Автор: Иван Гончаров
Год издания книги: 1869
Роман «Обрыв» Гончарова впервые увидел свет в 1869 году, ходя идея книги зародилась еще за двадцать лет до этого. Произведение быстро приобрело популярность, и спустя некоторое время по его мотивам начали давать спектакли. Сюжет произведения также лег в основу нескольких одноименных экранизаций. Последний художественный фильм вышел на экраны в 1983 году. Сегодня книгу «Обрыв» Гончарова читать можно в рамках школьной программы, а сам автор заслуженно входит в рейтинг лучших российских классиков.
Часть первая
Борис Павлович Райский, 35 лет, беседует в своей петербургской квартире с Иваном Ивановичем Аяновым, чиновником 40 лет. Друзья собираются в гости к Софье Николаевне Беловодовой, троюродной сестре Райского.
Беловодова – вдова 24 лет. Мать её умерла до замужества дочери, отец спустил состояние на женщин. Софья живёт с двумя богатыми тётушками, которые любят играть с Аяновым в карты, пока Райский беседует с кузиной.
Райскому скучно. Он наблюдает глубокое спокойствие кузины, как у картины или статуи, и хочет понять, есть ли у неё чувства, страсти. Борис уговаривает Софью жить не по правилам предков, а своей жизнью, любить, страдать. Райский хочет написать портрет Софьи, а ещё он задумывает серьёзное дело – написать роман.
Райский около 10 лет живёт в Петербурге. Он отставной коллежский секретарь. Службу Райский оставил, как только на неё вступил. Он воспитывался опекуном. В школе любил читать и рисовать, любил музыку, но играл её не по тетрадям, а на слух. Учитель-немец так характеризует его: «Способности удивительные, а лень ещё удивительнее».
После поступления в университет Райский поехал на каникулы к двоюродной бабушке Татьяне Марковне Бережковой. Бабушка управляла имением родителей Райского в деревне Малиновка близ Волги и воспитывала двоюродных внучек-сирот 6 и 5 лет, Верочку и Марфиньку. Рядом со старым домом родителей бабушка приказала выстроить новый, в котором и жила с Марфинькой. Вера жила одна в старом доме.
Райский гостеприимно встречен, к нему относятся как к хозяину. У Бориса будто появились мать, сёстры, добрый дядя. Этот дядя – друг бабушки Ватутин Тит Нилыч. Он отставной военный, купивший дом в городе. Ходил слух, что в молодости бабушка и Ватутин любили друг друга, но её хотели выдать замуж за другого, отчего она и осталась старой девушкой.
Бориса манит обрыв над Волгой, с которого открывается прекрасный вид. При жизни родителей ревнивец убил жену и любовника на этом обрыве, а потом зарезался сам и похоронен тут же. Внизу есть беседка, ныне заброшенная.
Погостив, Райский вернулся в университет. Ему было трудно учиться, потому что он ни о чём не мог рассуждать, а видел образы. Он сблизился с бедняком Леонтием Козловым, сыном дьякона, который знал греческий и латынь и приобщил Райского к античным авторам. Райский начал писать стихи и прозу.
По окончании университета Райский поступил в юнкера. Он жил как вся «золотая молодёжь». Затем подал прошение о переводе в статскую службу, но и там долго не задержался и стал ходить в художественную академию, но посещал занятия редко. Через полгода написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Профессора оценили талант художника, но посоветовали учиться ещё 3 года, а Райский хотел немедленной славы.
Райский переключился на роман. Он перечитывает и правит несколько автобиографических глав своего будущего романа. В нём описывается, как умирает Наташа, которая полюбила Райского два года назад. Ему стало скучно от её преданности, и он не женился. Райский начал набрасывать начало нового романа.
Райский решил дорисовать портрет Софьи. Аянову портрет показался слишком откровенным, художнику Кирилову портрет тоже не понравился: одна рука короче другой. Кирилов предлагает нарисовать молящуюся фигуру, а портрет переделать в блудницу.
Борис привозит портрет Софье и объясняется ей в любви. Софья считает, что портрет приукрашивает оригинал, и предлагает дружбу. Райский подозревает, что она влюблена в итальянца графа Милари. Как только Софья отвергает Райского, его страсть угасает.
Анализ произведения
Введение. Общая характеристика романа, основная идея.
В основе идеи Гончаров закладывает глубочайший конфликт старого и нового жизненного уклада в обществе. Личность человека находится в заложниках общественного мнения и навязанных стереотипов, но вместе с тем отчаянно стремится нарушить границы дозволенного, так как действительно великой личности и глубоко мыслящему человеку невероятно тесно находиться в этих рамках. У каждого героя своя правда и свои границы дозволенного, так Гончаров показывает внутренний уровень развития героя, степень его духовной зрелости и готовности идти вперед, в ногу с меняющимся временем.
Политика двойных стандартов в обществе ужасно раздражала Гончарова всю его жизнь, и в этом романе как никогда остро он выразил свое глубочайшее чувство презрения к этому малодушному явлению. Почти все герои романа, которых окружающие считаю добропорядочными и безгрешными людьми, по факту оказываются намного хуже тех, кого сами постоянно осуждают. Так Тычков, известный всем своими глубокомысленными изречениями и постоянным чтением морали, закрыл племянницу в дурдом и обманом увел у нее имение.
История создания произведения
Впервые идея о создании романа пришла к Гончарову в 1849 году, но только спустя 20 лет он смог воплотить ее в жизнь. Он никак не мог определиться с тем, как же будет называться его новое творение: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера», но в итоге отказывался от каждого варианта. Параллельно он работает над «Обломовым», постоянно, то прерывается, то вновь приступает к написанию. Так в 1869 году на страницах журнала «Вестник» роман был опубликован под названием «Обрыв».
Образы главных героев
Райский — человек возвышенный, с тонкой душевной организацией, наделен разного рода талантами и не меньшей ленью. Его любимое занятие — коротать время за наблюдением, он любит созерцать все, что его окружает, особенно восхищаясь красотой женского тела и лица. Действовать он любит и стремиться намного меньше, чем размышлять о высоких материях. Он ничего не может довести до конца, нигде не достигает успеха. Вообще, стоит отметить, что Райский является прямым развитием образов Обломова и Адуева-младшего, появившихся в остальных частях трилогии Гончарова. Райский — еще один типичный представитель лишнего человека в отечественной литературе.
Его прототипом является Марк Волохов, полный революционных идей юноша с горящими глазами. Несмотря на множество положительных человеческих качеств Гончаров осуждает Марка и ему подобных людей. Он опасался таких нигилистов, беззаветно преданных своим идеям, не уважающих традиций и границ чужого мнения и личного пространства. Волохов — объединенный образ всей молодежи 60-х годов, какой ее видел автор.
Бабушка, как все называют героиню Бережков, — типичный представить старого сословия, консервативной и патриархальной России. Она на удивление гармоничная личность, точно знающая, чего она хочет от жизни. В ней сочетается и присущая ее семье дворянская гордость, некоторый деспотизм, и чувство глубокого уважения к мнению других людей. Тогда как она завышено строга к окружающим, требуя беспрекословного выполнения всех правил и норм, внучек она буквально боготворит, любит их трепетно и нежно. Гончаров явно отождествляет образ бабушки с образом старой патриархальной России, уже отжившей свое.
У Веры довольно сложный тип личности, Райский говорит о ней, что она «тайна». Она не разделяет взглядов своей бабушки, имея свое мнение на все вокруг. Она увлечена чтением, со временем вырабатывая для себя недостижимый и не до конца понятный для нее самой идеал жизни. Неудивительно, что ее так быстро увлекают смелые идеи Марка, его презрение к идеалам и попрание всяческих ценностей существующего жизненного уклада. Жаль, что ее любовь Марк не может оценить по достоинству и не соответствует ее высоким моральным требованиям. Вере остается пережить лишь горькое разочарование. Разочаровывается она и в своих прежних взглядах и в конце вроде бы даже смиряется с тем существующим строем и окружающей ее реальностью, признает ее хоть и не идеальной, но истинной.
