Типология конфликтов
- Субъекты конфликтной ситуации: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
- Фундамент: этнические, экономические, политические.
- Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
- Объект конфликта: ценности и интересы.
- Последствия: конструтивные и деструктивные.
Субъектами конфликта выступают
: свидетели (наблюдатели), подстрекатели (люди, толкающие других на столкновение), пособники (люди, помогающие развивать конфликт советами), посредники (люди, пытающиеся разрешить конфликтную ситуацию).
Предмет конфликта
– обладание тем или иным ресурсом.
Причина конфликта
– обстоятельства, привившие к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта
– какое-либо событие, способствующее возникновению противоречий. Поводы разделяются на стихийные и преднамеренные.
Противоречие
– несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
Социально-психологические причины конфликтов
Кроме объективных причин, существуют ещё и социально-психологические факторы, которые обуславливают множество конфликтов между людьми.
5
Неблагоприятный социально-психологический климат
Личная неприязнь между членами коллектива, угнетающая обстановка, низкая сплочённость членов группы и т.п. создают неблагоприятную атмосферу, в которой конфликты могут возникнуть из-за любой мелочи.
6
Различия в психологических особенностях людей
У каждого своей темперамент, свои психологические особенности. Иногда люди просто «не сочетаются» друг с другом. При всём желании они с трудом находят общий язык и не могут установить продуктивные взаимоотношения.
7
Когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который возникает, когда в сознании человека сталкиваются две противоречащие идеи.
Например, ребёнку могут повторять, что нужно всегда говорить правду. При этом за некоторые признания его могут ругать. В итоге, если он сделает что-то непохвальное, у него столкнутся две противоречащие идеи: «нужно говорить правду» и «правду говорить нельзя» – отругают.
Состояние когнитивного диссонанса переживается тяжело, человек находится на взводе, разрывается между противоречиями. Из-за такой психологической нагрузки вероятность возникновения конфликта значительно возрастает.
8
Внутригрупповой фаворитизм
В большом коллективе могут возникнуть малые группы. Это может привести к расслоению, к конфликтам и вражде между малыми группами. Внутригруппового деления избежать сложно, но этого вовсе не требуется. Достаточно сделать так, чтобы внутри коллектива не было деления на «своих» и «чужих».
9
Стремление к власти
Кто-то согласен на роль рядового члена коллектива, а кому-то непременно нужно всеми командовать. И если столкнутся два таких человека, стремящихся в власти, то конфликта не миновать.
Но даже если отыщется всего лишь один желающий быть у руля, всё равно это понравится далеко не всем. Мало кто любит подчиняться и выполнять чужие указания, если ему не платят за это.
10
Эгоцентризм
Эгоцентризм – это невозможность поставить себя не место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это одна из самых распространённых причин конфликтов.
К сожалению, люди ограничены в своей способности смотреть на мир чужими глазами. А кто-то намеренно не хочет понимать другого и довольствуется своим однобоким взглядом.
В итоге возникают ситуации, в которых каждый, с его точки зрения, прав. А уж если каждый уверен в своей правоте, конфликта точно не избежать.
11
Эгоизм
Если каждый думает только о себе, то без конфликтов интересов и столкновений на пути к достижению целей не обойтись. Банальный пример: на прилавке остался один товар и два покупателя начинают спорить из-за него. Никто не хочет уступить, каждый хочет забрать этот товар себе. Как итог – конфликт.
12
Конкуренция
В условиях конкуренции конфликты также не редкость. Причем конкурентная среда бывает не только на рабочем месте, но в других сферах жизни. Рассмотрим пример:
Компания друзей. Один из них – Антон – отличается своей эрудированностью, нередко что-то объясняет остальным. Однажды он не смог ответить на вопрос своих товарищей, но это смогла сделать Марина.
И Антон тут же почувствовал, что потерял позиции, что он больше не кажется самым умным, пальму первенства выхватили из его рук. Это вызывает злобу по отношению к Марине, что может вызвать конфликт по ничтожному поводу.
Также он может попытаться намеренно выставить Марину в не лучшем свете, чтобы опять стать номером один. Это, в свою очередь, спровоцирует Марину на ответные действия.
13
Неспособность конструктивно решать конфликты
Страшен не столько сам конфликт, сколько эмоциональная реакция людей, неспособных беспристрастно подойти к его решению.
