« | Я. Хотел. Помочь. Людям! | » |
— Прометей в мультфильме А. Снежко-Блоцкой |
Прометей
— защитник людей от произвола богов.
Люди слабы, а боги не всегда являются хорошими, и тогда появляется кто-то, кто хочет помочь людям и облегчит их участь, обычно путем дарования важной вещи. Прометей может быть богом, восставшим против несправедливости, или титаном, желающим отомстить богам. Это может быть могущественный смертный, который желает поделиться секретом своего могущества с остальными. Скорее всего, он даже понесёт наказание за свой поступок.
Кодификатором тропа является собственно Прометей из древнегреческих мифов, который сначала научил людей, как приносить в жертву Зевсу поменьше, а себе оставлять побольше, а потом и вообще украл огонь и даровал его людям.
К сожалению, в современных изложениях мифов упускается такой момент — Прометей воспринимал людей не как забавных питомцев, а скорее как потомков (его брат Эпиметей вообще предок всех людей по мифам, через брак с Пандорой). По разным версиям мифов именно титан Прометей людей либо создал, либо одушевил. В эпоху правления Титанов те всячески покровительствовали людям — именно на те времена пришлись легендарные Золотой и Серебряный век по греческой мифологии. После поражения Титанов Олимпийцы хотели истребить чуждое им племя людей, и Прометею удалось спасти их жизни в обмен на жертвы богам. По тем же мифам — Прометей не приносил людям огонь, а вернул им его. Огонь Олимпийцы ранее отобрали у людей в ярости от прометеева обмана при уговоре о жертве.
Примеры про собственно Прометея[править]
- «Загадка Прометея» Лайоша Мештерхази: почему Прометея не почитали как бога? — «Прометей был величайшим благодетелем человечества. Так почему же в античном мире не назвали по нему ни единой звезды (орел, что клевал ему печень, заслужил эту честь!), почему нет ни храма, ни хотя бы жертвенника или источника, рощи, посвященных его памяти? А между тем огромное звездное небо полным-полно совсем незначительными подчас персонажами мифологии и легенд, некоторым же звездам и вовсе достались названия тех или иных предметов обихода. […] Прометею же не досталось ничего. Ничего! Или припомним другое: из дюжины главных богов греко-римской мифологии кое-кто здравствует и поныне, причем не только на небе, но здесь, на земле, в нашей повседневной жизни. На целом ряде языков, которыми пользуются сотни миллионов людей в Европе и Америке, понедельник — это день Луны или Дианы, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры. До сих пор! А сколько античных богов живет в наших пословицах, поговорках! („Что дозволено Юпитеру…“, „Фигура Юноны“, „Прекрасен, как Аполлон“ и так далее) Прометей? Прометея нет. А ведь Прометей — бог, и постарше Зевса.» На самом деле Мештерхази откровенно не знал матчасти: храмы Прометея существовали; в качестве благородного тираноборца Прометей выступает только в трагедиях Эсхила — у Аристофана в «Птицах» он изображен куда ироничнее; да и прочих ляпов у Мештерхази много — с оружием работы Гефеста, и с его семейной жизнью, и с хеттскими законами, и с грудью амазонок… Про радиоактивный элемент «прометий» Лайош тоже видимо не знал…
Образ Прометея в трагедии Эсхила “прикованный Прометей”
… Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил и сложенье букв, Суть всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приучил к ярму, И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили Они людей от самой изнурительной Работы. А коней, послушных поводу, Красу и блеск богатства, я в повозки впряг, Не кто иной, как я, льняными крыльями Суда снабдил и смело по морям погнал. Вот сколько ухищрений для людей земных Придумал я, злосчастный… Эсхил “Прикованный Прометей” Древнегреческий трагик
