Ответы по литературe для 11 класса. Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» Грибоедов затронул основные социально-политические изменения, происходившие в России после Отечественной войны. Через монологи главных героев автор пытается найти ответы на острые вопросы своего времени — это и проблема крепостного права, и право человека на свободу мысли, и отечественное образование и просвещение, и, конечно, карьеризм и преклонение перед чинами. Анализ монологов Чацкого показывает отношение «века нынешнего» к происходящему.

Экспозиция пьесы

Идея «Горя от ума» заключается в противопоставлении двух эпох — «века минувшего» и «века нынешнего». Первый характеризуется крепостническим укладом жизни, второй — прогрессивными взглядами. Чацкий, являясь идеологом современного мировоззрения, не может не выражать своего отношения ко всему, что происходит вокруг. Именно по этой причине анализ его монологов имеет большое значение для понимания замысла пьесы.

Первый монолог героя начинается ещё до завязки основного сюжета. «Ну то ваш батюшка?» — интересуется он. А далее касается московских нравов, ничуть не изменившихся за годы его отсутствия. Удручает его существующая система воспитания детей гувернерами-иностранцами, дворянские дети вырастают в полной уверенности, что учитель немец или француз — норма. Качество образования оставляет желать лучшего, но их родителей привлекает цена оказания услуг такими гувернёрами. Чацкий в своей насмешливой манере замечает, что теперь «смешение языков французского с нижегородским» является признаком образованности.

Отношение главного героя ко всему иностранному можно понять, если проанализировать монолог Чацкого о французике из Бордо, в котором герой рассказывает, как тот собирался в нашу страну: «В Россию, к варварам, со страхом и слезами, приехал — и нашёл, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Подробный анализ монолога Чацкого в 3 действии 22 явлении показывает, что русский народ в погоне за иностранщиной потерял свою самобытность. Как можно ставить родной язык, традиции и старинные обычаи ниже чужеземных.

Завязка сюжета

Со вторым монологом героя начинается завязка конфликта. По плану пьесы Фамусов в невежливой манере отзывается о свободных взглядах Чацкого, уязвляет его гордость. Молодой человек, испытывая нежные чувства к Софье, старается не раздражать её отца, кратко ему отвечает, но поддакивать не собирается. «И точно, начал свет глупеть…», — так начал он свою речь в довольно спокойном и ироничном тоне после нравоучений Фамусова. Так начинается противостояние двух мировоззрений — нынешнего и уходящего.

Пытаясь с пафосом научить Чацкого, как делать карьеру, Фамусов постоянно ссылается на опыт дядюшки Максима Петровича, считая его эталоном для подражания. Чацкий же с таким подходом категорически несогласен. Он считает, что екатерининский век «покорности и страха» уже прошёл, уступив место новой истории, в которой для успешной карьеры не требуется «подставлять затылок», достаточно быть честным и любящим своё дело.

«Фамусовы» тогда и сейчас

Чацкий стал представителем нового веяния, меняющего привычные социальные устои. По его мнению, занимать ответственные посты может только тот человек, который обладает определенными качествами:

  • образованность;
  • добросовестность;
  • честность.

К сожалению, его время тогда ещё не пришло. А в эпоху правления императрицы Екатерины II Максим Петрович всё же оказался достаточно смышлёным, чтобы понять, когда следует прогнуться или насмешить начальство, несмотря на боль. И в своё время такой подход давал свои результаты:

  • «весь в орденах»;
  • «на серебре… на золоте едал»;
  • «слышит при дворе приветливое слово»;
  • в услужении у него сто слуг.

Фамусов, следуя по стопам своего нравственного наставника, тоже сделал вполне приличную карьеру и теперь пытается провести по этой же дорожке и Молчалина.

Его позиция как дворянина, обеспеченного помещика и отца вполне понятна. Если время диктует такие нормы поведения, значит, он будет их придерживаться, тем более, они во благо ему и его семье. Чацкий, появившись в Москве после длительного отсутствия (Чехов не уточняет, где именно он был), всех повергает в шок своими передовыми идеями. Неудивительно, что фамусовское общество воспринимает его как «сумасшедшего».

