Великий Л.Н. Толстой свой знаменитый рассказ «После бала» написал в 1903 году, однако он был опубликован намного позже, в 1911 году, уже после смерти писателя. История создания «После бала» Толстого говорит о том, что это произведение основано на реальных событиях, произошедших с родным братом писателя, Сергеем Николаевичем. Лев Толстой, будучи студентом университета, вместе с братьями Николаем, Сергеем, Дмитрием и сестрой Марией жили в Казани. Там его брат Сергей по уши влюбился в Вареньку, дочку военного градоначальника Корейши А. П., усадьба которого находилась по соседству.
История создания «После бала» (Л. Н. Толстой)
Сергей Николаевич очень часто заезжал к ним в гости и не раз присутствовал у них на светских приемах и на балах. Но случится то, что раз и навсегда отвернет его от намечавшихся грандиозных планов, погасит его любовь и желание жениться на своей милой возлюбленной.
Однажды ночью после бала Сергей Николаевич стал невольным свидетелем того, как наказывали беглого солдата, и этой жуткой экзекуцией руководил сам отец Вареньки.
История создания «После бала» достаточно интригующая, и потому все же лучше ознакомиться с полным содержанием самого произведения, чтобы понять все тонкости и суть произошедшего события. Это происшествие потрясло и самого писателя, который потом, уже много лет спустя, все же решил описать его в своем произведении «После бала».
Идея рассказа «После бала»
Идея рассказа не в обличении армейских порядков, тем более, что наказывать, «прогоняя сквозь строй», перестали после указа Александра II «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных» ещё в 1863 году. Идея «После бала» заключена в первом предложении рассказа: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает». От чего зависит поведение человека: собственной совести, наклонностей, характера или «среды»? Для себя Толстой нашел решение этого вопроса. Шолому Алейхему он ответил: «виновник не только кишиневских ужасов, но всего того разлада, который поселяется в некоторой малой части — и не народной — русского населения — одно правительство…» (будто это Николай II и его министры гонялись за евреями в Кишиневе). В «морали» же рассказа он не столь категоричен: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого», то есть «может ли человек сам по себе понять, что хорошо, что дурно» должен решить сам читатель
Жанр и творческий метод
Итак, «После бала» Л.Н.Толстой представил как прозаическое произведение, написанное в жанре рассказа, небольшого по объему. В нем описывается один эпизод из жизни главного героя, от которого он получил огромное потрясение, сыгравшее большую роль в его дальнейшей судьбе.
В рассказе «После бала» изображена эпоха правления Николая I. И автор намекает на то, что уже через много лет, в настоящей жизни, в России ничего так и не изменилось. Лев Николаевич Толстой был идеалистом, он всегда выступал против гнета и насилия над народом. Его рассказ и практически все творчество этого великого художника слова связано с русским реализмом в литературе.
История создания «После бала» описывает его серьезные страдания и мучения по этому поводу, вплоть до отречения от христианской веры, которой он долгое время служил. Толстой не мог смириться с действительностью. Он не хотел принимать мир жестоким и несправедливым.
Л. Н. Толстой. После бала. Время и пространство в художественном тексте
Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?
Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает отправную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатлением своей юности, был жив облик служаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.
Об этом говорит и портрет отца Вареньки: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В облике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаевской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.
Герой произведения и рассказчик Иван Васильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указания на время действия? Какова временная дистанция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Васильевича?
Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро следующего дня ознаменовано для Ивана Васильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно переместился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие всего несколько часов.
Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчеркивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Почему Толстой в рассказе «После бала» трижды воссоздает портрет хозяйки бала, каждый раз сопоставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елизавете Петровне расширяет временные границы произведения Толстого?
Главная тематика
В произведении «После бала» раскрывается безотрадная сторона царского солдата и его двадцатипятилетняя служба в русской армии, где было полное бесправие, постоянная муштра и невыносимые наказания в случае невыполнения любого приказа начальника. Но основной проблемой все же стали вопросы нравственного воспитания человека и то, под воздействием чего оно формируется. Влияет ли на все это просто случай или какие-то общественные условия? История создания «После бала» описывает пример того, как одно событие переворачивает всю жизнь главного героя, сразу отбросившего все тогдашние сословные предрассудки. Молодой человек, который, как и все в этом возрасте, весьма восторжен, впечатлителен, вдруг из-за нахлынувшего на него чувства несправедливости резко меняет свою судьбу.
Идея
Системы образов и композиция помогают раскрыть идею рассказа «После бала». Основными героями здесь выступают сам рассказчик Иван Васильевич, старый полковник и его дочь Варя.
История создания «После бала» Толстого говорит о том, что в образе полковника Толстой решил обличить социальные условия, искажающие истинную натуру человека, которому прививается неправильное понятие о долге.
Идейное содержание произведения раскрывается через главного героя, внутреннюю эволюцию его чувств, восприятия мира. Он задумывается над проблемами ответственности за весь окружающий его мир. Рассказчик Иван Васильевич тем и отличается, что эту ответственность за жизнь общества он частично берет на себя.
В рассказе все образы и действия описаны очень контрастно: роскошный бал и сцена страшного наказания, грациозная фигура стройной Вареньки и тело солдата, напоминающее окровавленное месиво. Или отец Вареньки, который сначала выглядел милым и очаровательным старичком, а потом превратился в злого деспота, требующего достойного выполнения своего приказа.
«После бала» (Л. Толстой)
Цитата: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она».
История создания: произведение основано на реальных событиях, происшедших с братом Льва Толстого Сергеем Николаевичем.
Проблематика:
Смысл названия: название рассказа имеет большое значение: оно указывает на двойную жизнь, которую фактически вело русское дворянство. Во время бала — красивые, чинные, накрахмаленные, танцующие. После бала (то есть в своей обычной жизни) — порой жестокие, бесчеловечные, демонстрирующие животное поведение.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: к жанровым особенностям «После бала» можно отнести то, что это фактически «рассказ в рассказе»: историю, являющуюся фабулой, рассказывает Иван Васильевич в качестве ответа на вопрос о том, что нужно для совершенства личности.
Время и место действия: поскольку композиционно «После бала» представляет собой рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить отдельно о первом и втором рассказе. Рассказ, действующими лицами которого являются собеседники Ивана Васильевича и он сам, относится к современному для автора периоду (это 70-80-е годы XIX в.). Рассказ, который преподносит слушателям Иван Васильевич, можно отнести к 40-м годам XIX в. Место действия первого рассказа не указано; что касается второго рассказа, то в нём можно обозначить два значимых пространства — масленичный бал у губернатора и площадь, на которой наказывали дезертира.
Конфликт
В основе конфликта, с одной стороны, лежит двуличность градоначальника Петра Владиславовича, а с другой — разочарование рассказчика Ивана Васильевича. Сначала он в своем рассказе сыплет самые яркие комплименты в адрес градоначальника, описывая его красивым, статным, милым, любезным и свежим стариком, который располагал к себе каждого из гостей. Но после бала картина удручала, лицо полковника охватила жестокая гримаса, Иван Васильевич видел, как тот своей перчаткой бил по лицу малорослого солдата, который старался смягчить свой удар по спине и без того мучившегося изможденного беглого татарина.
История создания произведения «После бала» говорит о том, что в образе Ивана Васильевича представляется личность, которая не может любить только одного человека, он хочет любить весь мир и принимать его полностью. Поэтому и любовь к Вареньке из-за поступка ее отца сразу превращается в пепел. Из-за жестокости и несправедливости нет гармонии, и итоге все рушится. Конечно, молодой человек не в силах что-либо изменить, но он может только согласиться или не согласиться с условиями того зла, в котором ему придется в дальнейшем участвовать. Вот на чем основывалась логика молодого Ивана Васильевича, поэтому он и отказался от своей любви.
Краткое содержание рассказа «После бала»
Краткое содержание рассказа «После бала» и идейный замысел автора
Главный герой решает рассказать историю, которая повлияла на всю его жизнь, изменив его отношение к любви, обществу, военной службе. Он вспоминает свои студенческие годы, полные веселья и развлечений.
Будучи 20-летним, главный герой уделял больше времени не учебе, а балам, гуляниям и череде влюбленностей, чему способствовали его богатство и склад характера.
Самой сильной его любовью стала Варенька Б., дочь полковника, с которой герой познакомился на светских мероприятиях.
Описание ее внешности предает искренний трепет юноши. Его приводило в восторг даже то, что не считалось красивым: высокий рост и худоба. Особенно он очарован красотой глаз, улыбки и царственной осанки девушки. Иван Васильевич упоминает, что и в 50 лет героиня сохранила красоту и грацию.
Встретившись с Варенькой на балу в доме губернского предводителя, Иван ощущает прилив чувств к девушке и видит взаимный интерес с ее стороны. Они много танцуют, а когда приходится танцевать с другими, видят только друг друга. Герой ощущает эйфорию, его любовь как бы распространяется на всё вокруг («Я обнимал в тот момент весь мир своей любовью»).
Полковника просят потанцевать с дочерью, и он охотно вспоминает свои навыки, танцуя мазурку. Восторженное отношение Ивана к Вареньке переносится на отца: он кажется ему очень хорошим человеком. Герой отмечает его статность, выправку, скромное отношение к себе и щедрость к дочери, добрый нрав и учтивость. Его трогают старые, вышедшие из моды сапоги полковника.
Бал заканчивается, время прощаться, и Варенька отдает Ивану свою перчатку и перо из веера в знак расположения.
Придя домой почти в 5 утра, Иван не может успокоиться и лечь спать. Счастье захлестывает героя, он всех любит и всему сочувствует. Жалеет старшего брата, которому пока неведома любовь, жалеет и отправляет спать дальше сонного лакея.
Иван выходит на улицу прогуляться, дорога приводит его к дому полковника. Сквозь утренний туман проступает нечто странное: видны шеренги солдат, а звуки флейты и барабана напоминают звуки военных учений «жесткая, нехорошая музыка».
Герой видит страшную картину наказания беглого солдата: сквозь две шеренги ведут оголенного по пояс человека, привязанного к ружьям. Такие же солдаты, как и он, с двух сторон избивают его палками. Командует экзекуцией тот самый полковник, отец Вареньки.
Спина солдата похожа на кровавое месиво, он корчится от боли и умоляет: «Помилосердствуйте, братцы». Но солдаты не могут проявить милосердие, иначе их ждет такое же наказание. Когда один из них ударяет слишком слабо, полковник бьет его по лицу и угрожает.
Иван чувствует, что насилие вызывает у него ужас. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Молодой человек размышляет над бесчеловечным зрелищем, но не может понять, почему такое насилие возможно. Разум находит «логическое» объяснение: это не плохо, это нормально, просто он не знает каких-то важных обстоятельств.
Однако после увиденного его любовь к Вареньке сошла на нет. А доверие было подорвано не только к полковнику, но и к справедливости общества, к его законам.