Евгений Шварц, «Дракон» — краткое содержание по главам и характеристика


Пьеса «Дракон»

Пьеса «Дракон» Шварца, краткое содержание которой приведено ниже, — одно из ключевых произведений автора. Оно начинается на просторной кухне, у горящего очага греется кот. В это время в дом заходит прохожий.

Им оказывается Ланцелот. Он ищет хозяев, но безрезультатно. От кота он узнает, что люди, которые здесь живут, ушли. Это архивариус Шарлемань и его дочь Эльза. Кот грустен, потому что в семье случилось горе. Оказывается, что еще четыре века назад возле их города поселился жуткий Дракон. Раз в год он выбирает себе девушку, которую уводит с собой в пещеру. После этого ее никто никогда уже не видел. Ходят слухи, что все женщины умирают от омерзения. В этом году пришла очередь Эльзы.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Письмо к учёному соседу Чехова
    Василий Семи-Булатов пишет письмо своему соседу Максиму. В начале письма он извиняется за беспокойство. Максим – ученый и недавно переехал из Санкт-Петербурга, но с соседями не познакомился, поэтому Василий решил первым пойти на контакт.
  • Краткое содержание Люди, которые играют в игры Берна
    В книге рассматриваются взаимоотношения людей в случаях, когда под внешне приемлемыми и социально одобряемыми формами скрывается манипуляция и стремление добиться психологических выгод.
  • Краткое содержание Кот ворюга Паустовский
    Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным.
  • Краткое содержание Чернильное сердце Функе
    Мо наделен уникальным даром. Когда мужчина читает вслух книги, то персонажи сказок оживают и переносятся в наш мир, но Мо еще не до конца освоил этот дар. Поэтому, когда книжные герои появляются у нас, на их место
  • Краткое содержание Слово о полку Игореве
    «Слово о полку Игореве» повествует о русских князьях и их набеге на половцев. Тематически все произведение разбито на три части, в каждом из которых существует история.

Во время Великой Отечественной войны написал пьесу «Дракон» Шварц. Краткое содержание произведения вы можете найти в этой статье. Драматург в это время находился в эвакуации в Сталинабаде.

Знакомство с архивариусом

В этот момент домой возвращаются хозяева. Они неожиданно приветливы с нежданным гостем. Внешне они спокойны. Эльза приглашает Ланцелота к ужину. Гостя поражает их самообладание. Вскоре выясняется, что они просто смирились со своей участью.

Они знают, что противостоять Дракону бесполезно. Около двухсот лет назад нашлось несколько смельчаков, но он всех их убил.

Эльзу должны увести уже на следующий день. Отец чувствует, что сразу после этого он умрет. Ланцелот пытается в них пробудить волю к сопротивлению, но ему ничего не удается. Тогда он заявляет, что готов убить Дракона.

В это время в пьесе «Дракон» Шварца Евгения Львовича, краткое содержание которой вы читаете, раздается жуткий свист и шум. На пороге оказывается пожилой мужчина. Оказывается, что это и есть Дракон. Время от времени от принимает человеческий образ. После короткой беседы Ланцелот вызывает его на бой.

В их разговор вмешивается архивариус, который напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, согласно которому назначать дату поединка должен соперник, а не он. Дракон говорит, что не собирается соблюдать эти правила, когда он их подписывал, был юным и несмышленым. В конце концов Дракон соглашается сражаться завтра.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 230072

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Эльза и Ланцелот

Эльза пытается убедить Ланцелота, что он зря затеял все это, потому что она нисколько не боится умирать. Но Ланцелот твердо намерен расквитаться со злодеем.

Внезапно появляется кот, который сообщает, что о предстоящем поединке знает уже весь город. По этому случаю не заставляет себя ждать и Бургомистр. Вместе с ним приходит Генрих, его сын и бывший жених Эльзы, ставший личным секретарем Дракона. Когда Генрих остается наедине с девушкой, то передает ей приказ своего хозяина — убить Ланцелота. Для этого Генрих даже принес с собой отравленный нож. Эльза нож забирает, но решает убить им себя, а не ее благородного защитника.

