Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» (А.А. Фет)

Афанасий Афанасьевич Фет — человек, которому на своём жизненном пути доводилось признавать поражение, познавать горечь утраты возлюбленной женщины, создать шедевры русской литературы. Афанасий Афанасьевич Фет – личность довольно загадочная, непростая для понимания. Его жизненный путь ни в коем образе нельзя назвать ровным, заурядным или посредственным, равно как и творчество. Тайны, окутавшие Фета как человека и поэта, уходят корнями в самое зарождение, которое вызывало массу вопросов и у искусствоведов, и у простых любителей поэзии. Самое удивительное, что даже перед Афанасием Афанасьевичем были открыты далеко не все двери в прошлое, связанное с происхождением фамилии, дарованной ему при появлении на свет.

Фет как противоречивая личность в искусстве и жизни

Жизнь русского лирика сопровождалась любовными тайнами, детективными перипетиями, которые однажды он назовёт сюжетами его сложного романа. Дух приключений присутствовал в судьбе писателя до его рождения. Мать Афанасия, будучи в положении, устраивает с возлюбленным побег и покидает законного мужа, который был отцом её ребёнка.


При рождении мальчик получает дворянскую фамилию Шеншин, которая принадлежит любовнику матери. Когда юноше исполняется 14 лет, его постигает роковой удар, отбирают самое важное в жизни — фамилию отчима, а также привилегии дворянства.

После таких событий Фет одержим идеей вернуть свою фамилию, которая определяет его как привилегированного человека в обществе. Будучи студентом, он отдал предпочтение философии, поэтому поступил в Московский университет.

В студенческие годы поэт знакомится с такими литераторами как Яков Полонский и Владимир Соловьев. После окончания университета поэт не забывает о призвании отвоевать дворянский титул и отправляется на военную службу.

Любовь всей жизни Мария Лазич настигла лирика на службе, вопреки безудержной страсти, возлюбленная не получает предложение. Афанасий не представлял свою жизнь с человеком, у которого нет материального достатка, и прекратил отношения с Марией.

Следующим роковым ударом была смерть возлюбленной. После этого Афанасий до конца жизни не смог успокоить то море боли и утраты, которое бурлило в его сердце.

Поэт боготворил образ любимой, она была его музой. Когда автор вспоминал о её смерти, горькие слезы отравляли ему душу. Изучив стихотворения поэта можно проследить тему трагической любви.

Фет из тех творческих личностей, кто делал « искусство ради искусства ». Его жизненный путь, где он стремился одержать материальный достаток и женился на непривлекательной, но состоятельной женщине, отличался от творческой жизни.

Лирик призывал оценивать его стихотворения по законам искусства, а не определять, какую социальную ценность они имеют. Главные мотивы творчества Афанасия — воспевание красоты природы и чистой любви. Техника написания творений Фета импрессионисткая. Здесь отсутствует описание картины в целом, автор будто вспоминает отрывки из того мгновения, котрое поразило его.

Лирика поэта полна ассоциативных элементов. Когда поэт выбирает предмет, имеется ввиду не его прямое значение, а какие чувства и эмоции он вызывает. В стихотворениях Фет использовал приём звукописи, поэтому при прочтении текст отличается мелодичностью, легко ложиться на ноты.

Смерть Фета наступила после неудачной попытки самоубийства, он остался в памяти многих как противоречивая личность, интерес к которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Тема и концепция произведения

Основная тематика стихотворения близка по духу всем мечтательным и романтическим читателям. В число тем входят:

  • Единство и уникальность окружающего мира.
  • Философские мысли о смысле жизни и существования творчества.
  • Любовь как светлое и желанное чувство.
  • Необъятная красота матушки-природы.

Стих описывает романтическое и красивое время года — весну, образ которой был самым волнующим для Афанасия, что отображается во многих его произведениях.

Главной темой стиха Фета «Я пришел к тебе с приветом…» является пробуждение души, очищение и воскрешение, новый чистый и нежный взгляд на окружающий мир.

Произведение обостряет чувства и придает настроение, зовя человека идти по пути к заветной мечте.

Композиция и жанр

Композиция произведения несет в себе отдельный интерес, ведь в каждой строке таится своя отдельная мини-тема. В начале говорится о наступающем рассвете, далее — о весне и возвращении птиц, пробуждении деревьев в лесу. Следующая часть раскрывает романтического героя, который открывает свое сердце весне и счастью. В заключение Любовь и Весна, как отдельные личности, вместе создают вдохновение. Фет даёт понять, что воспевание всего красивого — его кредо.

Повествование произведения несет в себе ограничения. Все строфы начинаются со слова «рассказать». Главная мысль композиции — привлечь внимание к себе. Такой приём акцентирует внимание читателя и объясняет, зачем и с какой целью поэт ворвался в литературный мир и питает желание быть услышанным.

Автор обращается к читателю со всем уважением. Такие методы общения со своей аудиторией указывают на более подходящий жанр — пейзажная лирика. Но произведение Афанасия Фета не только написано для того, чтобы донести суть его творчества. Это также можно списать на философию о сильных эмоциях, чувствах и любви, которые переполняют человека, о всеобщем счастье. Это практически гимн жизни и всеобъемлющей, которая имеет свойство постоянно обновляться.

Основные средства выразительности

Автор добивается выразительности различными способами. Расстановка словосочетаний, поэтический ритм, употребление эпитетов и метафор — всё это позволяет подвести читающих к картине, которую поэт создал в своих фантазиях. Примеров красочной передачи чувств, которые можно вставить с помощью метафоры, много:

  • зреет песня;
  • душа служить готова;
  • встрепенулся каждой веткой;
  • проснулся птицей;
  • само слово «веселье» значит не праздник вокруг, а трудолюбие и творчество.

Олицетворение также является значимым изобразительным средством, растения могли приходить к желаемому, а луна — вставать, когда выспится. Для автора связь людей и природы — неразделимое понятие:

  • солнце может встать;
  • лес просыпается;
  • утро трепещет.

В тексте стихотворения четко видна анафора — приём организации ритма в тексте, это показывается повторяющимся в каждой строфе словом «рассказать», что придает особую динамику. Союз «что» часто повторяется, его нельзя пропустить, он наделяет произведение напевностью и делает из него что-то музыкальное.

Стих имеет структуру четырех строф размером в четыре строчки, которые между собой связываются рифмой, что имеет название катрена, прочитать такую структуру просто. В каждой строчке используется два слога без ударения, что делает чтение легким и парящим. Проскальзывают такие приемы, как ассонанс и аллитерация, которые пробуждают в читателе уверенность в пришлых чувствах.

Все эти приемы приводят к определенному чувству и мыслям об отношении к человеческой жизни. Такие эмоции сложно суметь передать через буквы, отрывки и фрагменты, но автору это прекрасно удается.

Идея стихотворения

Произведение начинается с местоимения «я», что показывает, как поэт стремится обратиться к человеку и хочет рассказать всё, что его волнует, поделиться со всем миром, как кричит душа. Автора захлестывают эмоции и чувства, как бушующие волны, готовые превратиться в наводнение.

Есть и другая идея, где «я» — это обращение романтического героя к своей любимой женщине. Он старается выразить всю свою благодарность за полученные эмоции, чувства и страсть, живущую в душе и сердце и придающую вдохновение.

Анализ стихотворения « Я пришёл к тебе с приветом »

В тексте присутствуют предметы поэзии: песня, любовь и природа. У Фета понятие красоты заключается в этих трёх существительных, незаменимых и неразделимых. Подтверждение тому строки:

• Что не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет.

• Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.

• Рассказать, что лес проснулся Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся

Главными элементами выступили слова и сочетания – «песня», «привет», «счастье», «солнце», «трепет листьев», «свет». Эмоциональный контекст каждого из этих элементов имеет что-то общее, образует воодушевлённость юноши — любовь, веселье, радость.

Фет активно применяет особенности, которые помогают представить картину:

эпитеты – «весенней жаждой», «горячий свет»;

олицетворения – «лес проснулся», «солнце по листам затрепетало»;

метафоры – «песня зреет», «душа счастью служит готова»;

аллитерации — повторения звуков «с» и «в».
Такие приёмы помогают вообразить весеннее пробуждение, услышать шелести листвы, ощутить ветер, который носится по лесу.
Следует отметить, что это произведение из четырёх строф, к которым автор применил психологический параллелизм — четкое соответствие строф друг другу. Прочитав первые две строфы, читатель погружается в весеннее утро. Последующие строфы повествуют о переживаниях героя, о его душевном состоянии.