Если человек не готов идти на компромисс, не желает слушать и слышать своего оппонента, не допускает того, что он может ошибаться, конфликт, который можно было обсудить и решить без особых проблем, окрашивается личными претензиями, негативными эмоциями и начинает приносить в разы больше дискомфорта.
Поэтому стоит не только избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт, но и учиться безболезненно справляться с уже существующими конфликтными ситуациями. Кстати, сделать это вы можете с помощью нашего курса по конфликтологии – очень советуем пройти его.
Желаем успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как справиться с конфликтом интересов
- Характеристика и типы конфликтной личности
- Восемь причин конфликтов по Беллу и Харту
- Причины предубеждения
- Конфликты и стратегии поведения в них
- Социальные группы: признаки, виды, функции
- Разрешение конфликтов в команде
- Конфликты в рабочем коллективе: какие бывают и как избежать
- Этапы формирования команды по Такману
- Стратегия силы Элдреда
Ключевые слова:1Коммуникации
Виды противоречий
- Внутренние противоречия – столкновение интересов двух сторон, представленными отдельными индивидами, группами или организациями.
- Антагонистические – открытая враждебность, не предполагающая перемирия; неантагонистические – принятие компромиссов).
- Основные и неосновные противоречия;
- Объективные и субъективные противоречия.
В начале любого рода конфликте лежат противоречия, проявляющиеся в социальном напряжении, носят латентный и статический момент; конфликт – открытая форма столкновения.
Социальный конфликт – стадия столкновения интересов индивидов, групп, институтов или организаций, которые увеличивают противоположные тенденции. Выражается в противоборстве индивидов или групп за пользование или владение блага.
↑ Стили поведения в социальных конфликтах
1. Уход (избегание, бездействие) – участник находится в ситуации конфликта, проблема осознается, но активных действий не предпринимается. 2. Приспособление (уступка) свидетельствует о выходе на первый план интересов соперника, это своего рода жертвование личными интересами. 3. Принуждение (борьба, соперничество) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения. 4. Компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта. 5. Сотрудничество – стратегия, признавая равную ценность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их.
Концепции социальных конфликтов
- Согласно концепции Зиммеля — конфликт занимает важное место в жизни общества, т.к. обновляет структуру жизнедеятельности и устаревшие культурные нормы.
- Спенсер выдвигал идею о том, что конфликт выражается в столкновении людей за существование, которое носит ограниченный характер в силу ограничения ресурсов.
- Согласно Марксу — конфликт между производством и производственными отношениями, в ходе развития техники и технологии, выражается ярче и острее, являясь предвестником революций, где происходит смена производства, вследствие чего общество выходит на новый уровень.
- Вебер – в обществе происходит постоянное столкновение интересов отдельных лиц или групп, т.к. социум представлен в виде арены, где противоборствуют социальные структуры, осваиваются социальные роли и статусы.
Что такое конфликт?
Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом.
Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.
Отношение к понятию «конфликт»
В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности.
Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо – это научиться управлению конфликтом.
У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.
Функции социальных конфликтов
Позитивные функции:
- информация о социальной напряженности в обществе;
- получение новой информации в ходе столкновения;
- конфликт выполняет роль сплочения группы;
- формирование новых форм поведения и ценностей;
- снятие напряжённости.
Негативные функции:
- формирование стрессовых ситуаций;
- разрушение организации в обществе;
Причины социальных конфликтов: различия индивидов в обществе; противоположные интересы и мнения; разница в финансовом положении, объёмах власти; культуре; психологических особенностях (характер, темперамент); тип поведения.
Стадии конфликта
: возникновение конфликтной ситуации, конфликт, завершение конфликта.
Аргументы
«Олеся» А.И. Куприн
. Популярной причиной возникновения конфликтов является непонимание. Именно такой пример мы находим в повести А.И. Куприна «Олеся». Жители Полесья очень невежественны и фанатичны. Они искренне не осознают, что способности Олеси к врачеванию никак не доказывают ее связи с дьяволом. Любую прихоть природы они с охотой приписывают «ведьмам»: винят их в неурожаях, граде, ветре, дожде — всем, что мешает им жить. За инфернальные проделки крестьяне всегда спешат наказать «колдуний», поэтому бабушка Олеси переселилась в лес и воспитала внучку вдали от агрессивных людей. Эта обособленность еще больше уверила жителей Полесья в виновности Мануйлихи и ее внучки. А Олеся, выросшая в изоляции, не могла знать ни ментальности, ни традиций крестьян. Поэтому столкновение героини с прихожанками церкви легко объяснимо: они не понимали и боялись Олесю из-за своих суеверий, а она была далека от верований и устоев крестьян.
