Очень краткий пересказ романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот»
Главный герой Мигеля Сервантеса описан как немолодой человек, влюбленный в рыцарские романы и мечтающий о приключениях. Он решает стать странствующим рыцарем, чтобы защищать слабых и угнетенных. В качестве оруженосца, он берет с собой Санчо Панса, который будет отвечать за голос разума в романе, а также выбирает даму сердца, Дульсинию.
Все приключения Дон Кихота заканчиваются не так, как ему бы хотелось и он, заболевший, возвращается домой. Дон Кихот умирает, завещав все племяннице при условии, что она никогда не выйдет замуж за человека, который читал рыцарские романы.
Сервантес и Дон Кихот
Говорят, что материал для книг авторы берут из жизни. Я сам пишу (на момент написания этой статьи у меня готовы девять романов и два сборника рассказов), но на своём примере рассматривать данный вопрос мне кажется не лучшей идеей. Поэтому возьму классика – Мигеля де Сервантеса (имя Сааведра он добавил себе позже, так как оно принадлежало знатным и уважаемым дальним родственникам). На его примере попытаюсь выяснить и показать, откуда писатели берут материал.
Об авторе Дон Кихота написаны уже гигабайты биографии. Поэтому повторять в этой статье всё, что можно и так найти, я не буду. Обращусь лишь к тем фактам биографии, которые нашли место в самом известном рыцарском романе.
Вероятно, никому из классиков литературы не выпадало настолько тяжкой доли, какая досталась Сервантесу. Многие писатели жили в бедности, были военными, имели ранения, но на долю Сервантеса выпало столько жизненных приключений, что он мог бы написать остросюжетный, полностью автобиографический роман.
О ранних годах и юности Сервантеса сохранились крайне скудные данные, но это упущение историков, нежели задумка самого писателя. О детстве и родителях своего героя автор также не оставил сведений.
Родился Сервантес 29 сентября 1547 года в семье идальго Родриго Сервантеса. Его отец занимался зазорным для дворянина делом – был лекарем. В поисках работы семья Сервантеса часто перебиралась с места на место.
Неоспоримым является тот факт, что главного героя Сервантес сделал подобным себе, то есть идальго – обедневшим дворянином, лишённым состояния, синьорий, права юрисдикции и высоких общественных постов. При этом дед писателя, Хуан, был богатым человеком и занимал серьёзный пост в Андалусии.
Ещё одно сходство между автором и его персонажем – это бедность. Бедность стала извечной спутницей Сервантеса. Вероятно, именно бедность виновна в том, что весь мир уже несколько веков восхищается одним из лучших романов Ренессанса. Автор Дон Кихота был действительно беден, но этот факт нисколько не помешал ему обогатить литературу.
Есть неподтверждённые сведения, что Сервантес учился в университете. О своём же герое, Сервантес упоминает лишь то, что перед началом повествования тот читал много рыцарских романов. Однако рассуждения Дон Кихота, которыми он сыплет почти в каждой главе, наводят на мысли, что Сервантес предполагал у своего героя достаточно хорошее, на тот момент, образование.
В 1570 году Сервантес поступает на военную службу, которая в те времена считается почётной.
Так как на момент повествования Дон Кихоту идёт пятый десяток, то, следовательно, до этого же он чем-то занимался? Но автор оставляет это в тайне. Однако Дон Кихот берёт оружие и отправляется на подвиги, что свидетельствует о его знании боя и оружия. Но этот факт оспорим, так как в те времена лишь женщины, да грудные дети не умели обращаться с оружием.
Седьмого октября 1571 года Сервантес участвует в битве при Лепанто, где получает три ранения. Одна из ран навсегда перечеркивает его военную карьеру. У Сервантеса отнимается левая рука. Но, может этот факт как раз и позволяет нам сегодня наслаждаться «хитроумным идальго»? Ведь неизвестно, как сложилась бы жизнь Сервантеса, не получи он этого ранения. Каких высот он достиг бы на военной службе, ведь все современники единогласно отмечали его доблесть. А могло всё сложиться и абсолютно по-другому. Сервантеса бы попросту убили, и мир бы даже не представлял, что где-то по задворкам уже умершего сознания бродит бесстрашный Рыцарь Печального образа.