Первое четверостишие — это описание солнца, которое пробудило всех вокруг. Фет использует эпитет «горячий», вознося роль солнца. В последней строке «по листам затрепетало» автор воспользовался ассоциативным приемом, с помощью него читатель может прочувствовать все эмоциональные оттенки текста. Во втором четверостишие рассказывается о мгновении, когда энергия солнца пробудила весь лес. Оживление выражается в чувствах лирического героя, его весенней радости.


Третье четверостишие переполнено лучами солнца, весенними радостями, которыми заряжается лирический герой.

Заключительное четверостишие, как последние взмахи кисти, усиливает значение предыдущих строф, подчеркивает душевную радость, веселый настрой героя, восхваление песни. Фет сосредотачивает внимание читателя именно на последних словах, потому в них и расположена главная мысль стихотворения.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной.

Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.

Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.

Композиция

Это стихотворение состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки.

Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворении “Я пришёл к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.

И именно о нём поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством: в нём уже “зреет песня”.

Фет тонко связывает пробуждение природы и чувства лирического героя, который полон нежности. Он приходит к девушке даже не на свидание – просто не может не поделиться с ней тем, как прекрасна жизнь, как удивительно весеннее утро и как всё вокруг полно счастьем.

Молодой человек проявляет свои чувства очень бурно, но не испытывает по этому поводу смущения: в его возрасте естественно радоваться всему.

Жанр

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта, жанр – лирическое стихотворение. Он очень естественно передаёт все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Он не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырёхстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой, делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрёстная рифма усиливает это впечатление.

Средства выразительности

Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

  • Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда”.
  • Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.
  • Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.
  • Сравнение – “с той же страстью, как вчера”.

Их разнообразие также оживляет стих, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения.

Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и направляет на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни.

О чём хотел рассказать Фет, когда пришёл с приветом

Афанасий посвятил своё творчество его излюбленной любовной теме. В стихотворениях поэта присутствует дух весенней радости, свежий глоток оттепели. Перед читателем изображена картина, состоящая из тёплых красок весеннего утра, в котором автор встречается со своей любовью. Юноша находит повод, чтобы встретится с любимой и желает ей доброго утра, принося радостную весть, что солнце встало.
В произведении Фета любование спутницей и природой обозначено, как наслаждение красотой. Именно это будоражит автора рассказать всему миру о небывалом счастливом миге, который тешит душу лирического героя. Афанасий Фет выступает как верный служитель любви, которому удалось окунуть читателя в мир красоты и счастья. Герой обрёл гармонию с природой, достиг высшей точки блаженства, которой он желает поделиться.

Лирический герой находит в каждом мгновении уединение с природой, радость, веселье и спешит поделиться этим со своей возлюбленной. Образ весеннего утра представлен как символ начала, зарождение чего-то светлого в ожидании чуда.

Если природа расцветает и пробуждается, то и человеческой душе передаётся состояние окружающего мира. Фет предоставил читателю образ лирического героя, который чувствует себя частью этого мира, желает делиться со всеми лучшими эмоциями, а сердце его полно любви.

Автор передаёт радость персонажа, которому хорошо, ведь он встретил возлюбленную и может разделить с ней солнечную погоду, красоту окружающего мира.

Жанр

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта, жанр – лирическое стихотворение. Он очень естественно передаёт все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Он не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырёхстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой, делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрёстная рифма усиливает это впечатление.

Особенности стихотворения « Я пришёл к тебе с приветом »

В лирике Афанасия во все времена особое место занимало красочные описание слов в непривычном для них значении, а также стремление поделится душевной радостью с читателем. В произведении читатель наблюдает как слова «весна», «солнечный свет», «счастье образует мелодию» — все это олицетворяет душу поэта, как песню юнца, который окрылён чувством любви и радости. Автор также смог подобрать слова, которые способствуют усилению весенней а, «затрепетало».


Стихотворение состоит лишь из одного предложения для того, чтобы создать эффект целостности воссоединения природы и человека. Для написания стихотворения поэт выбрал двусложный хорей, который в союзе с женской рифмой добавляет песенные мотивы, отсюда и музыкальность, нежность произведения.

Произведение «Я пришел к тебе с приветом» — это история гармонии любви, весны и человека, которая существует на одном дыхании, как лёгкое дуновение ветерка, определенное мгновение, в котором хочется остаться навсегда. Данное стихотворение — это мир, в котором у автора всё хорошо, это место, где он может не думать о любовной утрате.