В пьесе Евгения Шварца «Дракон», краткое содержание которой позволяет познакомиться с основными моментами произведения, важной оказывается встреча Бургомистра с сыном на центральном площади. Обсуждая предстоящие события, Генрих утверждает, что его хозяин сильно нервничает, поэтому даже спрашивает отца, не сомневается ли тот, что Дракон победит. Бургомистр вовремя соображает, что это тайный допрос, инициированный самим главным злодеем.

Статья на тему «Фольклорные истоки в пьесе Евгения Шварца «Дракон»

Статья

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ В ПЬЕСЕ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА «ДРАКОН»

Введение.

Пьесы-сказки – любимый жанр Е. Л. Шварца. Им переработано много сюжетов Г. Х. Андерсона, таких как «Голый король», «Снежная королева», «Тень». Но «Дракон» (1944 г.) – возможно, самая пронзительная пьеса Е. Л. Шварца.

Настоящая работа посвящена исследованию проблемы влияния фольклора на произведение Е. Л. Шварца «Дракон». Обращение к данной теме связано все более углубляющимся интересом современной филологической науки к народно-национальным истокам творчества писателей.

Существует много научных работ, посвященных творчеству драматурга и его различным произведениям. Пьесы Е. Л. Шварца привлекали внимание таких ученых, как С. Б. Рубина [8], М. Н. Холодкова [9], Е. Ш. Исаева [5], М. Н. Липовецкий [6]. Исследователь творчества Е. Л. Шварца Н. К. Чуковский писал: «Ложь, подлость, клевета, наушничество, шпионство становились… основными законами жизни…И Шварц каждой своей пьесой говорил всему этому: нет. Нет –подлости, нет – трусости, нет – зависти. Всей низости людской… он каждой новой пьесой говорил – нет» [11, с. 210]. Проблема взаимодействия пьес Шварца с фольклором хотя и была поставлена, но монографически не изучалась, этим обусловлена актуальность нашей работы.

Объектом данного исследования являются фольклорные истоки.

Предмет исследования — пьеса Е. Шварца «Дракон»

Цель данной работы заключается в исследовании пьесы Евгения Шварца «Дракон» в контексте фольклорной традиции.

Задачи:

– раскрыть народно-поэтические истоки образов Ланцелота, Дракона, Эльзы в пьесе «Дракон»;

– проанализировать влияние устного народного творчества в построении произведения.

Основная часть.

В основе поэтики пьесы «Дракон», безусловно, традиции волшебной сказки. В ней система персонажей обычно выстраивается следующим образом: герой, противник, жертва и ее отец, волшебные помощники-дарители или звери-помощники [7]. В пьесе Шварца имеются все традиционные герои волшебной сказки: герой (Ланцелот), его противник (Дракон), жертва (Эльза), помощники-дарители (ткачи, кузнецы, шапочник).

Рассмотрим основных героев в сопоставлении с фольклорными персонажами.

Странствующий рыцарь Ланцелот, представляющий добро в «Драконе» напоминает богатыря русских былин, доброго молодца, победившего Змея Горыныча, который отличается храбростью, желанием спасти город, справедливостью, стремлением к поиску приключений.

В былине «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» говорится: «Был у нее любимый сын богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добрынюшка» [3].

В Былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» дается такое описание главного героя:

Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородний добрый молодец [3].

Трехголовый дракон восходит к сказочно-былинному образу Змея Горыныча. Сравним описание Дракона и Змея Горыныча.

У Е. Шварца о Драконе говорит Шарлемань: «До этого с ним часто сражались, но он убивал всех своих противников. Он удивительный стратег и великий тактик. Он атакует врага внезапно, забрасывает камнями сверху, потом устремляется отвесно вниз, прямо на голову коня, и бьет его огнем, чем совершенно деморализует бедное животное. А потом он разрывает когтями всадника. Ну, и, в конце концов, против него перестали выступать…» [1, с. 381].

Дракона характеризуют его собственные слова: «Хорошо же. (Делает легкое движение плечами и вдруг поразительно меняется. Новая голова появляется у Дракона на плечах. Старая исчезает бесследно. Серьезный, сдержанный, высоколобый, узколицый, седеющий блондин стоит перед Ланцелотом)» [1, с. 429].