Эсхил в своем творчестве отразил целый этап становления афинского государства. В его трагедиях запечатлелись многие события того героического времени, когда греческий народ отстаивал свою свободу и независимость. Поэтому произведения поэта насыщены конфликтами мощных страстей, и действуют в них величественные герои. Именно таким произведением является трагедия “Прикованный Прометей”, в основу которой положен старинный миф о титане Прометее, оказавшем людям неоценимые услуги. С первых строк мы узнаем, что грозный властитель Зевс обрек героя на вечные муки за то, что он осмелился пойти против него, похитив огонь и отдав его людям. И Зевс придумал для Прометея жестокое наказание, чтобы он рассчитался за свою вину перед богами. Чтоб наконец признал главенство Зевса И чтоб зарекся дерзостно людей любить. Слуги Зевса, грубые и бесцеремонные, с удовольствием выполняют свою работу – приковывают героя и опутывают его тело железными цепями. Но мужественный Прометей не издает ни слова, ни ропота. Он не взывает к жалости. И только оставшись в одиночестве, дает волю своим чувствам: Мученью конца я не вижу… … Я в ярме беды томлюсь Из-за того, что людям оказал почет. Однако, несмотря на невыносимые страдания, которые причиняет ему орел, выклевывая печень, Прометей не покоряется. Гермесу, посланному Зевсом, чтобы склонить героя к примирению и подчинению, а заодно выведать тайну, которой он владеет, Прометей гордо отвечает: Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье. Он не поддается ни на какие уговоры и угрозы и остается непреклонен: “Ни на один вопрос твой не отвечу я”. Свою решимость титан сохраняет до последней минуты. Когда скала с прикованным Прометеем проваливается сквозь землю, он лишь взывает к справедливости высших сил: Без вины страдаю – гляди! Эсхил называет своего героя “филантропом” – словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, друг людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Мы видим роль, которую играет в этом Прометей, сколько открытий приносит он человечеству. Перед нами словно проходит вся история человечества, история его интеллектуального и духовного роста, развития его материальной культуры. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года; он вступился за них перед Зевсом, который хотел уничтожить человечество. Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей. Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость.- Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана – бескомпромиссностью, Гермеса – чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к “тирании Зевса”. Царь богов для него – воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление. Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX-XX веков.
Примеры про схожие образы[править]
Кино[править]
- «Чужой: Завет»: андроид Дэвид. Причём дважды: сначала он уничтожает создавших и пытавшихся когда-то уничтожить человека Инженеров, а потом истребляет человеческую экспедицию ради блага выведенной им расы Чужих
. В обоих случаях цитирует «Озимандиаса» П. Шелли[1].
Литература[править]
- Анатоль Франс, «Восстание ангелов». Почти что кодификатор.
- Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры»: брат Спасителя, заклеймлённый Церковью как «Искуситель», хотел преподнести людям Магический Дар — способности к магии.
- «Князь Света» Роджера Желязны: земные колонисты на чужой планете разделены на богов, которые имеют доступ ко всем технологиям будущего, и простых людей, живущих в средневековье. Сэм, один из богов, желающий покончить с подобной несправедливостью, создает новую религию, в которой спасение происходит без поклонения богам. А потом собрал армию и с посильной помощью соратников так навешал богам, что они значительно поумерили свои претензии.
- Желязны «Снова и снова» — небольшой рассказ от лица Прометея-Люцифера. Ни разу ещё он не побеждал в своей попытке принести человечеству прогресс — но никогда не откажется от попыток.
- Ник Перумов, «Гибель Богов» — Хедин, Ракот и Хрофт. Точнее, с альтруизмом у них так себе, скорее некое идейное бунтарство. Но не без жилки «тираноборчества», да.
- Prince of Nothing: Келлхус, хотя против собственно богов он не выступает — только поглотил их религии, чтобы использовать последователей тех в борьбе с Консультом. Но богов от попыток уничтожить его это вовсе не останавливает. Пророк Фан. Но только против Ста Богов, того, кого Айнри Сейен назвал Богом Богов Фан очень уважал и считал достойным поклонения Едиными Богом.
- Вы будете смеяться, но Консульт! Вплоть до того, что Шеонанра прямо носит прозвище Шауриатас — Предатель Богов. К людям, правда, альтруизм был о-о-очень ограниченный — в рамках 144 000 избранных и ни человеком больше!
