«Хозяйка медной горы» — краткое содержание сказки Бажова


Очень краткий пересказ сказки «Малахитовая шкатулка».

После смерти мужа, горняка Степана, у вдовы Настасьи остается подарок от хозяйки медной горы – малахитовая шкатулка с драгоценностями. Зная цену этим сокровищам, вдова отказывалась их продавать, несмотря на бедность и лишения.

В семье Степана и Настасьи росло трое ребятишек – два сына и младшая дочка Танюшка, девочка необыкновенной красоты. В детстве она часто игралась украшениями из шкатулки. Повзрослев, девочка стала надевать и ходить по дому в драгоценностях, которые ей были к лицу.

Как-то мерила Танюшка украшения, и забрел к ним вор. Хотел он ограбить девушку и забрать камни. Но увидев блеск драгоценностей, будто ослеп. Поняли люди, что шкатулка особенная и посоветовали вдове спрятать вещь подальше от людских глаз. Нашла Степанова дочка припрятанную матерью шкатулку и тихо любовалась украшениями, в тайне от всех.

Чтобы прокормиться, вдова с сыновьями на поле работали, а Танюшка дома шила. Однажды пришла к ним странница, попросилась пожить немного. А в плату за кров пообещала девушку научить рукоделию. Да так искусно научила шить, что лучшей мастерицы, чем Татьяна, во всей Полевой не сыскать.

Девушка привыкла к страннице и рассказала ей про шкатулку. Та уговорила надеть украшения и показала ей комнату малахитовую, где гости стоят и Танюшка в красивом зеленом платье. На вопросы девушки странница ответила, что все Танюшка узнает со временем. Уходя, странница подарила Танюшке пуговку волшебную.

Когда женщина покинула дом, случился пожар и все нажитое добро сгорело. Только шкатулку успели вынести. Чтобы как-то прожить, Настасья решила продать каменья. А в Полевую как раз прибыл молодой приказчик с женой с назначением. Услыхала у приказчика жена про драгоценности и купила их.

Хотела дома перед мужем похвастать, но только она примерила драгоценности, как головной убор с камнями стал вырывать ей волосы, кольца – сжимать пальцы, а серьги – оттягивать уши.

Барыня бросилась к местным мастерам – переделать украшения. Но все мастера отказались, ответив, что невозможно переделать то, что под одного было сделано. Решила барыня продать шкатулку.

В то же время умирает старый барин и в Полевую приезжает его сын, молодой Турчанинов. Увидев шкатулку, барин купил драгоценности и загорелся желанием хозяйку их разыскать. Местные указали на Настасьину дочку.

Как увидел Турчанинов Танюшку, так сразу замуж ее пожелал взять. А она ответила. Мол, буду твоей, коль царицу в малахитовой комнате покажешь. Сговорились встретиться в столице.

Пришло время встречи, но не дождался барин невесты своей у крыльца дворца, как было оговорено. Постыдился ее бедной одежды. А она под старую шубку свою надела платье зеленое красивое и украшения, барином отданные. Пришла во дворец и давай искать ту самую малахитовую комнату, которую ей странница показала.

Царица, наслышанная о красоте турчанинской невесты, пришла в назначенную комнату ее посмотреть, а там пусто. Все за Танюшкой в малахитовые палаты пошли. Разгневалась она. Да как так можно самоуправляться в палатах царских?!

Прибежала туда, а там Танюшка стоит непреклонная, на Турчанинова зло ругается, что обещал царицу ей показать, а сам все подстроил, что ее привели показывать. Сказала она эти слова и исчезла. Только каменья после себя оставила.

Пытался барин их собрать, в руках таяли украшения водою. Поднял барин пуговку, а оттуда Танюшка смеется, дескать, неровня ты мне женихаться… С ума сошел Турчанинов, стал пить шибко.

В тех пор в Полевой сказывают, что видели двух Хозяек Медной горы в зеленых убранствах и ослепительных украшениях.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина.
  • Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня.
  • Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов.

Другие персонажи:

  • Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.
  • Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина.
  • Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка.

Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка» подробно.

У вдовы Степана, Настасьи, остался подарок на свадьбу мужу от Хозяйки Медной горы – малахитовая шкатулка с женскими каменьями да приборами. Настасья сироткой выросла, не любила она модничать. Первые года семейной жизни еще носила подаренные кольца да серьги.

