Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Сергея Есенина поможет школьникам во время изучения произведения. Стих был написан в поздний период творчества поэта. В то время Сергей Александрович никак не мог примириться с окружающей его действительностью и оттого сильно переживал. У него был глубокий внутренний кризис, который и повлек за собой создание произведения.
Краткий анализ
Анализировать стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» следует по плану:
- История создания — стих был написан в 1924 году под впечатлением после смерти Ширявцева — своего знакомого поэта. Это событие очень впечатлило Есенина, и без того переживающего тяжелый период в жизни.
- Основная тема стихотворения — любовь к жизни и осознание неотвратимости смерти. Как результат, автор утверждает, что человек должен наслаждаться каждым ее моментом.
- Композиция условно поделена на 3 части. В первой рассказывается про тему стиха, затем поэт предается воспоминаниям. Последняя часть отображает желание жить и любить. Стих состоит из 7 катренов.
- По роду литературы произведение относится к философской лирике. Жанр — баллада или песня.
- Размер — пятистопный хорей. Произведение было создано при помощи чередования точной и неточной рифмы.
При написании поэтом было задействовано множество средств выразительности. Среди них метафоры, аллитерация и олицетворение.
История создания
Стих был написан Сергеем Есениным в 1924 году. В это время автор находился в подавленном состоянии и был разочарован в окружающем его мире. Действительность не была для него слишком радостной. Поэт не мог принять порядков, установленных новой властью, и оттого чувствовал себя одиноким. Все произведения, созданные в тот период, так или иначе затрагивали тему обреченности и описывали желание найти себя в новом, советском мире. Переживания поэта усугубились после новости о кончине его приятеля, поэта Александра Ширявцева. Волнения Есенина нашли свое отражение в этом стихотворении.
Сергей обращается в нем к земле и своим любимым местам в попытке переосмыслить свое нынешнее существование.
Основная тема
Главной темой произведения является проблема жизни и смерти. Поэт понимает: ему очень дороги все те моменты, что удалось прожить и прочувствовать на своем пути. Он счастлив, ведь все это было когда-то с ним. Любовь к жизни видна по тому, как трогательно и с ностальгией Есенин вспоминает: «Милые березовые рощи!». Автор словно боготворит все то прекрасное, что есть в этом мире.
Смерть Сергей описывает, называя ее страной, где правит тишь и благодать. Он противопоставляет ее земной жизни, говоря, что мир вокруг все-таки весьма угрюмый. Творец также не скрывает своего страха перед смертью. Он словно убеждает читателя радоваться каждому дню и не тратить свою жизнь впустую.
«Мы теперь уходим понемногу…» С.Есенин
«Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…»
Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего. Рефрен о скорой смерти присутствует в них с завидным постоянством, начиная с середины 1923 года, когда поэт вдруг осознал, что молодость осталась в прошлом, а будущее не сулит ему ничего нового и увлекательного.
В 1924 году Есенин публикует стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», пронизанное духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, о. Следует отметить, что само стихотворение было написано под впечатлением от смерти поэта Александра Ширяевца, который внезапно скончался от менингита в возрасте 37 лет. Он был одним из закадычных друзей Есенина, поэтому его смерть поэт воспринял, как личную трагедию, сделав из нее соответствующие выводы: «Может быть, и скоро мне в дорогу».
В этом произведении автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире. Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, о. Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом о. Поэтому перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей. Александр Ширяевец уже переступил эту грань, перед которой Есенин испытывает настоящую панику. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет ее очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл. Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности. понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей. Но больше всего Есенин боится того, что никогда уже не встретит тех, кто был с ним рядом все эти годы. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле», — отмечает поэт, прощаясь не только с другом, но и с самой жизнью.
Композиция и жанр
Произведение включает в себя 7 строф, написанных катренами. Саму композицию можно условно разделить на 3 части:
- В начале поэт делится с читателем информацией, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Он сообщает, что смерть в любом случае ждет каждого и ее не избежать.
- Во второй части Сергей выражает свою любовь к жизни, миру вокруг и предается воспоминаниям о том, что в ней было.
- В конце настроение стихотворения меняется. Грусть, достигшая своего эпопея, сменяется надеждами на улучшения, и автор описывает свою привязанность к жизни. Он боится ее покидать, да и люди вокруг кажутся слишком дорогими, чтобы с ними расставаться. Автор не хочет знать, что там — по ту сторону мира. Но что-то ему подсказывает, что там не цветут чащи и тишь и благодать не правят. Оттого и дорога ему жизнь и люди рядом.
Стихотворение можно отнести к философской лирике. Ввиду этого, точно определить жанр не получается. За счет плавного звучания его можно отнести к песне или балладе.
При написании стиха Сергей Александрович использовал пятистопный хорей. Строки рифмуются перекрестным способом (АБАБ). Рифма применяется точная и неточная.
Композиция
Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме дает понять, о чем хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать». Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности того, чего он боится: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь». В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.
