История создания книги Никколо Макиавелли
Это сочинение написано флорентийским мыслителем, писателем и государственным деятелем Никколо Макиавелли. Оно из тех, которые стоит читать.
Никколо получил хорошее образование и знал основные классические произведения тех лет, в том числе труды Тита Ливия и других историков.
В течение первой половины своей жизни он был государственным деятелем своей страны. В эти годы вооружённые столкновения в борьбе за власть редкостью не были.
В Флорентийской республике Никколо занимался дипломатической деятельностью, часто бывал при дворах европейских правителей. В это время Италия была раздроблена, и регулярно происходили войны, которые велись с помощью наёмных армий.
Основной толчок к размышлению о принципах власти Никколо получил, пребывая при дворе Борджиа. В 1512 году властителями Флоренции стали Медичи.
Когда власть сменилась, спустя некоторое время Макиавелли полностью перестал участвовать в политике и получил работу историографа. Как сторонник прежнего режима, он не мог больше занимать значительных должностей.
Сколько страниц он ни написал, все они основаны не только на теоретических знаниях, но и на богатом опыте государственного деятеля своего времени.
Первый вариант произведения носил другое название: «О княжествах». Первые главы книги были созданы в 1513 г. При жизни автора эта книга не была опубликована.
Первое издание имело место в 1532 г., спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. В своё время к ней относились как к фундаментальному труду, где подытожены знания, относящиеся к управлению государством.
Эту книгу можно прочитать онлайн.
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Никколо Макиавелли Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.
«Природа создала людей таким образом, — писал Макиавелли, — что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение.
В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.
После написания трактата «Государь» (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).
В истории по его мнению три силы : Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.
Основные черты его учения:
1. Гуманизм: «Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории».
2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.
3. Реализм. Описывал то, что есть.
Суть трактата «Государь» — учение о политике.
А) Политика — это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.
Б) Политика — наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть — состояние господства и подчинения.
В) Политика — целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна — поддержать и предложить власть.
Г) Политика — особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.
Д) Политика автономна по отношению к религии.
Е) Политика — сфера, где всякая цель оправдывает средства.
Ж) Политика — это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.
Основы власти:
1. Материальные основания — сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.
2. Власть должна иметь социальную опору — народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)
3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти — ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика «золотой середины». Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж).
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных — это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.
Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве.
Политический идеал (двойственен).
1. Наиболее оптимальна — Флорентийская республика.
2. В трактате «Государь», абсолютная монархия — лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.
Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.
Основные идеи трактата
Этот трактат построен в форме лекций, в которых автор даёт советы правителю.
Важно отметить, что не называется ни конкретное лицо, ни титул того, для кого написана книга. Можно сказать, что она предназначена для тех, кто стремится укрепить свою власть и увеличить её.
Автор хочет сказать, что того правителя, который сумеет должным образом воспользоваться предложенными знаниями, можно считать идеальным.
[править] Политическое учение Государя
Предметом рассуждений «Государя» является единовластное общество. «Государь» Макиавелли — то есть политик, который стремится сохранить полноту своей власти и использует для этого, всяческие возможные средства, которыми он, между тем, пользуется рассудительно и экономически. Макиавелли не описывает достоинств единовластного общества, но он только исследует метод и сути единовластия. Он описывал то, что люди обычно делают, а не то, что должны делать.[2] Даже есть мнения, что в Государе он подвергает тиранов критике, что он ищет тип хозяина, который установил бы хороший образ, суд и независимость от чужаков.[3]
Книга «Государь» стала учебником для всех тех властителей, которые стремятся к неограниченной власти. Часто полагают, что с нее началась современная политическая наука.[4][5] На серьезном уровне Государя читают вместе с рассуждениями о первой декаде Тита Ливия, где Макиавелли презентует себя в качестве поклонника ограниченного правительства, власти закона, сторонником вольности.
«Государь» Макиавелли оказал сильное влияние на политику. Под его воздействием находились многие мыслители и писатели, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая сегодняшним днем. Он был запрещен в Елизаветинской Англии, а прусский король Фридрих Второй Великий написал произведение «Антимакиавелли».
[править] Идеи, которые описываются в «Государе»
Макиавелли в «Государе» выдвигает ряд важных идей, которые оказали огромное влияние на политику. Среди них такие, как отделение нравственности от политического действия, в результате чего стали широко известными отдельные пункты макиавеллизма — Machtpolitik (политика силы). Такой макиавеллизм стал событием скандальным, а термины frodi onorevoli (достойный обман) или scelleratezze gloriose (славное непотребство) приобрели дурную славу.[4]
[править] Цикличность
В идее о цикличности, Макиавелли установил новый, неизвестный ни в Античности, ни в Средневековье закон цикла — изменение формы государства происходит не по желанию или по фантазии людей, а под влиянием жизненных обстоятельств, под «воздействием действительного хода веществ, но не воображаемого».[6]
Краткое содержание трактата «Государь»
Когда рассматриваются идеи того, как можно обрести власть, Макиавелли говорит о трёх возможных вариантах:
- осуществление насилия;
- добродетель;
- удача.
Автор подчёркивает, что использование оружия подкрепляет силу добродетели. Он уделяет внимание причинам прекращения власти.
Автор считает, что первым признаком падения правителя является лишение его внутренней силы, выражающейся в проявлении народного презрения или проявлении пороков властителя, нарушающих обычаи народа, которым он управляет.
Власть принца будет более прочной в тех случаях, когда она сочетается с щедростью и милосердием. Макиавелли придаёт важное значение положительной репутации, которая позволяет в случае совершения ошибок не встречаться с их последствиями.
Автор уделяет внимание устройству общества, в котором выделяет три стороны: властитель, народ и гранды. Важно, чтобы руководитель в своих действиях балансировал между последними двумя.
Никколо Макиавелли указывает, что источником излагаемых им истин является опыт и хорошее знание истории. Он утверждает, что истинные правила можно вывести из реальных исторических ситуаций.
Интересно, что при этом он открыто симпатизирует людям, проявившим себя неоднозначно. Например, если авантюрист захватил трон, он считает его искусным властителем, достигшим успеха благодаря имеющемуся у него искусству.
В книге рассматривается большое количество конкретных ситуаций и даются советы о том, как в них можно разумно поступить с точки зрения автора. Многочисленные отзывы об этой книге говорят о том, что она не потеряла своего значения на протяжении веков.
Государь
Краткое содержание трактата
Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств(«республики либо управляемые единовластно»,) дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, — удержать.
Далее он целиком сосредоточился на личности правителя. Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны…». Говорит о времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного овладеть властью. Поэтому он готов согласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его трактата, — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра Шестого, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель, а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным свидетелем того, как это государство рождалось в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смерти станет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного государя.
Автор показывает реалистические качества, которыми обладали и обладают реальные правители. Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким».
Тем не менее, для удержания власти правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.
Конец ознакомительного фрагмента.
Анализ произведения
Это произведение представляет глубокий и всесторонний анализ того, как получить власть, укрепить её и расширить. Книга «Государь» популярна в течение нескольких веков и даже сегодня не является устаревшей.
Конечно, она полезна для тех, кто хочет занять в обществе более высокую ступеньку. Однако одновременно книга показывает всем, кто её читает, как происходит борьба за власть.
Важно подчеркнуть, что Макиавелли говорит не только о борьбе за власть, но и о качествах, которыми должен обладать властитель. В числе важнейших добродетелей он упоминает милосердие и щедрость.
Основные идеи Никколо Макиавелли
Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.
Основные идеи Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.
Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли
Он выделил несколько основных философских понятий:
- Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
- Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
- Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.
Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.
Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен: он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь». В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.
Политическое учение Никколо Макиавелли
Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.
Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.
Для Никколо Макиавелли идеальным примером государства является Римская республика, характеризовавшаяся внутренним порядком, который распространялся на все народы, жившие под ее флагом. Чтобы добиться такого идеального государства, необходимо развить в обществе гражданскую нравственность. Свои взгляды описал в труде 1513 году «Рассуждения на I декаду Тита Ливия». Также в нем он описывал свои раздумья касательно того, что в современной ему Италии папская власть расшатала все основы государственности и уменьшила желание служить государству в людях.
Политика Макиавелли основывается на:
- Исследование качеств человека и его природной сущности;
- Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
- Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
- Объяснении действительного положения вещей в обществе;
Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.
Труды автора воспринялись современниками с особым восторгом и пользовались большим успехом. Его фамилией назвали систему политики — макиавеллизм, которая не пренебрегала способами достижения цели.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что такое политическая философия Никколо Макиавелли.