Начало работы над «Донщиной»
Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.
Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов. Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей. Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой.
Название романа
Для русского человека река Дон превратилась в символ непростых судеб казаков. Спокойное течение стало образом мирной жизни народа, а после – свидетелем изменений, вызванных революцией. С давних времен казаки занимались земледелием. Донские хутора не стали исключением – почва там была плодородной, поэтому домохозяйства располагались по берегам реки.
Жизнь земледельца идет размеренно и сравнима со спокойным течением реки. Но привычное существование изменилось для населения, и название книги приобрело другое значение: это уже не спокойный поток Дона, а земля Донщины, которая всегда была заселена казаками и не видела покоя на своем веку.
История создания романа «Тихий Дон» показывает, что в заглавии книги используется противоречивое сочетание слов, ведь в романе Шолохова река буйная, на ней идет война, льется кровь, гибнут люди. Но щедрый поток тихого Дона не иссякнет, так и донское казачество не пресечется. И воины вернутся на родину, и будут и дальше жить на своей земле и вспахивать ее.
«Тихий Дон» – новая идея писателя
В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа «Тихий Дон» получает своё продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.
Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности. Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания. Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.
Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была завершена довольно быстро, уже к августу 1927 года. В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы. Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвёртую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.
В процессе создания «Тихого Дона» Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом. Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтёлков, Чернецов, Каледин, Краснов. По подсчётам исследователей, в общей сложности в «Тихом Доне» присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами.
История создания романа
Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Работа давалась нелегко.
В беседе с корреспондентом газеты «Известия» Шолохов вспоминал о том, как начиналась работа над романом: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то… Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».
В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу. Приступив к работе над романом, писатель не подозревал, что его замысел выльется в эпическое повествование о народных судьбах в революции. Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины». После того, как была закончена первая книга «Тихого Дона» и время действия романа коснулось событий в Петрограде, корниловщины, писатель вернулся к «Донщине» и включил во вторую книгу «Тихого Дона» куски первого варианта романа. Шолохов не мог ограничиться тем, с чего начал, – изображением похода Корнилова на Петроград, разгромом мятежа. Уже тогда свою задачу он видел в том, чтобы «показать казачество в революции».
Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон». Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией.
«Славный тихий Дон», «Ты наш батюшка, тихий Дон» – издавна называл эту реку русский народ, связавший с ней свою жизнь и воплотивший в песнях великую и нежную любовь к ней. В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества. Жизнь и быт героев произведения воспринимаются писателем как конкретное выражение жизни и быта различных социальных слоев русского народа в период войны и революции. Наряду с этим, писатель поставил перед собой еще одну немаловажную задачу: проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914–1921 гг. Трагическая судьба главного героя – Григория Мелехова – неразрывно связана с эпической темой народных судеб в революции.
Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Знание и понимание этой жизни, быта, психологии народа, его обычаев и нравов, природы и труда – все это с детских лет было для Шолохова близким и родным. Вернувшись на свою родину, писатель навсегда поселился среди героев своих книг. Но, несмотря на то, что они были рядом, Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.
После того как работа на «Донщиной» была отложена, Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз. Завершив первые три части произведения, писатель предложил их журналу «Октябрь» и приступил к созданию второй книги романа. В довольно короткий срок была завершена работа над пятой частью второй книги «Тихого Дона», охватившей драматические события революции и гражданской войны на Дону с конца 1917 г. до мая 1918 г.
В конце первой книги, изображая положение русских войск на фронтах империалистической войны, Шолохов стал вводить в повествование историко-хроникальные описания и публицистические характеристики, связанные с анализом и оценкой военных операций. Особенно часто писатель прибегал к ним во второй книге «Тихого Дона», наиболее насыщенной фактическим материалом. Именно в ней изображены февральский переворот, корниловский мятеж, развал фронтов империалистической войны, Октябрьская революция в Петрограде и на Дону и драматические события гражданской войны на юге России.
Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листо- вок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах. В процессе работы над структурой книги, автору приходилось перемежать множество событий, фактов, людей и вместе с тем не потерять в них основных героев. Только в первых двух частях романа писатель ввел более восьмидесяти персонажей, а к концу первой книги к ним прибавилось еще около семидесяти новых. Но лишь немногие из героев «Тихого Дона» введены в повествование родословными характеристиками. Одни из них раскрываются в определенных ситуациях, в динамике движения времени, другие появляются в отдельных эпизодах и сценах, третьи только названы, а многие остались безымянными.
