Сочинение Вечное искусство
«Искусство – это зеркало, где каждый видит себя».
— Гёте.
Почему искусство называют вечным? Некоторые произведения были созданы несколько тысяч лет назад, но люди до сих пор ценят их. Например, эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанные примерно в восьмом веке до нашей эры, сейчас изучают школах. Похожая ситуация и с поэмой Данте «Божественная комедия», и с трагедией Шекспира «Гамлет», и с романом Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», и многими другими шедеврами человечества. Это вечное искусство, которое дошло до нас и непременно достанется нашим потомкам. Творец настоящего искусства вкладывает в произведение всю свою душу, творя на века, а ремесленник лишь работает за деньги.
Разве написанное на заказ «бездушное» стихотворение займет важное место в сердцах людей? Пускай у него будут хорошие рифмы и идеальный ритм, но оно все равно не выдержит проверку веками и народным признанием.
В произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный точно так же пишет на заказ антирелигиозные стихи. Мастер же отдал своему единственному творению всего себя без остатка. Именно это привлекло Маргариту как ценителя этого искусства. Она считала, что в романе о Понтии Пилате, непризнанном и обсмеянным, заключена ее жизнь. Иван сам признает, что его стихи ужасны и что для написания чего-то хорошего нужно вложить душу. Чего он не может из-за незаинтересованности в темах заказов. Однако он не перестает «творить» ради денег. Мастер тоже хотел бы устроить свою жизнь, но искусство для него все равно остается на первом месте.
Похожее противостояние искусства и ремесла, вечного и бездушного происходит в произведении Пушкина «Моцарт и Сальери». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Сальери никак не может превзойти Моцарта ведь он — самый настоящий ремесленник и не способен сочинить что-то новое. Оноре де Бальзак сказал: «главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее». В конце концов, Сальери убивает соперника, но смерть Моцарта не решила проблему. Он так и остается ремесленником, качественно выполняющим заказы, а Моцарта почитают до сих пор. Его музыка заслуженно стала шедевром мировой классики. Все потому, что он умел вкладывать душу в творчество.
Человек склонен полюбить то, что может поразить и вызвать настоящие эмоции. В такие произведения автор вкладывает частичку себя – и это приносит ту самую вечность. Мастер и Моцарт отдавались искусству целиком, поэтому их творения признаны (пускай Мастера и обсмеяли, Маргарита стала видеть смысл жизни в его романе). Для истинного творца нет ничего важнее, чем его детище.
Почему же искусство вечно? Потому что оно хранит в себе частичку души, вложенную автором, вместе со всем тем, чем он мог поделиться, чему мог научить. В веках сохраняется только истинное искусство. Проблемы и сюжеты, поднимаемые в их произведениях, способны заинтересовать человека любого столетия. Это и означает вечное искусство. Искусство, сотворенное вне времени неравнодушным сердцем. Роман или картина, созданные без самоотдачи автора, мгновенно теряются в первые же десятилетия.
Полезный материал по теме:
- Временное и вечное в нашей жизни
- Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник, Любить искусство — всякий человек» ( Ж. Грюн) . Аргументы на тему «Музыка и искусство»
- Почему люди путают искусство и ремесло? Как отличить настоящее искусство от ремесла?
- «Искусство»
- НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО
Цели искусства
Итак, зачем человеку искусство? Какие цели, осознаваемые и неосознаваемые, преследуют люди, занимающиеся искусством? Попытки найти и обозначить цели, которые преследуют люди, занимаясь искусством, прослеживаются со времен Античности. Древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Поэтика» выделял так называемые «немотивированные цели искусства» [Аристотель, 1998]. Под этим определением Аристотель понимал природный инстинкт и стремление человека к гармонии, равновесию и ритму. Проще говоря, стремление к красоте, которое существует независимо от степени полезности красоты.
Далее, искусство позволяет подключить воображение и воспринимать этот мир без посредничества вербальных форм: видеть картину, слышать музыку, чувствовать вдохновение. На эту составляющую искусства указывал немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «Критика способности суждения» [И. Кант, 1994]. Стремление к воображению свойственно любому человеку, что можно легко заметить, наблюдая за детьми. Они играют, фантазируют, наделяют предметы несуществующими свойствами, сами изображают животных, машины, самолеты…
Где-то рядом с воображением находится человеческое стремление к загадочности и таинственности. Тут опять можно вспомнить детей и их любовь к сказкам. И даже если взрослые не уделяют достаточного внимания чтению сказок детям, последние очень быстро начинают придумывать сказочные сюжеты самостоятельно. Интересно, что на такой составляющей целей искусства как стремление к загадочности, акцентировал внимание известный ученый Альберт Эйнштейн, автор теории относительности. В частности, он писал об этом в своей работе The World as I See It («Мир, каким я его вижу») [А. Эйнштейн, 2015].
Непосредственно связана с воображением и символическая функция искусства. С момента, когда человеческое воображение начало рисовать некую потустороннюю картину мира с мифическими существами, возникла необходимость как-то визуализировать подобные фантазии и донести их до окружающих.
К слову, возможность обратиться к неограниченному кругу лиц, с которыми человек незнаком лично, но хотел бы поделиться своими эмоциями или видением чего-либо – это тоже одна из целей, которую преследуют люди, занимаясь искусством. Таким образом, искусство может стать средством коммуникации, рекламы и пропаганды, средством психотерапии и способом выражения протеста, вариантом оформления собственных воззрений и просто развлечением.
Все вышесказанное вовсе не означает, что цели искусства всегда и всем были понятны. Или хотя бы становились понятными по мере оформления в четкие формулировки с указанием причинно-следственных связей. Тема целей искусства постоянно становилась источником дискуссий, а рассуждения на тему «зачем нужно искусство» не всегда приводили к какому-то внятному ответу на поставленный вопрос.
В качестве примера можно привести известный труд писателя Льва Толстого «Что такое искусство», написанный в далеком 1897 году [Л. Толстой, 1897]. Значительная часть работы посвящена сомнениям в пользе искусства как таковой и адекватности трудовых и финансовых затрат на создание произведений искусства.
Поводом к подобного рода рассуждениям послужила вполне себе рядовая для творческой среды ситуация, когда Льву Толстому довелось присутствовать на репетиции масштабного представления, где было задействовано около сотни музыкантов и примерно столько же актеров, не считая технического персонала и художественных руководителей. Людям, когда-то принимавшим участие хотя бы в художественной самодеятельности, не нужно объяснять, что скоординировать такое количество людей непросто, и сбоев может быть очень много, а за ними последует множество выяснений отношений, взаимного недовольства и бесчисленного повторения отрабатываемого действия.
Лев Толстой задался сакраментальным вопросом: зачем?!.. Или, как написал сам Толстой, «что же здесь делается и для чего и для кого?» [Л. Толстой, 1897]. Чтобы пояснить свою мысль, Толстой приводит пример, как ему довелось наблюдать за погрузо-разгрузочными работами и выражением чьего-то недовольства по поводу нескоординированности действий, из-за чего упал выгружаемый тяжелый предмет. В ситуации погрузки-выгрузки для Толстого причина недовольства понятна, потому что нескоординированность действий и падение выгружаемого предмета могут привести к поломке. А вот что такого ужасного случится, если актеры выйдут не достаточно синхронно, или музыканты сыграют чуть быстрее, чем требуется, писатель Лев Толстой не понимает.
Следующий десяток страниц посвящен анализу того, что сказали об искусстве в разное время различные ученые, философы и представители прочих творческих профессий. Лев Толстой приходит к выводу, что, даже если согласиться, что цель искусства – это стремление к прекрасному, то однозначного определения, что же такое красота, все равно нет [Л. Толстой, 1897].
Более того, Лев Толстой считает, что нельзя ограничивать понимание искусства стремлением к прекрасному, и дает свое определение искусства: как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство [Л. Толстой, 1897]. Чувства могут быть самыми разными, и не всегда они красивы и прекрасны. Эмоции тоже могут быть разными, и не всегда положительными. Тут вполне можно согласиться с подобным пониманием искусства.
Каковы же основные «претензии» Толстого к искусству? Если кратко, писатель считает, что искусство отдаляет людей от природы, так называемых естественных условий жизни. И даже не само искусство, а те формы, которые оно обрело в современном Льву Толстому обществе. Толстой считает, что в современном ему мире произошло замещение «идеала нравственности идеалом красоты», а искусство в существующем виде развращает людей [Л. Толстой, 1897]. Еще раз обратим ваше внимание, что эссе было написано Львом Толстым в 1897 году, и что бы он написал, увидев образцы искусства 21 столетия, остается лишь догадываться…
В то же время Толстой считает, что, цитируем: «искусство есть один из двух органов прогресса человечества. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего». Проблема, в его понимании, заключается лишь в том, что формы искусства обрели извращенный вид.
К извращениям он относит, в частности, огромные трудозатраты на создание произведений искусства – печатанье «мнимохудожественных» книг, подготовку низкосортных театральных постановок. К этой мысли Толстой возвращается несколько раз на протяжении всего своего эссе «Что такое искусство». Правда, кому доверить и как определять художественную ценность произведения искусства, у Толстого внятного ответа мы не найдем.
И самое главное, любые претензии к искусству или к формам, в которых оно существует, лишь подтверждает ранее приведенные тезисы: люди не могут обойтись без искусства, а искусство не может существовать вне какой-либо формы или вида. А значит, людям остается лишь совершенствовать формы искусства и изобретать новые, которые, возможно, когда-нибудь станут лучше, чем то, что мы видели до сих пор.
И еще один вывод, который напрашивается после знакомства со всем массивом размышлений великих людей об искусстве: искусство невозможно свести исключительно к полезности. Изначально прав был Аристотель в своем труде «Поэтика», когда выделял так называемые «немотивированные цели искусства» и объяснял, что стремление к красоте у человека существует, независимо от степени полезности красоты [Аристотель, 1998].
Данный постулат актуален и в наступившем третьем тысячелетии. В качестве подтверждения приведем лекцию британского музыканта и композитора Брайана Ино «Что такое искусство», прочитанную им в рамках ежегодного цикла лекций имени Джона Пила в 2015 году [Б. Ино, 2015].
Для справки: Джон Пил – британский радиоведущий, записавший радиоконцерты многих когда-то неизвестных музыкантов и музыкальных групп 60-х, 70-х, 80-х годов, что способствовало взлету их популярности. Ныне Джон Пил является признанным экспертом в мире современной музыки, умеющим «балансировать между вещами, о которых известно, что они нравятся публике, и вещами, о которых можно думать, что они могут понравиться людям».
Так вот, при подготовке лекции Брайан Ино задумался, откуда взялось понятие «творческая индустрия». А появилось оно по причине стремления многих творческих проектов получить государственное финансирование. Государственное финансирование проще получить, если есть возможность показать полезность проекта в цифрах, в том числе оперируя экономическими терминами, такими как «индустрия».
В понимании Брайана Ино, такой подход – это «начало конца для искусства, потому что это позволяет думать, будто то, что нельзя выразить в цифрах, является бесполезным» [Б. Ино, 2015]. Однако сводить искусство к сиюминутным текущим цифрам, по сути, неверно, потому что искусство и творчество развивают человеческое воображение, без которого человек не смог бы совершать научные открытия, представлять будущие технические и дизайнерские проекты. Да даже просто понимать других людей, потому что для этого нужно уметь вообразить себя, что называется, «в их шкуре».
Последнее, кстати, очень важно и актуально. Человек – существо социальное, и эмоции для полноценной жизни ему нужны ничуть не меньше, чем наука, знания и достижения научно-технического прогресса. Так вот искусство в самом широком смысле слова – музыка, театр, книги, телесериалы и т.д.– дает возможность переживать самые разные эмоции в безопасных обстоятельствах.
Это общее свойство всего искусства, независимо от его «национальности». Применительно к нашей субкультуре можно сказать, что нам необязательно бросаться под поезд, как Анна Каренина, или топить беззащитную собачку, как Герасим. Мы можем пережить эмоции, которые переживали герои, просто почитав художественные произведения.
Но для этого в нашей субкультуре должны быть художественные произведения такого уровня, которые вызывают мощные эмоции. А это было бы невозможно, если бы искусство и культура развивались исключительно из соображений полезности, выраженной в доходе, прибыли или количестве созданных рабочих мест. Искусство нам нужно независимо от всего этого перечня «полезностей».
Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что же все-таки такое искусство? Да, мы попытались ответить на него в нашем курсе «История искусства», но при этом мы можем согласиться с определением, предложенным Брайаном Ино. Он считает, что искусство – это то, чего человек не должен делать, но все равно делает.
Человек должен кушать, чтобы получать питательные вещества, но для получения питательных веществ не нужны изысканные блюда и сервировка стола. Человек должен одеваться, чтобы не замерзнуть, но от холода защищает любая одежда, и не обязательно она должна быть модной и красивой. И топор первобытного человека – это всегда топор, независимо от того, потрудился ли человек нанести на ручку топора какой-то узор.
И как определить, сколько и каких эмоций нужно каждому из нас для полноценной жизни? И в каком формате нам нужны эти эмоции? В виде концерта классической музыки или рок-концерта, в виде картин импрессионистов или фотоотчета о путешествии в Гималаи, в виде экранизации романа «Война и мир» или очередного телесериала?
Для каждого ответ будет свой, и именно поэтому обществу нужно искусство, даже если на каком-то этапе развития оно не вполне четко осознает, что следует понимать под искусством.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
- 7 свободных искусств: от Античности до наших дней
- Теория Холланда о шести типах личности
- Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез
- Нормы и правила морали
- Модерн и постмодерн в культуре XX века
- Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?
- Синдром Стендаля
- Способы научиться ценить искусство
- Концептуализм: от Средневековья до наших дней
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание