«Родина» — анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родине.
История создания – Стихотворение написано в 1896 году, в тяжёлый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Любовь к родине. Относится данное стихотворение к гражданской лирике.

Композиция – Стихотворение условно делится на две части. В первой части – укор автора тем гражданам, которые обвиняют Родину в убожестве. Вторая часть – развёрнутое сравнение.

Жанр – – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «глядит с улыбкой состраданья».

Эпитеты – «убогий вид», «чёрные хаты», «спокойный и нахальный».

Сравнения – «родина сравнивается с женщиной-матерью, услталой робкой и печальной…»

Олицетворения – «корят тебя твоею простотою».

Строение композиции

Стихотворение «Родина» включает в себя все лишь две строфы, каждая из которых насчитывает 4 строки. Однако даже в этом коротком тексте автору было под силу выразить настроение и всю глубину своих идей. Композиция произведения условно поделена на две части:

  1. В первой Бунин описывает мрачный русский пейзаж. Перед читателем открывается безрадостная картинка одного дня зимы на закате, в котором нет ничего примечательного и привлекательного. За счет средств выразительности поэту удается передать настроение и цветовую палитру того дня. Раздолье природы России с ее огромными лесами, описанное Иваном Алексеевичем, невольно нагоняет мрак и уныние. Небо мертво-свинцового оттенка, отдаленность от дома и темный бор вызывают депрессивное настроение.
  2. Вторая строфа кажется более оптимистичной. В ней автор сумел сгладить тяжелое чувство, созданное первой частью стиха. Описание красот природы становится более абстрактным и мягким, навевает только светлую печаль.

В восьми строчках стихотворения Бунин сумел воссоздать зимний пейзаж России и передать всю мрачность чувств, которые порой он испытывал, глядя на ее бескрайние белые просторы.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, однако им в полной мере удаётся передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. В первой части (первая строфа) звучит укор автора тем гражданам, которые относятся к родине не по-сыновьи, обвиняют её в убожестве. Вторая часть – развёрнутое сравнение. Родина и её граждане, которые часто рассуждают о том, какой должна быть родина, но не видят реальной действительности, не любят всем сердцем родину такой, какая она есть, не сопереживают ей, сравниваются с матерью, убогой, усталой, но тем не менее искренне любящей, и сыном, спокойным и нахальным, стыдящимся своей убогой матери.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Тема

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Средства выразительности

В своём произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стихотворению глубину переживаний лирического героя, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строк (лирический герой и автор в этом стихотворении максимально сближены).

Весьма красноречивы эпитеты («убогий вид», «чёрные хаты» «мать робкая, печальная, усталая», «сын, спокойный, нахальный»), построенные на антитезе (противопоставлены чувства матери и сына). Вторая и третья строфы – это одно развёрнутое сравнения («так сын стыдится матери своей……»). Есть здесь и олицетворения («корят тебя твоею простотою»), метафоры («глядит с улыбкой состраданья»).

Сочинение: Тема России в творчестве И.А. Бунина

(675 слов) Иван Алексеевич Бунин — известный русский писатель первой половины двадцатого века. Своим творчеством Бунин внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. Недаром Максим Горький однажды назвал Бунина «первейшим мастером в современной литературе русской».

Каждый писатель по-своему раскрывал в своих произведениях образ великой России. Так, например, Лермонтов утверждал, что любит родную страну «странною любовью». Михаил Юрьевич воспевал именно народную Россию. Некрасов восхищался русским крестьянством, на которое он возложил большие надежды на светлое будущее. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается образ России в творчестве Ивана Бунина.

Не секрет, что Бунин продолжил традиции великих русских авторов, но внёс новые черты в образ России. Писатель творил в очень непростое для страны время, когда неоднократно решалась судьба России. Русско-японская война, три революции и Первая мировая война оставили глубокий след на жизненном пути Родины. Именно в этот период Иван Алексеевич пытается осмыслить русскую действительность и пишет произведения, которые впоследствии станут изюминкой его творчества: «Aнтоновские яблоки», «Косцы», «Сосны», «Жизнь Aрсеньева» и так далее. В каждом произведении читатель видит патриархальную деревенскую Россию, но в ностальгическом освещении, ведь автор потерял ее навсегда после кардинальных исторических преобразований.

