План урока:
Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок
Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина
Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя
Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы
Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы. Своими литературными учителями считал Жуковского, Батюшкова, Карамзина, но искал свой путь, придавая стихам естественность языка и внутреннюю свободу, сочетая непринужденность, иронию с серьезностью и торжественностью. На публичном экзамене вызвал восхищение Державина чтением оды «Воспоминания в Царском селе». А Жуковский прислал ему свой портрет, подписав: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Затем – петербургский период (1817 г.-1820 г.). Закончив обучение в Лицее, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел и пишет преимущественно на общественные, политические темы. В то же время появляются стихи частного характера: легкие, шутливые, прославляющий культ дружеских пирушек и развлечений. Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая принесла славу. В начале 1820 г. Пушкин за стихи, прославляющие вольнодумство, был отправлен в ссылку. Впервые власть увидела в поэте если и не бунтаря, то оппонента[1].
Лицей в Царском селе (г.Пушкин)
В период южной ссылки (1920г.-1824г.) в поэзии преобладают романтические темы. В это время Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе, были созданы четыре поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», множество стихотворений различной тематики, началась работа над «Евгением Онегиным».
Следующий этап — ссылка в Михайловском(1824 г. -1826 г.). Это было время полной изоляции от близких и друзей. В результате двух лет деревенского уединения появилась трагедия «Борис Годунов», лирика о любви, природе и творчестве. После казни декабристов, среди которых у Пушкина были друзья, в сентябре 1826 г. Николай I вызывает опального поэта в Москву, где должна была состояться коронация. Проведя с опальным[2] поэтом продолжительную беседу, император разрешает вернуться из ссылки и назначает себя его персональным цензором[3]. Подобного внимания власти к сочинителям никогда прежде не было.
Период после ссылки до Болдинской осени (1826г.- 1830 г.) Много разъезжает: Петербург, Москва, Михайловское, Кавказ. В это время напишет поэму «Полтава», «Арап Петра Великого», много лирических текстов, в том числе посвященных декабристам («Во глубине сибирских руд…», «Арион»). Особенно стали плодотворными три осенних месяца в Болдино, куда он поехал по наследственным хлопотам, но из-за холерного карантина вынужден был задержаться. За столь короткое время он завершил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», несколько сказок, «Повести Белкина» и др. прозаических произведений.
Период позднего творчества (1830г.-1837г.)В эти годы увлекается историческими исследованиями, пишет «Историю пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама». Лирика 30-х годов преимущественно о вечности, смысле жизни, нравственных ценностях и пр. Это самые драматические годы жизни поэта. Конфликт с придворным окружением и властью закончился роковой дуэлью с бароном Дантесом.
Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.
Узник
Теперь рассмотрим ещё одно стихотворение Пушкина — знаменитого «Узника» (1822), но не будем забывать, что для каждого стихотворения автор создаёт нового лирического героя. Итак:
- Сижу за решёткой в темнице сырой.
- Вскормлённый в неволе орёл молодой,
- Мой грустный товарищ, махая крылом,
- Кровавую пищу клюёт под окном,
- Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
- Как будто со мною задумал одно.
- Зовёт меня взглядом и криком своим
- И вымолвить хочет: «Давай улетим!
- Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
- Туда, где за тучей белеет гора,
- Туда, где синеют морские края,
- Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
И снова загадка. Стихотворение написано от лица человека, заточённого в темницу, но автор ни за что не осуждает лирического героя. Напротив, Пушкин наделяет своего персонажа столь надрывными и глубокими переживаниями, что мы сразу понимаем: узник чист перед законом. Но в каком случае в тюрьму попадают невинные люди?
Здесь также возможно несколько вариантов:
•герой действительно совершил преступление, но по нелепой случайности (например, Сатин из драмы М. Горького «На дне» невольно убил человека, который покушался на честь его сестры);
•героя оговорили недоброжелатели;
•герой попал в тюрьму за что-то, что считается преступлением в его стране, но не является таковым с точки зрения общечеловеческой справедливости.
По зрелом размышлении придём к выводу, что третий вариант вероятнее всего. Так как, какие бы неприятности ни выпадали на долю человека, он должен их отрефлексировать. Будь наш герой невольным убийцей или жертвой обстоятельств, наподобие графа Монте-Кристо, он бы только и делал, что заново «проигрывал» случившееся у себя в голове. И, скорее всего, жаждал мести. Однако пушкинский узник думает только об одном: о свободе. Но что же он такого натворил?