«Юшка» А. Платонов
. Иногда причиной столкновения людей становится желание большинства найти «мальчика для битья» и вымещать на нем свою злобу. Но меньшинство не всегда принимает эту роль и мирится со всеми оскорблениями. Так произошло и в произведении «Юшка». Главный герой был бедным, больным и замкнутым человеком, который на всем экономил и исчезал каждое лето в неизвестном направлении. Таинственность его образа жизни и безобидность характера привлекли к Юшке всех окрестных недоброжелателей, которые стремились выплеснуть свою злобу хоть на кого-то. Даже дети нападали на помощника кузнеца, потому что он не давал отпор. Все оскорбления и агрессивные выпады Юшка считал проявлением любви к нему. Он осознавал, что играет роль громоотвода. Но однажды прохожий заявил ему: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело?». На этот раз Юшка возмутился: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился». Тогда прохожий ударил героя, и тот умер от горлового кровотечения — осложнения его болезни. Этот конфликт произошел из-за того, что большинство людей долгое время угнетало одного человека, и когда он постоял за себя, обрушило на него незаслуженную кару. Социальная несправедливость часто провоцирует столкновения.
«Бесприданница» А.Н. Островский
. Люди конфликтуют потому, что претендуют на одни и те же блага или воюют за расположение одного и того же объекта обожания. Такой пример мы видим в пьесе «Бесприданница». Паратов хочет произвести впечатление на Ларису Огудалову. Он чувствует ее восхищение, и оно подстегивает его проявить себя во всей красе. Но на внимание Ларисы претендует и Карандышев, ее менее удачливый обожатель. Если Паратов — блестящий дворянин, остроумный красавец, богач, то Юлий Капитоныч — скромный и застенчивый чиновник с подавленным самомнением. Он очень хочет завоевать прекрасную Ларису, но она не обращает на него внимания. Поэтому он вступает в перепалки и стычки с Паратовым, пытаясь доказать свое превосходство. Но его стремление к самоутверждению в окружении Ларисы приводит лишь к ссоре с Сергеем Сергеевичем. Оба мужчины упрямо соревнуются между собой, потому что никто не хочет уступать Ларису и свои амбиции в этом кругу. Таким образом, столкновение произошло из-за того, что многие люди претендуют на первенство в той или иной сфере жизни.
«Война и мир» Л.Н. Толстой
. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это настоящая энциклопедия разнообразных жизненных ситуаций и проблем. Тема конфликтов между людьми – не исключение. Однако герои этого произведения – семья Ростовых – это положительный пример. В этом семействе не возникает особых ссор, даже несмотря на разницу поколений. Кажется, словно даже конфликт отцов и детей обошёл Ростовых стороной. Их секрет кроется во взаимоуважении и любви. Так воспитаны родители – на этом зиждется и воспитание детей. От мала до велика они верят в настоящую любовь и в то, что поступать нужно по совести и так, как велит сердце. Кроме того, старшее поколение уважает мнение младших. Даже когда Николай проиграл все большие деньги в карты, но раскаялся в содеянном и попросил прощения, отец не стал ругаться или наказывать провинившегося сына, а помог ему и действительно простил близкого человека. Единственная более серьёзная ссора случилась, когда Наташа хотела сбежать с Анатолем Курагиным. Но тут родители лишь стремились уберечь любимую дочь от ошибки и опасности. Девушка вскоре поняла, что семья была права, серьёзного или крупного конфликта не возникло. Таким образом, рассуждая «от обратного», можно сделать вывод, что конфликты между людьми возникают в тех случаях, когда люди не уважают друг друга, не прислушиваются друг к другу, не уважают чужое мнение, не готовы искренно просить прощения и прощать, помогать и заботиться, несмотря на ошибки и недостатки друг друга.
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
. Конфликт отцов и детей – это проблема, которую не могут решить поколения, она возникает вновь и вновь. И даже кажется почти естественным явлением. Этот конфликт лёг в основу романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Дело в разнице мировоззрений двух поколений – они воспитаны в разных условиях, младшее поколение более восприимчиво к новым идеям, а мир и общество постоянно меняются, развиваются. Ярким представителем детей в книге выступает Евгений Базаров – по своим убеждениям юноша нигилист, он отрицает существующий уклад жизни и многие привычные понятия. С другой стороны – отцов – читатель видит Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Конфликт двух сторон разгорается на почве разницы во взглядах на общество, на государство, на жизнь в целом. Кирсановы-старшие не понимают и не принимают смелых и даже дерзких идей главного героя. Базаров же считает, что нужно разрушить то, что уже существует, чтобы построить что-то новое. Понять можно и тех, и других. Герои были воспитаны в разное время и в разных условиях. Более молодое поколение чаще и легче увлекается новыми течениями, а «отцы» хотят отстоять свои традиции и убеждения, «оставить все как есть». Таким образом, причина возникновения конфликтов между людьми – это противоречия в мировоззрении из-за разницы в возрасте или происхождении.
«Горе от ума» А.С. Грибоедов.
В пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» изображено сразу две причины возникновения конфликтов между людьми. Во-первых, конфликт поколений, конфликт отцов и детей. «Век минувший» – фамусовское общество во главе с самим Павлом Афанасьевичем Фамусовым. «Век нынешний» представлен в первую очередь Александром Андреевичем Чацким. Они не могут найти общий язык, потому что придерживаются абсолютно разных взглядов на общество и на государство. Они были воспитаны в разное время и в разных условиях. И, конечно, «век нынешний» легче принимает изменения, даже инициирует их. Вот и А.А. Чацкий смело и прямо обличает пороки фамусовского общества – пороки, общие для многих людей, не только для П.А. Фамусова и гостей его дома. Александру Андреевичу принадлежит знаменитое крылатое выражение: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». То есть главный герой против раболепства, лести, корысти, алчности – особенно, когда все это используют в качестве инструментов для продвижения по карьерной лестнице, получения высших чинов и званий. Фамусов же считает услужливость и лесть отличным орудием для достижения различных высот в жизни. Люди фамусовского общества восхищаются человеком, который нарочно падал и причинял себе боль, чтобы повеселить персон высшего звания. Чацкому противно все это – и он не стесняется и не боится высказывать открыто свое мнение. Во-вторых, уже в том, что написано выше, можно разглядеть конфликт культурный: образованный и честный А.А. Чацкий отвержен обществом менее умных и рассудительных людей. То есть светское общество не принимает героя, который осмелился указывать всем на их пороки и недостатки, который не «играет по общим правилам» – не льстит, не врет, не услуживает, не молчит. Отсюда и название пьесы – «Горе от ума». Пытливый ум Чацкого не дает ему возможности органично влиться в фамусовское (светское) общество. Однако Александру Андреевичу, вероятно, эта возможность и не нужна. Он слишком многое понимает и замечает, чтобы подстраиваться. Таким образом, главная причина возникновения конфликтов — это разница мировоззрений и способностей. Уровень образованности и ума Чацкого не гармонировал с невежеством окружения. Он был новатором, а Фамусов и его гости — консерваторами.
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
. В пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» читатель наблюдает конфликт семьи Простаковых-Скотининых во главе с госпожой Простаковой с Софьей, ее дядюшкой Стародумом и женихом Милоном. Кроме того, на сторону вторых встает и чиновник Правдин – честный человек, который борется за справедливость. В этом произведении о многом читателю сообщают говорящие фамилии персонажей. Простаковы – действительно просты, но в плохом смысле слова. Они — необразованные люди, которые не стремятся к развитию. Это грубые, злые, корыстные герои, их оружие – лесть и обман. Скотинин увлечён своими свиньями больше, чем людьми, и, кажется, стал на них похож больше, чем на человека. Другое дело Стародум и Правдин – мудрые, честные, образованные, достойные и благородные люди. «Думы» и «правда» – вот их удел. Из-за этого различия и возникает конфликт между героями. Честь сталкивается с бесчестьем, доброта — со злостью, правда — с ложью, мудрость — с глупостью, образование — с деградацией. В свете всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что причина возникновения конфликтов между людьми – разный культурный уровень, разные жизненные цели, разный уровень образования и разное понимание дозволенного в обществе. Когда попытка обмана встречается с правдой и справедливостью, неизбежно возникает конфликт. То же самое происходит, когда находятся добро и благородство, противопоставленные жестокости и грубости. И то же самое видит читатель, когда Правдин и Стародум разгадывают бесчестные и пакостные планы госпожи Простаковой.