С самого начала работы над «Тихим Доном» Шолохов опасался, что изображение быта донского казачества может заслонить мир жизни его героев. Но этого не случилось. Шолохов передал не только глубоко укоренившийся жизненный уклад, взаимоотношения многих людей изображаемой среды, переплетение жизненных судеб, становление характеров. С большим мастерством он также показал, что сами же люди вступают в конфликт с устоявшимися традициями. «Нерушимый порядок» жизни дает основательные трещины под напором больших человеческих чувств, стремления человека к счастью и свободе. Большие социальные события проходят через душу и сердце героев романа, вызывают у них раздумья о несправедливом устройстве жизни, вносят перемены в народное сознание.
Работая над финальными страницами «Тихого Дона», Шолохов стремился передать читателю всю правду. Писатель был не только свидетелем, но и реальным участником событий, нашедших отражение в финале романа. Он работал в продотряде и принимал активное участие в борьбе с бандами. Многим сценам, включенным в последнюю книгу, автор обязан личным впечатлениям. Однако этого ему было недостаточно. Шолохов считал своим долгом проверить свои юношеские впечатления, собрать жизненные факты на местах описываемых событий. Он неутомимо собирал заметки из газет тех лет, расспрашивал очевидцев событий, ездил по хуторам и станицам, где происходили эти события. И из всех накопленных фактов писатель выбирал те, которые позволяли ему в полной мере раскрыть сложную обстановку того времени.
Работа над первыми двумя томами «Тихого Дона» заняла у Шолохова около трех лет. Вышедшие в свет первые книги романа вызвали огромный интерес, как в нашей стране, так и за рубежом. «Тихий Дон» расценивался как новое яркое явление в литературе, а сам Шолохов – как большой художник. За короткое время роман обрел громадную читательскую аудиторию. Отзывы о первых книгах «Тихого Дона» не сходили со страниц газет и журналов. Над четвертой книгой Шолохов работал медленнее, откладывая сроки публикации, добиваясь художественной гармонии. Читатели переживали горе героев как свое собственное, присылали автору тысячи писем. Но печатание шестой части романа в журнале «Октябрь» задерживалось. Некоторые критики обвиняли Шолохова в искажении событий, называли отщепенцем.
Бросаясь из крайности в крайность, «Тихий Дон» называли то «величайшей эпопеей», казачьей «Войной и миром», то «эпопеей под вопросом». Вскоре в литературной среде родился и начал распространяться по редакциям и издательствам слух о том, что автором «Тихого Дона» является не Шолохов, а некий убитый в годы гражданской войны белый офицер, из полевой сумки которого Шолохов будто бы извлек рукопись и выдал ее за свою. Шолохову пришлось отложить рукопись, выехать в Ростов и вызвать комиссию для расследования клеветнических фактов.
Но, несмотря ни на что, «Тихий Дон» выдержал главное испытание – время. Его читали, читают и будут читать, восхищаясь сильными характерами героев, горячей и беззаветной любовью. Герои романа, как и сам автор, любят землю, земную жизнь, видят в ней единственный источник красоты, способны через любую, даже самую крайнюю жестокость, заметить луч света.
► Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:
- Биография писателя
- Смысл названия романа
- Значение пейзажа
- Поэтика романа
- Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»
Сочинения
- Женские характеры в романе «Тихий Дон»
- Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»
- Проблема нравственного выбора человека на примере главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова
► Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения
Споры вокруг романа «Тихий Дон»
Первые две книги романа, изданные в 1928 году, принесли Шолохову невероятный успех. Со всей страны ему приходили письма. Его приглашали на выступления. Но уже на следующий год ситуация резко изменилась. Появились сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной силы. Стали поговаривать о том, что писатель нашёл записки убитого белого офицера и выдал их за свой труд. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять своё право на авторство. Меняют своё отношение к «Тихому Дону» и критики, обвиняя Шолохова в том, что он проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете красных. Из «пролетарских» писателей его «разжаловали» в «крестьянские».
В истории создания «Тихого Дона» Шолохова появляется очень сложный этап. Автор стремиться донести до читателя роман в неизменном виде, но натыкается на непреодолимые препятствия. Так, в 1930 году Александр Фадеев, занявший место издателя «Октября», отказывается печатать 6 часть романа, если Григорий Мелехов не примкнёт к красноармейцам. Отказывают Шолохову в издании и в 31 году. Только личное указание Сталина спасает продолжение романа от забвения.
Несмотря на все препятствия и удары судьбы Шолохову удалось благополучно закончить и издать произведение полностью. В 1941 году писатель получил за него Сталинскую премию, а в 1965 году стал Нобелевским лауреатом.
Сбор материалов
Писатель собирался донести до читателя реальные события тех лет, поэтому история создания романа-эпопеи «Тихий Дон» началась с посещения Шолоховым архивов Москвы и Ростова. Там он изучал старые журналы и газеты, читал специальную военную литературу и книги по истории донского казачества.
