Часть первая
Утром солнце разливается по поверхности моря. В миле от берега – рыбацкая лодка. Над водой разносится зов. Чайки слетаются на завтрак. Каждая из птиц пытается отхватить себе кусок получше.
Чайка по имени Джонатан Ливингстон не участвует в общем пиршестве. Он тренируется в гордом одиночестве, пытаясь придать своим крыльям форму для максимального замедления полёта. В процессе тренировки чайка падает, что считается совершенно недопустимым для этих птиц, но его это мало беспокоит: в отличие от других Джонатан Ливингстон больше интересуется новыми техниками полёта, нежели едой. Подобная жизненная позиция не прибавляет ему популярности в Стае. Родители чайки также не совсем его понимают: мать переживает из-за того, что он почти не ест; отец предлагает изучать способы добычи пропитания, раз уже сына так тянет к чему-то новому. Несколько дней Джонатан честно пытался участвовать в общей борьбе за рыбьи потроха и корки хлеба, но выработать серьёзное отношение к этому ему так и не удалось. Ливингстон снова вернулся к полётной практике и всего за неделю узнал о скорости полёта больше, чем самая быстрая чайка за всю жизнь. Преодолев девяностомильную отметку скорости, Джонатан врезался в твёрдую гладь моря.
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон», художественный анализ повести Ричарда Баха
Повесть Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» впервые была опубликована в 1970-м году. К 1972-му году произведение достигло тиража в один миллион экземпляров и получило всемирную известность.
По своему жанру «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» тяготеет к двум эпическим формам: повести (за счёт своего хроникального сюжета) и притчи (короткого аллегорического повествования, содержащего поучение религиозного и морального характера).
Повесть-притча открывается авторским посвящением: «Истинному Джонатану – Чайке, живущей в каждом из нас». В нём Ричард Бах задаёт основной тон повествования, направленный на раскрытие главной художественной идеи произведения: попытке убедить читателя в том, что он – свободен. Чайка Джонатан Ливингстон – это каждый из нас: такой, каким мог бы стать, если бы поднялся над бытом, устремился к новым знаниям и попытался познать свою истинную сущность, не подчиняющуюся законам ни пространства, ни времени.
Классическая «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» состоит из трёх частей. Четвёртая была добавлена автором совсем недавно (в 2014-м году) и ещё не успела дойти до широкого круга читателей.
В первой части повести рассказывается история уникальной чайки по имени Джонатан Ливингстон. Первая часть композиционно делится на две части: в первой половине показывается отличие главного героя от остальных чаек (он больше интересуется новыми техниками полёта, нежели едой; его не понимают родители, считающие, что он мало питается (мать) и, если его так тянет к новым знаниям, то он может изучать способы добычи пропитания (отец); он не стыдится падать в море, пытаясь достичь совершенства в полёте). Во второй половине пришедший в себя после неудачной попытки развить большую скорость Джонатан Ливингстон переживает переломный момент: смирившись с тем, что он – чайка и должен жить, как все, он отправляется домой и вдруг понимает, что уже делает совсем не то, на что способны чайки – летит в темноте. Новое знание полностью меняет взгляд Джонатана Ливингстона на мир: он начинает трансформировать под себя его физические законы, достигает больших успехов в разнообразных техниках полёта и оказывается изгнанным из Стаи. Всю последующую жизнь чайка проводит в одиночестве. Новое знание открывает для него не только духовные перспективы, но и существенно облегчает земную жизнь: Джонатан получает доступ к живущей на морской глубине вкусной рыбе; он может залетать далеко на материк и питаться сухопутными насекомыми. Плохая погода больше не беспокоит чайку, так как он всегда может взвиться выше облаков. Земная жизнь Джонатана заканчивается с приходом двух, сияющих подобно звёздам, чаек, которые зовут его домой.