Каждая строка вызывает восхищение и желание постигнуть то чувство, которое обрёл лирический герой. Фет подарил русской литературе светлую сказку о счастливом человеке, который наслаждается каждым мгновением.

Темы, настроение

Главной темой стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» становится любовь. Лирический герой делится своими чувствами с предметом обожания, раскрывая их на примере того, как природа преображается с приходом утра и солнца.

Второй темой произведения является тема природы. Ведь все наши эмоции, чувства и настроение, находят полное отражение в мире природы. Именно природа своими красками, невероятными пейзажами и красотой, натолкнула поэта на создание подобного произведения. Природа вдохновляет его, наполняет силами и энергией.

Так же присутствует тема счастья. Для автора счастьем является быть рядом с любимой, служить ей. Он даже напрямую говорит об этом в своем произведении.

Что касается настроения произведения, то оно приподнятое, веселое и жизнерадостное. С подобным настроением можно сравнить первую влюбленность и очарование.

Когда Афанасий Афанасьевич решил прийти с приветом?

Стихотворение стало для русского лирика поэтическим манифестом, монолог окрылённого юноши к любимой. Это произведение искусства появилось в 1843 году, тогда Афанасию было 23 года. В своём творчестве он передал всю нежность и романтизм того возраста. В этот период жизнь юнца ещё полна бесстрашия человеческого осуждения, смелости любовных поступков.
Произведение сыграло важную роль в творчестве Фета. Поэт создал шедевр как гимн о вечной любви, которая никогда не угасает и всегда с героем. Впервые читатель ознакомился с ним в журнале, который назывался «Отечественные записки». Публикацию расположили на первой странице в качестве заглавия, и это о многом говорит. Журналы на такое место располагают только те материалы, которые они оценили по достоинству, считают достойным для публикации на самом видном месте. Эта публикация в очередной раз подчеркнула значимость вклада Фета в русскую литературу.

Фет — человек с двумя жизненными историями


Фет – это консерватор по жизни, который определял счастье как материальное богатство. Он является лириком, который воспел чистую любовь к природе. Мир поэзии для Фета был абстракцией от внешнего мира, проблем, социальных противоречий.
Несмотря на то, что симпатизировать как человек он мало кому мог, зато как поэт сумел покорить ни одну человеческую душу своим творением. В то же время неоднократно его творчество поддавалось критике, ведь не всем нравится читать о светлом и прекрасном чувстве.

Некоторые хотели в стихотворениях лицезреть социальные, актуальные злободневные темы, именно этого поэт избегал. В своём мире поэзии он чувствовал уют, чего был лишён в реальной жизни. В стихотворениях Афанасия Фета живёт он сам, и шедевр «Я пришёл к тебе с приветом » тому подтверждение.

Настроение произведения

Строфы ритмичны и легки для восприятия. Они словно обращены ко всем людям и в то же время к каждому отдельному человеку. В литературоведении существует мнение о том, что стихотворение посвящено возлюбленной Фета, однако не удалось понять, кто она. Основное настроение можно передать с помощью нескольких составляющих:

  1. Открытие чувств. Строки пронизаны душевным теплом, передают яркие позитивные эмоции. Автор свободно рассказывает о своих чувствах, щедро делится с читателем собственными открытиями.
  2. Эмоциональное преображение. Подмечая изменения в природе, замечает перемены во внутреннем состоянии. Как всё вокруг наполняется жизнью с приходом весны, так и человек со страстью жаждет новых свершений, предпринимает попытки задержать возле себя радость, открывается навстречу любви.
  3. Целостность восприятия. Поэт невероятно пронзительно рисует картину единства явлений природы с благостными порывами души. Новые мысли, появившиеся в результате наблюдения за солнечным светом, проснувшимися в лесу ветками и порхающими птицами, переходят в намерение записать их словами на бумаге.

Тема стихотворения — восторженный монолог лирического героя, обращенный к своей избраннице. Эти строки сами звучат, словно прекрасная песня, распахивают двери души, освобождают от всяческой сердечной смуты.

Молодого человека переполняет великая жажда жизни. Опьяненный светлым чувством, он находит его проявления везде, к чему бы ни прикоснулся взглядом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]