- Краткие содержания
- Толстой Лев
- Крейцерова соната
Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл. Неожиданно пожилой мужчина смеется за ее спиной сквозь рыдания, заставляя всех обратить на себя внимание. До этого молчаливо сидевший и не вмешивающийся в беседу мужчина неожиданно вмешивается в нее. Он начинает спрашивать присутствующих о том, что в их понимании любовь? Сколько она длится? Какая бывает? Затем он представляется и говорить, что он тот самый Позднышев, который убил жену. Разговор затихает, больше никто ничего не говорит.
Поздно ночью Позднышев все-таки рассказывает всю свою историю одному из попутчиков. До свадьбы мужчина жил как все: вел достаточно разгульный образ жизни, ходил по кабакам, у него были ничего незначащие романы с женщинами, курил, пил и делал все то же что и многие другие в его возрасте. Но как и многие мечтал о любви и хотел жениться на подходящей девушке. Присматривался ко всем женщинам в окружении и, конечно же, нашел ту самую, на которой захотел жениться.
После одного из свиданий, в порыве романтических чувств и настроения, Позднышев решил, что она та самая. Она была хороша, прекрасно и со вкусом одета в одежду, которая ей очень шла, именно это он запомнил наиболее отчетливо из того вечера. На следующей же день он сделал девушке предложение. После свадьбы все очень быстро стало как-то не так. Супругам стало скучно, грустно, они друг друга не понимали. Позднышев удивлялся все больше. Как же так? Разве брак — это не любовь? Не нечто, возвышенное? Почему же тогда получается именно так? У них постепенно появились дети, жена очень любила их и почти все время была занята ими, между ними практически не было никаких других разговор, кроме как о их детях. Они обвиняли друг друга в проблемах и много ссорились. Когда они пришли к выводу, что им больше не нужно заводить детей, то жена, до этого погруженная в бытовые проблемы, вдруг поняла что вокруг тоже есть мир. Мир, который она почти и не видела. Рано выйдя замуж, наслушавшись чужих советов о большой и великой любви, в которой есть смысл женской жизни, она в итоге так ничего и не видела. Ей захотелось чего-то нового и она стала вновь играть на фортепьяно.
Вскоре в их жизни появился новы человек. Скрипач и музыкант Трухачевский, с женой Позднышева они очень быстро нашли общий язык, стали исполнять музыку вместе. И хотя Позднышева мучила ревность, ему все казалось, что этот музыкант как-то не так смотрит на его жену, он продолжал улыбаться Трухачевскому в лицо и не показывая вида, пожимать ему руку. На званом обеде его жена и музыкант исполняли Крейцерову сонату Бетховена, и это что-то перевернуло в душе мужчины. Обед закончился хорошо, все благополучно разошлись.
Несколько дней спустя, Позднышев отправился в уезд, настроение у него было хорошее, но однажды им завладела мысль о том, что его жена может изменять ему с Трухачевым, она не оставляла его. Он продолжал все думать и думать об этом, в итоге не выдержав, он собрался и поехал обратно. Позднышев продолжал думать об этом пока ехал, много мыслей металось у него в голове.
Вернувшись домой, он узнал от лакея, что они, оба там и сгорая от ревности бросился на Трухачева с кинжалом, его жена попыталась ему помешать и он ее заколол. Когда Позднышев опомнился было слишком поздно. Он провел почти год ожидая своего приговора, на суде его оправдали, а детей себе забрала свояченица. В браке в котором между людьми нет понимания, а лишь страсть, очень быстро ее сменит ненависть и в итоге все обернется крахом, потому что этого мало для того, чтобы построить семью.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Основные события
Краткое содержание по главам можно посмотреть во многих источниках. Но чтобы лучше понять психологию героя, лучше самостоятельно читать повесть онлайн, тем более это бесплатно. На прочтение уйдет около трех часов, но зато произведение можно будет глубоко прочувствовать и лучше вникнуть в замысел автора. Для тех, у кого нет времени знакомиться с повестью полностью, есть и сокращенный вариант.