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин
. В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» читатель наблюдает взаимоотношения людей разного сословия. В эпоху, описываемую в произведении, сословное неравенство имело большое значение и влияло на многие вещи. Крестьянская девушка Лиза влюбляется в дворянина Эраста. Её чувства оказываются взаимны. Вначале героям не мешает разница в их социальном положении. Впоследствии это всё же косвенно повлияло на возникновение недопонимания, затем конфликта и в конце концов – трагедии. Дело в том, что Эраст проиграл все свои деньги и решил, что решением проблемы станет брак с богатой вдовой в возрасте. То есть достаток и богатство для юноши были выше, чем настоящая любовь. Эраст обманул Лизу, и хотя впоследствии он пожалел о своём поступке, но девушку уже было не спасти. Героиня от разочарования и отчаяния, не выдержав предательства, бросилась в воду – утопилась. Таким образом, причина возникновения конфликтов – разные жизненные ценности, часто на почве сословного деления. Для Эраста приоритет – деньги, для Лизы – любовь, искренние чувства.
«Вишнёвый сад» А.П. Чехов
. В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» читатель наблюдает конфликт между дворянкой Любовью Андреевной Раневской и купцом Лопахиным. Спор разгорается вокруг судьбы имения Раневской. Для женщины дом с вишнёвым садом – родное место, в котором она провела своё детство и отрочество. Она не готова смириться с тем, что имущество выгоднее сдавать в аренду под дачи – ведь денег у неё осталось немного. Лопахин же смотрит на ситуацию холодно и расчётливо. Он понимает, что объект недвижимости может принести прибыль, если грамотно им распорядиться. Он предлагает вырубить старый сад, столь дорогой сердце хозяйки, и разделить территорию на дачные участки. Таким образом, причиной возникновения конфликта между людьми могут стать разные приоритеты и взгляды на ситуацию. А они формируются с помощью воспитания, окружения. Раневская и Лопахин представляют разные сословия. Купечество в то время бурно развивалось, эти люди были более восприимчивы к новым идеям и изменениям в обществе. Дворянство, напротив, уходило с исторической сцены, придерживалось консервативных взглядов, которые складывались десятилетиями. Сословное деление спровоцировало недопонимание и разницу в мировоззрениях – всё это вылилось в конфликт между людьми.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
. В романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» читатель становится свидетелем ссоры двух друзей – Евгения Онегина и Владимира Ленского. Образы этих героев изначально противопоставлены друг другу: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья». Онегин – представитель молодых людей, которых в литературе называют «лишними людьми». Светская жизнь ему наскучила, он бежит от городской суеты в деревню, но и там не находит отрады. Ведь от себя не убежать. Ленский – представитель другой дворянской молодёжи. Он нежен и неопытен, даже мечтателен, у него романтичная и чувствительная натура. Евгений на званом вечере ухаживает за Ольгой – возлюбленной Владимира. Онегин делает это больше в качестве шутки, пускай и злой. Он вообще не хотел посещать этот бал со множеством гостей и незнакомых ему людей, но юный друг всё же уговорил пойти. Ленский же не выдерживает такого оскорбления чувств и вызывает Онегина на дуэль. Таким образом, причиной конфликта между героями стало даже не столько их различие в характерах, сколько то, что Евгений не переживал и не задумывался о чувствах других людей – даже своего товарища. Владимир же оказался молод и вспыльчив, обиду не стерпел. Причиной возникновения конфликтов между людьми становится равнодушие одной стороны по отношению к другой.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин.