Автор: Павел Петрович Бажов

Только не припали украшения к душе. Бывало, наденет кольцо на палец, хорошо сидит. А пойдет куда – как закованная рука посинеет. Серьги уши тянут так, что мочки опухают. А бусы ледышкой вокруг шеи обернулись. На людях в украшениях боялась показываться, чтобы не говорили, будто царица какая-то в Полевой отыскалась.

Видя такое дело, Степан предложил жене убрать шкатулку подальше. Настасья положила ее в сундук, где холсты на запас хранятся.

Когда Степан умер, в его руках люди нашли камни со шкатулки малахитовой. Настасья вынуждена была рассказать о подарке Хозяйки Медной горы посторонним людям. Один из ведающих про шкатулку, советовал дешевле тысячи камни не продавать.

Вдова от мужа покойного раньше слышала, что человек этот правильный и образованный, послушала совета да схоронила вещь подальше от глаз людских.

После похорон Степана к Настасье сватались другие мужики. Да всем отказала она. Муж вдове много добра после смерти оставил. Да как ей одной с малыми ребятишками всем управится – стала беднеть понемногу. Родня сразу нашептывать начала, продать шкатулку уговаривает.

Уже и покупателей нашли – то за стольник, а то и двести рублей предлагают, учтиво так склоняя «мы за ребят твоих переживаем, да скидку на судьбу вдовью делаем». Настасье жалко продавать мужнин подарок, да младшая доченька слезами просит «памятку тятину сберечь».

В семье Настасьи и горняка Степана трое детишек росло. Двое парнишек и доченька, как чертенок, зеленоглазая и черноволосая. Дивились люди в кого такая красота растет. А Степан отшучивался – зеленоглазая потому, что малахиту он много барину Турчанинову сделал. А черненькая от того, что отец ее в земле постоянно роется.

Вот и росла Степанова девчушечка на примету других – красавица нездешняя. К чужим людям не приветливая, а все одно ласково ее звали Танюшкой. Настасья часто приглядывалась к дочке, тяжелые думы гадая, будто подменили ей девочку, уж настолько внешность ей чужою казалась.

По отцу девочка крепко убивалась. Чтобы отвлечь Танюшку, решила Настасья шкатулку ей отдать. Девочка на радостях стала мерить обновки – все по ней размером пришлось.

Когда выросла Танюшка, часто оставаясь дома одна. Мать с братьями на покос, а она управится по дому и любуется камнями, на себя их примеряла.

Однажды к ней вор забрался. Взял топор из сеней и вошел в светлицу, когда Танюшка серьги надела. Оглянулась, а рядом мужик грозный стоит и топор угрожающе поднимает. Затаилась от испуга, а он ойкнул, уронил топор и быстро стал тереть руками лицо, выкрикивая, будто ослеп. Девушка кинулась:

– Что с вами, может подсобить чем? – держа в руке ковшик воды, приблизилась она к незнакомцу.

– Не подходи! – еще пуще раскричался мужик и выбежал из дома в сени, приперев дверь. На крик сбежались люди, давай расспрашивать, что случилось. Тот, проморгавшись, представился странником за милостыней пришедшим. А тут вдруг с глазами плохо стало – «как светом озарило».

Когда Настасья с поля приехала, пришлый ей то же самое рассказал. А уже дома Танюшка поведала матери правду о страннике. Поняла Настасья, что за шкатулкой охотятся, и перепрятала ее в голбец.

Утром, когда все уехали на покос, хватилась Танюшка привычного места, а шкатулки нет. Вдруг опалило ее теплом, глянула, из-под полы свет идет. Залезла в голбец, думала пожар, а там шкатулка стоит. Так и пошло – только родные за порог, сразу лезет поиграть с отцовским подарком.

Да и Настасья спокойна – спрятала надежно вещь, никто не ведает. Родне строго запретила говорить о продаже. Туго ей, но держится.

Прошло время. Старшие братья начали работать, в семье денюжка водится. Младшенькая тоже без дела не сидит – научилась шить бисером да шелками. Да так ладно у нее выходит, мастерицы известные удивляются – откуда такой бисер и шелка достает?