О Драконе говорит Кот: «Не удивляйся, дорогой Ланцелот. У него три башки. Он их и меняет, когда пожелает [1, с. 429].

Автор обращает внимание на злобный рев Дракона: «Дракон снова разражается ревом, рев этот так же мощен, но на этот раз в нем явственно слышны хрип, стоны, отрывистый кашель. Это ревет огромное, древнее, злобное чудовище [1, с. 440].

В русской народной сказке «Змей Горыныч» фантастическое существо описано следующим образом: «Но голод, хоть и не тетка, а все ж, не так страшен. Во сто крат хуже другая напасть. О трех головах огнедышащих, да со стрелой вострой на хвосте. И имя ей – Змей Горыныч, Гадина Подколодная» [4].

Сказка «Иван Быкович» также содержит характеристику злобного чудовища: «Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо шестиглавое; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился». Иван три раза вступает в бой со змеем: во 2-ой битве змей предстает с девятью головами, а в 3-ей – двенадцатью» [2, с. 112].

В пьесе дракон предстает перед нами в образе человека, который поочередно меняет головы (а их у него три) и лишь в исключительных случаях, таких как бой с Ланцелотом, принимает свой подлинный облик летающего ящера:

«Человек

. Ха-ха! Я – дракон.

Ланцелот

. Вы? А мне говорили, что у вас три головы, когти, огромный рост!

Дракон

. Я сегодня попросту, без чинов.

Шарлемань

. Господин дракон так давно живет среди людей, что иногда сам превращается в человека и заходит к нам в гости по-дружески» [1, с. 426].

В связи с этим можно провести параллель между ним и Кощеем Бессмертным, который нередко заменяет змея в народных русских сказках.

В сказке «Кощей Бессмертный» Кощей ходит каждый день на войну, но при этом оставляет красавицу, которую украл, дома у себя горевать и жениха поджидать. А когда он возвращается вечером, начинает ругаться: «А! – говорит. – Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». – «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался – от тебя русским духом и пахнет» [2, с. 143 – 144]. Значит, Кощей не ходит, не ездит, а летает, чем напоминает Змея Горыныча.

Образ Эльзы также имеет фольклорную основу. Она (Прекрасная Дама сердца) имеет сходство с прекрасной девушкой, похищенной Змеем/ Кощеем. Ланцелот, впервые увидев Эльзу, говорит: «Хоть бы она мне понравилась, ах, если бы она мне понравилась! Это так помогает… (Смотрит в окно.) Нравится! Кот, она очень славная девушка» [1, с. 383].

Дракон характеризует Эльзу так: «Это приятно слышать. Мне она тоже очень, очень нравится. Отличная девушка. Послушная девушка.<�…> Поди, поди сюда, моя милая. Посмотри мне в глаза. Вот так. Очень хорошо. Глазки ясные. Можешь поцеловать мне руку. Вот так. Славненько. Губки теплые» [1, с. 441].

В восприятии подруг Эльза «самая умная» (1-я подруга), «самая славная» (2-я подруга). 3-я подруга говорит о ней: «И все-таки любила нас больше всех. И зашьет, бывало, что попросишь, и поможет решить задачу, и утешит, когда тебе кажется, что ты самая несчастная» [1, с. 451].

В русской народной сказке «Царевна-лягушка» красавица наделена следующими чертами: «Подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!» [2, с. 300]. Эта героиня обладала мудростью, хитростью и способностью творить чудеса. Она была прекрасной хозяйкой, мастерицей: и рубаху могла сшить, и каравай испечь, и ковер выткать.

Марья из народной сказки «Марья Моревна» является прекрасной царевной, смелой воительницей, которая осталась преданной в разлуке с мужем и даже помогла ему победить Кощея. Все завидовали Ивану и говорили, что «такой красавицы во всем свете поискать – другой не найти» [2, с. 153].