Однако ранение, перечеркнувшее Сервантесу полжизни, создаёт в его произведении правдоподобные образы. Сервантес беспощадно наносит увечья своему герою, сам прекрасно представляя, что такое боль. При чтении так и кажется, что если Дон Кихота не убили в этой главе, то в следующей его обязательно убьют, а если не убьют, то нанесут травмы, не сопоставимые с дальнейшим рыцарством. Однако Дон Кихот продолжает рыцарствовать, несмотря на выбитые зубы и побои, кои подсчитать практически невозможно. Отмеченную современниками доблесть Сервантес предоставляет в неограниченное пользование своему персонажу. Дон Кихот бесстрашно идёт на великанов, то есть ветряные мельницы, соглашается плыть в Алжир, оплот работорговли, в одиночку выступает против войска, пусть и не знает что это всего лишь стадо баранов. На всём протяжении достаточно немаленького романа Дон Кихот проявляет доблесть и бесстрашие, которые никто из других персонажей так и не оценил. Что прямо перекликается и с самой жизнью автора.
На этом, как известно, злоключения молодого Сервантеса не заканчиваются. Заручившись письмами брата короля и вице-короля Неаполя, Сервантес отплывает в Испанию. По дороге он попадает в сильный шторм, а после его корабль захватывают алжирские корсары. Первый его хозяин, увидев эти письма, принимает Сервантеса за знатную особу и назначает такой выкуп, который семья Сервантеса собрать не может. И автор Дон Кихота проводит пять лет в плену. Оттуда он совершает четыре неудачных побега. И только по прошествии пяти лет его, наконец, выкупают.
Плен у арабов Сервантес достаточно подробно внёс в свою книгу. Этому факту биографии автор выделил особое место. Ни одна вставная новелла не отличается той живостью, с которой передан рассказ пленника. Даже если не знать биографию Сервантеса, напрашивается вывод, что автор понимает, о чём пишет. Безусловно, плен у арабов произвёл на писателя неизгладимое впечатление. Это видно не только по тридцать девятой, сороковой и сорок первой главам Дон Кихота, но и по повестям и комедиям.
После возвращения из плена Сервантес долгое время, до смерти, боролся с бедностью. Работал, попадал в тюрьму, женился. Войну с бедностью Сервантес проиграл. Собственно как и его герой не смог выпрямить всю кривду и помочь всем обиженным. Дон Кихот безуспешно странствует, пытаясь помочь людям, а Сервантес переезжает с места на место, стараясь заработать на жизнь.
Дальнейшая жизнь Сервантеса не сильно перекликается с жизнью его героя. Но стоит отметить тот факт, что после смерти брата, у Сервантеса на попечении остаётся племянница. Дон Кихот как раз начинается с описания быта некоего идальго. Вскоре после чего узнаётся, что у этого идальго на попечении содержится племянница. Можно было б считать вымыслом, либо вообще не заострять внимание на данном аспекте, не говори он так красноречиво о жизни самого Сервантеса.
В 1587 году Сервантеса назначают на должность комиссара по закупкам провианта для Непобедимой армады. Пятнадцать лет он колесит по стране, скупая продовольствие. Вероятнее всего, именно в то время, пусть на подсознательном уровне, в его голове зреет Дон Кихот. Ведь начавшись с осмеяния рыцарских романов, он переходит в разряд описания народной жизни, коей Сервантес насмотрелся вдоволь.
Как известно, вскоре после выхода первой части «Хитроумного идальго» появился подложный Дон Кихот. Его автор, Авельянеда, высмеял не только героев, но и самого Сервантеса. За что и прославился в веках. Сервантес резко отвечает Авельянеде на страницах всего романа, причём не только авторским текстом, но и словами главного героя. Не единожды Рыцарь Печального Образа восклицает: «Этого не может быть! Я никогда не совершал такие поступки!».
Стоит отметить ещё один факт, который, безусловно, должен иметь место при сопоставлении Сервантеса с Дон Кихотом. Как известно из повествования, Алонсо Кихано прочёл все рыцарские романы, лишь после этого отправился на подвиги. Он много о них рассуждает и приводит бесчисленное множество примеров, как какой-либо из рыцарей поступал в тех или иных случаях. Такие рассуждения Дон Кихота наводят на мысль, что Сервантес и сам любил почитать подобные романы. История об этом замалчивает, собственно как и сам автор. Но, видимо, при чтении очередного романа у Сервантеса появилось стойкое отвращение к однообразию и шаблонности этих повествований.
Последнее сходство, возникшее не по воле автора, состоит в смерти. К сожалению, Сервантес умер в бедности, как и его герой. Различие состоит в том, что у Дон Кихота были средства на похороны. У Сервантеса нет – поэтому могила писателя утеряна в веках.
Различие жизненных обстоятельств у Сервантеса и Дон Кихота настолько велико, насколько обыденным является различие жизненных обстоятельств между автором и его героем. Даже в автобиографических повестях (например, Л. Толстой «Детство», И. Бунин «Жизнь Арсеньева»), жизненные обстоятельства авторов и их героев различаются, что говорить о персонаже, который от начала до конца выдуман?
Конечно же Сервантес никогда не представлял себя странствующим рыцарем, конечно же не попадал в глупые ситуации, в кои Дон Кихот попадал даже по нескольку раз на день, никогда не лазил в пещеру Монтесиноса и никогда не влюблялся в Дульсинею Тобосскую (хотя здесь нет ни подтверждений, ни опровержений).
Столь большая разница между Мигелем де Сервантесом и Алонсо Кихано как раз и должна быть. Наоборот странно, если б она отсутствовала, ведь нигде и никогда не говорилось, что «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» написан как автобиографическая книга. Автор вложил в своего героя ровно столько, сколько требовалось вложить – частицу себя. Лишь отдельные части биографии, которые взбудоражили жизнь Мигеля де Сервантеса, он осознанно или нет, присовокупил к чертам собственного персонажа, создав образ настолько правдивый, насколько и вымышленный. Может, именно благодаря жизненным обстоятельствам Сервантеса, которые нашли место в биографии его персонажа, Дон Кихот странствует и, можно уже с уверенностью сказать, будет ещё долго-долго странствовать по миру, совершая свои безумства.
Можно сделать вывод, что Сервантес львиную долю «Хитроумного идальго» взял из окружающей и собственной жизни. Безусловно, лишь бесконечные разъезды позволили ему написать роман, где всё действие происходит в движении, в переезде с места на место (исключая главы, когда Дон Кихот находился у герцога). Лишь огромный жизненный опыт, да частичка собственной биографии позволили Сервантесу создать непревзойдённое по силе произведение с непревзойдённым по неповторимости героем.
Список и краткая характеристика героев романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот»
Список и краткая характеристика главных героев
- Дон Кихот – странствующий рыцарь, отважен, но наивен
- Санчо Панса – его оруженосец, рассудителен и практичен
Список и краткая характеристика второстепенных персонажей
- Дульсиния Тобосская –дама сердца Дон Кихота
- Антония – племянница Дон Кихота
- Ключница – ведет хозяйство Дон Кихота
- Священник и цирюльник – друзья Дон Кихота
- Трактирщик – в шутку посвящает Дон Кихота в рыцари
- Фрестон – воображаемый враг Дон Кихота, злой волшебник
Краткое содержание романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот» подробно по главам
Том первый
Глава 1-4
Некогда в Ла-Манче жил Алонсо Кехана, бедный мужчина лет пятидесяти, который страстно любил рыцарские романы. Он так много читал, что потерял рассудок и решил стать странствующим рыцарем на защите слабых. Он звучно назвал себя Дон Кихотом, свою старую клячу – Росинант, а даму сердца – Дульсинией Тобосской.
В первый день он доходит до таверны, но принимает ее за замок, а трактирщика за феодала. Дон Кихот не взял с собой денег, ведь в романах о них не было ни слова. Его пускают переночевать в обмен на охрану и даже угощают едой. Трактирщик объясняет герою, что, если в романе не упоминаются деньги или сменная одежда, это не значит, что у рыцаря их не было.
Дон Кихот просит трактирщика оказать ему честь и посвятить в рыцари. В темноте Дон Кихот чуть не пронзает копьем погонщика мулов. Трактирщик успевает вмешаться и, чтобы спровадить гостя, в шутку посвящает Дона в рыцари, пару раз похлопав по плечу.