И как-то пришла к ним нищая женщина, чернявая, с острым взглядом. Сзади холщовая котомочка перемотана, с черемуховым бадожком, странница. Попросилась она в дом на пару дней переночевать. Настя подумала, что заслана по шкатулку, но отказывать не стала.

– Проходи, располагайся сколько надобно. Только живем мы сиротски – квас с луком, да лук с квасом, вот все и разнообразие. Коль голода не страшишься, заходи на здоровье.

Странница уже зашла в хату и обувку сняла. Настасье это не понравилось, но смолчала. «Ишь какая» – подумала хозяйка – «Еще не успела приветить, а уже расположилась как дома».

Тем временем женщина котомочку расстегивает и подзывает к себе Танюшку:

– Смотри, какое рукоделие у меня. Хочешь, тебя научу – подает ей в руки шелком расшитую ширинку, от жаркого узора которой сразу в избе посветлело. Впилась девушка глазами в полотно как зачарованная, а странница улыбается.

– Приглянулось тебе, вижу, мое рукоделие? Научить?

– Научите.

– Забудь об этом! – не вытерпела Настасья – в доме еды нет, а она вздумала шелками вышивать! Припасы нынче дорогие!

– Хозяюшка, не беспокойся – успокоила ее странница – За доброту твою обеспечу я ее припасами, надолго хватит. За такое мастерство хорошие деньги заплатят.

– Ну, коли припасы будут, учи на здоровье, спасибо только скажу – согласилась вдова.

Занялась пришлая Танюшку обучать. Да так ладно у нее получается, будто всегда умела. А странница ее дочкой и дитятком величает. Видит Настасья, так и льнет к ней младшенькая, аж скоса поглядывать стала:

«Родную мать позабыла, к чужим людям тянется»

И настолько уверилась Танюшка в страннице, что про шкатулку ей рассказала.

– Осталась у нас памятка от тяти – шкатулка с каменьями чудесными.

– Надень на себя украшения, чтобы виднее посмотреть – предложила странница.

Танюшка надела украшения, женщина ходит вокруг и поправляет их. Какой камешек тронет, тот сразу светом озарится. Девушка удивляется, а странница ее по волосам гладит да приговаривает:

– Повернись. Покажу тебе сейчас помещение. Пойдешь туда, смотри не оборачивайся. Вперед смотри что произойдет, но молчи.

Обернулась Танюшка, а вокруг столбы с потолками зелеными, да стены из зеленого малахиту. Перед нею стоит барыня-красавица, на нее шибко похожа, в платье зеленом бархатном да увешенная камнями ослепляющими.

И народу в том помещении много – все в золоте и каменьях, с заслугами ходят, господами одеты. А рядом с дамой щупленький белобрысый стоит. Говорит он ей на ушко что-то, а она и бровью не ведет. И вдруг заметила Танюшка на красавице этой тятины украшения.

– Не доглядела, дочка – улыбается женщина – Ничего, скоро все узнаешь.

– Что это за помещение? – спрашивает девушка – И кто та женщина, что в уборах тятиных стоит?

– Дворец малахитовый это. Из камня, добытого отцом твоим покойным. А про остальное ничего не скажу, сама скоро поведаешь.

В тот день пришла вдова домой, а странница уже собирается. Танюшке отдала узелок с припасами обещанными, да пуговку положила стеклянную, простой гранью обделанную.

– Прими, дочка, от меня подарок – говорит – Коли узор тяжкий или что не получаться будет, посмотри на пуговку, там и ответ сыщешь.

С той поры Степанова дочка знатной мастерицей стала. Крутятся под ее окном местные женихи, подойти бояться.

В барских покоях тоже проведали о мастерстве невиданном красавицы. Подсылали на разведку лакея, авось, клюнет девка на ряженого щеголя. Танюшка выслушает ежели по делу, а так еще и посмеется:

– Ступай, заждались уже тебя. Видать с непривычки кафтан барский измозолил.

А лакей еще и сердится:

– Да это не девка, а статуя холодная!

Бежит к барскому порогу, а его захлестывает – забыть красоту ее не может. К праздникам, как привороженные, местные холостяжники по улице вьются. Дорожки возле окна вытоптали, а Танюшке до них дела нет. Соседи Настасье совестить принялись:

– Примири Татьяну свою. Шибко высокая себе стала. В Христа невесты метит или царевича ждет?

– Да сама не понимаю – оправдывается мать – как колдунья эта побывала, так спасу дочке нет. И отлупить нельзя, с ее работы живем, старательничает шибко. Да что ответить ей, коли говорит судьбы ее здесь нет, чего людей зря привечать? Возле окошка, маменька, сижу, по то работа требует.

Верно, как занялась дочка рукоделием, так жить ладно стало. Танюшка моду мастерит, слух о ней далее пошел, за заказы деньги немалые дают. А ту вдруг горе приключилось – хата погорела у них. Успела Настасья шкатулку малахитову с каменьями вынести.

– Вот и пришла пора каменья продать – порешили с сыновьями. А Танюшка на пуговку поглядела – зеленоглазая там соглашается, отдайте говорит. Грустно стало девушке, тятину памятку чужим-то. Приютилось семейство по соседям да спать легли.

На утро покупателей налетело – кто семьсот, а кто тысячу дает за шкатулку с каменьями. Не зря, видать, поджог дома сделали. Настасья цену большую, две тысячи за шкатулку запросила. Ходят вокруг, советуются, сговориться никак не могут. Кусок лакомый, никто не отступается. А пока ходили, в Полевую округу явился новый приказчик.

Сказывали, этот был из чужестранцев, заморскому этикету обученный, по-русски одно слово знал – пороть. Как прослышет о недостаче, так сразу «пороть!». Его и прозвали местные Паротей. Оказался этот приказчик не шибко и худым. Крестьяне малость вздохнули при нем.

А в чем вся штука была. Старый барин совсем хилый стал, ели ногами передвигал. Вздумал он сына женить на знатной даме, пока еще ноги ходят. А у молодого барина полюбовница была. Ну, чтобы бабенку сговорить, хитрый старик замужество ей предложил, с учителем-музыкантом ребятишек своих.

Приданым обещал наделить, а будущего мужа душеприказчиком в Полевую назначить. Полюбовница была дама ушлая, быстро смекнула выгоду и согласилась. Музыкантишка артачился поначалу, пришлось барину постараться – то ли лестью, то ли спугнул, но сыграли они свадьбу да быстро уехали в Полевую хозяйничать, так появился приказчик Паротя.

Приехал Паротя с бабою своей в тот момент, когда Настасья шкатулкой торговала. Прослышала жена приказчика, да решил глянуть, что за чудо молва людская мусолит и прикатила в гости.

– Дай гляну, что за каменья какие продаешь?

Показали ей добро из шкатулки, глаза аж забегали, везде ездила с молодым барином по заграницам, да украшений таких не видывала. У самой царицы подобных нет, а тут погорельцы распоряжаются

– Собирайся, поедешь ко мне в горницу, там деньги за шкатулку получишь – говорит Настасье.

– Нет у нас обычая хлебу за брюхом бегать – отвечает вдова, пряча шкатулку – Отдам добро после оплаты.

Очень хотелось барыне заполучить драгоценности, попросила она Настасью подождать с продажей до вечера. Дескать, привезу деньги, никому не отдавай. Как только отъехала она от ворот, тут же налетели купцы местные, стали совестить вдову.

– Да как так можно, своим пожалела, а чужим отдаешь! – и цену пуще набавляют.

– Это ваше дело выкрутасничать, а мое ждать – обнадежила ее, значит сторговались! – говорит вдова.

Паротина баба быстро вернулась. Отдала Степанова вдова ей шкатулку и деньги запрошенные получила. Только жена приказчика на порог, а тут Танюшка домой вернулась. Увидела шкатулку в чужих руках, остановилась.

– Кто такая? – спрашивает жена приказчика.

– Дочь моя – отвечает Настасья – раньше игралась она уборами этими по-малолетству, все говорила, тепло в них да хорошо ей. Владелица она шкатулки той. Нужда назначила продать украшения.

– Напрасно не думай, уж я найду им хорошее применение – ответила жена приказчика, а сама подумала: «Как ладно, что она красоты не ведает своей. Уж в Сам-Петербурхе вертела бы царями. Хорошо, что молодой Турчанинов, ее не видывал»

Приехав домой, Паротина баба поспешила надеть обновки, чтобы похвастаться мужу. Подбегает к зеркалу, наголовник мерить, а он жмет, аж волос выдерает! Насилу освободилась. Но неймется же! Серьги надела – чуть уши не порвались, тяжкие вдруг стали каменья.