В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы находим яркий пример того, как разное воспитание влияет на людей и, в конце концов, приводит к недопониманию и ссорам. Так произошло с Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным. Первый вырос в любви и родительской заботе. Второй был лишён всего этого. Воспитание же в свою очередь формирует мировоззрение. Соответственно, оно сложилось по-своему у каждого из героев, которые сначала были товарищами. Гринёв оказался благородным и искренним, достойным человеком, который всегда видел перед собой пример отца и всегда получал ласку от матери. Он полюбил Марью и посвящал ей стихотворения, потому что научился любить у своих родителей. Швабрин же не привык так нежно выражать свои чувства. Он оказался груб и жесток, потому что не получил в семье той заботы и любви, которые вдохновляют личность развивать в себе добродетель. Он высмеял любовь Петра, чем спровоцировал конфликт. Таким образом, противоречащие друг другу взгляды на жизнь, действительно, становятся причиной возникновения конфликтов между людьми.
«Дубровский» А.С. Пушкин
. Описание ещё одной ссоры читатель находит в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Конфликт Троекурова и Дубровского старшего лег в основу сюжета. Сначала разные статусы в обществе не мешают Кириллу Петровичу и Андрею Гавриловичу дружить. Но причинами конфликта становятся гордость и упрямство двух приятелей: никто из них не уступил и не простил обидчика, оба пошли в своем противостоянии до конца. Осматривая псарню соседа, Дубровский не стесняется сказать, что собаки у Троекурова живут лучше, чем люди. Один из крестьян Кирилла Петровича вступается за хозяина и дерзко отвечает гостю. Самолюбие Дубровского было задето, и он потребовал для псаря наказания. Троекуров и не подумал подчиниться его требованию. Затем Дубровский велел избить людей соседа, которые были пойманы на его территории. Эта ссора переросла в непримиримую вражду, потому что каждая из конфликтующих сторон старалась ответить на вызов вызовом. Противостояние подпитывалось злобой и категоричностью двух дворян, которые, если вдуматься, были очень похожи между собой. Но Троекуров имел больше возможностей и меньше совести, поэтому через суд и путем подкупа чиновников отобрал имение у бывшего товарища. До этого злодеяния конфликт не дошел бы, если бы хоть кто-нибудь из дворян смог сделать шаг навстречу примирению.
«Гроза» А.Н. Островский
. Ещё одна причина возникновения конфликтов между людьми – жестокость и грубость одной из сторон. Яркий пример такой ситуации мы находим в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Самодурство купчихи Кабановой (которую прозвали Кабанихой) стало причиной, по которой она не могла найти общий язык со своей невесткой и не только с ней. Она не желала слушать и понимать девушку, идти на компромисс, уступать. Каждая попытка Катерины помириться вызывала новые упреки. Так, в первом же действии молодая героиня заверяет свекровь в своих добрых чувствах к ней: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Но в ответ она получает только злобную реплику: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?». Марфа Игнатьевна сознательно идет на столкновение с невесткой и провоцирует обиду снова и снова. Это и стало причиной конфликта – одна сторона стремилась полностью контролировать другую, управлять ею, не считаясь с ее мнением. Жестокость и злость погубили искренность и доброту – Кабаниха погубила Катерину. Таким образом, иногда причиной возникновения конфликтов между людьми становится злоба и самодурство одного человека.
«Старуха Изергиль» М. Горький
. В произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» героиня-рассказчица делится легендой о Ларре. Это сын человека и орла. У него возникает конфликт не с одним героем, а с целым обществом. Всё дело в гордыне Ларры, в его высокомерии. Герой ставил себя выше всех остальных, считал, что другие люди ему вовсе не нужны, что они хуже него. Поэтому он без зазрения совести убил девушку, которая ему отказала. В ответ на упреки соплеменников он сказал: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…». Герой считал, что он вправе захватить все, что ему нужно, не спрашивая позволения, ведь он силен, а девушка слаба. От такого животного эгоизма и пренебрежения к обществу племя отвергло Ларру и обрекло на вечные мучения от одиночества. Можно сделать вывод о том, что причинами возникновения конфликтов между людьми бывают такие качества характера, как гордыня и эгоизм.
Типология и виды социальных конфликтов
Виды социальных конфликтов | |
По сферам общественной жизни |
|
По характеру развития |
|
По влиянию на ход развития общества |
|
По типу отношений |
|
По использованным средствам |
|
По длительности |
|
По объему |
|
По источнику возникновения |
|
По форме |
|
Сторонами конфликтов
выступают субъекты противоречий: индивиды, социальные образования, институты, этносы, цивилизации.