Глава 3-4
Дон Кихот вступается за мальчика-пастушка, которого избивают за потерю стада овец. Стоит защитнику уйти, как ребенка забивают до полусмерти. Новоявленный рыцарь горд своим первым подвигом и ничего не замечает.
Дон Кихот предлагает крестьянину Санчо Панса стать его оруженосцем, тот соглашается. По дороге они встречают купцов, которые видят, что Дон Кихот не в себе и смеются над ним. Дон оскорблен, пытается атаковать, но падает из седла. Его жестоко избивают.
Знакомый крестьянин помогает раненному Дону вернуться домой. Санчо и Росинант бредут за ними, нагруженные доспехами и остатками оружия.
Глава 5-8
Дон Кихот бредит, дома за ним ухаживают ключница, священник и племянница. Все убеждены, что его разум помутился из-за чтения романов и решают сжечь все книги, а дверь в библиотеку замуровать. Увидев это, Дон Кихот приходит в ярость. Ему отвечают, что это происки его врага, волшебника Фрестона, он верит.
Дон Кихот сам чинит оружие и запасается деньгами. Вскоре, герои, не прощаясь, уезжают. В поле Дон Кихот принимает ветряные мельницы за великанов. Он атакует ближайшее крыло, которое начинает резко крутиться и отбрасывает его на землю. Дон Кихот думает, что это происки Фрестона.
Главы 9-25
Росинант слишком близко подходит к незнакомому агрессивному табуну. Пастухи пытаются отогнать его кнутами и достается даже Дон Кихоту с Санчо. Дон Кихот отказывается оплачивать счет в трактире и быстро уезжает, бросив Санчо. В отместку оруженосца хватают и перебрасывают через ворота. Во всем случившемся Дон винит злых волшебников.
На перегоне двух стад баранов, Дон Кихот решает, что это две армии и его долг помочь слабой. Он врывается в стадо верхом на коне, но пастухи отгоняют его камнями из-за чего Дон Кихот теряет почти все зубы. Герои ночуют на лужайке, а утром освобождают заключенных каторжников, ошибочно приняв их за невинно угнетенных. Дон Кихот становится обладателем шлема Мамбрина. На самом деле, это отобранный силой таз цирюльника.
На очередном привале крадут осла Санчо, но эта потеря восполняется находкой сундука с золотом. Деньги достаются Санчо, а Дон берет себе дневник. Теперь Санчо богат и хочет вернуться домой. Герои ссорятся и прощаются. Дон Кихот просит оруженосца передать два письма, для Дульсинии и для племянницы, но Санчо их теряет.
Главы 26-35
Дома Санчо рассказывает о приключениях священнику и цирюльнику. Друзья Дон Кихота встревожены состоянием горе-рыцаря. Они выслеживают его, заманивают в клетку и силой везут домой.
Герои снова встречают мальчика-пастушка и узнают, что заступничество Дона сделало ситуацию лишь хуже. Дон Кихот расстроен и не понимает почему.
Стражники узнают в Дон Кихоте человека, который освободил каторжников. Лишь вмешательство священника и его слова о сумасшествии рыцаря, убеждают их отпустить Дона.
Священник также улаживает конфликт с цирюльником, у которого Дон Кихот отобрал «шлем Мамбрина». Выясняется, что осла Санчо украл один из освобожденных каторжников.
Том второй
Главы 35-44
Дон Кихот медленно выздоравливает дома. Санчо узнает о том, что вышла книга их приключений, прочитав которую Дон снова собирается в путь.
Дон просит оруженосца устроить встречу с Дульсинией, которую, как оказалось, он никогда не видел. Санчо показывает на первую встречную девушку, она не так прекрасна, как думал Дон Кихот, и он снова решает, что это козни злых волшебников.
Дон побеждает некого Рыцаря Зеркал. Его настоящее имя Самсон Карраско, это он автор книги о приключениях наших героев. Дон Кихот с комфортом гостит у своего нового знакомого дона Диего, именуемого Рыцарем Зеленого Плаща. Увидев клетку со львами, Дон Кихот требует ее открыть, но, на его счастье, львы не выходят из клетки. Теперь Дон Кихот просит называть себя Рыцарем Львов.
На кукольном представлении идальго портит всех кукол, т.к. принимает их за живых рыцарей, но оплачивает ущерб.
Главы 45-60
Герои доходят до берегов реки Эбро и решают переплыть ее в лодке без весел. Течение очень сильное и лодка тонет, ущерб решено оплатить.
Местный герцог приглашает их к себе во дворец. Он и его придворные наслышаны о приключениях Дон Кихота, хотят посмеяться над ними и придумывают ряд заданий. В награду герцог «дарит» Санчо остров Баратория.
Санчо старается мудро править, но слуги герцога продолжают издеваться над ним. Вскоре бывшему оруженосцу наскучила роль губернатора, и он уезжает. В это же время Дон Кихоту надоедает жить у герцога. Друзья встречаются на дороге.
Главы 60-74
Герои едут в Барселону на турнир, где Дон Кихот проигрывает Рыцарю Белой Луны. Это оказывается Самсон Карраско, который берет с Дон Кихота клятву вернуться домой и не сражаться целый год. Наш идальго сильно истощен и решает вернуться домой.
По дороге он подхватывает лихорадку и внезапно понимает, как же он был жалок. Перед смертью он завещает все свое имущество племяннице с условием, что она никогда не выйдет замуж за человека, который читал рыцарские романы. Санчо горько плачет. Дон Кихот тихо умирает во сне.
«Дон Кихот» история создания
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
— роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры о приключениях одноимённого героя.
«Дон Кихот» история создания романа
Был опубликован в двух томах. Первый вышел в 1605 году, второй — в 1615 году. Роман задумывался как пародия на рыцарские романы. Впоследствии переведённый на все европейские языки, этот роман поныне является одной из популярнейших книг, а в2002 году признан лучшим романом в мировой литературе.
Стимулом к созданию книги послужил роман «Интерлюдии романсов», высмеивающий фермера, который сошел с ума после прочтения множества рыцарских романов. Бедный фермер бросил свою жену и стал скитаться по белу свету — что, в свою очередь, сделал и герой романа Сервантеса (за исключением того, что Дон Кихот не был женат). Этот сюжет был с подтекстом: точно так же поступил и Лопе де Вега, после написания своих многочисленных автобиографических любовных произведений покинувший семью и отправившийся во флот Непобедимой Армады.
Известен интерес Сервантеса к балладам. И причины для насмешки над литературным конкурентом у него явно имелись: пьесы Лопе де Вега были популярней произведений самого Сервантеса. Вывести под маской литературного персонажа своего врага и вдоволь насмеяться над ним — прием известный. Одним из аргументов в пользу этой гипотезы является то, что Дон Кихот, хоть и представляется ярым почитателем рыцарских романов, в первой редакции рассказывал про свои любовные похождения. К этой же версии склоняются и многие литературоведы, ссылаясь, в частности, на произведения Жоанота Мартореля «Тирант Белый»,Луиджи Пульчи «Морганте» и Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд».
Роман состоит из двух частей: первая «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», опубликованная в 1605 году; и вторая «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи», опубликованная в 1615, чтобы восстановить доброе имя писателя. Дело в том, что в 1614 году была опубликована вторая часть Дон Кихота, написанная неким Авельянедой (это был псевдоним самозванца. Его настоящая личность до сих пор не установлена).
Роман Авельянеды носил пародийный характер и резкие выпады против Сервантеса. Во второй, настоящей части, Сервантес даёт Авельянеде отпор. В начале второй части Сервантес в «Посвящении графу Лемоскому» упоминает о подложном Дон Кихоте. Также он в конце романа назвал Авельянеду «лживым торседильясским писакой» и писал, что Авельянеда «не имеет права перетаскивать его кости (то есть, кости Дон Кихота) в Старую Кастилию» (в конце подложного «Дон Кихота» обещалось рассказать о приключениях Дон Кихота и Санчо Пансы в Старой Кастилии).
Вам может быть интересно:
- Интересные факты из мира одежды
- Факты о майнкрафте
- Чем опасен вазелин? Вредные свойства вазелина
- Чтение «ушами» или полезное изобретение для книголюбов