Во второй части Джонатан Ливингстон проживает новую жизнь в другом мире – более совершенном, чем земной, но таком же физически ограниченном – к примеру, в скорости, которую может развить чайка. Концепция посмертного существования выстраивается Ричардом Бахом в соответствии с восточными религиями, считающими, что Небеса – это не место, а всего лишь путь к истинному совершенству. Последний Джонатан проходит под руководством Старейшего по имени Чианг, который учит своего подопечного перемещаться в пространстве и времени всего лишь одной силой мысли. Подобное, по мнению Чианга и самого автора, возможно при условии осознания себя существом – свободным, лишённым каких бы то ни было физических характеристик. Выполнив свою миссию и научившись всему, что может дать ему новый мир, Чианг уходит ввысь – к другим, более совершенным знаниям, в то время как Джонатан приходит к мысли о том, что ему нужно вернуться на Землю. В этом чайка видит проявление истинной Любви, найти которую ему завещал Чианг.
Вторая часть повести, как и первая, разделена на две половины. Вторая, крайне короткая по объёму, служит предисловием для третьей: в ней читатель знакомится с новым героем – очередным Изгнанником, чайкой Флетчером Линдом.
В третьей, заключительной части повести Джонатан Ливингстон, получивший очередную реинкарнацию на Земле, становится учителем для Флетчера и ещё шести Изгнанных чаек. Первого он тренирует три месяца, остальных – месяц, после чего предлагает всем вернуться на Берег Совета, нарушив тем самым Закон об изгнании и бросив вызов тьму и невежеству обычных птиц. В этой части повести на первый план выходит христианская идея любви к ближнему – «тупоумному» и несовершенному. «Научись видеть в них истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и помогая им самим это лучшее рассмотреть», — говорит Джонатан Флетчеру, вкладывая в эти слова исключительно православный смысл. Христианской реминисценцией в повести становится и сцена полёта Керка Мэйнарда – чайки со сломанным левым крылом.
Все персонажи и события «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» служат аллегорией для передачи классических человеческих представлений о мире. Чайки – это люди, в большинстве своём озабоченные материальными благами (не случайно, у каждого героя есть имя и фамилия). Полёт чаек – это стиль человеческой жизни, основанной на незыблемом Законе Стаи (то есть толпы), который не позволяет выходить за рамки привычных норм. Совет – это символический образ суда, неприемлющего всего, что идёт вразрез с Законом, даже если это можно принести благо Стае. Стремление Джонатана к познанию мира – это попытка отдельных неординарных личностей узнать смысл жизни. Последний мыслится Ричардом Бахом двусторонне: с одной стороны человек должен самосовершенствоваться, с другой – помогать в этом другим. Последнее, по мнению, автора и есть истинная Любовь к ближнему.
- «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», краткое содержание по главам повести Ричарда Баха
- Ричард Дэвид Бах, краткая биография
По произведению: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
По писателю: Бах Ричард
***
Сознание вернулось к чайке, когда было уже совсем темно. Мечтая о том, чтобы пойти ко дну, Джонатан услышал в глубине себя голос, говоривший о том, что он – чайка и жить ему нужно в соответствии со своими возможностями. Ливингстон решает примкнуть к Стае и стать таким, как все. Он направляется к берегу, как вдруг понимает, что чайки никогда не летают во тьме, ведь для этого нужны глаза совы. Одновременно Джонатана осеняет, как превратить крылья чайки в крылья сокола. Он поднимается ввысь на две мили, разгоняется до ста сорока в миль в час и успешно выходит из пике. Утром Джонатан взлетает на высоту пяти миль, набирает скорость в двести четырнадцать миль в час и чуть не погибает врезавшись в кормящуюся Стаю. Весь день чайка тренируется: он взлетает на высоту в восемь миль и осваивает скоростной поворот, мёртвую петлю, полубочку, бочку, горку и вертикальное колесо. Гордый своими успехами Джонатан возвращается к Стае, где попадает на общее собрание, вызывается старейшиной в Круг и подвергается всеобщему порицанию, как тот, кто попирает традиции добропорядочного Семейства Чаек. Ливингстона изгоняют в Дальние Скалы, но он улетает ещё дальше.
Новое знание открыло Джонатану возможность добычи редкой и очень вкусной рыбы, обитающей на глубине, и сухопутных насекомых, живущих далеко на материке. Ливингстон мог преодолевать огромные расстояния, научившись спать на лету, и не бояться дождя и тумана, поднимаясь высоко над тучами.
Как-то вечером Джонатана нашли две чайки, умевшие летать в точности, как он. Сияющие подобно звёздам птицы позвали чайку домой. Устремившись вслед за ними, Джонатан покинул земной мир.
Часть вторая
По мере того, как чайки поднимались всё выше к Небесам, тело Джонатана становилось всё больше похожим на тела его спутников. Он почувствовал себя в два раза сильнее, но развить скорость больше двухсот семидесяти трёх миль в час всё равно не смог. Добравшись до нового берега, Джонатан удивился тому, как мало здесь чаек. Почувствовав себя усталым, Ливингстон лёг на песок и уснул.
В последующие дни Джонатан вместе с другими чайками совершенствует технику своего полёта. От инструктора Салливэна чайка узнаёт о том, что птицы, не достигшие Знания, в следующей жизни вновь оказываются в точно таком же мире, из которого ушли. Старейший по имени Чианг объясняет Джонатану, что Небеса – это всего лишь путь к личному совершенству и ничего более. Для Ливингстона таким путём могла бы стать совершенная скорость, позволяющая оказываться в любом месте и времени.
Чианг учит чайку передвигаться со скоростью мысли путём отказа от восприятия себя как существа с физическими характеристиками и представления места, в котором тот уже оказался. Первое время у Джонатана ничего не получается. Успеха он добивается только осознав, что всегда был совершенным существом. На планете с зелёным небом и двойным солнцем Чианг говорит Джонатану, что свои перемещения нужно учиться контролировать.
По возвращении чайка учится перемещаться в прошлом и будущем. Через месяц Чианг уходит ввысь, заповедуя всем совершенствоваться и познать Любовь.
Чем больше Джонатан учится добру, тем чаще вспоминает о Земле. Он начинает понимать, что его способ проявить Любовь – это стать учителем для других чаек.
Салливэн отговаривает Джонатана от возвращения на Землю, говоря, что там его знания никому не нужны. Чайка какое-то время занимается с местными Новичками, но в конце концов решает вернуться. Салливэну он говорит, что они всегда смогут встретиться ещё раз-другой в Здесь и Сейчас.
Ричард Бах и его чайка – коротко об авторе
Ричард Бах родился 23 июня 1936 году в американском городе Оак-Парк, в штате Иллинойс. Будучи сыном Роланда и Руфи(Шоу) Бах, Ричард Бах по семейному преданию является пра-пра-…-правнуком всем известного великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
С самого детства Ричард увлекался полетами и вся его жизнь связана с небом. Он служил в ВВС США, состоял в гвардии Нью-Джерси 108го истребительного авиаполка, а позже стал авиаинструктором. Всю свою жизнь он посвятил авиации, будучи навсегда влюбленным в небеса.
Ричард Бах никогда не мнил себя мистиком, эзотериком, мудрецом или гуру. Его деятельность очень далека от этого. Но читая его произведения, нельзя усомниться в том, что этот человек определенно обладает глубокими эзотерическими знаниями и использует их в своей жизни. Все его книги художественные, но при этом автобиографичны. Многие написаны от первого лица.
Жизнь автора не является простой. За плечами неудачные браки, сложности в работе, риски в полетах и даже трагедия, случившаяся с ним в 2012 году.
31 августа 2012 года Бах на небольшом самолете пытался сесть на взлетно-посадочную полосу, покрытую травой, но задел линии электропередач, повредив ЛЭП в двух местах. Порванные провода стали причиной пожара. Место падения самолета обнаружила компания туристов, которые и помогли доставить писателя, находящегося в тяжелом состоянии, в больницу.
Нет, Ричард Бах не пишет о том, как достичь просветления, сидя в позе лотоса и нюхая ромашки. Или о том, что знание некоторых истин сделает вашу жизнь безоблачной. Все его книге об упорстве, отваге, высоких целях, воле, силе, решимости, любви и человечности. Словом, о Жизни и том, как не падать духом несмотря на сложные обстоятельства.