Беседа в поезде
В поезде подобралась разношерстная компания: дама, адвокат, богатый купец, рассказчик и прочие. На второй день путешествия начинается оживленное обсуждение животрепещущей темы — любовь и брак.
Представители более молодого поколения сетуют на то, что раньше людей могли поженить еще до того, как молодые увидят друг друга. Они утверждают, что в таком случае о взаимных чувствах не может быть и речи.
Сторонники традиций считают, что девушка просто обязана полюбить супруга, несмотря на обстоятельства. Поскольку «женщина — утлый сосуд», что она чувствует — неважно, ее дело приспособиться к обстоятельствам и быть покорной.
Неожиданно в спор вступил господин, который до этого сторонился попутчиков. Он спрашивает их, что же следует «разуметь под любовью истинной». По его мнению, настоящая любовь есть «только в романах», в реальности же она не встречается.
Собеседники стали возражать. Тогда господин объявил, что он тот самый Позднышев, который убил собственную супругу. Об этом случае все знали. Собеседники шокированы и замолкают. Василий начинает свой рассказ.
Вступление в брак
Помещик Позднышев получил университетское образование и вел не слишком нравственный образ жизни. При этом считал себя вполне приличным человеком. Он занимался развратом «для здоровья», «степенно». Василий избегал любых привязанностей в отношениях с женщинами.
Когда Позднышеву исполнилось тридцать лет, он решил остепениться и придумал себе «самую возвышенную, чистую» жизнь с будущей женой. В невесты он избрал красивую дочку разорившегося помещика. Девушка ему показалась идеальной кандидаткой в жены, мужчина сделал предложение руки и сердца.
В глубине души Позднышев считал себя высоконравственным человеком, чуть ли не ангелом во плоти. После венчания твердо решил не изменять законной супруге, чем хотел выделиться среди товарищей. Это очень тешило его самолюбие. Но проблемы начались еще до брака — молодые просто не знали, о чем разговаривать.
Выручала подготовка к свадьбе, будущие супруги обсуждали квартиру, свои наряды и прочие житейские вопросы.
Совместная жизнь
Молодые рассчитывали, что во время медового месяца сумеют насладиться счастьем. Но и этот долгожданный период не принес им никакой радости. Всего через несколько дней молодая жена заскучала, начала плакать без причины. На ее красивом лице Василий прочел «холодность и враждебность», переходящие в ненависть.
Позднышева поразило это открытие. Он не думал, что любовь, брак могут вызывать подобные эмоции. Поначалу супруг надеялся, что это настроение временное. Но вскоре понял, что враждебность стала постоянной. Начались ссоры. Вот тогда помещик осознал, что он не увидит желаемого счастья в браке. Наоборот, супружество — это «нечто очень тяжелое».
За восемь лет в браке появилось пятеро детей. Но и они не стали спасением для отношений между мужем и женой. Для Позднышева они стали мученьем, не принося никакой радости. Супруга же совсем перестала обращать на него внимание. Самое ужасное, что дети стали для них орудием в «немилосердных играх».
Пошатнувшееся здоровье госпожи Позднышевой поправили доктора, которые больше не советовали ей рожать и «научили средству», как этого избежать.
Женщина вскоре начала хорошеть, привлекать внимание других мужчин. Настроение ее улучшилось, она больше стала заниматься собой. Дама даже вспомнила о былом увлечении — игре на фортепиано.
Трагическая развязка
В доме появляется мужчина — учитель музыки, скрипач Трухачевский. Позднышев замечает, что привлекательный молодой человек понравился его жене, так в душе родилась ревность. В доме стали проводиться музыкальные вечера. На одном из них мадам Трухачевская и Позднышев исполняют «Крейцерову сонату» Бетховена. Это яркое, динамичное произведение поразило приказчика. Музыка гениального композитора словно предвещала трагедию, которая вскоре случится в этом самом обычном доме. Хозяева его были похожи на невольников, связанных цепями, отчего втайне ненавидели друг друга.
Дела призвали Позднышева в уездный город, но мысли о молодом музыканте, который теперь может наедине видеться с его женой, не оставляли ревнивца. И он принимает решение внезапно вернуться домой. Встав в пять утра, бросается в дорогу, проехав десятки километров на лошадях и восемь часов на поезде. Домой прибыл уже за полночь. Там подтверждаются его худшие опасения — в доме находится музыкант.
Вот как происходит убийство:
- Позднышев разулся, чтобы не вспугнуть влюбленных. Орудием убийства из «Крейцеровой сонаты» становится «кривой дамасский кинжал», который висел на стене. Мужчина берет его в руки и резко распахивает дверь. Его поражает выражение ужаса на лицах жены и любовника.
- Сначала обманутый муж бросается на Трухачевского, но тот очень проворно убегает, а на руке Позднышева повисает его жена.
- Не желая бежать по улице в одних чулках, «чтобы не выглядеть смешным», хозяин дома ударяет кинжалом супругу. Он тут же вытаскивает его, как бы одумавшись, но самое страшное уже произошло. Сквозь страдания и осознание близкой смерти на лице жены главный герой читает все ту же животную ненависть.
Жена умирает не сразу, она успевает выразить желание, чтобы детей воспитывала ее сестра. Только когда Василий видит молодую красивую женщину в гробу, осознает, что совершил непоправимое деяние: живую и теплую супругу он превратил в неподвижную, восковую. Поправить ничего нельзя.
Позднышев арестован, он одиннадцать месяцев проводит за решеткой, ожидая приговора. Его оправдывают.
«Крейцерова соната»
Ранняя весна. Конец века. По России идёт поезд. В вагоне идёт оживлённая беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине её речи, раздаётся странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый ещё, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор. До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством. Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.
Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу. Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать. Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.
Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она. Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)
В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком». И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.
Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский. (Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная весёлость, говорил все больше намёками, отрывками.) Трухачевский, приехав в Москву, зашёл к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашёл разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует. Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.
Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.
Вечер кончился благополучно, все разъехались. А ещё через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце. Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от неё хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утончённой похоти чувств». Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал. Ехать надо было тридцать пять вёрст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах ещё горел свет. Он спросил лакея, кто в доме. Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый. Мягко ступая, пошёл туда, резко распахнул дверь. Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное. «Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, тёплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провёл одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.
Краткое содержание
Следует отметить, что название произведению автора дала «Соната 9» для скрипки Людвига ван Бетховена. Эта работа была посвящена скрипачу из Франции Родольфу Крейцеру. Краткое содержание повести поможет читателям вникнуть в суть.
Беседа в поезде
Первая глава произведения начинается с описания событий во время возвращения героя домой. Между скучающими попутчиками в вагоне поезда завязалась оживленная беседа о замужестве, представительницах прекрасного пола и отношениях вне брака. Женщина возмущалась, рассуждая о том, как раньше связывали судьбу с кем попало, а затем всю жизнь мучались. Дама утверждала, что люди, будто животные, не могут просто совокупляться друг с другом, и абсолютно неправильно жить без любви.
Грозный пожилой купец утверждал, что «женщина — утлый сосуд», до ее чувств никому нет дела, со временем она приспособится к браку. Неожиданно в беседу вмешался одинокий господин, было видно, что он очень волнуется. Он спросил у спутников, что следует понимать под «истинными чувствами», однако никто не дал ни одного ответа.
Мужчина заявил, что настоящую любовь никогда не встретить в реальной жизни, только в книжных романах. Окружающие вступили с ним в спор, стараясь доказать свою точку зрения. Затем господин признался, что он тот самый помещик Позднышев, лишивший жизни свою супругу. Это событие было на слуху, собеседники вскоре замолчали.
Той же ночью герой поведал свою печальную историю случайному попутчику.
Встреча с судьбой
Позднышев раньше был кандидатом института, помещиком, до свадьбы имел славу любителя разгулов. Герой считал себя нравственным человеком, он ничуть не сомневался, что в его жизни все идет своим чередом. Мужчина предавался разврату исключительно с пользой для здоровья, он избегал представительниц прекрасного пола, которые хитростью могли бы женить его на себе.
Так мужчина дожил до 30 лет. Вскоре он решил найти себе подходящую пассию, чтоб устроить чистую и высокую семейную жизнь. Спустя время Позднышев познакомился с прекрасной девушкой, дочкой разорившегося помещика. Героиня полностью соответствовала его воображаемому идеалу, поэтому главный персонаж поспешил позвать ее замуж.
В отличие от многих друзей, Позднышев не планировал после свадьбы встречаться с другими женщинами. Он считал себя настоящим ангелом, эта мысль грела его душу. Общение с девушкой до свадьбы было довольно трудно. Не ощущая душевной близости, будущие супруги не находили тем для разговора.
Пустоту заполняла предсвадебная суета и обсуждение различных мелочей:
- квартиры;
- постели;
- халатов;
- туалетов;
- спальни и т. д.
Семейная жизнь Позднышевых
Долгожданный «медовый месяц» не принес молодоженам абсолютно никакой радости. Спустя несколько дней после церемонии бракосочетания Позднышев застал супругу грустной, он крепко обнял ее, но героиня лишь расплакалась. Примечательно, что молодая женщина не могла внятно объяснить причину скуки, но на ее лице была видна враждебность и холодность.
Мужчина пребывал в шоке, он полагал, что любовь не должна выражаться такими ужасающими эмоциями. Со временем он осознал, что такой настрой супруги — постоянное явление. Тогда герой понял, что женитьба не приносит счастья, а является чем-то тяжелым.
Все чаще между молодоженами стали возникать споры. За 8 лет брака в семье появилось пятеро детей, однако даже это не спасало. Наоборот, рождение наследников сильнее отдало супругов. По мнению Позднышева, дети приносят одно мучение, а любовь к ним — чистый эгоизм.
Его жена с головой погрузилась в заботу об отпрысках и абсолютно перестала проявлять к супругу интерес. Однако самое плохое, что оба считали детей оружием, при помощи которого можно противодействовать друг другу. У каждого из родителей был любимчик, и они, вопреки душевному состоянию наследников, жестоко использовали их в борьбе.
Через несколько лет муж и жена стали общаться только о детских болезнях, бытовых проблемах, погоде. Супруги были будто два ненавидящих колодника, отравляющих бытие друг друга.
После рождения детей здоровье женщины пошатнулось, и врачи не велели ей больше рожать. Позднышева с удовольствием согласилась, но ее муж негодовал.
Рекомендации докторов пошли героине на пользу, она похорошела и стала объектом внимания других мужчин. Женщина стала менее остро реагировать на детские болезни, больше времени она уделяла собственным маленьким капризам и даже вспомнила о своем давнем хобби — игре на фортепиано.
Страшная измена
Супруга Позднышева будто снова возродилась для новых чувств, но любовь, обгаженная злостью и ревностью мужа, была не той. Спустя время судьба подарила женщине шанс почувствовать себя желанной. Это произошло после того, как в доме супругов появился привлекательный молодой музыкант Тухачевский. Главный герой понимал, что его избранница заинтересовалась скрипачом, в его сердце закралась ревность.
Однажды на музыкальном вечере скрипач с госпожой сыграли произведение «Крейцерова соната» Людвига ван Бетховена. Услышав музыку, Позднышев понял, что стоит на пороге чего-то страшного. Спустя время герой отправился в уезд, но его не покидали мысли о скрипаче и супруге. Не выдержав своих переживаний, он вернулся и застал жену в постели с музыкантом. Сначала он бросился к последнему, однако Тухачевский успел убежать.
Затем происходило страшное действие: мужчина схватил кинжал и вонзил его в грудь супруги. Убийство произошло в порыве страшной ревности. Примечательно, что на лице женщины даже под страхом смерти была отчетливо видна животная ненависть. Героиня велела передать детей на воспитание ее сестре. Только увидев женщину в гробу, Позднышев осознал, что совершил непоправимое. В ожидании суда герой находился в тюрьме 11 месяцев, а затем его оправдали. Однако мужчина не смог простить себе убийство жены.
Произведение «Крейцерова соната» считается одной из самых скандальных работ Льва Николаевича. Видение писателя на злободневные проблемы так сильно повергло в шок его современников, что литературный шедевр запрещали издавать, а впоследствии подвергали цензуре.