А вот теперь не лишним будет припомнить биографию Пушкина — и особенно тот факт, что в 1820 году, за два года до написания «Узника», его отправили в ссылку за, скажем так, публичную критику властей. Александр Сергеевич, в числе прочего, был сторонником отмены крепостного права. Вот и его лирический герой, скорее всего, высказывал вольнолюбивые идеи — и поплатился.
К счастью, сам Пушкин ни в какой темнице никогда не сидел. И хотя власти советовали отправить его в Сибирь или на Соловки, но за юного гения вступился Николай Михайлович Карамзин (автор «Бедной Лизы»), так что Александр Сергеевич «всего-навсего» четыре года скитался по Кавказу и Украине. И это — ещё одно доказательство того, что лирический герой и автор — вовсе не одно и то же.
Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок
Пушкин говорил, что он «свободы друг миролюбивый». Еще 1815 г. Пушкин высказывает мысль о губительной сущности тирании. В стихотворении «Лицинию» он напишет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Этой мыслью будут проникнуты в дальнейшем «возмутительные стихи», послужившие поводом для ссылки. В оде «Вольность» (1817 г.) прозвучали крамольные[4] призывы к восстанию рабов«на тронах поразить порок», ибо вседозволенность монархов порождает деспотизм и беззаконие. В послании «К Чаадаеву»(1818 г.) выразилась вера крушения самодержавия. В стихотворении «Деревня» (1819 г.) за идиллическими картинами деревенских пейзажей предстает «барство дикое» и угнетенное положение крестьян. Но теперь звучит надежда, что рабство крепостного права падет «по манию царя».
Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.
Поэт ощущал себя невольником во время южной и михайловской ссылок, жаждал свободы личной, творческой и гражданской. Оттого одной из ведущих тем этого периода является тема свободы, которой проникнуто стихотворение «Узник» (1822 г.), хотя само слово ни разу не упоминается в тексте. Стихотворение, начинающееся описанием мрачного заточения, заканчивается призывом к вольной жизни. Автор высказал идею, что человек должен чувствовать себя свободным, как птица. Это чувство — естественное желание любого живого существа.
В стихотворении «Свободы сеятель пустынный»(1823 г.), в основу сюжета которого легла притча из Евангелия, он сравнивает свободолюбивые призывы с «живительным семенем», бросаемым в «порабощенные» народы, привыкшие к своему рабству.
Свободолюбие нашло отражение в элегии[5] «К морю» (1824г.). Море – «души предел желанный» представлено как безграничная своенравная «свободная стихия», неподвластная чьей-либо воле. Обращаясь к морю, он вспоминает своего кумира Байрона и Наполеона, ставшего изгнанником на острове. Пушкин прощается не только с морем, но и с романтическим периодом скитаний во время южной ссылки.
Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина
В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.
В декабре 1828 г. Пушкин познакомится на балу с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, с которой обвенчается в феврале 1831 г. Но, когда первое его предложение в 1829 г. было отклонено, Пушкин уезжает на Кавказ и там пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», проникнутое печальными любовными воспоминаниями. Образ любимой живет в душе поэта, благодаря ему печаль становится светлей, грусть легкой, ночная мгла отступает.
Пушкин, увидев однажды полотно итальянского живописца Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем», был поражен сходством с его невестой, о чем напишет ей в письме. Так появляется сонет «Мадонна» (1830 г.), в котором он создаст «чистейший образец» своего божественного идеала.
Пушкин и Гончарова
В стихотворении «Я вас любил» (1829 г.) показано высокое и бескорыстное чувство, готовность забыть себя ради счастья того, кто достоин любви. Искреннее пожелание в последней строчке открывает величие души героя. Любовная лирика отличается не только высоким художественным, но и нравственным уровнем, для поэта настоящее чувство не может быть эгоистичным, мелочным.
Дружбу Пушкин воспринимал не просто как привязанность, а как родство душ и общность «кипения умов», которое он познал еще с лицейских времен и пронес до конца своих дней. Друзьям по лицею Пущину, Дельвигу, Горчакову, Кюхельбекеру и др. посвятит множество посланий, проникнутые темой дружбы.«19 октября» (1825 г.) – это автобиографический монолог-воспоминание, обращенный к друзьям, с которыми разлучила судьба. Но поэт верит, что их дружеский союз «неразделим и вечен».
Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика
В 1814 г. в печати состоялся поэтический дебют пятнадцатилетнего Пушкина, было опубликовано стихотворение «К другу стихотворцу», строчкой из которого:«хорошие стихи не так легко писать» — можно определить отношение поэта к творчеству. Более глубокое осмысление предназначения поэта Пушкин отразит во многих произведениях.
Находясь в Михайловском, Пушкин получает известие о том, что казнены 5 декабристов и сосланы более 120 участников восстания на каторжные работы в Сибирь. Размышляя об участи декабристов, принявших мученическую смерть и страдания ради служения народу, напишет стихотворение «Пророк» (1826 г.), в котором аллегорически[6] изобразит библейский эпизод жития пророка[7] Исайи. Пушкин, считает, что поэт тоже должен выполнять пророческую миссию и служить своим талантом людям.
Обилие в тексте старославянизмов и торжественный слог делают стихотворение похожим на библейское предание[8]. Лирический герой томим духовной жаждой, влачась по бездуховной пустыне. На перепутье ему является шестикрылый ангел Серафим, который, коснувшись легкими перстами глаз и ушей, наделяет вещим даром, способным познавать тайны мироздания. Приникнув к устам, вырывает праздный и лукавый язык, вкладывая в уста героя мудрое змеиное жало, вместо трепещущего сердца в рассеченную мечом грудь вкладывает пылающий уголь. Так человек, через мучения и гибель в грешной жизни, восстанет, обретя божественный дар пророчества, возродившись для миссии духовного служения, чтобы словом «жечь сердца людей», заставить их по-другому видеть, слышать и воспринимать окружающий мир.
Если в стихотворении «Пророк» герой произносит лирический монолог о своем предназначении, то в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.) дана драматическая сценка с диалогом, спором жреца-поэта и толпы о пользе поэзии. Пушкин здесь опирается не на библейскую традицию, а античную, древнегреческую. Поэт видит цель поэзии не в искоренении пороков человечества, а наслаждении красотой слова и мысли, доступной немногим. Поэзия самодостаточна и не требуется никаких доказательств ее полезности для непросвещенной толпы. Если в «Пророке» поэт должен идти к людям и «жечь их сердца», т.е. быть общественным деятелем и выражать гражданскую позицию, то в этом стихотворении диаметрально противоположный взгляд на роль поэта и поэзии. Этот взгляд станет впоследствии основой для создания поэтической школы «чистого искусства».
Эти различные точки зрения будут объединены в оде«Памятник» (1836 г.), ставшей поэтическим завещанием Пушкина. Это философском раздумье о божественном предназначении поэзии, данном, чтобы пробуждать «чувства добрые» в народе, прославлять свободу и взывать о милости к падшим.
Многие произведения Пушкина были философскими откровениями, с конца 1820-х годов часто затрагиваются темы жизни и смерти. В стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.) размышление выстроено из риторических вопросов, на которые никогда не найти ответов. Несомненно, жизнь – это божественный дар, ее смысл в том, чтобы не сделать существование бесцельным, праздным и однообразным, опустошив сердце страстями, поддавшись сомнениям и тоске. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.) поэт с грустью наблюдает за признаками неизбежного ухода всего живого. Но завершается стихотворение мудрым принятием законов бытия: «у гробового входа младая будет жизнь играть». В стихотворении «Элегия» (1830 г.) — глубокие размышления о «минувшем, исполненном печали», но нет и иллюзий о будущем. Жизнь принимается во всех ее проявлениях и должна быть наполнена духовным содержанием. Философское осмысление бытия звучит и в послании «Осень» (1833 г.), в лирическом монологе героя неразрывно связаны круговорот в природе и перемены в жизни человека.
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя
Во время второй «Болдинской осени», в 1833 г. была написана поэма, в основу сюжета которой легла история одного из самых страшных наводнений Петербурга в ноябре 1824 г, с многочисленными разрушениями и жертвами.Николай I, ставший «личным цензором» Пушкина, позволил для публикации лишь часть текста, представляющий собой гимн Петербургу. Поэма полностью была опубликована после смерти поэта в 1937 г. Основную тему можно определить, как роль личности Петра I, реформы и преобразования которого укрепили государственность России, но не улучшили положение народа.
Композиционно поэма состоит из довольно внушительной экспозиции[9] и 2 частей. Вступление начинается с дум Петра Великого о будущей столице. Затем описан и воспевается Петербург спустя век. Но Северная столица, созданная Петром, не только «полночных стран краса и диво», но и убогие хижины бедных кварталов. Красотам «стройного и строгого» Петербурга противопоставляются страшные картины последствий наводнения. Заканчивается повествование кратким сообщением о гибели героя. Этой прозаической концовкой композиция нарушена, при наличии объемного торжественного вступления отсутствует эпилог, в котором можно было бы оправдать гибель героев поэмы, ставших жертвой величественных замыслов Петра и его творения. Тем самым Пушкин показал, что противоречия между интересами государства и простого человека неразрешимы.
Медный всадник
У произведения есть жанровые особенности. Восхваление Петербурга написано в жанре оды, но Пушкин при публикации подписал ее как «отрывок из поэмы». Позже в полном произведении появится подзаголовок «петербургская повесть». Подводя читателя к повествованию об истории главного героя, Пушкин пишет, что это будет печальный рассказ.
Хотя в названии указан памятник Петру I, в народе прозванный «медным всадником», главный герой поэмы — бедный чиновник Евгений без фамилии, т.е. лишенный истории рода; он хотя из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Реформы Петра I изменили статус дворян, их стали привлекать к государственной службе. Оттого герой где-то служит чиновником и проживает в Коломне. Он не помышляет о высоком служении Отечеству, как его предки, мечтает о местечке с приличным жалованием, семье, детях и внуках. Но его непритязательным мечтам не суждено осуществиться, город внезапно настигает стихия. Ему удалось спастись, забравшись на скульптуру льва у дома на площади, посреди которой возвышался на гранитной глыбе памятник Петру I. Когда вода начала спадать, он поспешил к дому любимой девушки. Потрясенный ужасом наводнения, Евгений понимает, что домик невесты снесло стихией, она и ее мать погибли. У него наступает помутнение рассудка, уйдя из дома, скитается в бреду по улицам Петербурга. Спустя год, оказавшись на Петровой площади, в его душе вспыхивает протест, виновником своего несчастья он считает медного всадника. Обезумевший Евгений грозит царю, создавшему погибельный город, в котором бедные жители не защищены от стихий. Ему чудится, что памятник начинает преследовать его, и он в ужасе бежит прочь. Спустя время Евгения находят мертвым у обломков какого-то домишки.
Образ Медного всадника олицетворяет безразличие государства к личности простого человека. Евгений изображен как «маленький» человек, от которого ничего не зависит, но у него любящая и ранимая душа, ему небезразлична смерть других людей.
Пушкин создал двойственный образ Петра I. С одной стороны, у него слава императора-труженика ямегния Иорн Творец, реформатора, с другой стороны – это деспотичный властитель и тиран, готовый ради воплощения собственных идей принести в жертву человеческие жизни. В начале поэмы он предстает в облике государственного деятеля, задумывающего воплотить в жизнь строительство новой столицы в устье Невы, месте, удобном для страны в военном и торговом плане. Но для героя поэмы– он бездушный «кумир», напоминающий истукана[10] и идола[11].
Это героическая поэма-апофеоз[12] о Петре Великом и его созидательном вкладе в историю России, и трагическая повесть о «горестной участи личности» простого человека.
Медный всадник
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 230068
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы
Творчество Пушкина было новаторским, многие его произведения не были поняты современниками. Гоголь писал, что Пушкин – «явление чрезвычайное», в котором отразилось все русское: душа, язык, природа, а русский человек предстал в личности поэта, как «прообраз будущего». Впитавший культуру предшествующих поколений, он преобразил ее, создав новый литературный язык, дерзнув расширить границы книжной лексики разговорными и просторечными оборотами. Этот язык, лишенный высокопарности, стал понятен не только для образованной дворянской среды, но и народной. Пушкин открыл эпоху Возрождения русской литературы. Его творчество послужило источником вдохновения для последующих поколений. Он стал основоположником русского реализма, созданные им образы «лишнего» или «маленького» человека нашли продолжение в произведениях Лермонтова, Гоголя, Некрасова и многих других.
Ветреность или истинные отношения
Исследователи темы любви в творчестве Пушкина и его поклонники видят, насколько много романов было у Александра Сергеевича. Но был ли он ветреным и неверным? Поэт умел любить, хотел испытывать это чувство. Его душа требовала постоянного насыщения этими страданиями, радостями, ревностью, переживаниями и признаниями.
Любил он так же широко и многогранно, как и творил. Современники отмечают, что каждые его отношения, даже небольшие интрижки или легкие флирты, выглядели как начало чего-то великого, постоянного, яркого. Он горел в любви, но больше сгорал без нее. Пушкин был поэтом и со свойственным своей натуре романтизмом видел в отношениях всю полноту и разнообразие чувств.
Произведения Александра Сергеевича и сейчас признаются литераторами и читателями образцом мировой любовной лирики. К его творчеству невозможно относиться безразлично, в нем отражено все, что было важно для самого автора.