Этапы протекания конфликта
: латентный этап, образование противоречивой ситуации, инцидент, действия субъектов, завершение конфликтной ситуации.
Межнациональные конфликты разделяют по причинам и характеру:
- Социально-экономические причины – связано с явлениями инфляции, безработицы, кризиса, когда население государства не в состоянии обеспечить удовлетворение базовых потребностей, монополия одного этноса на другим.
- Культурно-языковые причины – этнические культурные признаки: язык, его развитие и обеспечение сохранности, оказание защиты этнических меньшинств.
- Этнодемографические причины – изменение численности какой-либо национальности, т.е. увеличение процента прошлого населения в связи с миграционными потоками.
- Этнотерриториально-статусные причины – территориальное несоответствие расселения этноса, необходимость расширения территории и обретения нового статуса.
- Исторические причины – историческое прошлое в виде войн, депортаций.
- Межрелигиозные причины – отличия конфессионального плана.
- Сепаратистские причины — требование независимости или автономии отдельной территории, создание нового государства.
Способы разрешения социальных конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, уступки, компромисс.
Пути выхода из конфликтных ситуаций: возврат к неконфликтному состоянию общества, выжидание, отказ от старого для развития нового.
Виды конфликтов
Есть несколько классификаций конфликтов, которые, на наш взгляд, заслуживают обязательного внимания.
1
Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации
По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:
- Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
- Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
- Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
- Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеют люди с более высоким статусом;
- Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
- Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.
ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта – обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:
- Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
- Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
- Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
- Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
- Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
- Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.
ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.
2
Классификация конфликтов по содержанию
По содержанию конфликты могут быть реалистическими и нереалистическими.
Реалистические конфликты – это конфликты, которые вызывает неудовлетворение конкретных требований участников или же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками определённых преимуществ. Как правило, такие конфликты направлены на достижение конкретного результата.
ПРИМЕР: конфликты с властями бывших заложников Норд-Оста и родственников погибших по причине невыполнения государством определённых требований.
Нереалистические конфликты – это конфликты, целью которых является конкретное выражение отрицательных эмоций, враждебного настроя или обид, другими словами, конфликт здесь и является главной целью.
ПРИМЕР: убийство одним человеком другого по причине того, что первый считает, что тот, второй, виновен в его проблемах и неприятностях; террористические акты без изъявления конкретных требований.
3
Классификация конфликтов по характеру участников
По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт – возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта – когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.
ПРИМЕР: Человеку, являющемуся примерным семьянином, необходимо по вечерам находиться дома, но занимаемый им пост руководителя обязывает его часто задерживаться на работе по вечерам. Внутриличностный конфликт здесь обусловлен рассогласованием личных потребностей и требованиями его деятельности.
Межличностный конфликт – является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.
ПРИМЕР: Одной из самых распространенных причин межличностных конфликтов является ограниченность каких-либо ресурсов, таких как рабочая сила, производственные площади, оборудование, денежные средства и всевозможные жизненно необходимые блага. Например, один человек считает, что больше всего ресурсы нужны именно ему, а не кому-то другому, в то время, как этот другой считает точно так же.
Конфликт между личностью и группой – представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.
ПРИМЕР: Конфликт между личностью и группой наглядно отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также подобные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».
Межгрупповой конфликт – это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.
ПРИМЕР: Межгрупповой конфликт может возникнуть между работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией, например, по причине внезапного сокращения штата сотрудников; аналогичная ситуация нередко наблюдается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.
4
Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта
По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.
Внутренние конфликты – характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.
ПРИМЕР: Прекрасным примером внутреннего конфликта может выступить внутриклассовая борьба, например борьба за лидерство.
Внешние конфликты – представляют собой взаимодействие противоположностей , которые относятся к разным объектам (группам, классам и т.д.).
ПРИМЕР: В качестве примера внешнего конфликта можно назвать противостояние человека и природных стихий или борьбу организма с внешней средой.
Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.
ПРИМЕР: Ярким примером антагонистического конфликта является война, рыночная конкуренция, революция, спортивное состязание и т.п.
Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.
Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.
Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.
1
Типы конфликтов по способу разрешения
По способу разрешения конфликты подразделяются на насильственные и ненасильственные.