Средства выразительности
Автор использовал в стихотворении различные художественные средства. Среди них:
- метафоры — «чащи цветут», «нив, златящихся во мгле», «не звенит шеей рожь»;
- олицетворения — «осинам, что загляделись в розовую водь»;
- эпитеты — «розовая», «бренные», «угрюмая»;
- В строчке «Не звенит лебяжьей шеей рожь» Есенин применил аллитерацию. При помощи повторения шипящих передается шелест колосков.
Сергей Александрович также использовал устаревшие слова, такие как «сонм». Он очень удачно подобрал художественные средства. С их помощью автор точно и поэтично создал образ лирического героя, человека, тоскующего по былым временам.
Анализ «Мы теперь уходим понемногу» Есенина описывает состояние автора в момент написания и раскрывает особенности стихотворения.
«Мы теперь уходим понемногу», анализ стихотворения Есенина
Проникнутое грустью прощания, философское стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было создано Есениным после печального события — смерти поэта Александра Ширяевца. Два талантливых человека несколько лет не были лично знакомы: узнавали друг друга по стихам и письмам, встреча состоялась лишь в 1921 году. Дальнейшее личное общение и схожий образ мыслей не сделали Есенина и Ширяевца ближайшими друзьями, однако смерть последнего — внезапная, от скоротечной болезни — потрясла Сергея Александровича. Это потрясение заставило его иначе взглянуть на собственную жизнь и прожитые годы, в рукописи стихотворение, написанное на смерть Ширяевца, даже было озаглавлено: «Ровесникам». И настроение в нём — отстранённо-печальное, напоминающее светлую эпитафию, каковой, по сути, произведение и является. Его жанр — лирическо-философский, при прочтении вслух стихотворение очень напоминает песню: пятистопный хорей с безударными стопами в каждой строке рождает напевность, плавность звучания. Обращения-восклицания во второй строфе — также приём, более свойственный балладам, он усиливает эмоциональность строк. Многочисленные анафоры («много», «счастлив», «знаю я», «оттого»), будто бы рассыпанные во второй половине произведения, подчёркивают лирическое настроение, читая их, можно даже услышать перебор гитарных струн. Недаром эти строки пробовали переложить на музыку ещё при жизни поэта. Композиция стихотворения выстроена также плавно: в первой строфе — слова вступления, намекающие читателю на то, какое именно событие вызвало к жизни эти строки. «Мы теперь уходим понемногу» — обобщающее местоимение равняет всех, и тех, кто уже покинул этот мир, и ныне живущих, так как все люди смертны. Далее автор переходит к размышлениям о себе и своей любви к жизни. Вторая и третья строфы посвящены воспеванию красоты земли: эмоциональное обращение к неодушевлённым предметам в полной мере передаёт тоску, охватывающую поэта при мысли о прощании, и в конце второй строфы он прямо называет это чувство. Размышление вслух, разговор с самим собой становится более откровенным и вдумчивым. Отчего так дорога жизнь? Отчего так тяжко прощание? Этих вопросов нет в стихотворении, но ответы даны во множестве. Быть счастливым просто потому, что «дышал и жил» — редкий дар, но автору он был дан, несмотря на все тяжёлые периоды жизни. Перечисление вслух радостей («целовал женщин», «валялся на траве», «мял цветы») как будто заново открывает автору их прелесть, возвращает к себе самому — неиспорченному богемной жизнью и кутежами. И строчка, заключающая пятую строфу, своей простотой выбивающаяся из общего возвышенного настроения («никогда не бил по голове»), подтверждает, что в этом стихотворении нет умствований и красивостей, что все слова идут от души, сразу — на бумагу… От воспоминаний о простых радостях жизни автор снова возвращается к философствованию, пытаясь передать своё видение загробной жизни. Но он говорит не о том, что ждёт человека «в той стране», а сожалеет о том, чего не будет. Прекрасные метафоры («цветут чащи», «златятся нивы», «звенит лебяжьей шеей рожь») выражают ещё большую горечь от предстоящего прощания с миром, чем в начале стихотворения. В предпоследней строфе композиция замыкается в кольцо: вновь упоминается «сонм уходящих» и связанные с ним тоска и дрожь. В этих словах чувствуется обречённость, её накал достигает кульминации. И последние четыре строки — будто бы вынесенные за скобки, своим настроением противоречащие грусти неизбежного прощания — «оттого и дороги мне люди, что живут на земле». Эти слова — гимн жизни, призыв любить её здесь и сейчас, пока не присоединишься к «сонму уходящих». Последняя строфа — одновременно кульминация и финал, поднимающая читателя от тоски к светлой печали и после — к надежде жить полной жизнью, дорожа каждым мгновением. Этот прощальный призыв делает всё стихотворение светлым, лишённым уныния, но при этом напоминающем о конечной черте бытия — как лучшая из возможных эпитафий.
Похожие статьи:
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы»