«Бородино»: что нужно знать, чтобы понять стихотворение

В основе стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, написанного в 1837 году, лежат реальные события, имевшие место в период Отечественной войны 1812 года. Битва на батарее Раевского, которая в дальнейшем стала главным зерном романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, для всего русского народа стала показателем великого подвига, центром столкновения света и тьмы. Именно в этом стихотворении автор представляет народ в качестве главного вершителя истории и с грустью вспоминает о былых героических событиях.

Особый 1837-й

1837 год – особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Пушкина и стал известен. В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги. Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

Бородинское сражение

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц Рубо по заказу Николая II написал панораму «Бородинское сражение».

Парадокс “Бородино”

Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.

Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана. Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.

Несмотря на то, что в результате сражения русские потеряли около 30 процентов своей армии, основное настроение лермонтовского стихотворения – восторженное, поэт гордится героями 1812-года и прославляет русское оружие. Это отражает чувства русского народа, в сознании которого Бородинское сражение стало одной из самых ярких и прославленных страниц русской истории.

Краткое содержание

В народной оде, начинающейся с речи молодого человека и заканчивающейся памятью о его дяде, рассказывается о битве вблизи Бородино, в котором участвовал родственник юноши.

Тот эмоционально говорит о событиях тех лет, выражая похвалу своему поколению и слова возмущения современному обществу. Он вспоминает детали битвы, то, что командир сказал войску отступить, и это привело к бешенству старых вояк. Затем пришло время сражаться в конечном бою.

Началось сражение с перестрелки, продолжавшейся несколько дней безрезультатно, а закончилось бездействием русских войск. Дядя говорит, что французы радовались отступлению и поражению русского войска, но на утро полковник вселил уверенность в русских солдат, и те победили в Бородинской битве.

Второе Бородино

«Бородино» – не первое стихотворение, написанное Лермонтовым на тему Отечественной войны 1812 года. К событиям Бородинского сражения поэт впервые обратился в 1830-м году в стихотворении «Поле Бородина». Спустя семь лет поэт вернулся к бородинской теме, значительно переработав текст. Но именно из него были взяты одни из центральных строк текста «Бородино»: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!..» / И клятву верности сдержали / Мы в бородинский бой».

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

Упрек и похвала

В стихотворении можно выделить две ключевые темы:

Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. «Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.

Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества. Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».

Темы

На всем протяжении повествования от участника тех лет можно проследить темы:

  • героического наследия, патриотического настроя, который свойственен русским людям,
  • героизма, вопросов прошлого с настоящим, сопоставление этих двух явлений,
  • сожаления о будущем обществе, о том, что люди не богатыри,
  • народа в историческом прошлом и будущем страны, его роли в переломные исторические моменты,
  • героического руководства армией командиров. К примеру, был описан полковник, который вместе с солдатами ринулся в бой защищать Отчизну. Тем самым, он воодушевил солдат.

Главными темами произведения является критика героев своего времени и патриотизм простого русского человека. Эти две темы прослеживаются как на поверхности, так и между строк.

Критика героев своего времени

Известный критик Белинский отмечал, что упрек обновленному поколению, не способному сделать что-то полезное для общества, является главной темой стихотворения. Поэт одно время критикует современных ему личностей и сравнивает жалкие достижения его поколения с достижениями предшествующего поколения, но и в то же время выражает надежду, что урок истории будет получен.

Патриотизм простого русского человека

Другая важная тема, поставленная в произведении, тема поколения и патриотизма. Лермонтов, несмотря на упреки, воспевает патриотизм русского человека, его силу духа, мужество и смелость.

Он говорит, что солдаты молчаливо озлоблены на действия управляющего войском и вынуждены повиноваться приказу, но готовы идти в бой и сражаться за лучшее будущее. Но когда командир призывает людей защитить столицу, они тут же идут на смерть, лишь бы спасти Родину и не отдать ее врагу.

Поэтому Михаил Юрьевич выражает надежду, что пока такие отчаянные люди есть, страна не погибнет.

«Бородино» – это диалог

Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям. В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором». Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».

