Сочинение-рассуждение на тему: «Всегда ли нужно говорить правду?»


Выбор точки зрения

Сначала надо взвесить все аргументы за и против. В размышлениях помогут лично пережитые события, ситуации, случившиеся с другими людьми, а также сюжеты известных произведений.

Аргументы за правду

Родители рано начинают учить детей тому, как плохо врать. И доводов, подтверждающих эти слова, может быть достаточно много, например:

  • человек, за которым сохранилась репутация, что он никогда не лжёт, даже если правда даётся дорогой ценой, пользуется доверием и уважением окружающих;
  • начав врать, сложно остановиться, приходится придумывать подробности, чтобы подкрепить свои слова и конец лжи положить всё сложнее;
  • окружающие заслуживают знать истинное положение вещей, а не пребывать в заблуждении;
  • лживость свойственна людям, которые имеют много страхов;
  • умение говорить правду помогает человеку стать смелее;
  • говорить истину, значит быть свободным;
  • всегда есть опасность, что человека уличат во лжи;
  • честность всегда ценилась как хорошее качество.

Можно взять аргументы и из известных произведений. Среди них «Детство» Л. Н. Толстого, в котором главный герой очень страдает от раскаяния за свой обман и не может от этого спать. Или детский рассказ В. Драгунского, который красноречиво называется «Тайное становится явным» и повествует о мальчике, солгавшим матери, из-за чего пострадали они оба, да ещё и ни в чём не повинный прохожий.

Другой неочевидный пример — страдания Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Его страшно мучила совесть и жить с тем, что совершил, он спокойно не смог. Облегчение ему принесла только правда, хоть она и повлекла за собой суровое наказание.

Казалось бы, доводов о том, почему нужно говорить правду, получилось так много, что ситуацию можно интерпретировать вполне однозначно. Однако это не совсем так. Конечно, злонамеренная ложь — это всегда плохо, но ведь иногда она бывает произнесена из добрых побуждений.

Доводы за ложь во благо

Нужно не забыть и об аргументах, которые подтверждают, что иногда лучше произнести ложь во благо или умолчать какой-то факт. Примеры таких ситуаций могут быть следующими:

  • человеку доверили чужой секрет;
  • врачи и близкие не говорят пациенту, что он смертельно болен, так как он не готов это принять;
  • человек готовит приятный сюрприз близкому и вынужден в течение какого-то времени скрывать его;
  • родители поддерживают в детях веру в чудо, например, говорят о существовании Деда Мороза;
  • взрослые не говорят своим пожилым родителям о небольших проблемах, чтобы не расстраивать их.

Примеры лжи во благо тоже представлены в литературе. Особенно живо эту проблему изобразил М. Шолохов в «Судьбе человека». Главный герой рассказа, Андрей Соколов, вернулся с фронта и встретил мальчика Ваню, который из-за войны остался сиротой, но ещё не знал об этом. Мужчина не смог открыть ребёнку правду и представился его отцом. И кто может осудить его за эту ложь? Ведь он фактически спас мальчика.

Вот и получается, что выбор той или иной точки зрения сильно зависит от обстоятельств. Но иногда человек хочет помочь ближнему, утаивая истину, но на деле это всё равно приносит вред. Яркий пример тому — пьеса М. Горького «На дне». Два персонажа в ней противопоставлены друг другу, а местом действия является грязная ночлежка. Странник Лука ободряет людей в условиях безнадёжности, его ложь обладает утешительной силой, и они начинают верить в то, что не всё потеряно. Второй герой, Сатин, напротив, не одобряет вранья и считает, что только правда может реально помочь человеку.

Финал у произведения печален. В один день праведный старец уходит, а ободрённые было люди ещё глубже тонут в своих страданиях. Ни Лука, ни Сатин им не помогли, так что, возможно, правильный выбор где-то посередине.

9.3. Почему всегда нужно говорить правду? (по тексту М.М. Зощенко)

Нравственный выбор – это жизненная ситуация, в которой оказывается человек, когда перед ним стоят несколько путей, среди которых он должен выбрать один. Выбор является нравственным, когда из возможных путей один – путь нравственности, а другой – путь безнравственности. Как правило, путь безнравственности самому человеку приносит выгоду, однако всем остальным людям он приносит негативные последствия. Человеку приходится выбирать: поступить неправильно, но достичь собственных целей или поступить правильно, не получив при этом желаемого. Когда человек обманывает кого-то, он, желая сделать лучше для самого себя, совершает безнравственный поступок, еще не осознавая, что ложь может принести человеку только негативные эмоции. Поэтому важно, чтобы человек осознавал, что, когда он находится перед нравственным выбором, он должен понимать последствия всех возможных вариантов.