Например, свой известный рассказ «Косцы» Бунин написал, будучи в эмиграции, в 1921 году. Здесь автор идеализирует образ России. В этом произведении читатель замечает, насколько сильна любовь Ивана Aлексеевича к родной земле. В начале повествования писатель всей душой восхищается небывалой красотой русской природы:

«Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старaя большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезаннaя заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль…».

Автор описывает все признаки привычной дореволюционной России. Это и дорога как один из символов страны, и упоминание о старшем поколении. Писатель не замечает течения времени в этой атмосфере покоя и размеренности. Затем Бунин рассказывает о косцах, в которых видит «кровяное родство» с родной землёй. В своих песнях сильные крестьяне выражают радость от своей работы. Песня косцов вызывает изумление у тех, кто ее слышит:

«Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно… И еще в том была прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…».

Казалось бы, эти прекрасные слова должны вызывать у читателя лишь восхищение, однако всё настроение портит одна фраза:

«Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».

Тем же настроением пронизано и другое знаменитое произведение Бунина «Антоновские яблоки». Оно повествует о потерянной красоте, былом спокойствии. Возникает ощущение, что автор живет воспоминаниями:

«Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро…».

В прожитой жизни были совершенно другие люди. По мнению автора, они были более здоровыми, сильными и красивыми. Писатель восхищается крестьянами, упоминая об их духовной связи с мелкопоместным дворянством. Также Бунин признаётся:

«И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком».

Автор с болью в сердце сожалеет о том, что прежняя жизнь закончилась:

«Перемерли старики. В Выселках умерла Aнна Герасимовна, застрелился Aрсений Семеныч…».

Образ жизни в России изменился. Именно антоновские яблоки олицетворяют прежний уклад жизни, гармонию и взаимопонимание между людьми. Антоновские яблоки символизируют то, что оказалось утраченным с течением времени.

Немного другое настроение прослеживается в произведении Бунина «Суходол». Здесь писатель уже не восхищается схожестью жизни крестьян и помещиков. В этом произведении Иван Алексеевич повествует о русском национальном характере, воплощенном в образе Натальи. Героиня всю свою жизнь посвятила Суходолу. Именно Наталья рассказывает нынешнему поколению, как люди жили в Суходоле в прежние времена. Читатель одновременно и пугается рассказов героини, и восхищается ими. Бунин наделил свою героиню «прекрасной и жалкой» душой. Наталья способна на сильную и искреннюю любовь, она обладает умом и воображением. Однако, несмотря на эти достойные качества, она не прилагает никаких усилий, чтобы изменить свою жизнь. Героиня лишь всему подчиняется. У людей не хватает сил изменить жизнь к лучшему, и в этом, по мнению автора, виноваты и помещики, и крестьяне. В этом и была главная беда прежней России.

Иван Алексеевич в своих произведениях показал сложный и многогранный образ России, полный нерешённых загадок. Писатель мастерски показал читателю трагическую судьбу русского народа. Творчество Бунина пропитано невероятным чувством любви и сострадания к великой России.

Автор: Виктория Комарова

Основная мысль в стихотворении «Родина»

Стихотворение Бунина «Родина» совсем небольшое, но скрывает в себе глубокий смысл. Писатель старается передать читателю множество вещей, которые свойственны человечеству. Автор отмечает, что над огромной, необъятной родиной нависла серьёзная мертвенно-свинцовая угроза. И хотя автор не высказывает прямо свои сомнения, становится понятно, что большой уверенности в величии блестящей державы нет.
Но ситуация не безнадёжна. Мрачная окраска сменяется призрачной надеждой. Многострадальный народ, способный выстоять и выдержать многое, будет готов к новым испытаниям. Та печаль, которой окутано всё стихотворение, вероятно, накоплена столетиями. Ведь смирение, подчинение и безропотность — это основные черты многовекового угнетения простого человека на Руси.