Особенности сюжета и композиции
Сюжет построен на поиске материалов для романа, который пишет Райский. Он посвящен женщинам, которых он воспевает подобно художнику, преклоняясь перед их неземной красотой. Однако, ему не удается не завершить ни один из сюжетов до конца, женщины одна за другой отвергают его и он переключает внимание на новый объект. Повествование постоянно прерывается на середине и цельного произведения так не получается. В связи с этим читатель начинает понимать смыл, заложенный в название романа «Обрыв».
Роман делится на 5 частей, начиная с 3 части, мы можем увидеть намечающийся конфликт, тогда как первые две являются эпилогом, предвосхищающим основные события. Четвертая часть является апофеозом и кульминацией, мы видим падение Веры. Пятая часть символизирует ее духовное перерождение и развязку сюжета. Финал Гончаров создает искусственным, он не закрыт с идейной точки зрения. Судьба Райского и Веры остается неопределенной.
Заключение
Роман является составляющей частью трилогии, раскрывающей единую проблему неустроенности жизненного уклада России, обрушение старых идеалов и отсутствие новых, не определившуюся во взглядах и неустроенную в жизни молодежь. «Обрыв» является капитальным трудом, над которым Гончаров размышлял 20 лет. Он очень ярко сумел показать общественно-политическую обстановку того времени и выявить остро стоящие перед обществом социальные проблемы. Он взывает к сознанию и чувствам читателя, помогая переосмыслить и свою жизнь.
Борис Павлович Райский занимает в романе Ивана Александровича Гончарова, главную роль. Он проживает спокойную и бесхлопотную жизнь. С одной стороны, занимается всем и тут же ничем. Он пытается найти себя в искусстве, желая быть и художником, и поэтом, и скульптором. Но в силу своей нетерпимости и отсутствия желания работать и трудиться, ему не удаётся преуспеть, не в одной области.
Тогда Борис решает перевести дух и отдохнуть в своём загородном поместье в Малиновке, за которым присматривает его родственница Татьяна Марковна. Она проживает там с двумя своими внучатыми племянницами Верой и Марфенькой, которые остались без родителей.
Борис сразу же начинает интересоваться Марфенькой, рассказывает ей об искусстве, пытаясь привить прекрасное. Но в поместье возвращается гостившая у подруги Вера, которая сразу же переключает внимания Райского на себя. Но к несчастью для Бориса, он узнаёт, что девушку привлекает весьма непростой парень, который к тому же находиться под контролем полиции. Райский застукивает влюблённых в нём тут же просыпается сильное отвращение к Вере. Да и сама девушка сильно переживает, и сильно болеет из-за случившегося.
После того, как Татьяна Марковна узнаёт, что случилось с Верой она сильно расстраивается и винит себя в этом. Татьяна Марковна рассказывает, что в молодости она также совершила очень плачевный проступок благодаря, которому ей приходиться кается до сих пор.
Бориса же охватывает чувство, что он наконец то нашёл свою дорогу и он решает отправиться за мечтой в Европу. Марфенька же выходит за муж за соседа Викентия и живёт спокойной, и беззаботной жизнью. Вера же остаётся с Татьяной Марковной, и они обе вместе пытаются прийти к искуплению своих грехов. В итоге, сутью романа остаётся то, что не стоит искать свой обрыв в жизни, а лучше идти правильным и добросовестным путём, работая над собой и своими идеалами.
Часть вторая
Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в своё имение Малиновку. Он не интересуется счетами и отчётами об управлении, признается, что рвал их в Петербурге. Борис хочет подарить имение сёстрам Марфиньке и Верочке. Бабушка не согласна, у девочек есть своё приданое, но, в конце концов, берётся управлять имением и дальше, боясь, что Райский заложит его или продаст. При её управлении в имении полный порядок.
Райский встречается с Марфинькой, белокурой полноватой весёлой девушкой лет 20. Вера за Волгой у подруги-попадьи.