Насильственные (антагонистичные) конфликты – являются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге и выигрывает тот субъект, который остался.
ПРИМЕР: Отличный пример насильственного конфликта – это выборы органов власти, жёсткая дискуссия, дебаты и т.п.
Ненасильственные (компромиссные конфликты) – это конфликты, допускающие несколько вариантов разрешения ситуации посредством обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимодействия, сроков и т.п.
ПРИМЕР: В качестве примера компромиссного конфликта можно назвать следующую ситуацию: обязавшийся поставить сырьё для производства поставщик, не выполняет в назначенный срок свои обязательства. В этом случае производитель вправе потребовать от поставщика соблюдения оговоренного графика, однако сроки поставок могли измениться по каким-либо веским причинам. Взаимная заинтересованность обеих сторон позволяет им провести переговоры, изменить первоначальный график и найти компромиссное решение.
Следующая классификация, которую мы рассмотрим, определяется сферами проявления конфликтов. Сферы же, в свою очередь, могут быть очень разнообразны – это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое другое. Поговорим о самых распространённых из них.
2
Типы конфликтов по сферам проявления
Политические конфликты – представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.
ПРИМЕР: Примером политического конфликта может послужить противостояние двух и более политических партий.
Социальный конфликт – является противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия отличаются усилением интересов противоположных субъектов, а также тенденций индивидов и социальных групп. К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.
ПРИМЕР: Примерами социальных конфликтов являются пикеты, забастовки, митинги, войны.
Экономические конфликты – к данной группе конфликтов относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.
ПРИМЕР: Экономическим конфликтом можно назвать борьбу за распределение собственности, сферу экономического влияния, социальные льготы или ресурсы.
Организационные конфликты – их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей.
ПРИМЕР: Ярким примером организационного конфликта является применение должностных инструкций, закрепление за сотрудником определённых обязанностей и прав, внедрение номинальных структур управления, наличие определённых положений по оценке и оплате труда работников, а также их премирования и т.п.
Далее следует рассмотреть типы конфликтов по направленности воздействия и по степени выраженности конфликтного противостояния.
3
Типы конфликтов по направленности воздействия
По направленности воздействия различают конфликты вертикальные и горизонтальные. Характерной их чертой является распределение объёма власти, находящейся на момент возникновения конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.
Вертикальные конфликты – это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, тем самым определяя различные стартовые условия для субъектов конфликта.
ПРИМЕР: Вертикальным конфликтом можно назвать конфликт начальника и подчинённого, преподавателя и студента, небольшого предприятия и высшей организации и т.п.
Горизонтальные конфликты – это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие равноценную по объёму власть или иерархический уровень.
ПРИМЕР: Горизонтальным конфликтом может выступать конфликт руководителей, занимающих равноценные посты, сотрудников одного уровня, потребителей и поставщиков и т.п.
4
Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния
По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть скрытыми и открытыми.
Скрытые конфликты – конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами друг на друга. Скрытые конфликты возможны только тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимодействия либо опасается другого, либо не имеет достаточного количества ресурсов для открытого противостояния.
ПРИМЕР: Примером скрытого конфликта может послужить официальная научная полемика между педагогами, за которой скрывается реальная суть конфликта – борьба за авторитетный социальный статус, например, за какую-то должность в университете.
Открытые конфликты – отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимодействие участников конфликта регулируется в этом случае соответствующими положению участников и ситуации нормами.
ПРИМЕР: Примером открытого конфликта можно смело назвать войну, когда две или более стороны открыто выражают свои требования и используют открытые методы для достижения своих целей; ссору людей, возникшую по какому-либо поводу и не имеющую скрытых мотивов и т.п.
Немаловажно различать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.
5
Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей
В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.
Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п.
ПРИМЕР: Примеры конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни – два ребёнка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку; муж и жена, имея один телевизор на двоих, хотят смотреть в одно и то же время разные телепередачи и т.п.
Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.
ПРИМЕР: Примеры когнитивного конфликта также можно встретить довольно часто – это обсуждения различных проблем, диспуты, дискуссии, споры, в процессе которых участниками высказываются различные точки зрения и приводятся всевозможные аргументы в доказательство своей правоты.
Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т.е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.