Противоречивые чувства, которые навевает произведения, заставляют переосмыслить действительность и поверить в возможность возрождения.

Нищета и крестьяне

В период становления в качестве самостоятельной и независимой державы Россия прошла сложный, тернистый путь. Иван Алексеевич по происхождению был дворянин, но он искренне сочувствовал крестьянам, которые после отмены крепостничества, вот уже 35 лет оставались, как и прежде нищими, оборванными, безграмотными. Путешествие по российским глубинкам с лёгкостью обнажает все недостатки и минусы, скопившиеся за период реформ. Автор так и говорит: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень».
Нищету страны описывал не только Бунин. Многие передвижники того времени, к примеру, Александр Блок писал «Грешно и бесстыдно…»

В описании угрюмой обстановки автор использует один из излюбленных ходов — он привлекает природу, наделяя строки печальными определениями: мертвенно-свинцовое небо, кроткая печаль, сумрачная даль. В произведении нет украшений, позволяющих преподнести родину с наилучшей стороны. Но автор и не ставил такой цели.

Символы

“Сумрачная даль” говорит о том, насколько огромна эта страна и какой бескрайней она кажется. “Мертвенно-свинцовое” описывает чувство, словно на душе становится пусто. Можно заметить в этом связь с зимними морозными пейзажами, конкретно “снежной пустыней”. Всю депрессивность и опустошение в особенности хорошо передаёт строчка: “Нет конца лесам сосновым”. Герой чувствует себя опечаленным, испытывает множество переживаний и понимает, как все эти просторы отлично отражают всю его душу — перед ним сумрачная даль и единственное, что укрывает его от видения мрачного и невесёлого будущего — туман, который кажется нереальным.

Насмешки над стихотворением

Всё произведение «Родина» вмещается на небольшом листке, так как в нём всего восемь строк. Этих стихотворные рифмы не раскрывают истинный потенциал самого писателя, они не показывают ярко выраженные индивидуальные черты автора. Рифмы не отчеканены до идеала, а само стихотворение может показаться сыроватым. Это и поразило критиков конца XIX века.
Поэт старается использовать в произведении дух времени, и максимально точно отображает перед читателем те сложности, которые скрываются в социальных слоях населения. Он показывает родину простой, угрюмой и убогой.

Сама смысловая нагрузка в стихотворении не самая свежая. Демократический настрой общества, в то время описывался и анализировался многими поэтами и прозаиками. Но тем не менее, произведение не выглядит как сборное мнение других писателей. Этот стих — личный посыл Ивана Алексеевича.

История создания

Иван Алексеевич Бунин написал стихотворение «Родина», когда переживал тяжёлые времена. Поэт был влюблён в Варвару Пащенко, но не смог вступить с ней в брак из-за финансовых проблем. Его родителям пришлось продать всё своё имущество, чтобы хоть как-то справляться с материальными затруднениями. Тогда поэт был молод и остро ощущал все впечатления, которые пестрой чередой сменяли друг друга. Он уже тогда подмечал красоту отечественной природы и научился ее изображать. Его классический литературный стиль не стал открытием для эпохи модернизма, но сохранил величавую прелесть традиционного русского слога.

В своём произведении, созданном в 1896 году, поэт изобразил такую Россию, какой он её запомнил после вынужденного отъезда из страны в 1920 году. Возможно, в стихотворении он изображает родовое имение Озерки, его любимое место.

Тема и настроение

На первый взгляд Бунин решил взять не самую важную тему — изображение Русской природы. Но в ней скрывается вся та печаль, свалившаяся на него. Для описания он решил взять не самое яркое и отличающееся красотой время — несколько минут перед тем, как закончится очередной день. Описанные тёмные и бесконечные леса во многих пробуждают некую тревожность, “мертвенно-свинцовое” небо приносит печаль и опустошённость. Но вдали есть таинственный туман — “молочно-синий” — который всё-таки настраивает автора и читателей на что-то хорошее, надежду на то, что в конце этого пути обязательно окажется свет и печаль исчезнет. Ивану отлично получается показать ту депрессивную Россию — с её серыми видами, огромными и бесконечными лесами, неприветливым грустным настроением. Но всё это кажется настолько родным и близким к сердцу, что он не может не любить эти жуткие виды. Всё произведение стабильно держится на какой-то грусти и депрессивности, но, ближе к финалу, смягчает груз негативных эмоций капелькой надежды и света, которого так не хватает во всём произведении.

Финал – что получает родина-мать

Улыбку состраданья – ведь она брела (не ехала, так как она нищая) сотни верст, чтобы свидеться со своей кровиночкой, копила, чтобы отдать ему последний грошик.


А само свидание, судя по всему, пройдет быстро и кратко: она такая сыну родному не нужна. Вот о чем говорит смысловой анализ. Бунин родине-матери сочувствует, но что он может сделать, если кругом тупая дикость и жажда наживы. Это, конечно, не эпиграмма, но сатирический портрет здесь присутствует.

Жанр и стиль

Бунин никогда не отличался особенным и новым стилем написания — он был больше классиком, но всегда использовал это грамотно и красиво, что не возникало проблем с чтением его работ. Даже несмотря на классичность произведения, всегда можно было выделить Бунина среди остальных — он создавал что-то своё, не озираясь на прочих писателей. “Родина” — пейзажная лирика со спокойным ритмом — оно размеренное, не быстрое, при его чтении не нужно никуда спешить или нарушать всё задуманное спокойствие. Написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.

Анализ стихотворения

С самых первых строк стихотворения читатель ощущает переживание поэта за свою Родину, за дом, где он родился. В первом четверостишие Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читая эти строчки, мне представлялись заброшенные избы глубокой осенью из которых валит трубою дым. И хотя полевые работы закончены, люди мерно создают уют у себя дома из того что есть. А есть у них не так много — простота да «черные хаты». Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России. Как раз в эти года по России прокатился голод. И без того «убогая» Россия, голодала. Как тут не глумиться?

Но какая бы она не была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама… И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет «ко дню свиданья». А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И «стыдитесь», если вам этого так хочется…

Большинство эпитетов стихотворения окрашено в темные тона и несут негативную нагрузку.. Поэту словно не хватает «убогого» вида и он наделяет хаты своей Родины черным цветом.. Дальше еще «печальнее», мать — самый близкий и любимый человек у каждого из нас, предстает в унизительном виде перед «нахальным» сыном.. Что это? Что хочет сказать Бунин? Неужели, олицетворяя Родину с матерью, поэт не смог подобрать более мягкого сравнения. Если по-настоящему пережить слова, сказанные поэты, становится не по себе. Хочется кричать: «Где же твоя душа?! О сын! Сын матери, сын своей Родины.»

ОНИ ГЛУМЯТСЯ НАД ТОБОЮ Во время второго правления Ельцина неведомо как был включен ваш покорный слуга в двухтомный справочник «Влиятельные, известные люди города 1997-1998гг.». Привожу мои ответы на вопросы (том I, стр.314) не из тщеславия — любопытно все же сравнить, о чем думалось и мечталось целую эпоху назад.

Итак, «планы на будущее: выпуск детской православной газеты «Чадушки» (сделано), создание православного издательства, паломнической службы (не получилось), увеличение тиража газет (незначительное и с большим скрипом), воцерковление» (труднее, чем думал: много ошибок и искушений. Зато — обрел опытного духовного отца в лице протоиерея Иоанна Миронова).

«Свободное время любит проводить в церкви, в монастыре, в паломничестве по православной стране, за чтением святоотеческой литературы. «Все мысли — о работе». (Все правда, только паломничаю все реже из-за отсутствия здоровья. Мысли о работе не отпускают: забот у директора ООО «Православный Санкт-Петербург», издателя, учредителя, главного редактора и распространителя пяти православных газет в одном лице полон рот).

«Уважение вызывает деятельность поэта иеромонаха Романа(Матюшина), ученого и журналиста Л.Ильюниной, которых хотел бы видеть в числе участников Ежегодника». (Что касается иеромонаха Романа, то за прошедшие годы я полюбил его еще сильнее; его стихи-молитвы часто появляются на страницах наших газет. В упомянутой выше журналистке разочарован полностью).