С помощью друзей, имевших доступ к эмигрантской литературе, Шолохов получил возможность ознакомиться с различными записками генералов, а также дневниками офицеров, в которых описывались военные события. Подбирая материал для книги, писатель проделал огромную историческую работу. В романе активно используется информация из реальных документов военного времени: листовок, писем, телеграмм, распоряжений и постановлений. Также Шолохов добавил в книгу свои воспоминания – писатель работал в продотряде и активно участвовал в борьбе с бандитами. Так, многие сцены появились благодаря личным впечатлениям автора.
Публикация романа
Первая и вторая книги имели у читателей огромный успех, но с опубликованием третьей части возникли проблемы. Первые ее главы печатались в газете, но затем эти выпуски прекратились. Причина была в том, что Шолохов первым из авторов подробно и полно описал события Гражданской войны. История создания романа «Тихий Дон» рассказывает, что в третьей книге редакторами были вырезаны целые главы. Шолохов предпочел не вносить изменений.
Литературные критики требовали присоединения Григория Мелехова к большевизму, но читатели с удовольствием приняли выбор героя, так как для него это решение стало единственно верным. Полный текст произведения без правок и дополнений редактора был опубликован только в 1980 году.
Творческая история создания романа-эпопеи «Тихий Дон» была не из легких, но, несмотря на все трудности, роман получил мировую известность и заслужил любовь читателей из разных стран.
Обвинения в плагиате
Две первые книги, опубликованные в 1928 году, принесли писателю большой успех. Ему присылали восторженные письма и приглашения на выступления, но уже через год отношение общественности изменилось. Люди засомневались, что молодой и неопытный автор написал произведение такой огромной художественной силы самостоятельно. На момент начала написания «Тихого Дона» автору было 22 года, а из литературных достижений на его счету — только один сборник рассказов. Колебания вызывались еще и тем фактом, что две первые книги автор написал всего за 2,5 года, а ведь Шолохов считался малообразованным человеком, так как окончил только 4 класса школы.
Также вызывала сомнения в авторстве история создания романа «Тихий Дон», краткое содержание которого якобы было найдено в сумке у белого офицера и опубликовано Шолоховым как свой труд. Для доказательства невиновности писателю пришлось собирать специальную комиссию и с ее помощью опровергнуть клевету. В результате трех экспертиз — графологической, идентификационной и текстологической — авторство было подтверждено.
Григорий Мелехов
Замысел и история создания романа «Тихий Дон» включают в себя героев, жизни которых писатель старался неразрывно связывать с донским казачеством. В Григории Мелехове сочетаются и индивидуальные черты, и национальные особенности его земляков. Писатель показывает главного героя преданным семейным традициям, но способным нарушить любую норму в порыве страсти. Григорий отличается в боях, но за все военные годы он не раз будет с тоской вспоминать родную землю.
Шолохов создает героя с большой внутренней силой и чувством собственного достоинства, а также наделяет его бунтарским началом. Перелом истории, который поменял обычный порядок донского казачества, совпал с изменениями в частной жизни Григория. Герой не может разобраться, с кем ему нужно остаться – с красными или белыми, а также мечется между двумя женщинами. В конце книги Григорий возвращается домой, к своему сыну и родной земле.
Женские образы в романе
Творческая история создания романа «Тихий Дон» рассказывает, что для описания Григория Мелехова автор использовал образ обычного русского мужика. Сочиняя основных героинь произведения, Михаил Шолохов отталкивался от своих личных представлений о судьбах русских женщин.
Это мать Григория – Ильинична, которая воплощает собой идею единения всех людей и материнства, способную на любовь и сострадание даже к людям, причинившим ей боль.
Жена Григория – Наталья, которая хранит семейный очаг, несмотря на духовные переживания из-за нелюбящего ее мужа.
Аксинья же выделяется своей жаждой свободы и всепоглощающей любовью – она считает, что неудавшееся замужество снимает с нее всю вину за нарушение норм и запретов.
Композиция произведения
Произведение «Тихий Дон» – это роман-эпопея, так как в книге отображаются основные факты Первой мировой и Гражданской войны, а также огромное количество героев, принадлежащих разным социальным и политическим группам. События романа длятся огромный срок – 9 лет, описывая события с 1912 года по 1921-й. В произведении все действия главного героя соотносятся с жизнью населения и природой. История создания романа «Тихий Дон» показывает противопоставление композиции книги: это, с одной стороны, любовь и мирная крестьянская жизнь, а с другой – жестокость и военные события.