Райский осматривает город, который ему кажется похожим на кладбище или пустыню. Город – хорошая рама для его будущего романа. Центром романа может стать Марфинька, но не хватает страсти: Марфинька послушна бабушке и боязлива, не пошла к обрыву с Райским.
В городе Райский находит студенческого друга Леонтия Козлова, учителя гимназии. Леонтий погружён в античные книги. Райский помог ему поселится в городе близ своего имения и передал на его попечение книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что несколько книг испортил Марк Волохов. Леонтий составил каталог книг библиотеки из имения Райского. Позже выясняется, что ему помогала Вера. Райский дарит Козлову свою библиотеку и упрекает его в том, что он оторван от жизни.
Некрасивый Козлов женат на Улиньке, дочери эконома казённого заведения, у которого обедали студенты. Улинька и сейчас очень хороша, её головка напоминает Козлову античную статую. Через 5 лет после выпуска Леонтий забрал её из Москвы от тётки, куда она попала после смерти отца и тяжело болела. Позже Ульяна признаётся Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что он позвал.
Бабушка считает, что внук от рук отбился, что судьба накажет его. Борис и Татьяна Марковна достигают перемирья и решают, что каждый будет жить так, как нравится. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и преданиями.
Марфинька – счастливое дитя под бабушкиной защитой. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удаётся. Марфинька не понимает его намёков, но его разговорами взволнована и смущена, даже ничего не говорит бабушке. Райский рисует портрет Марфиньки и исправляет очерк о Наташе, чтобы вставить в роман.
В имении Райский наблюдает драму: крестьянин Савелий наказывает жену Марину за блуд. Бабушка признаётся, что дворня вся грешит, но Марина особенно неразборчива в связях. Страсть к любовным приключениям случается и среди помещиков. Гостье бабушки Полине Карповне Крицкой, вдове, нравится, чтобы в неё кто-нибудь был влюблён, она заигрывает со всеми молодыми людьми, с Райским, но дальше слов у неё дело не идёт.
Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал лезущим в окно к Леонтию Козлову. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис предлагает Марку поужинать у бабушки. В разговоре Марк называет Райского неудачником.
Райского одолевает скука. Приезжает от попадьи Вера. Сёстры непохожи, как день и ночь. Райский оставляет Марфиньку, которая не подала надежд на превращение из ребёнка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.
Приезжает в гости помещик Викентьев, 23 лет, друг Марфиньки. Они очень подходят друг другу: живые и весёлые. Приходят другие гости, каждый со своим характером и историей.
Райский скучает. Он рисует дворню, ходит в город, заходит к Козлову, но застаёт его жену с любовником. Оттуда он идёт к Марку Волохову. Марк заключает с Райским пари, что через 2 недели Борис влюбится.
Вера избегает Райского. Он не может перестать думать о ней. Они объясняются. Вера говорит, что если она не будет чувствовать себя свободной, то уедет. Райский удивляется, кто её эмансипировал. Райский и Вера договариваются о дружбе.
Часть третья
Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков (известный в городе человек, председатель в палате, образец нравственности) грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу. Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищённый её поступком, целует её.
Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки. У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.
Прошёл месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застаёт у него Марка. Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблён.
Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.
Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит её до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.
Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещённые книги, берёт на себя его вину и едет объясняться к губернатору.
Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего. Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продаёт лес и сам живёт в его чаще со своей сестрой.
Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идёт слух, что он влюблён. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой. Райский поражён собственным безволием.
Вера признаётся Райскому, что её герой – не Тушин. Чтобы остеречь её, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чём она говорит бабушке. На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.
В доме идёт приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит её, а увлёкся ею, как увлекался другими женщинами.
Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнаёт о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в её саду яблоки.
Жанровые и стилистические особенности романа «Обрыв»
Жанр психологического реализма, в котором написан роман, предполагает, что внешние события вокруг героев лишь обрамляют внутренние личностные изменения персонажей. В таком же жанре написан и роман «Обломов», являющийся одним из наиболее известных произведений Гончарова. Литературоведы и критики при анализе романа отмечают резкую смену ритма повествования в его частях, а также некоторые черты барокко в стилистике. Сам Гончаров также признавался, что у него были проблемы с объединением разрозненных частей романа и множества героев в одно целостное произведение. Кроме того, стоит отметить искусное использование Гончаровым портретных характеристик персонажей для создания психологического образа героев и точной передачи их характеров.