«Наибольшее уважение вызывают труды Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна(Снычева †1995). Все остальное — только в связи с Православием, служат ли оно Богу или уводят от Него».(Владыку Иоанна люблю по-прежнему и молюсь, как умею).

Свой вклад в будущее Санкт-Петербурга видит в том, чтобы оставить после себя крепко стоящую на ногах газету «Православный Санкт-Петербург» и ее «сестер» — «это самое большое счастье». (Теперь думаю иначе: все в руках Божиих).

«Ничего хорошего в ближайшее время Россию не ждет: «Страна забыла слово «порядочность», «нравственность», «со-весть», в правительстве — воры. Россия продолжает колонизироваться. В Православии сильны экуменические тенденции (и церковная бюрократия). Александр Раков». (Добавил бы к сказанному: страна расползается по швам, а у нас исчезает воля к жизни, безразличие ко всему – в Православии оно называется теплохладностью — охватило людей).

РОДИНЕ Они глумятся над тобою, Они, о Родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей — Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла. Иван Бунин †1953

Мы даже не хотим замечать, что наш технократический мир становится все уязвимее. Отключится электричество — потухнет экран телевизора, замолкнет радио, перестанут выходить газеты, превратятся в безделушки компьютеры, остановится производство, не будет топлива для машин, сгинут правительства, а средством для письма снова станет березовая кора, а передвигаться будем на своих двоих, и вновь вернемся жить в деревянные теплые избы удобрять огороды навозом, а продукты хранить в погребах.

Нам телевизор дарит речи, Их произносит на заре Недолговечный человечек, Живущий в мыльном пузыре. Сергей Николаев, СПб

Не верите? Выключите на сутки свет в своей уютной квартире на 16-м этаже…

†«Роза, покрытая тернием, делает людям следующее прекрасное наставление: «Все, что есть приятнейшего в этом мире, о смертные, смешано с горестью; вы не имеете здесь чистых благ, но везде и во всем примешано какое-нибудь зло к добру: с удовольствием соединено раскаяние, с супружеством — вдовство, с изобилием — труды и заботы, с возвышением — страх падения, со знатностью — лишние издержки, с утехами — пресыщение, со здоровьем — болезни». Св.Василий Великий.

ПРИРОДЕ Видно, чего-то мы перемудрили, Стали чего-то не понимать: Все покоряли тебя — не покорили, Как же такое — родную мать?

И не за эти ли притязанья И не за этот ли вздорный нрав Нам посылаешь ты в наказанье, Деток зарвавшихся покарав,

То разрушительнейшие сели, То суховей — острей, чем нож, То небывалым еще доселе Землетрясением как тряхнешь!..

Разве забыли мы, что мы были, Были и есть у тебя в долгу?.. Я вот от грохота и от пыли Каждой весной в леса бегу.

Все, что завистливо и спесиво, Ты меня учишь — не принимать… Вот и поклон тебе, и спасибо, Слышишь, спасибо, природа-мать!.. Николай Старшинов род.1924

В Архангельске бывший работник «Горгаза» в отместку начальству за несправедливое, по его мнению, увольнение, глухой ночью в одном из домов выкрутил газовые заглушки. Взрыв уничтожил целый подъезд, погибло 58 человек, ранено больше ста…

При обмене квартиры, в которой мы сейчас живем, пожилой и внешне солидный мужчина перерезал электрические провода, телевизионный кабель, вытащил дверные ручки, снял с пола линолеум — ради того только, чтобы стал невозможен разъезд с бывшей женой. Обмен все же состоялся — благодаря тому, что бывший муж получил львиную долю денег от продажи квартиры…

Бывший работник «Горгаза» и думать не думал о возможных жертвах его поступка, а бывшему мужу было наплевать на будущих жильцов — ему бы побольнее жене сделать, раз не желает с ним больше жить.

Что за порода людей такая пошла? Православие учит прощать даже заведомо виноватым: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз»(Мф.18,21).