Взаимосвязь «Дракона» с устным народным творчеством определяется значимостью фантастического начала в поэтике пьесы. В произведении есть традиционные для фольклора необыкновенные персонажи: дракон, русалки, говорящие животные (Кот, Осел); есть традиционные магические предметы (ковер-самолет, шапка-невидимка, волшебный музыкальный инструмент, который сам знает, когда нужно играть, а когда – молчать); есть и чудеса, которые творят сами герои (дракон-человек обладает даром огнедышания).

Как видим, композиция данной пьесы схожза построению народных сказок. Автор создаёт сказочную ситуацию, помещая действие «Дракона» в условный хронотоп «некоторого царства» и «некоторого времени».

В сюжете пьесы множество устоявшихся сказочных мотивов и ситуаций. Например, сказочный мотив чудесного появления. Стоит только Ланцелоту озвучить свое желание вызвать Дракона на бой, как: «Раздается все нарастающий свист, шум, вой, рев. Стекла дрожат. Зарево вспыхивает за окнами» [1, с. 425], – и, наконец, в комнату входит Дракон в человеческом обличии.

Этот мотив встречается и в былине «Добрыня и Змей». Появление злого чудища описывается так:

Ветра нет, да тучу наднесло,

Тучи нет, да будто дождь дождит,

А дождя-то нет, да только гром гремит,

Гром гремит да свищет молния.

Как летит Змеище Горынище

А тыех двенадцати о хоботах [4].

Другой сказочный мотив, связанный с Драконом, мотив удачного или неудачного обмана. Так, Дракон, стараясь избежать открытого поединка, помышляет обманным путем убить безоружного Ланцелота: немедля испепелить противника по объявлению вызова на бой или воспользоваться помощью Эльзы, которой для этой цели вручается нож.

В фольклоре также используется данный мотив для раскрытия образа Змея. В сказке «Чудесная рубашка» Змей Горыныч становится слугой Ивана-царевича после того, как тот побеждает его. Но взамен за доброту царевича Змей соблазняет его жену и с ее помощью пытается убить Ивана [2]. В народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с хитрым и подлым человеком.

Также именно ситуация похищения или взимания в виде ежегодного налога прекрасной девушки в пьесе Шварца становится начальной точкой для развития основополагающего сюжета произведения. «Он наложил на наш город дань. Каждый год дракон выбирает себе девушку. И мы, не мяукнув, отдаем ее дракону. И он уводит ее к себе в пещеру. И мы больше никогда не видим ее. Говорят, что они умирают там от омерзения» [1, с. 369], – рассказывает Кот Ланцелоту, который пришел в город накануне свадьбы Дракона и дочери Шарлеманя Эльзы.

В фольклоре этот мотив похищения красавицы чудовищем также часто встречается. В сказке «Змей Горыныч»: «Как повадился Змей девиц воровать – никакого спасения нету. Каждый год по весне облетает он деревни да села. Смотрит, и будто насквозь все видит. Не скрыть, не обмануть. Как есть, самых красивых молодых дев распознает, да с собой уносит. А что дальше, одному Богу ведомо» [4].

В сказке «Никита Кожемяка» Змей похищает царскую дочь и насильно держит у себя в плену: «Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял» [2, с. 126 – 127].

Появляется здесь и традиционный для сказки мотив – влюбленности героя в девушку, которую он отправляется спасать от злого чудовища:

«Ланцелот

. Хоть бы она мне понравилась, ах, если бы она мне понравилась! Это так помогает… (Смотрит в окно.) Нравится!» [1, с. 372].

Например, в сказке «Кощей Бессмертный» Иван Царевич, которому всего лишь девять суток, отправился искать Ненаглядную Красоту, которую похитил Кощей. Но Ивану удалось разыскать спрятанную смерть Кощея и освободить свою невесту, с которой они вскоре обвенчались [2].

Кроме того, в сказке Е. Шварца есть ситуации «вредительства» герою. Бургомистр и его сын Генрих, состоя на службе у Дракона, пытаются извести Ланцелота, снабжают его, например, небоеспособным оружием:

«Гремят трубы. Входят слуги. Первый слуга подает Ланцелоту маленький медный тазик, к которому прикреплены узенькие ремешки.

Ланцелот

. Это тазик от цирюльника.

Бургомистр

. Да, но мы назначили его исполняющим обязанности шлема. Медный подносик назначен щитом. Не беспокойтесь! Даже вещи в нашем городе послушны и дисциплинированы. Они будут выполнять свои обязанности вполне добросовестно. Рыцарских лат у нас на складе, к сожалению, не оказалось. Но копье есть. (Протягивает Ланцелоту лист бумаги.) Это удостоверение дается вам в том, что копье действительно находится в ремонте, что подписью и приложением печати удостоверяется» [1, с. 449].

Мотив «вредительства» встречается в сказке «Иван Царевич и серый волк» [10]. Когда Иван лег отдыхать, наехали на него, сонного, его братья родные. Увидели, что у царевича все добыто: и Жар-Птица, и Елена Прекрасная, решили его убить, а всю добычу отобрать. Лишь серый волк при помощи живой и мертвой воды смог Ивана оживить, догнать братьев и растерзать их.

Также писатель оснащает повествование троекратным повтором одного сюжета, разнообразными приемами комического (ирония («Он совершенно обнаглел? <�…>Он объедает вас! <�…>Да другие-то, по-моему, все давно перебиты» [1, с. 381]), фразеологизмы (осёл «любит острое», во время боя Дракон «поджал хвост»), шутливыми именами – чудушко-юдушко, душечка-цыпочка, летун-хлопотун).

Заключение.

Пьеса «Дракон» является одним из самых выдающихся произведений Е. Л. Шварца, в котором драматург обращается к фольклорным образам и мотивам.

Рыцарь Ланцелот перекликается с народным богатырем, победившем Змея Горыныча. Трехголовый дракон восходит к сказочно-былинному образу Змея Горыныча, а также Кощея Бессмертного (в пьесе дракон предстает перед нами в образе поочередно меняющего головы человека. Эльза (Прекрасная Дама сердца) имеет сходство с прекрасной девушкой, похищенной Змеем/ Кощеем.

В пьесе герою помогают волшебные помощники-животные – Кот Машенька и Осел, а также сказочные предметы (ковер-самолет, шапка-невидимка, меч и копье, музыкальный инструмент).

Композиционная канва этой пьесы также созвучна построению народных сказок. В сюжете пьесы множество устоявшихся сказочных мотивов и ситуаций: мотив змееборства; ситуация похищения или взимания в виде ежегодного налога прекрасной девушки; мотив влюбленности героя в девушку, которую он идет спасать от злого чудовища; ситуация «вредительства» герою; по-сказочному традиционный финал пьесы.

Таким образом, обращение к устному народному творчеству помогает ярче раскрыть образы главных персонажей и передать идею произведения — вечную борьбу добра и зла.

Библиографический список

I. Художественные произведения

1. Шварц, Е. Л. Проза. Стихотворения. Драматургия / Е. Л. Шварц. – Москва: Олимп, 1998. – 640 с.

II. Фольклорные источники

2. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки / А. Н. Афанасьев. – Ленинград : Лениздат, 1983. – 446 с.

3. https://lukoshko.net/storyList/byliny.htm

4. https://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm III. Исследования

5. Исаева, Е. Ш. Великие прописные истины / Е. Ш. Исаева // Шварц Е. Л. Сказки для театра. – Москва : Материк Альфа, 1999. – 516 с.

6. Липовецкий, М. Н. Переосмысление «чужого сюжета»: О жанрово-стилевом своеобразии пьесы Е. Шварца «Тень» / М. Н. Липовецкий // Взаимодействие стиля и жанра в советской литературе. – Свердловск. – 1984. – С. 91–95.

7. Пропп, В. Я. Поэтика фольклора / В. Я. Пропп. – Москва : Лабиринт, 1998. – 352 с.

8. Рубина, С. Б. Ирония как системообразующее начало драматургии Е. Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо») : автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.01.02 / Рубина Софья Борисовна. – Горький, 1989. – 16 с.

9. Холодкова, М. Н. Жанр литературной сказки в творчестве Евгения Шварца (На материале пьес «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо») / М. Н. Холодкова // Голоса молодых учёных. – Москва, 2003. – С. 66–89.

10. Чернец, Л. В. Виды образа в литературном произведении / Л. В. Чернец // Филологические науки. – 2003. – № 4. – С. 3–13.

11. Чуковский, Н. К. Евгений Шварц / Н. К. Чуковский // Литературные воспоминания. – Москва, 1989. – 336 с. 22.

Вручение оружия

В пьесе Е. Шварца «Дракон» (с кратким содержанием можно познакомиться в этой статье) на этой же площади проходит вручение Ланцелоту оружия. Все это организовано с плохо скрытой фальшивостью. Вместо щита ему преподносят медный таз, а вместо копья — справку, что оно в ремонте. А также сообщают, что на складе не оказалось рыцарских лат.

Хорошие новости приносит только кот, но узнать их Ланцелот не успевает, потому что в этот момент с воем и свистом прилетает Дракон. Он приказывает Эльзе в последний раз проститься с Ланцелотом, а затем убить его. Вместо прощания происходит объяснение в любви, которое завершается поцелуем. После этого Эльза выбрасывает в колодец отравленный кинжал. Дракон понимает, что вынужден сражаться. Те, кто читал пьесу Шварца «Дракон», уверяют, что это один из самых напряженных и кульминационных эпизодов.

Бой с драконом

Наконец, Ланцелот получает настоящее оружие. Это меч, копье, ковер-самолет и шапка-невидимку, которые приносят ему погонщики ослов. Рыцарь тут же исчезает, надев шапку.

Появляются гигантские головы Дракона, объятые пламенем. Он нигде не может найти Ланцелота. Внезапно Дракон слышит звон меча и головы падают с плеч злодея одна за другой. Они молят о помощи, но внимания на них никто не обращает.

Когда все расходятся, появляется тяжелораненый Ланцелот. Он уверен, что смерть уже близко.

Власть у Бургомистра

В пьесе «Дракон» Шварца, краткое содержание которой мы сейчас описываем, после того как Ланцелот убивает Дракона, власть переходит в Бургомистру. Он приказывает всем именовать себя президентом вольного города, а бургомистром назначает своего сына. Все, кто выступает против, отправляются в тюрьму.

Новый правитель провозглашает себя победителем Дракона, в качестве награды желает жениться на Эльзе. Единственное, что его останавливает, — это страх перед тем, что Ланцелот может вернуться. Поэтому бывший Бургомистр отправляет сына к девушке, чтобы выяснить, нет ли у нее какой-нибудь информации о Ланцелоте.

Общаясь с Эльзой, Генрих всячески притворяется, что сочувствует ей, Эльза же этому верит и рассказывает все, что знает. Читатели пьесы «Дракон» Е. Шварца (краткое содержание по главам есть в этой статье) узнают, что Ланцелот больше не вернется. Раненым его отыскал кот и вывез из города на осле. В пути герой умер. Кот хотел вернуться назад, чтобы Эльза смогла проститься с умершим и достойно его похоронить. Но осел заупрямился.

Концовка пьесы

Бургомистр теперь уверен, что свадьбе быть. Он приглашает гостей со всей округи, но вдруг невеста отказывается выходить за него. Она обращается к собравшимся с яркой речью о том, что Дракон на самом деле не умер, а перевоплотился во множество людей и ее теперь опять некому защитить.

В самый неожиданный момент появляется Ланцелот, которого чудесным образом вылечили друзья. Гости прячутся под столом, а бывший Бургомистр льстит и лебезит перед ним. Рыцарь признается, что сильно тосковал по девушке, а она понимает, что любит его еще больше прежнего.

Бургомистр с сыном пытаются сбежать, но Ланцелот их настигает. Оказывается, что он целый месяц ходил по городу в шапке-невидимке, знает, до чего они довели город. Генриха с отцом заключают в тюрьму. Ланцелот же готовится к тяжелой работе — убить дракона в изуродованных человеческих душах.

Краткое содержание

Странствующий рыцарь Ланцелот пришел в один город. Там он знакомится с Котом, который рассказывает о несчастье архивариуса Шарлеманя. Вот уже четыреста лет в городе правит Дракон. Раз в год он берет себе в жены местную девушку. В этот раз выбор пал на Эльзу, дочь Шарлеманя.