Проблема нравственного выбора поднимается в тексте М.М. Зощенко. Получив единицу за невыученное стихотворение и услышав от своей сестры Лели, что за единицу он вряд ли получит от отца фотоаппарат (предложения 3, 8), рассказчик сначала и не думал врать: он оставил свой дневник в парке совершенно случайно. И этот факт сначала огорчил рассказчика, а затем обрадовал (предложение 16). Автор показывает, что рассказчик, который оказался перед нравственным выбором – рассказать отцу о плохой отметке и не получить фотоаппарат или не рассказывать отцу о плохой отметке и получить фотоаппарат – выбирает второй вариант. И если первый дневник мальчик теряет не специально, то второй дневник рассказчик прячет на школьный шкаф также осознанно, как и залепляет единицу в третьем дневнике, чтобы о ней не узнал папа. Автор показывает, что мальчик выбирает безнравственный путь, чтобы получить желанный фотоаппарат. Неизвестно, рассказал бы мальчик правду своему отцу, если бы тот сам не узнал правду. Однако чувства стыда за совершенный поступок помогли рассказчику встать на истинный путь: он пообещал себе никогда больше не обманывать.

Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих литературных произведениях. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается образ честного и нравственно чистого Иешуа Га-Ноцри

. Когда герой оказывается на допросе у прокуратора Иудеи, он оказывается перед нравственным выбором: соврать Понтию Пилату и сказать, что он никогда ничего не говорил про власть, или сказать прокуратору правду.
Понтий Пилат
, который неравнодушно отнесся к Иешуа Га-Ноцри, попытался намекнуть ему, чтобы он соврал, не признаваясь в том, что говорил тех слов, в которых его обвиняют. Однако Иешуа Га-Ноцри даже не думал о том, чтобы обманывать других людей, потому что для него обман других – это обман самого себя. Иешуа Га-Ноцри не хотел лгать, поэтому честно признался в том, что он говорил Иуде из Кириафе, даже еще раз высказал все свои мысли о власти, но уже Понтию Пилату. М.А. Булгаков, показывая, что Иешуа Га-Ноцри выбрал нравственный путь, сказав правду, выразил мысль о том, что человек, который говорит правду, независимо от внешних обстоятельств, заслуживает уважения.

Таким образом, человек, оказавшийся перед нравственным выбором, должен думать о последствиях возможных путей, должен выбирать правильный путь, даже если он намного тяжелее пути безнравственности.

С полным текстом М.М. Зощенко можно ознакомиться по ссылке

.

Вариант 20 — сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Повествование от первого лица обеспечивает читателю близость с главным героем, оно сосредоточено на описании внутренней жизни персонажа» — C.С. Лихачев
  • 9.2. «И дал себе слово говорить только правду. И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно» (по тексту М.М. Зощенко)

Написание сочинения

После того как ученик определится для себя, что лучше: правда или ложь, сочинение будет написать легко. Делать это лучше по следующему плану:

  • Выдвинуть тезис. Также хорошо будет расшифровать понятия правды и лжи своими словами.
  • Привести аргументы.
  • Сделать заключение.

Каждой части текста нужно уделить особенное внимание.

Выдвижение тезиса

Пункт не должен быть очень объёмным, достаточно 1−3 абзацев, но в них нужно вместить вступление и изложение актуальности представленной проблемы. Иногда эта часть становится самой сложной для учеников, потому что на первых строках текста лежит серьёзная ответственность по привлечению внимания читателя. Именно они порой влияют на общее впечатление от работы.

Вступление должно быть лаконичным и чётким, не содержать смысловых и стилистических ошибок. Для этого как нельзя лучше подходят простые предложения, не перегруженные знаками препинания и речевыми оборотами.

Тезис должен выдвигаться чётко, но при этом вызывать желание прочитать, что же будет дальше. Об актуальности можно высказаться достаточно коротко, просто пояснив своё мнение о том, насколько полезной кажется поднятая автором тема.

Приведение доказательств

С этим пунктом сложностей быть не должно, ведь аргументы обдумывались на стадии принятия конкретной точки зрения. Тем не менее их нужно грамотно изложить так, чтобы они стали очевидными не только для автора работы, но и для её читателей.

Для хорошего сочинения требуется не менее двух доказательств. Подвести к ним можно через логический переход от тезиса. Например, если приводится сюжет книги, можно написать в общем об авторах, которые поднимали рассматриваемую тему в своих произведениях. После приведения конкретных аргументов можно переходить к заключительной части.

Формулирование вывода

Прежде чем переходить к выводам, нужно перечитать написанное и убедиться, что точка зрения доказана в полной мере. Затем можно обобщить свои мысли, при этом стараясь не дублировать уже написанное и не уходить в сторону от темы.

В конце можно сделать призыв к читателю, например: «Давайте вместе учиться уважать честных людей и стараться быть похожими на них» или выразить надежду, что приведённые в тексте доводы помогут кому-то проникнуться точкой зрения автора. Также красиво завершить сочинение можно подходящей по смыслу цитатой.

Что победит разум или сердце?

Если обобщить, то можно выделить следующие позиции о том, всегда ли нужно говорить правду.

1. Правда у каждого своя, поэтому прежде чем что-то говорить, нужно хорошенько подумать, так как чаще всего даже после долгих споров каждый наедине со своей правдой и остается.

2. Правда идет от сердца, от души. Ложь, недоговаривание – от разума. Выбор за человеком как ему жить, руководствуясь умом или велением сердца.