Кульминация противостояния

У всех на слуху известный монолог Чацкого «А судьи кто?», по своей сути это выплеск истинных чувств героя. Открываются антикрепостнические взгляды персонажа, тон его повествования кардинально отличается от предыдущих монологов. Спокойствие и ирония сменились страстью. Критики впоследствии отмечали, что взгляды Чацкого близки к идеям декабристов. Речь героя не голословна, она подкреплена фактами ужасного отношения хозяев к своим крепостным и творившегося беззакония:

  • Один из «негодяев знатных, толпою окружённый слуг… на них он выменял борзые три собаки!!!».
  • Другой «должников не согласил к отсрочке… все распроданы поодиночке!».

В этой речи чувствуется искренняя боль и обида за тех, кого хотелось назвать «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы».

Сильные и властные мира сего не подчиняются закону и суду, огородившись связями, своим положением и взятками. А тем временем крепостные, сражавшиеся за Отечество в войне 1812 года, настоящие герои своей родины, продаются и покупаются, как какой-то товар. Уже одно это заставляет задуматься о невозможности существования крепостного права (полвека ещё должно будет пройти, пока эти мысли будут реализованы).

Грибоедов через своего героя высказывает собственные мысли о происходящем. Анализ монолога Чацкого о французе из Бордо, даже краткого его отрывка, раскрывает характер героя, в котором есть схожие черты с самим автором. Слушая горячую речь молодого человека, невольно задумаешься о необходимости перемен в общественном сознании.

Роль монологов в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Роль монологов в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) велика как в раскрытии образа главного героя, так и в выражении темы и идеи произведения, позиции автора. Кроме того, каждый монолог участвует в композиционном построении пьесы.

Грибоедов – новатор своего времени, а «Горе от ума» — по-настоящему революционная пьеса, заставившая горячо спорить литературных критиков на долгие годы. И даже сегодня не все вопросы имеют однозначные ответы. А все потому, что проблемы, которые обозначает автор в произведении, совсем неоднозначны. И хотя «Горе от ума» была написана в послевоенное время реформ и свежих взглядов на жизнь, новое еще вызывало много вопросов и сомнений, а старое невозможно просто так перечеркнуть и отказаться от него.

В монологи Чацкого наиболее полно Грибоедов вложил свою идею противоречия человека новой формации, со свежими взглядами на жизнь обществу косному.

Так, экспозицией пьесы можно считать монолог Чацкого «Ну что ваш батюшка? все Английского клоба…». Он предваряет основной конфликт произведения, но уже в нем – жесткая сатира на устаревшие общественные устои. Но пока еще в нем нет критики и противостояния, которое развяжется в последующих монологах.

А вот столкновение монологов Фамусова «Вот то‑то, все вы гордецы!» и Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» можно считать завязкой конфликта пьесы. В них и прямое противостояние века нынешнего и века минувшего. Чацкий открыто называет пороками то, что в обществе Фамусова считалось достоинством и к чему стоило, по мнению стариков, стремиться нынешней молодежи. «Подступиться» и «согнуться», нужно, если хочешь пойти далеко. Фамусов отмечает излишнюю строптивость молодежи и нежелание перенимать опыт отцов.

Но Чацкий безжалостно обличает раболепство, покорность и страх. Он осуждает подхалимов и лжецов, противопоставляя им «век нынешний» и современных людей, не желающих пресмыкаться перед государем. В первом монологе — идея Чацкого о том, что добиваться всего нужно по чести и совести, что сегодня нет места в обществе льстецам. Для него нет никакого урока в том, как жили отцы и деды. Главный герой убежден в том, что мир нужно менять, «служить делу, а не лицам».

Кроме основного, есть в пьесе и любовный конфликт. И главный герой, понимая, что былое и некогда сильное чувство между ним и Софьей, угасло, не упускает возможность высказаться и о любви в монологе «Оcтaвимтe мы эти пpeнья…». Он сомневается, что Молчалин сможет любить Софью так сильно, что чувство сможет затмить все вокруг. Для главного героя все суета и прах без любви. Чувство должно быть со страстью, с огнем:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство?

пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

О чем говорит нам этот монолог? Из него мы узнаем, что перед нами не просто деятельный, честолюбивый молодой человек, но и еще умеющий чувствовать по-настоящему. В нем кипит жизнь и страсть. Его страстная натура и мешает обходить острые углы в разговоре и заставляет прямо рубить правду, как она есть.

Кульминацией комедии и раскрытия характера главного героя является один из самых известных его монологов «А судьи кто?». С презрением бросает Чацкий осуждения старшего поколения, у которого он должен учиться. Он против вечно порицающих прогрессивную молодежь старцев, черпающих знания из «вчерашних газет»:

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?»

