История создания стихотворения
«О дряни» было написано во времена Гражданской войны, в начале НЭПа в 1920-1921 годы. Здесь напрашивается вопрос кому посвящено данное стихотворение? Поэт начинает свое произведение со строк о героях войны, и буквально сразу же переходит к описанию жизни мирных граждан, кроме того затрагивает так называемых «мещан», сразу же отмечая, что он вовсе и не возражает в сторону их «мещанского сословия». Стоит заметить, что мещанами автор называет не общественную группу людей, как принято, что мещане — это население города, а засидевшихся в рутине. Очень поражает, насколько преждевременно автор смог предугадать предстоящие явления и назвать врага революции в лицо. Он точно уловил течение дел в социуме, которые спустя множество лет повлекли за собой распад Советского Союза.
Тема
Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.
Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов. В то время как всякая «дрянь» пряталась по теплым углам, пережидая тяжелые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина» почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.
Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем произведении.
В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю». Все общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.
В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдется и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.
Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдает себе отчет, насколько опасно оно для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несет огромную угрозу всей идее коммунизма.
Направления и элементы стиха
Одним из ключевых элементов стиха «О дряни» является «канареица», которая появляется в завершении произведения. Здесь очевидно, что поэт имеет в виду старинные часы, которые отбивали в ровное время, и в этот момент из них выпрыгивала птичка со специфическим звуком. Маловероятно, что это могла быть настоящая канарейка, ведь тогда персонаж вышел бы из числа обывателей, а в том случае, если эта птичка из часов, тогда вес нормально, ведь в то время такие механизмы были у каждого второго в доме. Кроме того, «канареица» в произведении является определенным символом мещанства, и всей «дряни», которые подчинили революцию. Более того, упомянутая фраза поэта «та или иная мразь» является собирательным образом «птички». Становится понятно, что в своем произведении поэт воплощает образ Карла Маркса и идеалы революции, так как портрет философа тоже имеет наиважнейшее значение, соответственно, он является противоположностью «птички». Многие обыватели соглашаются с образом «птички», так же как и сам автор произведения, становится ясно, что Владимир Маяковский определенно тяготеет к эталонам революции, как и к самой философии великого мыслителя. Интересно где находится лирический герой? Как ни странно, он здесь абсолютно точно соединяется с образом самого Владимира Маяковского. Это именно тот момент, когда образ поэта и портрет лирического героя стихотворения совпадают полностью. Данный стих Владимир Владимирович Маяковский написал именно от себя.
Краткое содержание
Лирический герой славит известных людей, которые доблестью и смелостью доказали свою важность. Но не о них хочется говорить. Герой подчеркивает, что самое время сказать о дряни. Прошла революция, вроде все успокоилось и появилась РСФСР. Но вместе с этим показались мещане. Герой оговаривается, что не имеет ничего против подобного сословия, его скорее беспокоит другое.
Во время Гражданской войны многие люди жертвовали жизнью ради отстаивания своих идеалов. Но были и те, кто предпочел отсиживаться по теплым углам. Именно против них выступает герой. Стоило всему успокоиться, как эти люди быстро сменили одежку и стали признаваться в любви к новой власти.
Прошло пять лет, они также крепко сидят в разных учреждениях и выглядят хорошо. Таких личностей волнует только устройство собственного мира.
Вечером подобный служащий придет домой к жене товарищу Наде. Вместе они обсуждают прибавку к зарплате. Супруг мечтает о покупке галифе, а жена мечтает о платье с эмблемой серпа и молота.
Квартира таких мещан вполне обычная. На стене висит портрет Маркса, спит котенок, а в клетке поет канарейка. Но эту картину прерывает оживший экономист. Он кричит и требует прекратить обывательский быт. Маркс велит свернуть канарейке шею.
Проблемы и настроение произведения
Если более подробно разобрать данное стихотворение, то можно определить, что в его основе лежит проблематика внутреннего врага коммунизма. При этом под врагом подразумевается образ не классовый, и не идеологический, а внутренние качества человека. Например, мелочность, малодушие и неимение реальных дел, а лишь подражание, здесь поэт приводит множество нелестных сравнений. Большинство произведений Владимира Маяковского подвержено эмоционально-революционному, пропагандистскому, и достаточно образному настроению. Если говорить о проблемах, заложенных в данном произведении, то можно выделить угрозу деятельности всей революции в виде отсутствия качественных кадров в системе управления государства, иначе говоря, власть бюрократии, и ее безнравственность.
Композиция
Для стихотворения «О дряни» характерно весьма своеобразное композиционное построение: оно состоит из 8 строф разной длины – от одностишия (1-я строфа) до многостишия (28 строк – 7-я строфа). Произведение начинается с хвалебного возгласа поэта, которое в следующий миг сменяется горькой сатирой. Это своеобразный зачин стихотворения.
В следующих 6 строфах Маяковский делится своими соображениями касательно причины «живучести» мещанства в стране Советов. Он ярко и красочно описывает образ типичной мещанской супружеской пары.
В последней строфе – кульминация произведения, гневная речь изображённого на картине Карла Маркса, не выдержавшего махровой обывательщины.
Стихотворение написано, как и многие произведения Маяковского, акцентным стихом (размер тонического стихосложения, при котором количество безударных между ударными может превышать 4 слога).
Основная мысль произведения
Владимир Владимирович, как и большинство разных авторов, той эпохи, принимал революцию вдохновенно, и даже в какой-то степени идеализировал ее. Однако, как известно, что любой идеализации не характерна людская заурядность и безликость. Маяковский никак не воспринимает, и даже презирает человеческую слабость, передавая это в своем стихотворении через как бы оживший образ Карла Маркса. Посредством этого очевиден факт того, что поэт пытается сделать призыв к спасению революции от так называемой «обывательщины». Основной мыслью произведения определенно является то, что для обывателей идеалы революции в полной мере ничего не значат, и они могут в любой момент предать, как оставили свой старый режим. Автор отмечает, что они это сделают, как только «ветер переменится», что и действительно произошло в конце двадцатого столетия с Советским Союзом. До крайности удивляет, что Владимир Маяковский смог еще в самом начале зарождения Советского Союза разглядеть одну из основных причин его будущего распада. Кроме того, суть произведения «О дряни» можно прочесть в последних шести строках стиха. Там ярко выражено восклицающее предупреждение автора. И ведь действительно, его беспокойства нашли свое подтверждение спустя десятки лет, как нам теперь известно, из курса новейшей истории.
Сатирические мотивы
В послереволюционные годы сатира Маяковского усиливается, становится острее и злободневнее. На раннем этапе творчества поэт противопоставлял себя бесчувственной толпе, которой не понять возвышенных идеалов писателя. После революции весь сарказм Маяковского обрушился на врагов коммунизма. Особенно же поэт высмеивал мещанство во всех его проявлениях. Хорошо устроившиеся и процветающие в новой советской жизни мещане виделись Маяковскому поражением сторонников революции. Но чтобы лучше понять и проникнуться этими идеями, необходим творческий анализ Маяковского. «О дряни» — стихотворение, которое наилучшим образом подходит для этой цели.
Начинается произведение с резкого противопоставления. Первые строки, звучащие как: «Слава, Слава, Слава героям!», продолжаются абсолютно контрастными: «Теперь поговорим о дряни». Но кто же эта «дрянь»? Ей оказывается «мещанское сословие», которое не просто выжило во время революции, но и отлично приспособилось к новой жизни, обзаведясь «уютными кабинетами и спаленками». Экспрессией и нотами возмущения отличается любой анализ Маяковского. «О дряни» не стало исключением и вобрало в себя все негодование и протест поэта.
Мещане в понимании Маяковского не просто гадки и противны из-за своего образа жизни, от которого можно только намозолить «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники». Нет, они еще и опасные приспособленцы и бюрократы. Беспощадна и неумолима в этом стихотворении сатира Маяковского.
Метафоры произведения
Разумеется, стихотворение Маяковского во всех отношениях наполнено его своеобразными литературными приемами, и различными эпитетами. Произведение сполна наполнено метафорами, стоит отметить некоторые из его троп. Например, одна из мощнейших строчек стиха «утихомирились бури революционных лон», понятно, что это метафора, и под бурей подразумевается революция. Также, можно о, здесь автор подразумевает под словом мешанина деятельность, которая происходит на самом деле внутри зарождающегося советского государства. В данной строчке метафора используется несколько раз, «подернулась тиной»- уподобление болоту. Впрочем, у автора так построены многие произведения, что в одной строке может быть использовано до трех разных метафор. Стоит заметить, что поэт довольно часто в своем стихотворении использует просторечные фразы, например «от самовара разморясь». Кроме того, в произведении можно встретить сложный эпитет «оголтелая», при котором в голове появляется образ орущей птицы. И хотелось бы отметить неологизм «канареица», который основан по принципу оригинального окончания. Это придает специфичность, и даже странность общему образу, в отличии, чем просто «канарейка». Еще одна впечатляющая строчка из стихотворения «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!» здесь пересекаются два словосочетания «канарейки» и «обывательский быт», они как бы одухотворяются, и несут реальную опасность коммунизму. Такими небывалыми литературными приемами автор добавляет в свои произведения неповторимый стилистический окрас. Стихотворение Владимира Маяковского «О дряни» полностью пропитано средствами выразительности, и оно обладает невероятной поэтической силой.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Разбор произведения по плану
Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского по плану может включать в себя такие пункты:
- Название произведения.
- Когда было написано стихотворение, что послужило его написанию. В данном случае – недовольство поэта мещанами.
- Художественные средства, используемые поэтом (неологизмы, контраст, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Образ героя. В данном случае это мещанин с его низкими интересами.
- Мнение школьника о произведении.
Средства выразительности
Данное стихотворение пестрит средствами фирменной поэтики Владимира Владимировича. Здесь есть и эпитеты, присутствуют метафоры. Во всем произведении присутствует достаточно большое количество различных троп.
Но больше всего в тексте присутствуют метафоры, с помощью которых автор наилучшим образом рисует окружающую картину.
Встречается так же и просторечная лексика.
Благодаря емким эпитетам автор добавляет красок тексту, делая его «живым».
Можно сделать вывод, что Владимир Маяковский не скупился на средства художественной выразительности, используя их сполна.
Темы, проблемы
Основной темой произведения является обличие мещанства, которое сумело адаптироваться и приспособиться ко всем нововведениям в государстве. Маяковский с иронией относится к тем людям, которые олицетворяют хамство, пошлость и двуличие.
Отношение автора вполне объяснимо. Ведь во время Гражданской войны свои жизни отдали великие люди. Они не пожалели свои жизни, отдав их ради великой цели. В это время «всякая дрянь» отсиживалась в теплом месте, ожидая, когда другие отдадут свои жизни. Благодаря тому, что большевики одержали победу, мирная жизнь вернулась на улицы государства. Вот тогда «дрянь» и почувствовала полную безопасность, а впоследствии даже приспособиться и жить припеваючи.
Автор подвергает критике мелочность, любовь комфорта, а так же умение приспосабливаться к любым условиям.
При этом все настроение стихотворение носит эмоционально-революционный характер. В нем слышны мотивы агитации и экспрессивности.