Перстень надела – еле стянула, аж палец синий стал! Что за оказия! Надо в городе мастеру показать – не иначе как подменил кто камешки!

На следующее утро села Паротина баба в заводскую тройку и укатила к городскому мастеру. Тот посмотрел украшения и говорит:

– Не буду делать. Узнаю шкатулку и о Степане слыхивал. Не наших эта работа, не нам и переделывать.

Жена приказчика не смекнула, в чем тут дело, кинулась к другим умельцам. Решила, не буду говорить, откуда красота такая. Те посмотрят на украшения, да смеются в ответ:

– Несподручно тягаться работою с тем, кто их сделал. Эти украшения для одного сделаны, другие люди камни не смогут надеть, как не старайся.

Поняла Паротина баба, что неладно получается – уважают здешние мастера шкатулки. Припомнила слова Настасьи, да смекнула, украшения для зеленоглазой сделаны. «Ну, ничего, продам их дуре какой-нибудь! Пусть сама мается, а я с деньгами буду!»

Приехала, а тут новость – старый барин умер, молодой барин один остался, письмо прислал, дескать, заберу тебя приеду, разлюбезная. И мужа твоего определим куда-нибудь.

Как прознал о письме Паротя, такой шум-гам поднял. Выпивать с мужиками стал, горе заливать – известно же, барин жену забрать хочет. Вот раз на пирушке и выведал о красавице заводской, краше которой никого не сыскать.

– Кто такая?

Выпивохи рассказали приказчику про Танюшку, да историю покупки шкатулке его бабой упомянули. «Поглядеть хочу» – загорелся Паротя.

Нашли предлог землю мерить и отправились вдвоем с Паротей на смотрины к Настасье. Как глянул приказчик на Степанову дочь, сразу онемел от красоты ее.

– Что шьете? – спрашивает.

– заказ делаю – показывает шитье Танюшка.

– А для меня можно сделать?

– Можно, ежели по цене устроит – говорит.

– Хочу портрет ваш вышитый – говорит Паротя.

– Свой не дам – отвечает рукодельница – на примете имею одну даму, в Царицыно платье одетую да дорогими каменьями увешенную. Ее вышью, только работа дорогая будет.

Обрадовался Паротя и говорит:

– За оплатой не постою, на вас бы была та дама похожа.

– Внешне будет схожесть – отвечает.

Сговорились о цене в сто рублей да сроку месяц. Неймется Пароте, забегает иногда. Вроде как про заказ спросить, а самого так и крутит. А Танюшка равно как не замечает, скажет пару слов и все. Выпивохи над Паротей смеются, зря, мол, сапоги топчешь.

Приходит время, готова вышивка. Смотрит приказчик – Танюшка и есть, в шелка и каменья убранная. Дает три сотенных, но мастерица отказалась:

– Не приучены мы к подаркам.

Стал дома Паротя украдкой от жены на портрет любоваться. Пить бросил, в дела мужицкие вникает.

Весной прикатил барин Турчанинов. Взялся он в господском доме гулянки устраивать. Да Паротю спаивать мужиков приставил. Приказчик хоть и пьян, да чует, к чему дело идет. Чтоб сгладить неловкость, так и заявляет перед гостями:

– Знаю, что барин жену забрать хочет. У меня другая есть, пусть забирает! – и показывает портрет, Татьяной вышитый. Все замерли, а Турчанинов глазами въедается:

– Кто такая, откуда? – спрашивает.

– Околесицу муж несет, барин! – вскрикнула полюбовница – Еще до свадьбы этот портрет заграничный привез да мне показывал! Что с пьяну возьмешь!

Местные выпивохи живо Танюшку признали, давай наперебой барину нашептывать, кто она и где живет. А Паротя видит, что его жену корежит, и еще пуще ее чехвостит:

– Здесь я портрет купил и тебе не показывал! Да ты сама у нее каменья и покупала! Все знают о шкатулке, в шкафу твоем запертой. Не подошло корове черкасское седло стало быть!

Барин молодой хоть и полоумный был, но в каменьях разбирался, пристрастие к ним имел немалое. Распорядился он принести те каменья. Показала ему шкатулку Паротина баба. Как увидел украшения, так сразу купить их вздумал. Поставил вещь на стол и приказал Танюшку позвать.

Приходит Степанова дочь в господский дом. Глядь, а посреди комнаты тот самый щуплый белобрысый стоит, а рядом тятино даренье – шкатулка.

– Твои украшения? – спрашивает.

– Были наши, теперь вон чьи – кивает она в сторону Паротиной жены.

– Нет, мои теперь – возражает ей барин – Примерь. Хочу глянуть, как на человеке каменья смотрятся.

– Отчего же не примерить – отвечает Танюшка. Подошла, привычно выбрала украшения, надела и давай красоваться в уборах. Барин смотрит и только ахает.

– Поглядели, и хватит – сняла с себя камни и обратно их в шкатулку прячет – Некогда мне рядится, работа стоит.

На утро приехал барин к Настасье свататься, мол, отдай дочь замуж и все тут.

– Я ее воли препятствовать не стану. Ежели захочет, выйдет – отвечает вдова.

Долго уговаривал он Танюшку, пока не сказала она:

– Слышала давеча, в царском дворце есть палаты зеленым камнем обделанные. Тяти моего покойного работа. Покажи мне в той комнате царицу – выйду за тебя замуж.

Турчанинов обрадовался, быстро в Сам-Петербурх собирается, да Степанову дочку зовет с собою. Та отвечает, пусть сам уезжает, а она к Покровам прибудет. Барин послушался, поехал, на Паротину жену напоследок даже не взглянул.

В столице как появился, сразу растрезвонил о невесте да камнях ее невиданных, шкатулку всем показывать начал. Так нахвалил, что любопытствовать господа стали – что за красавица да посмотреть бы.

А Танюшка осенью ему весточку шлет – живу на окраине у вдовы. Барин туда со шкатулкой сорвался:

– Да где это видано, баринова невеста незнамо где живет. Квартиру тебе, мол, приготовил. Царица в гости приглашает, надо платье снарядить да каменья надеть!

– О нарядах не печалься – спокойно отвечает – шкатулку на содержание возьму, а к царице я сама приду. Ты на крыльце во дворец будешь ждать.

Вот пришла пора в дворец ехать. Барин сутра на крыльце ошивается – поджидает красавицу. А она в платье парчовом да украшениях, подвязала платочек заводской, да старую шубку накинула и идет себе пешком тихонько. Увидел Турчанинов невесту свою, спрятался. Стыдится ее начал, что пешком во дворец пришла.

Остановили девушку лакеи.

– Не дозволяется заводским! – распахнулась Танюшка и ахнули все, платье на ней, лучше царских одежек будет.

– Да невеста это моя –Турчанинов объявился.

– Обманул ты, не был у крыльца, как обещал – строго глянула она на него.

Барин замешкался, ошибочка вышла, пожалуйста. Вошли они в палаты, куда царицей велено. Еще строже посмотрела Танюшка на Турчанинова:

– Не та это комната, куда должен был привести – и ушла гулять по дворцу. Все придворные за ней – где видано, чтобы царицу ослушались. Глаз с нее не сводят, и Турчанинов тут же крутится, лопочет, дескать, не в тех комнатах, где велено. А Танюшка зашла в малахитовые палаты и стала возле стенки.

Вот царица выходит в назначенное место, а там никого нет. Сердится она, что за самоуправство! Пришла она в малахитовую палату, все тут же ей в ноги кланяться, а Танюшка не шелохнется. Осерчала больше самодержавица:

– Покажите мне самовольницу!

Как услышала это Степанова дочка, еще пуще разозлилась на Турчанинова:

– Я велела тебе царицу мне показать, а ты подстроил, будто меня ей кажешь! Видеть никого не хочу! Забирай камни свои! – прислонилась к стене и растаяла в воздухе.

Все перепугались, а царица в обморок упала. Пока ее растормошили, заметили, на стене камни Танюшкины остались. Говорят Турчанинову:

–Ты забери, пока другие не забрали. Тут им место сразу определят.

Собирает барин камни со стены. Какой возьмет, а он живо в воду превратится и стечет по пальцам. Приглядел, а на полу пуговка стеклянная валяется. Взял он ту пуговку, а из нее красавица зеленоглазая смеется, дескать, куда тебе, полоумный, мне парой быть.

Тут барин последнее умишко потерял. Держит пуговку, смотрит, как красавица ему обидное говорит. С горя запил он, да так сильно, что чуть именье свое не потерял.

Паротя тоже пить стал, но портрет шелковый пуще зеницы ока берег. Паротина баба не особо разжилась, по долговым бумагам Турчанинова за шкатулку сильно не поимела.

А про Танюшку больше никто ничего не слышал. Настасья погоревала да и успокоилась. Хоть и дочка была, но чужая ей. Сыновья Степановы выросли, женились, на внучат только успевай глядеть.

Через время после этого случая заметка на заводе пошла. Будто у Медной горы теперь две Хозяйки – люди видели не раз двух дев в зеленых малахитовых платьях.

Короткий пересказ «Каменного цветка»

П. Бажов «Каменный цветок» краткое содержание:

Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин и велел приставить к нему ученика. Только не шла наука у Прокопьича, «всё у него с рывка, да с тычка». Наставит мальчонке шишек по всей голове, уши оборвёт, да и отсылает обратно — не способен, мол, к науке.

Местные мальчишки начали Прокопьича бояться, да и родителям не хотелось своё дитя на муки отправлять. Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был этот двенадца­тилетний мальчонка круглым сиротой — мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Лицом Данилка был чистенький и пригожий, поэтому взяли его «казачком» в господский дом. Тут надо бы вьюном виться, а мальчик уставится на украшение какое и замрёт в уголке.

Посчитали Данилку «блаженным тихоходом» и отправили в подпаски. Но и здесь работа у него не пошла. Старый пастух заснёт, Данилка замечтается, а коровы разбегутся. Однажды потеряли нескольких коров, одна из них приказчикова была.

Высекли сначала старого пастуха, а потом за хилого Данилку принялись. Палач сперва несильно ударил. Данилка зубы сжал и молчит. Тогда палач разозлился и начал бить изо всех сил. Мальчик так и сомлел, не проронив ни звука.

Выходила Данилку местная бабка-знахарка. От неё мальчик и узнал о каменном цветке. Растёт этот цветок у Хозяйки в малахитовой горе, «на змеиный праздник полную силу имеет». Если человек тот цветок увидит, всю жизнь несчастным будет, а почему — бабка не знала.

Скоро Данилка на ноги стал. Приказчик это углядел и приставил его учеником к Прокопьичу: мальчонка — сирота, учи, как хочешь, никто не заступится. Глаз у Данилки оказался верный. В первый же день он мастеру на ошибку указал.

Прокопьич один жил, жена его умерла, детей не нажил, вот и привязался мастер к сироте. Работать с малахитом вредно, каменная пыль быстро лёгкие забивает, поэтому решил мастер сначала худого и хилого Данилку откормить, а потом уж за науку приниматься. Приставил он мальчика к хозяйству, и начал задания давать — что ни работа, то забава.

Прокопьич крепостной был, но работать на себя, «по оброку», ему разрешалось, поэтому был у мастера свой доход. Данилку он за сына принял, справил ему хорошую одежду, сапожки. К ремеслу своему мастер его пока не подпускал, но Данилка сам выспрашивал Прокопьича и всё запоминал.

Скоро приказчик заинтере­совался: чей это мальчонка целыми днями бездельничает? Решил проверить, чему мастер его выучить успел. Оказалось, что между делом Данилка успел много премудрости усвоить. С этого дня кончилось Данилушкино вольготное житьё, начал приказчик ему работу давать.

За этой работой Данила и вырос. Работал он быстро, но Прокопьич учил его не спешить и приказчику внушил, что Данилка — тихоход. В свободное время мальчик даже читать-писать научился. Со временем стал Данила видным парнем — высоким, румяным, кудрявым и весёлым, «одним словом, сухота девичья».

Когда выточил Данила «зарукавье-змейку из цельного камня», приказчик его мастером признал и написал о нём барину. Тот решил испытать нового мастера, велел выточить чашу из малахита, чертёж прислал и наказал присматривать, чтобы Прокопьич Даниле не помогал.

Поместил приказчик Данилу у себя. Сначала парень старался работать медленно, а потом ему скучно стало, она и выточил чашу одним махом. Приказчик ему ещё две такие же чаши выточить велел. Получилось, что Данила сделал три чаши за срок, который барин на одну дал.

Понял приказчик, что Прокопьич его за нос водил, разозлился и описал всё барину. Тот же «всё как есть наоборот повернул» — назначил Даниле маленький оброк и не велел от Прокопьича забирать, надеясь, что вдвоём они что-то новенькое придумают. К письму барин приложил чертёж затейливой чаши, велел сделать такую же и срок отвёл неограниченный.

Данила принялся за работу, но чаша ему не нравилась — не было в ней красоты, одни завитушки. С разрешения приказчика решил Данила ещё одну чашу выточить, по своей задумке.

Стал Данила-мастер задумчивый, невесёлый, с лица спал, всё ходил по лугам, искал цветок, чтобы по его подобию свою чашу сделать и всю красоту камня показать. Выбрал он для чаши дурман-цветок, но сперва решил барский заказ доделать.

Прокопьич его отговаривал, потом женить решил, надеясь, что после свадьбы вся дурь из головы выйдет. Данила признался, что соседка Катя давно его ждёт. Наконец, выточил Данила барскую чашу и устроил по этому случаю праздник, пригласил невесту и старых мастеров. Один старик, учитель Прокопьиа, и рассказал парню, что те, кому каменный цветок увидеть удаётся, постигают всю красоту камня и навсегда попадают к Хозяйке в горные мастера.

Потерял Данила покой, о свадьбе забыл — так хотелось ему красоту камня понять. Однажды пошёл он малахит для своей дурман-чаши искать, а голос ему и подсказывает: сходи на Змеиную гору. Потом мелькнула перед Данилой женщина и пропала. Отправился парень на Змеиную гору, нашёл то, что искал, принялся за работу, но не выходит у него чаша, жизни в ней нет.

Понял Данила, что сам не в силах поймать красоту камня, жениться решил. Свадьба пришлась «как раз около Змеиного праздника». Пришёл Данила в последний раз к Змеиной горке, сел отдохнуть, тут ему Хозяйка и явилась. Парень её по красоте и малахитовому платью узнал. Попросил он Хозяйку показать ему каменный цветок.

Та его отговорить попыталась: увидевшие цветок радость жизни теряют и сами к ней возвращаются. Но Данила не отступал. Отвела его Хозяйка в свой сад с деревьями и травой из разного камня и подвела к чёрным, будто бархатным кустам. Нагляделся Данила-мастер на каменный цветок, и Хозяйка его домой отпустила.

В тот день у Кати-невесты вечеринка была. Сперва Данила веселился вместе со всеми, а потом загрустил. Вернувшись после вечеринки домой, разбил Данила свою дурман-чашу, в барскую чашу плюнул и выбежал из избы.

Долго Данилу искали. Одни считали, что он с ума сошёл и в лесу загинул, а другие говорили, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера.

Сказка «Малахитовая шкатулка» Бажова была написана в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать «Малахитовая шкатулка» в кратком содержании на нашем сайте. Книга является продолжением сказки Бажова «Медной горы Хозяйка».

Кратко об истории создания произведения.

По заданию художественно-дискуссионного центра изучения народного творчества реконструктивного периода, Свердловское книжное издательство должно выпустить к 1935 году сборник уральского дореволюционного фольклора. Обработкой материала занялся историк В.П.Бирюков, который через время заявил, что «не может найти подходящее народное творчество».

П.П.Бажов, заинтересованный историями горняцкого сторожа В. Хмелинина (прототип деда Слышко), рассказанные ему в 1890-х годах, предложил включить его сказы о «Дорогом имячке» и «Медной горы Хозяйке». Произведения были объявлены фольклорными и стилизованы под «рабоче-уральские сказания».

В связи с исключением автора из партии, его сказы печатались в отдельных издательствах с пометками «из рассказов Хмелинина» под псевдонимами «П.Б.».

После первых публикаций «Малахитовой шкатулки» П.П.Бажову вменили «фальсификацию народного творчества». Писателя спасли заметки революционного общественника и советского публициста Д.Бедного. Он поверил в сказы Бажова и даже указал их косвенную подлинность, ссылаясь на книгу русского географа П. П.Семенова-Тян-Шанского.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]