Человек должен двигаться вперед, а не застывать во времени. Да и век «знатных негодяев», готовых с легкостью поменять верных крепостных на охотничьих собак, прошел. Ему ненавистно неравенство и вечная тяга к наживе. В этом монологе особенно громко звучат идеи декабристов о том, что каждый должен служить народу, а не себе. И с горечью он признает, что новые идеи неугодны обществу, а такие люди, как Чацкий, становятся изгоями, считаются сумасшедшими. Их не услышат, потому что никому не хочется лишаться нажитого богатства. Поэтому ему не дают договорить, в очередной раз напоминая о том, что ему нет места в фамусовском обществе.

Каждый монолог Чацкого посвящен определенной проблеме. Как человек наблюдательный он не мог не отметить одного француза на приеме в доме Фамусова. Весьма посредственный иностранец приковал к себе все внимание женского общества. В монологе «В той комнате незначащая встреча…» Чацкий обличает еще один порок – слепое подражание всему иностранному. Нет, он не против того, чтобы учиться у Европы, но только действительно нужным вещам. Бездумное же преклонение европейскому лишало чувства собственного достоинства русского человека. Чацкий пытается открыть глаза тем, кто уже считает его сумасшедшим, поэтому его слова совершенно не оказывают никакого действия на общество.

Развязкой сразу двух конфликтов служит заключительный монолог Чацкого «Не образумлюсь… виноват…». Открыта тайна Софьи и главному герою отвратительно думать о том, что та, которую некогда он считал единственной живой душой в этом доме, выбрала себе «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Ему противна сама мысль о том, на кого его променяли и что Софья поддалась влиянию отца. Все в этом доме ему постыло до такой степени, что находиться здесь больше нельзя ни минуты. Чацкий сравнивает побывавшего в доме Фамусова с вышедшим из огня:

Вы пра́вы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет…

Чацкого не хочется считать побежденным, несмотря на то, что его идеи потерпели крах в доме Фамусова. Но он ушел с гордостью, верный своим идеям. И все-таки композиция пьесы говорит об обратном. И именно это даже сегодня заставляет задуматься: а прав ли Чацкий? Если даже Грибоедов, выражая свои мысли словами главного героя, прогоняет его из пьесы? Пусть даже и с его последним словом, но все-таки указывает ему на дверь. А может быть, все дело в том, что время Чацких еще не пришло и им стоит немного «подрасти» и понять, что, хоть их идеи свежи и честны, все-таки не стоит отрекаться от опыта отцов и дедов?

Не прекращаются споры о пьесе «Горе от ума». Но именно в этой неоднозначности и заключается гений Грибоедова. А его бессмертное произведение актуально во все времена. Ведь конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», отцов и детей – неисчерпаемая тема для размышлений. И как бы хорошо было, если бы отцы перестали порицать сынов, а сыны стали бы прислушиваться к отцам и брать от их опыта самое лучшее. Но пока одни считают других сумасшедшими, другие в порыве бросают бессмертное: «Карету мне, карету!»

Развязка конфликта

В самом начале пьесы герой ещё надеялся на положительный исход. Ему очень важно мнение Софьи, поэтому он так был расстроен и поражён нелепыми слухами о себе. Он с горечью восклицал: «слышал ли моими я ушами! не смех, а явно злость. Нелепость обо мне все в голос повторяют!».

Последним монологом Чацкий даёт понять, что не сможет примириться с действительностью, пока править будут такие, как Фамусов. Его уже не удивляет непонимание общества, опасающегося перемен. Он даже согласен с тем, что его объявили безумным, так как невозможно сохранить здравость рассудка тем, кто:

  • «с вами день пробыть успеет»;
  • «подышит воздухом одним, и в нём рассудок уцелеет».

Он покидает когда-то родной дом Фамусова, но уничижительное отношение его не изменило и не победило, Чацкий, как и прежде, верен себе и своим идеалам.

Если составить таблицу нахождения монологов Чацкого в пьесе и их значение, то видна взаимосвязь с переломными моментами в развитии сюжетной линии. Все монологи главного героя важны не только с сюжетной стороны, они формируют смысловое построение пьесы, поднимая актуальные темы не только того, но и нынешнего времени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]