3. Говорить правду могут себе позволить не все. Многие боятся негативных последствий, боятся за свою шкуру. Правда – удел богатых и успешных, которые уверенно стоят на ногах и мало зависят от того, кто как будет себя вести после их честности или тех, кому терять нечего.

4. Всегда нужно говорить правду. Любая ложь – это то, что требует от человека дополнительных сил по сокрытию какой-либо информации. Себя не обманешь. Человек чувствует себя связанным ложью, теряет энергию, не может работать и жить полноценно. В качестве примера сторонники данного мнения предлагают представить себе ситуацию, когда под водой нужно удерживать мяч. Этот мяч – правда, стремящаяся наружу. Человек, чтобы скрыть правду от окружающих вынужден прикладывать определенные усилия, а ведь мог бы потратить их на что-то более полезное. Говорить правду – жить спокойно, с чистой совестью, не бояться, что на каком-то жизненном этапе (нередко в самый неподходящий момент) правда всплывет на поверхность.

5. Все зависит от конкретной ситуации – иногда можно и солгать во благо. Не рассказывать же ребенку, что он смертельно болен?

6. Правда, ложь – все относительно. Что заморачиваться по этому поводу?

Монологическое высказывание

В школе может понадобиться и речевое умение ученика, если задание подразумевает выступление с докладом на уроке. Подготовиться к нему и успешно выполнить можно по следующей схеме:

  • сформулировать основную мысль (что же всё-таки лучше: всегда говорить истину или иногда прибегать к умалчиванию);
  • убедиться, что тема в тексте раскрыта полностью;
  • подтверждать свои высказывания;
  • приводить уместные цитаты;
  • соблюдать логическую последовательность в изложении мыслей;
  • помнить о грамотности.

Слушатели могут задавать вопросы и выражать несогласие с аргументами оратора. И при отстаивании своего мнения нужно помнить, что каждый имеет право сам выбирать, нести в мир только правду или иногда разбавлять её утаиванием и даже искажением фактов. Однако нужно переставать осуждать тех, кто имеет отличные точки зрения и учиться уважать их.

Главное, помнить, что при выборе правды нужно уметь не перепутать её с бестактностью. Ведь иногда окружающие не нуждаются в том, чтобы узнать чужое мнение, и оно может быть не только неприятным, но и неуместным.

Когда люди утаивают правду

Естественно, самая популярная причина – желание обмануть с выгодой для себя или ради сохранения отношений. Но есть и вторая форма лжи – так называемая ложь во благо. Когда ее используют:

  • чтобы ободрить человека в трудной жизненной ситуации, мотивировать на борьбу;
  • чтобы сохранить покой, не заставлять кого-то нервничать;
  • чтобы не обидеть друга;
  • чтобы избежать скандала;
  • чтобы не травмировать психику собеседника;
  • чтобы не расстраивать или не разочаровывать кого-то;
  • ради сохранения безопасности;
  • для поднятия настроения.

Ложь во благо очень тесно граничит с личным эгоизмом или личными страхами. Нередко эта граница стирается. Пожалуй, самая безобидная и оправданная ложь – это выдуманные ободряющие истории по типу «не поверишь, у меня тоже такое было». Обо всем другом сложно судить однозначно.

Интересный факт: многие эксперименты в психологии начинались с обмана участников. Им говорили, что будут исследовать одно, а на деле психологи изучали другой феномен. В противном случае участники не смогли бы быть естественными или отказались от участия, что сорвало бы эксперимент и затормозило развитие науки.

Тема «Почему нужно говорить правду»: аргументы для сочинения

Аргументы для сочинения:

  • Л.Н. Толстой в автобиографической трилогии описывает сильные страдания мальчика Николеньки, который стесняется обманов, упрекает себя за них. У него даже ночью сон нарушается оттого, что он не исповедовался священнику, утаив свои обманы.
  • Виктор Драгунский в «Денискиных рассказах» показывает переживания, стыд и раскаяние женщины и ее сына, из-за обмана которого пострадал мужчина.
  • «На дне» Максима Горького – самый яркий пример того, что ложь во благо не всегда помогает, облегчает или спасает. Лука был убежден, что его ложь оправдана, а Сатин остался непоколебим и до последнего боролся за правду.

В сочинении также можно использовать одно или несколько высказываний и афоризмов о правде и лжи:

  • Только тот человек пользуется уважением и доверием, который всегда говорит правду.
  • «Нелегко только решиться сказать правду, зато жить с ней легче, чем с враньем».
  • «Ложь всегда порождает новую ложь, еще более изощренную и ужасную».
  • «Каждый человек заслуживает того, чтобы знать правду, а не быть обманутым».
  • «Ложь – удел трусов».
  • «Правду говорить нелегко, для этого нужна смелость».
  • «Правда – бог свободного человека».
  • «Постоянно врать не получится, правда всегда сделает свое дело».
  • «Голая правда красивее ряженой лжи».
  • «Только то хорошо, что честно». (Цицерон)
  • «Живи по правде, вот самая лучшая проповедь». (Мигель Сервантес де Сааведра)

Как написать сочинение на тему «Почему нужно говорить правду»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]