Главная идея

По тематике и сюжету лермонтовского произведения «Бородино», его композиционным и художественным особенностям, образу представленного героя-ветерана, можно выявить главную мысль и идею стихотворения.

Своим произведением автор говорит, что заслугой победы в той войне является мужество, смелость и бесконечная сила простых людей, которые объединились во имя уничтожения врага. Говорит, что это не дело политиков с полководцами, а заслуга обычных крестьян и работяг.

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до
______
!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у
_______
, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто
______
чистил весь избитый, Кто
______
точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен
_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Рассказ о начальном этапе творчества Лермонтова

Интерес поэта к истории России. Мотивы создания и историческая основа стихотворения «Бородино»

Михаил Лермонтов родился в дворянской семье 15 октября 1814 г. Он рано потерял мать, умершую в 22 года от чахотки, отец с ним почти не общался по настоянию бабушки, которая вырастила внука в своем имении Тарханы. Мальчик получил домашнее образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, музыке и живописи. Литературным творчеством Лермонтов увлекался с самых юных лет.В 14 лет был отдан в Московский благородный пансион при университете, в котором после окончания пансиона проучился два года. В 18 лет решил стать офицером и поступил в военное учебное заведение в Петербурге. В 1834 г. был определен в гусарский полк, расквартированный в Царском селе.

Лермонтов с детства интересовался прошлым России. Одним из самых известных произведений на тему русской истории стало стихотворение «Бородино», написанное в канун 25-летия Бородинской битвы. Это крупнейшее ожесточенное сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 7 сентября 1812 г., длилось более 12 часов, от восхода да заката. Сначала армии Наполеона в ходе боевых действий удалось захватить позиции русской армии, но русские отбили атаки и вынудили вернуться противника на исходные позиции. Главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов намеревался возобновить сражение и атаковать противника утром, но после донесения о масштабах потерь, отдал приказ к отступлению.

Бородинская битва считается одним из самых кровопролитных однодневных сражений. Обе стороны погибшими и ранеными потеряли примерно треть своего воинского состава: русская армия около 45-50 тыс. человек, французская – около 35 тыс. Большие потери были и среди армейского руководства: погибли 4 русских генерала и 23 были ранены, в наполеоновской армии были убиты 12 генералов, получили ранения 38 генералов и один маршал. Генеральное сражение развеяло миф о непобедимости «великой» наполеоновской армии.Но ни французы, ни русские не признали своего поражения на Бородинском поле. Наполеону не удалось разгромить русскую армию, Кутузов, спасая армию, не смог защитить Москву. Тем не менее в русской армии поднялся боевой дух, ей удалось восстановить ресурсы для изгнания неприятеля, а«великая» армия утратила уверенность в собственной непобедимости, упала духом. Захваченная Москва стала ловушкой для захватчиков, из которой спустя месяц началось бегство французов и их союзников из России.

Лермонтов, родившийся спустя два года после этих событий, с детства был осведомлен о русско-французской войне по рассказам младшего брата своей бабушки,двоюродного деда – Афанасия Алексеевича Столыпина, отставного артиллерийского офицера, участника Бородинского сражения.История крупнейшей битвы стала частью семейной истории поэта. Воспоминания родственника сыграли значимую роль в создании стихотворений о войне 1812 г.: «Два великана», «Поле Бородина». Идея стихотворения «Бородино» зародилась у Михаила еще в 1832 г., когда он был студентом Московского университета. Воплощена эта идея была в 1837 г., когда двадцатитрехлетний Лермонтов был уже офицером. Вскоре ему предстояло отправиться в ссылку на Кавказ, где довелось самому участвовать в сражениях и проявить себя храбрым и бесстрашным человеком. Стихотворение «Бородино» стало печатным дебютом поэта. Опубликовано оно было в журнале «Современник» в 1837 г. и сразу нашло признание у читателей.

Полезно знать!

Кто такие драгуны?

Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.

Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название “лёгкие драгуны” являлось синонимом гусар.В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор.

Уланы

Самоделкин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]