5 как воспринимает софья поведение молчалина. Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Героиня которая нарушает нравственные основы.

Соединив в комедии «Гоу» черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие.
Не зря Гончаров отметил и оценил в Софье «черты характера живого и реалистического». У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья — «мудрая». Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки («Счастливые часов не наблюдают»). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.

Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях.

Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: «Я вас без памяти люблю». Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает («Ей сна нет от французских книг»), но предмет ее чтения — сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).

Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: «возьмет он руку, к сердцу жмет…». Именно так ведут себя герои французских романов.

Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести.

Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма — непонимание одного героя другим. В пьесе «Гоу» каждый герой составляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое — она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли «мужа-мальчика, мужа-слуги». Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» Поэтому Г-дов так писал о своей героине: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку».

В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении «женского страха и стыда»: А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, — За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: «Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!» Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья — нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.

В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: «Не продолжайте, я виню себя кругом». Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.

Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои, которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода «горе от ума», если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.

Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь — сокровенное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни — о любви. Гончаров писал, что в Софье «есть сильные задатки недюжинной натуры». И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке «черты характера живого и реалистического». Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.

В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов поднимает тему противостояния просвещенной личности целому обществу праздных и невежественных людей, олицетворяющих высший свет. Этот конфликт сродни вечному спору отцов-консерваторов с прогрессивными детьми, поэтому во все времена он будет вызывать живой интерес.

В комедии четко выражены две противоборствующие стороны, но есть и неоднозначные персонажи, не наделенные на первый взгляд пороками фамусовского общества. К таким героям относится не лишенная положительных качеств Софья.

Подруга детства Чацкого воспитана и умна, герой питает к ней нежные чувства, но девушка предпочитает честному и порядочному Чацкому хитрого льстеца Молчалина. Как можно объяснить выбор Софьи?

Автор выстроил сюжет таким образом, чтобы конфликт выглядел острее. Он показывает читателю разницу во взглядах молодых людей, воспитывавшихся в доме Фамусова. Между повзрослевшими Софьей и Александром заметны существенные различия. Девушка воспринимает их былые отношения как юношескую влюбленность, ее идеалы изменились. Теперь она подражает отцу и желает повелевать. Дворянку умиляет перспектива стать покровительницей безвольному Молчалину, который ходит «на цыпочках и не богат словами».

Он ниже Софьи по положению, поэтому желание заиметь «мужа-мальчика, мужа-слугу» раскрывает в девушке типичную представительницу столичного общества. К финалу произведения страдания Чацкого лишь усиливаются, ведь к конфликту социальному добавляется еще и неразделенная любовь.

Мне кажется, Софья охладела к Чацкому не только из желания повелевать покорным Молчалиным. Сказалась и девичья обида, ведь Александр странствовал в течение трех лет и не прислал ни одной весточки. Долгая разлука лишила ее привязанности и в этом есть вина самого героя. Если бы Чацкий все это время находился рядом, возможно, его влияние пересилило бы отцовское начало в душе возлюбленной. Но о чем могла думать девушка, когда молодой человек неожиданно отправился в неизвестном направлении и не давал о себе знать?

Думаю, Софья выбрала послушного Молчалина за покладистый характер. Она ошибочно приняла хитрость и угодливость за доброту и скромность. Видно, что она любит не столько кавалера, сколько созданный ее чувствительным воображением идеал. А желание иметь покорного и удобного супруга лишний раз доказывает, что Софья – достойная дочь своего отца и является частицей его общества.

Обновлено: 2017-01-10

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов — писатель, редкий далее для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность. Прошло ужо более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим. Почему лее так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Главная тема комедии — противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии -Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии — Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных — «любовный треугольник» Софья — Чацкий Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века. Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она вообраяжет их героиней. Софья мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» — имеют прямое отношение и к его собственной дочери. Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум с отсутствием всякого намека на убеждения. Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Мол-чалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом », а Молчалину велит убраться из дому.

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки па Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом — распускает сплетню о его сумасшествии. Она настолько поддалась влиянию «фа-мусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила. Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого лее Софья предпочла ему.

Молчалин страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть — желание любой ценой сделать карьеру. Ухаживание за дочерью своего начальника — это лишь способ преуспеть. В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин — большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии. Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие. Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет. Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, — типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь… разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Мол-чалипым, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец». Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А. Гончаров, она — жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом.

А. С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе равных языком.

Большое значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему действительности сыграли два героя комедии — Софья и Молчалин. Вообще в пьесе представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья — дочь богатого московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного человека, Молчалина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог привлечь ее внимание, не Скалозуб же.

Об уехавшем Чацком она с обидой говорит: Вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина она принимает за любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,- всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провесть!

Ей невдомек, что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и расчетливостью бесцеремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любыми способами, поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность, пылкость души, патриотизм и добросовестная служба во имя отечества и дела, а совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями, доходны. ми местами.

Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Он приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему симпатична служанка Софьи — Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою… Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе…

Ослепленная «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать, изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее.

При первой же встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит, я между прочим милостей искать бы мог; Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не страшны ни гнев отца, ни мнение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и тем страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал.

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Не подличайте, встаньте.

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете…

Но так же мог сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей. Остается только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина — ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей, связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими стремлениями к поставленным целям.

В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.

Предварительный просмотр:

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» . Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», — именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: « если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», бесспорно, является одним из самых ярких произведений своего времени. В ней освещаются некоторые «вечные» вопросы, свойственные и первой половине XIX столетия, и современности.

Главное действующее лицо комедии Чацкий вовлечен в социальный и любовный конфликты. Описываются его отношения с Фамусовым как наиболее полно раскрытым представителем общества и Софьей, любимой девушкой главного героя.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее, образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Фамусовское общество как определяющий фактор выбора

Атмосфера московского дворянского общества оказала влияние на формирование личности Софьи Фамусовой. Девушка вынуждена следовать нормам и образцам поведения, принятым в ее окружении. Женщины часто демонстрируют доминирующее положение в отношениях с мужчиной, поэтому и она стремится найти себе «мужа-слугу». Несомненно, Молчалин намного лучше подходит под эту роль, чем независимый и гордый Чацкий.

Молчалин не просто находится в услужении отца девушки, услужение — это значимая часть его жизненной философии. Молчалин удобен, так как Софья, ослепленная чувствами, видит лишь мягкого и благородного человека, лишенного грехов и пороков. Девушка весьма умна, но избалована, а ее избранник будет выполнять ее желания.

Трагический образ героини

Софья в произведении «Горе от ума» — наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

Почему Софья выбрала Молчалина?

Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” И. А. Гончаров: “К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха”.

В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден.

Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего: …уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, — Вот я за что его люблю. Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. “Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права” — вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает.

Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь “в угодность дочери такого человека”. Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал “всем людям без изъятья”.

Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской.

Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, “тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого” именно Софье. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

Но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей “ухаживаний” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы. Итак, в своей комедии А.

С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, “Горе от ума” держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

«Мильон терзаний» Софьи

Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]