Как научиться этому, Господи? Ты велишь прощать всем и все, а на их лицах нет ни раскаяния, ни жалости к чужой боли-беде; и только бесоподобная ухмылка радости от содеянного зла потемняет их лица…

Волк волчонка не загрызет, Нежат выводок выпь и выхухоль, Человек же — наоборот.

Обернулись гулянкой праздники. Разошелся труд с ремеслом. Род людской, он не знает разницы, Что сберечь, что пустить на слом…

…Наши дети глядят волчатами На жестокость своих отцов, И в ночи мотоциклы мчат они Дикой стайкою беглецов.

Так живем. Ко всему привыкли мы, А спохватимся — жизнь пройдет. Ворон ворону глаз не выклюнет, Волк волчонка не загрызет. Валентин Голубев, СПб

ТВОРИ – В ТОТ МИГ ЛИШЬ БОГА ЗНАЙ Кому-нибудь интересно, как иной раз пишут-вымучивают стихи? Первая строфа уже почти есть:

И Штрауса звуки плывут над со за смычком…

А что писать дальше?… *Кровавой трудной Победы желанное чадо; *Я нашей Победы желанное чадо – плоть; *Мне русские сказки тра-та шептал Венский лес — отец; *Я русской нашей Победы желанное чадо; рада – рядом; *Когда мне русские сказки шептал Венский лес; 33 года от- цу, 32 маме; *И знал я тогда — ничего мне не надо, Что счастливы будут и мать, и отец; беззубый рот; *Ему тридцать три. Дыши полной грудью – люди; *Майор. Два сыночка. Красива жена; *Я нашей Победы желанное чадо — живая награда, Мне русские сказки шептал Венский лес;

*Я нашей Победы живая награда,

Я папы и мамы желанное чадо К груди прижимал сына тра-та-та счастливый отец — крест;

*Я папы и мамы героя желанное чадо, Мне русские сказки шептал Венский лес. Я славной Победы живая награда — Звенели медали, был счастлив отец;

*Сыночка сынулю к медалям прижал; Сынка на груди нес счастливый отец;

*Я знать бы не должен, но помню и знаю, Как счастлив был папа безмерною радостью он — звон;

*Как славной Победы живую награду; *И сына к груди прижимает отец; *Сыночка к медалям прижал мой отец; *Сыночка к груди прижимает отец; *К медалям сынка прижимает отец.

Наконец, после двухнедельных мук:

Я в Вене родился, на родине вальса, В далеком теперь уже сорок седьмом… Танцуют по клавишам тонкие пальцы, И Штрауса звуки плывут за смычком… Я папы-героя желанное чадо, Мне русские сказки шептал Венский лес. Как славной Победы живую награду, К медалям сынка прижимает отец. Александр Раков

Один очень умный человек сказал, что как для написания гениального стихотворения, так и не очень, затрачивается совершенно одинаковое количество умственной энергии. Поэтому, когда мы пишем стихи, мы все уподобляемся гению… Другой умный человек заметил: особенность стихотворчества заключается в том, что, начиная писать стихотворение, человек не может предвидеть, чем оно закончится. И еще: сам строй стихотворения очень напоминает человеческую жизнь. И не будем забывать, что Библия написана стихами.

Я плачу, да! и духом чую, Что, свой рисуя идеал, Всю душу чистую, святую, В свой труд художник полагал. И, плача, мыслию взываю К тебе, певец страны родной, Тебя молю и заклинаю — Чтоб ты уверовал со мной: Не для минутного успеха, Не для ничтожных слов и чар, Не для кощунства, не для смеха Тебе ниспослан Божий дар! Не заходи во храм искусства Ни мимоходом, ни как тать, Чтоб на блажную мысль иль чувство Огонь украсть и убежать… Входи в него лишь страха полный, В нем каждый шаг твой буди свят. Пусть вкруг бушующие волны Лишь дальним эхом там звучат. Восторгом чувств своих владея, Твори — в тот миг лишь Бога знай, В свои созданья, не жалея, С молитвой душу полагай! Аполлон Майков †1897

Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей — Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]