Видеоигры[править]
- Серия Risen — всё началось с того, что некий маг вышвырнул из мира всех богов, чтоб защитить от них людей…
- Sword of the Stars: старейшины Liir, достигшие биологического бессмертия — стали живыми богами и создали Zuul. Прометеем и тираноборцем стал Чёрный свергнувший их власть.
- Dark Souls: Хитрый Карлик Манус
, был обладателем Великой Темной души. Разорвал её на множество частей и превратил неразумную нежить (Пустых) в людей, дав им души. Её осколки носят название Человечность и позволяют переходить из облика пустого в человеческий. - Diablo III — с прикрученным фитильком Тираэль.
- Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords — Крейя. Стремилась уничтожить Силу ради блага людей, считая её источником конфликтов.
- Chrono Trigger — настоящее имя Робо как раз Прометей, он был создан чтобы шпионить за людьми и помочь их уничтожить, но в конечном счете пошел против своего создателя, защищая человечество.
Визуальные романы[править]
- Monster Girl Quest — ангел Проме
штейн. Деконструкция образа благородного бунтаря, просветителя и богоборца, всем сердцем любящего людей.
Настольные игры[править]
- WarHammer 40000: Император Человечества, он же Анафем, выкрал ради блага рода человеческого божественную мощь у Сил Варпа.
Сюжет произведения
В основании мифа – история о том, как Прометей похитил у Зевса огонь, спрятал в тростнике, который издревле рос вдоль Гирканского побережья, и передал его в дар людям. Прометей научил людей всем наукам и ремеслам, которые знал сам:
- он дал людям знания, научил чтению, счету, письму;
- он познакомил человека с металлами, научил добывать их из недр земли, обрабатывать;
- он усмирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди смогли обрабатывать землю;
- он первым построил корабль и оснастил его;
- он же познакомил людей с первыми лекарствами, научил лечить болезни.
Иначе говоря, Прометей обучил людей всему, что облегчает жизнь и делает ее радостнее, счастливее. В то же время ему не удалось наделить людей законами, научить жить правильной общественной жизнью. Он же вселил в людей «слепые надежды», умения надеяться, верить, стремление действовать, стремиться к осуществлению мечты, верить своей мечте. Благодетельные функции Прометея, его мудрость создают условия для спора с Зевсом, для непокорности и бунта.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Прометей прикованный, краткий анализ 420 ₽ Реферат Прометей прикованный, краткий анализ 230 ₽ Контрольная работа Прометей прикованный, краткий анализ 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
За похищение огня Зевс жестоко покарал Прометея. Желая его сломить, Зевс изначально вверг мятежного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где, по представлениям древних греков, скатаются души умерших, затем поднял на поверхность земли, приковав к скале алмазным клином, вбитым в грудь Прометея. Но и этого мстительному Зевсу показалось мало, и он наслал на Прометея огромного орла, которой каждое утро прилетал к титану для того, чтобы терзать его печень. К утру рана затягивалась, и орел прилетал вновь. Все пытки Прометей сносил молча.
Его мать Фемида и отец Иалет приходили к страдальцу и предлагали смириться, подчиниться своему всемогущему брату, Зевсу, но титан отказался. Нимфы-океаниды испытывали жалость к Прометею, умоляли его смириться и открыть Зевсу тайну. О том же просили Прометея и его братья – титаны. Но Прометей отвечал отказом, говоря, что признается Зевсу лишь в том случае, если он признает, что расправился с ним зря. Незнание, непонимание сущности поступка Прометея мучило Зевса, и он решил освободить Прометея.
Геракл и сын Кроноса, кентавр Хирон, освободили Прометея. Титан открыл тайну Зевсу, последний, вняв предостережению мойр и эриний, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. В этом браке был рожден Ахилл – внук Зевса и будущий герой Троянской войны.
Прометей был забыт, а Зевс занял свое место владыки богов и людей, покровителя героев и дарователя всех благ. Народ, ради которого Прометей пошел на жертвы, промолчал.