Конфликт в драматическом произведении
Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было важно показать жизнь людей через описание повседневности, тем самым приблизив сценические персонажи к зрителю. Как правило, конфликт находит выражение в сюжете произведения, организуя его, внутренняя неудовлетворенность, желание что-то заполучить, или не потерять подталкивает героев к свершению каких- либо поступков. Конфликты могут быть внешними и внутренними, а их проявление бывает явным или скрытым, так конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехов успешно спрятал за бытовые трудности действующих лиц, присутствующий как неотъемлемая часть той современности.
Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы
Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.
Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.
Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
«Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, его «лебединая песня». В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России. Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии кардинальных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе. Драматург чувствовал, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается. Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада». В пьесе Чехов выразил свои надежды на будущее. Поэтому лейтмотивом здесь проходит мысль о столкновении мечты и реальности, о разладе между ними. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим непонимание происходящих вокруг событий. Читатель часто слышит от персонажей реплики невпопад, чувствует отрешенные взгляды. Они не слышат друг друга, находятся каждый в своем мире, мечтают и страдают в одиночку. Показателен финал пьесы, когда старого слугу просто забывают, закрывают его в имении и оставляют, быть может, на голодную смерть… Так и прошлое в пьесе – откинуто, забыто и не осмыслено. Потому основной конфликт пьесы «Вишневый сад» можно охарактеризовать так — непонимание поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись в одной точке прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения живут каждый в своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения жизни. К старшему поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс. К настоящему – Лопахин, а представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня. Любовь Андреевна Раневская, кровная дворянка, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о «прекрасной» старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет или не может… Читателю кажется смешным ее пессимизм. Мы понимаем, что к прошлому возврата нет, да и надо ли туда возвращаться? Но Любовь Андреевна и её брат этого понять не хотят. Их мечты так и останутся мечтами… И поэтому Чехов осуждает их. Лопахин – представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Нельзя не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и как бы знает, что делать. Но все это только слова. Поэтому и Лопахин не является идеальным героем. Мы чувствуем его неуверенность в себе. И в конце действия у этого героя будто опускаются руки, и он восклицает: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!» Принято считать, что Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, «люди действующие». А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. И все же, Аня – это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонко чувствующая душа способна перевернуть жизнь, потому что она сможет уловить малейшие колебания окружающего мира. Пусть это немного наивно и смешно, но если кто и сможет дойти вместе со всем человечеством до высшей правды, до высшего счастья, то это Аня Трофимова: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..» Таким образом, вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе «Вишневый сад» отразился ещё и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Данная пьеса – это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить. То, что изобразил автор смешным, на самом деле достойно самых горьких слез, но оно смешно, как смешно все жалкое. Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности этих самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Они мечтают, но ничего не делают для исполнения мечты, так как не чувствуют этот мир.