«Вся Россия наш сад!» — сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • «Вся Россия наш сад!» по пьесе Чехова «Вишневый сад»

В своём рассказе А.П. Чехов проводит параллель между вишнёвым садом и ситуацией в России. После ряда реформ дворянская планка значительно пошатнулась и теперь вынуждена жить по новым правилам.

Главная героиня Любовь Андреевна является олицетворением России в конце 19в. Женщина заботится лишь о собственном благополучии и радуется крупным везениям. Она пытается быть красивой, чтобы соответствовать своему положению в обществе. Поэтому часто себя балует изящными нарядами, совсем не думая о своих дочерях. Любовь Андреевна пытается казаться доброй на людях. Но они даже не подозревают сколько лжи и лицемерия сыпется из уст этой дамы. В разговорах она постоянно упоминает покойного сына, говоря, что безумно любит его и скучает. При этом женщина не ценит того, что имеет и часто небрежно относится к своим дочерям. Воспитание и их финансовые потребности берёт на себя их дядя, который отличается легкомысленностью и скудным складом ума.

В образе современной России выступает Лопахин. Он является выходцем из крестьянской семьи и имеет простое и понятное желание – заработать. Он покупает поместье Раневской и старается наладить его состояние. После своей удачной покупки, он идёт хвастаться всем жителям. При каждом разговоре он обязательно упомянет о своей сделке с помещиками. Персонаж не особо умён, но весьма предприимчив. В нём нет манерного поведения и он вовсе не знает правил этикета, поэтому для многих его поведения покажется грубым и невежливым. В целом А.П. Чехов выделяет его как положительного персонажа.

Автор пьесы старается передать своему читателю картину событий тех лет, когда в России происходили кардинальные изменения, затронувшие все классы общества. На примере Раневской, Чехов показал, что переживали люди, вышедшие родом из дворянского общества. Не имея определённых навыков, чтобы содержать свои владения без помощи подчинённых крестьян, они были вынуждены продавать земли. Им было очень тяжело, они будто теряли опору под своими ногами. Но времена меняются!

Крестьянам досталось более выгодные условия, что взбудоражило абсолютно всех. У них горели руки заниматься предпринимательскими делами, получать свои первый заработок и обустраиваться в этой жизни. Но и этот класс настигла последующая проблема. Имея стойкость, стремление и упорство, они не обладали тактичностью в своих действиях. Люди не имели хорошего образования и достаточное количество знаний, чтобы нормально обустроиться в новой среде.

А.П. Чехов удачно сравнил Россию прошлых лет с вишнёвым садом. Начало 20в. было для всех кризисным периодом, который каждый переживал как мог.

Вишневый сад — Чехов Антон Павлович

Трофимов. Вы лучше желтого в середину дуплетом.

Гаев. Я молчу, молчу.

Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

Любовь Андреевна. Это что?

Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

Гаев. А может быть, птица какая-нибудь… вроде цапли.

Трофимов. Или филин…

Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то.

Пауза.

Фирс. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Гаев. Перед каким несчастьем?

Фирс. Перед волей.

Пауза.

Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слезы… Что ты, девочка? (Обнимает ее.)

Аня. Это так, мама. Ничего.

Трофимов. Кто-то идет.

Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.

Прохожий. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?

Гаев. Можете. Идите по этой дороге.

Прохожий. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная… (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат… выдь на Волгу, чей стон… (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать…

Варя испугалась, вскрикивает.

Лопахин (сердито). Всякому безобразию есть свое приличие!

Любовь Андреевна (оторопев). Возьмите… вот вам… (Ищет в портмоне.) Серебра нет… Все равно, вот вам золотой…

Прохожий. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)

Смех.

Варя (испуганная). Я уйду… я уйду… Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.

Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..

Лопахин. Слушаю.

Любовь Андреевна. Пойдемте, господа, пора. А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю.

Варя (сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя.

Лопахин. Охмелия, иди в монастырь…

Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде.

Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!

Любовь Андреевна. Идемте, господа. Скоро ужинать.

Варя. Напугал он меня. Сердце так и стучит.

Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..

Уходят все, кроме Трофимова и Ани.

Аня (смеясь). Спасибо прохожему, напугал Варю, теперь мы одни.

Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!

Пауза.

Сегодня здесь дивно!

Трофимов. Да, погода удивительная.

Аня. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

Пауза.

Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.

Вся Россия – наш сад

Прочее

Сочинение по произведению на тему: Вся Россия — наш сад

«Вишневый сад» — это вершинное произведение А. П. Чехова. Комедия закончена в 1903 году. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении драматурга. В «Вишневом саде» сказалась общедемократическая позиция Чехова. В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени. Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычайной правдивостью. Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее символическое значение. Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символически сад — это вся Родина. Поэтому темой пьесы является судьба России, ее будущее. Уходят со сцены ее старые хозяева — дворяне, приходят на смену капиталисты. Но их господство недолговечно, потому что они — разрушители красоты. Однако придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят Россию в цветущий сад. Идейный пафос пьесы в отрицании дворянско-поместного строя, как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушение. Посмотрим, каковы представители прошлого в «Вишневом саде». Любовь Андреевна Раневская — легкомысленная, пустая женщина, не видящая вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремления жить красиво, легко. Она проста, внешне обаятельна, так же внешне и добра: пьяному нищему бродяге дает пять рублей, запросто целуется с горничной Дуняшей, ласково обходится с Фирсом. Но доброта ее условна, существо ее натуры — в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает большие милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги; внешне она заботится о Фирсе, распоряжаясь отправить его в больницу, но его забывают в заколоченном доме. Раневская пренебрегает и материнскими чувствами: ее дочь в течение пяти лет оставалась на попечении безалаберного дяди. Родным местам она радуется лишь в день приезда, она опечалена продажей имения, но здесь же радуется возможности отъезда в Париж. А когда она говорит о любви к Родине, то прерывает себя замечанием: «Однако же надо пить кофе»! Привыкшая повелевать, Раневская приказывает Лопахину дать ей деньги. Переходы Любови Андреевны от одного настроения к другому неожиданны и быстры: от слез она переходит к веселью. По-моему, характер этой женщины очень отталкивающий и неприятный. Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Все в нем смешно и нелепо: и его горячие заверения, что проценты за имение будут заплачены, сопровождаемые отправкой леденца в рот, и патетическая речь, обращенная к шкафу. О несерьезности и непостоянстве этого человека говорит и то, что плачет, привезя известие о продаже имения, но, услышав стук бильярдных шаров, перестает плакать. Слуги в комедии — это тоже символ старой жизни. Они живут по правилу «мужики при господах, господа при мужиках» и другого представить себе не могут. Горький, характеризуя бывших хозяев сада писал, что они — «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», «паразиты, лишенные сил снова присосаться к жизни». Особое значение придавал Чехов купцу Лопахину: «Е роль Лопахина центральная. Если она не дастся, то значит и пьеса вся провалится». Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым. Относительную прогрессивность этого буржуа драматург видит в том, что он энергичен и деловит, умен и предприимчив; он работает «с утра до вечера». Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. У Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальца, как у артиста. Однако он признает лишь утилитарную красоту. Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает красоту — вырубает вишневый сад. Господство Лопахиных преходяще. Им на смену придут новые люди — Трофимов и Аня. В них воплощается будущее страны. В Пете Чехов воплотил устремленность в будущее. Трофимовы вовлекаются в общественное движение. Именно Петр прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны. Он лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости (вспомним эпизод поисков калош или падения с лестницы). Но все же его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед. Трофимова поддерживает Аня, девушка, поэтически настроенная, восторженная. Петя призывает дочь Раневской перевернуть жизнь. И в финале комедии Аня и Трофимов прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь. «Прощай, старая жизнь!» — говорит Аня. А Петя вторит ей: «Здравствуй, новая жизнь!» Этими словами и сам писатель приветствовал новую эпоху в жизни своей страны. Итак, в «Вишневом саде», как и в других пьесах Чехова, есть реалистическая символика. Символично само название — «Вишневый сад». Сад напоминает о тяжелом прошлом. «Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существаЕ» — говорит Трофимов. Но цветущий сад — это символ вообще красоты Родины, жизни. Символичны звуки, особенно в конце пьесы: удар топора по дереву, звук лопнувшей струны. С ними ассоциируется конец старой жизни. Символика здесь очень прозрачна: уходит старая жизнь, на смену ей идет новая. Очень сильно чувствуется оптимизм Чехова. Писатель считал, что придет светлая, радостная жизнь. Однако как бы это грубо ни звучало, сегодняшняя Россия — это нищая свалка мировых отходов, а не цветущий сад. И современная жизнь заставляет усомниться в словах великого драматурга. Но надежда умирает последней

https://vsekratko.ru/prochee/prochee37

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]