Ланцелот решает положить этому конец, но сначала знакомится с семьей архивариуса. Шарлемань и его дочь отговаривают странника. Попытки убедить их сопротивляться оказываются безуспешными.

Неожиданно в дом приходит Дракон. Вопреки ожиданиям Ланцелота он не чудовище, а обычный человек. После короткого разговора странник вызывает Дракона на бой. Тот разозлился и согласился.

На следующий день герой приходит на площадь. Ему дают медный таз, так как лат уже давно нет, а копье в ремонте. После этого появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом убить его. Но девушка объясняется в любви к страннику и выбрасывает кинжал. Дракон в гневе, ведь ему придется сражаться.

Неожиданно вернулся Кот, он привлек внимание Ланцелота. Прибыли несколько погонщиков с ослами. Они вручили герою:

  • меч и копье;
  • ковер-самолет;
  • шапку-невидимку.

Ланцелоту удалось убить Дракона, но сам он тяжело ранен. В городе власть переходит к бургомистру. Он стал называть себя президентом, а его сын стал бургомистром. Все вернулось на свои места: жители были бесправны. Новый правитель решает жениться на Эльзе, но он боится возвращения Ланцелота. По слухам, странник умер. Тогда новый правитель обрадовался и велел готовиться к свадьбе.

В момент церемонии Эльза спрашивает у людей: неужели Дракон не умер, а перевоплотился? Неожиданно появляется Ланцелот. Его вылечили друзья в горах. Перепуганный президент пытался бежать, но его задержали и отправили в тюрьму. Ланцелот рассказал, как год ходил по городу в шапке-невидимке и видел, чем живут люди.

Теперь он поклялся очистить их души от Дракона, но сначала предстояло жениться на Эльзе.

Характеристика пьесы

Пьеса «Дракон» Шварца, краткое содержание которой не заменит само произведение, представляет собой пример классической аллегории. Вот только что именно она символизировала, долгое время было неясно. Советская цензура расшифровывала образы Шварца по-своему, писатели-подпольщики — совсем по-другому.

Советские критики в пьесе «Убить дракона» Шварца, краткое содержание которой вам уже известно, видели явное изображение фашизма. По их мнению, Бургомистр с сыном и его помощники — это крупная буржуазия, а многочисленные мелкие обыватели — мелкая, своеобразные мещане.

Идею аллегории усматривали и в том, что уничтожение фашизма вовсе не стало означать освобождение всех окружающих от темных сил, которые сохранились еще в мире. Ланцелот же выглядел сознательным пролетарием, который сокрушает фашистскую гадину, но не может одним ударом освободить мир от всех зол.

Во времена постсоветской интеллигенции восприятие романа стало совершенно иным. На этот раз Дракона ассоциировали исключительно с коммунизмом, а точнее с партией, которая стояла у власти. Бургомистр и его товарищи были чиновниками, стоящими у основ государства, а простые городские обыватели — русским народом, который пытается выдавить себя по капле, как завещал Горький.

В Ланцелоте постсоветская интеллигенция усматривала самих себя. Тех, кто сумел сокрушить 70-летний коммунистический гнет. Именно такое восприятие было близко создателям фильма, экранизировавшим произведение Шварца в 1988 году.

История создания

Пьеса была написана в 1942—1944 годах, когда из Ленинграда драматурга эвакуировали в Сталинабад. Там, в Ташкенте Шварц написал сказку. Это было удивительно, так как в большинстве своём творческие люди создавали в это время произведения о войне.

Но драматург скрыл в своем произведении глубокий смысл. В основу пьесы он положил миф, который встречался у разных народов мира. Главный герой уничтожает дракона во имя спасения мира. В пьесе мифическое существо имеет облик человека, который меняет головы (всего их три) и только в конце он предстает в образе летающего ящера.

Если внимательно изучить произведение, то можно увидеть множество отсылок к историческим событиям. Драматург начал писать текст, когда шла война.

Второй фронт открывался с задержкой, западные страны не знали, к кому примкнуть — к СССР или гитлеровской Германии. Шварц понимал, что даже после окончания войны в мире все будет сложно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]