деятельности, которые, тем более необходимы в его возрасте, для формирования личности.
Мать его постоянно находится на роботе, а отца он не помнит, поскольку тот на фронте. Не имея общения и не занятый какими-либо занятиями, развивающими ум и воображение, не занятый ничем полезным, Никита пускает свои интеллектуальные способности, пускаясь в фантазии. Он начинает олицетворять предметы. Причем, показательно, что он, от безделья населяет мир вокруг себя людьми, причем часть из которых – это родственники, хотя и воображаемые. Солнце у него связывается с дедом, а баня с бабушкой. Этим Платонов желал показать, насколько важно для каждого человека общение и губительно одиночество и бездействие. Герой рассказа в своем воображении пытается найти то, что ему недоступно, но необходимо.
Погружение в мир фантазий автор рассказа все же считает злом. От достаточно безобидных замен реальных контактов с людьми (однако же, не дающих ничего ни разуму, ни сердцу), Никита, погружаясь все глубже и глубже в конструируемый им мир, вывод на свет чудовищ. Они, хотя и тоже воображаемые, но не становятся от этого менее ужасными. Вообразив затем страшных незнакомых людей, живущих в его доме, главный герой пугается и бежит к матери, но по дороге засыпает.
Далее автор, вероятно, для контраста, с целью оттенить и сделать более отчетливой свою главную мысль, вводит в действие отца мальчика, вернувшегося с войны. Никита получает от старшего наставника, который необходим ему для полноценного развития, уроки нормальной жизни. Отец включает его в нормальную жизнедеятельность – дает ему посильную работу, посадив выпрямлять гвозди.
В одном из обработанных им гвоздей Никита опять видит человечка. Он бросается к отцу с вопросом, опасаясь, что страхи вернулись. Однако получает ответ, что это не человечек в гвозде не несет для него зла, так как он не выдуман, а сделан своими руками.
Автор стремился показать, что бесплодные мечтания и фантазии, вызванные одиночеством, недостатком общения вредны, так как уводят человека с пути, предназначенному ему его собственной природой. Нормальное саморазвитие возможно только в обществе и не может происходить без приложения собственных усилий.
Отец — есть отец…
Как мальчик воспринял отца, которого, в принципе, и не помнил? Его папа уходил на фронт, когда тот был еще грудным ребеночком. Он поверил этому «старому дядьке». Душа паренька вошла в родственный резонанс с душой отца. Он поверил ему и доверился, как верит сын отцу, он почувствовал, что их семья, наконец, стала полной. Как показывает все это писатель? Не многочисленными сентиментальными словоизлияниями, а опять одним коротким, точным штрихом художника. Мальчик вышел на улицу и сказал всем, что теперь с ними будет жить отец. Как просто и талантливо пишет рассказ Платонов! «Никита», главные герои которого цельные, глубокие, созданы лаконично и исчерпывающе, словом, мастерски, стал «визитной карточкой» автора.
Краткое содержание
Отец Никиты ушел давно на войну, и от него не было никаких вестей. Маме приходилось много работать, потому что жили они вдвоем. Рано утром она уходила в поле, а маленький Никита, которому было всего пять лет, оставался один.
Уходя, мама дала ему задания на целый день. Ребенку необходимо было собрать яйца, съесть хлеб с молоком и ждать маму.
Когда ребенок остался один, то его начало все пугать. В каждой вещи он видел людей. Например, старый пень злобно смотрел на него и пугал. В колодце жили болотные чудища, которых очень боялся мальчик. Одно лишь солнышко радовало мальчонку – он знал, что это умерший дедушка. Ему было очень страшно и все вокруг его пугало. Никита просил маму прийти раньше, но она находилась далеко в поле, поэтому не слышала его.
Мальчик лег во дворе на землю, но и там ему начали казаться люди, которые хотят вылезти на солнышко. Мальчик очень испугался, поэтому долго не мог подняться на ноги. Но когда у него появились силы – он побежал к маме в поле. Но на полпути сел и уснул. Проснулся он, когда уже был вечер. Ему сказал проходящий пастух, что мама его уже давно пошла домой.
Тогда Никита, что есть силы, побежал к дому. Дома он увидел маму и солдата, которого она кормила ужином. Солдат взял Никиту на руки и сказал, что все время думал о нем. Как бы тяжело ему не было – он все время вспоминал своего маленького сына.
Так же отец сказал, что теперь весь век будет жить с ними и никуда не уйдет. Мальчик был очень этому рад. Ему теперь было не страшно. Утром они с папой обходили их владения, и никто больше не пугал маленького мальчика. Он рассказал об этом отцу, на что тот сказал, что Никита очень добрый мальчик, поэтому во всем людей видит.
Они начали ремонтировать дом, и папа доверил сыну выравнивать гвозди. У Никиты это начало получаться, чему он был очень рад. Он спросил у папы, почему у всех предметов злые лица, а у гвоздика, который он только что выровнял, доброе?
Папа объяснил ребенку, что этот гвоздь он сам сделал, приложив сой труд, поэтому он и добрый. Тогда Никита предложил папе «трудом работать», чтоб все были живы. И папа с ним согласился. Отец знал, что у него самый добрый сын на свете, поэтому и называл его Добрый Кит.
Отцовское воспитание
Теперь по-другому почувствовал себя главный герой рассказа. Конечно, растущему мальчишке не хватало отца. Ведь в воспитании будущего мужчины должна принимать участие не только мать. Если любовь матери всегда безотчетна, запрограммирована самой природой, любовь отца всегда предметна, социально-ориентирована. Мы приближаемся к ответу на вопрос о том, чему учит рассказ Платонова «Никита». Первым делом, вернувшись домой, папа мальчика осмотрел различные инструменты. Однако вскоре мы убеждаемся, что он не только хозяин, но и воспитатель. Мальчик, под руководством отца вбивший первый свой гвоздь, замечает, что тот напоминает доброго человечка. Паренек обрадован и удивлен – наконец, существо доброе!
Созданное трудом доброе и вечное
Отец способствует формированию у сына оценок себя и мира вокруг. Именно об этом пишет Платонов («Никита»). Главная мысль, которую доносит он, вернувшийся с фронта, своему ребенку, заключается в том, что все, созданное трудом, доброе. Поэтому труд важен. А увиденное и дофантазированное непрочно, поэтому часто ассоциируется со злом. Вот так, немудреными простыми словами он очерчивает для сына приоритеты в дальнейшей жизни.
Не зря образ отца доносит писатель до читателя через отношение к работе. Это неслучайно. Отец самого Андрея Платоновича, машинист паровоза Климентов Платон Фирсович, воспитавший из него настоящего труженика, не просто уважал труд. Ему дважды присваивали звание Героя Труда. Возможно, словами своего отца украсил рассказ Платонов («Никита»). Главная мысль рассказа касается важности установления своеобразной границы между вымыслом и результатами труда. Созданное руками человека прочно, надежно, служит ему во благо.
Доброе сердце
Добрый гвоздь-человечек стал тем краеугольным камнем, который поменял сознание Никиты. Вместе с тем отец предупреждает своим пояснением возможный вопрос сына: «Хорош или плох созданный им мир фантазии?» Причина – в отзывчивости и милосердии мальчика, щедро наполняющего жизнью окружающие предметы и природу. Отец одобряет это свойство его натуры, считая, что, сохранив его, сын сбережет и свою доброту на долгие годы дальнейшей жизни. Эти отцовские суждения глубоко гуманны и мудры по своей сути, ведь человек сухой, лишенный фантазии, как правило, также лишен и человечности.
Анализ рассказа Платонова «Никита» также ценен с позиции формирования в сознании пятилетнего мальчика понятий мужской субкультуры, направленности его интересов, понимания главного направления своего развития через труд.
Это произведение, как и все творческое наследие писателя, стало доступным для широкой читательской аудитории лишь в середине 80-х годов.
Вывод
Читатели данного произведения, конечно же, чувствуют, насколько глубоко сживается со своими персонажами автор. Даже краткое содержание рассказа Платонова «Никита» дает понять, каким глубоким писателем, настоящим инженером человеческих душ был Платонов. Принципиально отказавшись от партийной идейности, он в основу каждого своего произведения ставил личность человека.
Андрей Платонович мечтал, чтобы все были богатыми и счастливыми. В революции же он видел обнищание и оболванивание людей, а в войне — их ожесточение.
К тому же он не умел лгать, не желал писать пафосно. Его лучшие произведения не печатались советскими издательствами, он их «писал в стол». Однако у него, несомненно, был свой неповторимый стиль.