Часть четвёртая
Вера с Марком встретилась в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они и любят друг друга. Вера просит не давать молодёжи запрещённые книги, быть тише. Марк обвиняет её в том, что она хочет замуж, а он ищет себе в её лице товарища. Они решают расстаться.
Вера не смогла прервать отношения с Марком. Она снова уезжает за Волгу к попадье. Оттуда Райский получает дружеские или насмешливые письма. Как потом выяснилось, Вера с попадьёй писали их по очереди в шутку. Одна из записок призывала Райского помочь нуждающемуся. Райский отправил ему 220 рублей. Впоследствии оказалось, что Вера ничего об этой записке не знала, её написал Марк, который и без того должен был Райскому 80 рублей и грозился, что не отдаст их.
Заболел Козлов, от которого ушла жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает забрать Леонтия к себе.
Райский получает письмо от Аянова, из которого узнаёт, что Софья скомпрометирована запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где у него, оказывается, есть невеста-кузина.
Райский огорчён отъездом Веры, но вдруг она появляется, когда он тоскует над обрывом. Она на себя не похожа. Говорит, что страсть изменила её. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райского. Он не верит, считает её сумасшедшей. Вера просит Райского помочь ей: удерживать её силой, не пускать на обрыв.
Вера, услышав выстрел (условный сигнал), побежала к обрыву. Райский задержал её, но она выпросилась «Христа ради» на 5 минут.
Вера и Марк в беседке решают расстаться навсегда. Вера настаивает, что любовь – не животное влечение, а долг, Марк не обещает вечной любви и не собирается венчаться. Весь год Вера хотела повлиять на Марка, но не добилась своего. Марк же хоть одолел сердце Веры, но не одолел ума и воли. Расставаясь, Марк предупреждает, что если Вера обернётся, она будет его. Вера обернулась и крикнула: «Марк, прощай!»
Райский ждал Веру до 11. Он в отчаянье: 5 месяцев их отношения не определены. Райский решает подсмотреть, кто избранник Веры. Когда Райский узнал всё, он был взбешён. Он грубо отталкивает в саду Крицкую, которая искала с ним свидания, и до утра ждёт Веру, чтобы посмотреть ей в глаза. Придя домой, Вера падает без чувств.
Сюжет и смысл романа «Обрыв»
Основным героем романа является Райский, который ищет материал для написания своего романа. Но этот роман – не только литературное произведение, но и любовная история, и каждый раз героинями его романа становятся новые женщины, которые захватывают его внимание и воображение. И каждый раз роман его остается недописанным: к каждой женщине он охладевает, когда та ему отказывает.
Самым важным символом романа является обрыв. Это и обрыв старого, которое нужно отбросить и начать жить по-новому, и обрыв любовных связей Райского, которые вечно не приходят к счастливому финалу, и постоянно неоконченная, оборванная сюжетная линия его романа… Обрыв в произведении Обломова многогранен и имеет очень много оттенков смысла.
Образ обрыва также особенно подходит для описания морального перерождения всех героев. Все они стоят перед обрывом, за которым неизвестность, и им предоставлен выбор, жить по-старому в изменившихся условиях, или избрать для себя что-то новое и переродиться. Для некоторых героев принятие нового означает принятие себя, психологический рост и признание своих ошибок, для других это новое сопряжено с тяжелыми моральными потрясениями.
Финал романа остается открытым. Гончаров в «Обрыве» позволяет читателю самому представить, как сложится судьба героев после их решений и изменений, описанных в романе. И в то же время к концу «Обрыва», хотя судьба героев не всегда однозначно ясна, намечаются дальнейшие вехи происходящего с ними. Так, читатель почти однозначно может понять, что Райский не меняется, и его решение «лепить» и переезд в Италию также не принесут ему успеха и оборвутся, как до этого попытки стать писателем и художником.