«Привычки милой старины…» (Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» Пушкина А.С.)


Отношение Пушкина к столичному дворянству

В своем романе Пушкин недвусмысленно дает читателю понять, насколько сильно он не принимает положение нравов столичном дворянстве. Он негативно относится ко многим устоям этого слоя русского общества. Например, Пушкин не принимает домашнего образования. В этом случае обучение происходит поверхностно, человек вырастает в узко ограниченном интеллектуальном пространстве, у него складывается потребительское отношение к жизни, искусству и культуре (например, Евгений позволяет себе в театре зевнуть, не может отличить «ямба от хорея»), закладывается неуважение к труду, неумение работать.

В романе «Евгений Онегин» жизнь дворянства описывается праздно, но автор дает нелестную оценку таким нравам. Прогулки и обеды, балы и театры выступают как развращение нравов. «Быть можно дельным человеком, а думать о красе ногтей» – пишет поэт, говоря читателю о том, что бессмысленно проживать жизнь, ничего не делая для общества.

Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.

Сочинение: Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

(655 слов) В известнейшем романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» описываются быт, политические взгляды, привычки различных социальных слоев общества. Автор изобразил нравы и жизнь как столичного общественного слоя, так и поместного дворянства деревень. Разберемся же, в чем заключаются особенности и отличия провинциального помещичьего сословия от столичной аристократии в романе «Евгений Онегин».

Временные рамки действий романа «Евгений Онегин» — первая половина девятнадцатого века. Столичное дворянство того времени жило на широкую ногу и растрачивало наследные капиталы на роскошь. Реальным наглядным примером может послужить сам герой произведения – Евгений Онегин. Праздный образ жизни требовал огромных трат. Бесконечные визиты, театры, балы, пешие прогулки по столице разорили отца Евгения, и юный герой жил богато только потому, что был наследником всех родных. У молодого дворянина есть все, что и делает из него скептика, повесу и эгоиста. Однако за разнообразными развлечениями, «света шум» и «мишура» быстро наскучили как главному герою, так и самому автору романа. Однообразие светских вечеров вынудило Онегина бежать в деревню. Читатель проследовал за ним и узнал много интересного.

Не менее подробно и детально описал А.С. Пушкин и жизнь поместного дворянства. В отличие от отца Онегина, его дядя не тратил деньги, а копил. Он приумножил капитал, ведь, судя по обстановке в его имении, покойный дядя интересовался только хозяйством и весьма преуспел в этом деле. Евгению досталось хорошее наследство. Эта разница между двумя братьями сразу же помогает нам уловить главные черты поместного дворянина: это практичный, дальновидный, солидный человек, который думает о будущем своей семьи. Ему не свойственно желание порисоваться. Он более скромен и деятелен. При этом для него характерна ограниченность. Дядя Евгения, к примеру, ничего не читал, не бывал в театрах, не путешествовал. Его, судя по всему, волновало только состояние урожаев. Таковы многие новые знакомые Евгения. За столом эти люди обсуждают практические вопросы и деревенские слухи. Их узость мышления и «привычки милой старины» претят столичному денди Онегину, впитавшему городской стиль общения и новые веяния иностранного происхождения.

Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» представляет и семейство Лариных. Лживость, меркантильность, цинизм не свойственны им. Им дороги патриархальные устои и народные традиции.

У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Поблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три…

Эти люди живут тихо и скромно, не напоказ. Потому они так отличаются от столичного общества. В деревне у каждого члена семьи есть свои занятия. Например, мама Татьяны сама «солила за зиму грибы», «езжала на работы», «вела расходы» — то есть она работала, что для столичных барынь немыслимо. Сама Татьяна Ларина родилась и выросла в таком кругу, поэтому она близка к народу и его традициям. Она не сидит сложа руки, а читает, бродит по саду, гадает. В ее жизни нет места скуке. Видимо, жизнь на лоне природы делает людей чище, ведь доброта, честность, ценность семейного быта и патриархальность являются характерными чертами поместного дворянства. Оно не идеально в глазах автора, однако все же превосходит столичное общество.

Минусы поместного дворянства А.С. Пушкин выделяет, когда представляет будущее Владимира Ленского. Мечтатель, поэт-воздыхатель, получивший образование в Германии, в деревне деградировал бы. Для такого ума жизнь помещика была бы слишком обыденной и приземленной. В окружении детишек и под опекой жены герой стал бы обывателем без целей и достижений. Быт и нравы поместного дворянства не содержат в себе даже пестроту светской жизни, они обыденны и слишком просты. Это проявляется и на именинах Татьяны Лариной: собираются обыкновенные крепостники, с приземленными интересами и большими семьями, и обсуждают, кто на ком женится — вот и все их интересы. На общем фоне выделяется Татьяна Ларина, ведь ее внутренний мир выходит за узкие рамки деревенского кругозора.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин, описывая социальные слои общества, не выделял лучшие или худшие, а лишь подчеркнул различия и сходства между ними. В поместном дворянстве главную роль играли традиционные нравственные устои, народные обычаи и хозяйство. В светском обществе гонка за роскошью напоказ и иностранной модой вытеснила все это, но взамен не оставила ничего того, что можно было бы сопоставить с цельной натурой Татьяны, ее отца и многих других героев.

Нравы столичных дворян

Пушкин красноречиво описывает устои столичных дворян, показывая их с некрасивой стороны. У них искажены многие понятия и идеалы, что являлось глобальной проблемой общества. Представители столичного дворянства тщательно следили за модой, но в этом не было человечности. К любви столичная молодежь относилась как к науке, все их поступки совершались напоказ.

Особое отношение автор подчеркивает в отношении дружбы. Это понятие у столичных дворян искажено – дружить они привыкли поверхностно и лишь ради собственного удобства. В такой среде и рос Евгений, в ней Онегин стал той личностью, которую мы видим в романе.

Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту (“Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…”), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры — иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет…”). День молодого франта завершает бал, любимое времяпровождение столичных дворян. Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная “однообразна и пестра”, а “света шум очень быстро наскучивает”. Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Дядя Онегина был “деревенским старожилом”, занимался тем, что бранился с ключницей, смотрел в окно, давил мух и читал “календарь осьмого года”. Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гвоздин, “хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”; Петушков, “уездный франтик”; Флянов, “тяжелый сплетник, старый плут”. Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои “Недоросля” Фонвизина, Буянов — герой “Опасного соседа” В. Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает “битый палкой” — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный. Недалеко от Ленского проживает Зарецкий, “некогда буян”, “глава повес”, теперь же “отец семейства холостой”, “помещик мирный”. Но его никак нельзя назвать порядочным человеком, ведь он любит “друзей поссорить молодых /И на барьер поставить их”. Так происходит и в случае с Ленским и Онегиным. В общем-то, Зарецкий является виновником гибели Ленского; хотя он, как секундант, мог предотвратить дуэль, но сделал все возможное, чтобы она состоялась. И Владимира Ленского можно отнести к поместным дворянам. Он “романтик и больше ничего”, по определению Белинского. Как романтик, он совершенно не знает жизни, людей видит все либо в розовом, либо в черном свете (“Он сердцем милый был невежда…”). Он отчужден от национальной культуры, может быть, больше Онегина (соседи называют Ленского полурусским). Рассуждая о будущем Владимира Ленского, Пушкин видит два возможных пути. Следуя первому из них, он мог бы стать Кутузовым, Нельсоном или Наполеоном или даже закончить жизнь так, так Рылеев, ведь Ленский человек страстный, способный на безрассудный, но героический поступок (в этом он близок Пушкину). Но беда его в том, что среда, в которую он попадает, враждебна ему, в ней его считают чудаком. Ленский скорее пошел бы по второму пути:

А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел.

Он стал бы заурядным помещиком, каким был дядя Оне-гина или Дмитрий Ларин. Ларин, о котором Белинский говорит, что он “что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы — растительному и животному”, был “добрым малым”, но вообще-то человеком ординарным (свидетельство тому — очаковская медаль, которая не была индивидуальной наградой в отличие от ордена). Его жена увлекалась в молодости книгами, но увлечение это было скорее возрастным. Вышла замуж поневоле, была увезена в деревню, где “рвалась и плакала сначала”, но потом занялась хозяйством, “привыкла и довольна стала”. Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как интересы интеллектуальные (“Их разговор благоразумный /О сенокосе, о вине; /О псарне, о своей родне”). Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняются естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры (“Соседей добрая семья, /Нецеремонные друзья”). Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций (“Они хранили в жизни мирной /Привычки милой старины…”). Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А. С. Грибоедов закончил комедию “Горе от ума”, но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Древняя столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тетки седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века. Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время (“Но в них не видно перемены, /Все в них на старый образец…”). Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо: “К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…”. Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”, которые оставляют равнодушными и Татьяну,и автора. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-я глава заканчивается лирическим отступлением — размышлениями автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: “Ужель мне скоро тридцать лет?” И он призывает “младое вдохновенье” спасти “душу поэта” от гибели, не дать

…окаменеть В мертвящем упоенье света, В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья! Итак, омут, мертвящий душу.

Но вот 8-я глава:

…и ныне музу я впервые На светский раут привожу.

И что же? Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед, И холод Гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет. Очень верно объясняет это противоречие Ю. Лотман: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, Поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света”.

Похожие статьи:

Пушкин А.С. → Почему Татьяна отвергла Онегина в конце романа?

Пушкин А.С. → Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе «Евгений Онегин»

Пушкин А.С. → Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин А.С. → Почему Пушкин так сурово обошелся с Ленским? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Пушкин А.С. → Онегин и Ленский

Дворянское сословие в столице

В начале XIX века В. Белинским произведение о Евгении Онегине было названо энциклопедией российской жизни. Почетное дворянское сословие описано Пушкиным в литературном труде на примере двух столиц достаточно полно и красочно. Сообщение о нраве и жизненных ценностях дворян удивительно правдиво.

Отношение автора к столичной знати

В романе в стихах читателю без дополнительных смыслов сообщается, в какой мере автор возмущен нравами столичного дворянства. Пушкин негодует из-за многих правил и обычаев этого российского общества.

К примеру, образование в домашних условиях — это, по мнению писателя, негативное проявление привилегированного сословия, так как эти знания поверхностны. Личность в знатной семье воспитывается в ограниченных рамках, при домашнем обучении кругозор более узкий, интеллектуальное пространство урезано. У ребенка формируется потребительский подход к жизни, культуре и предметам искусства, например, главный персонаж Евгений в театре зевает, затрудняется отличать ямб от хорея. Воспитывается отрицание уважения к труду, нет навыков работы, а только лень и скука.

В романе в стихах «Евгений Онегин» столичное дворянство ведет праздный образ жизни, Пушкин высказывает свое отрицательное отношение к этому. Завтраки и обеды, длительные прогулки и пустые беседы, увеселительные театры и балы, — все это развращает, здесь мало смысла и пользы.

В свою очередь, автор говорит уважительно об обществе «старших» дворян. Они достаточно разумны и образованны, правильно относятся к жизни, их стремления благородны.

Характеристика столичных дворян

Автором детально описаны нравы столичной знати, где подчеркнуты их «некрасивые» черты. Их ценности во многом ошибочны и искажены, что представляет собой глобальную проблему для русской общественности в таблице приоритетных вопросов. Столичные дворяне чересчур внимательно следят за модой, в любовных отношениях все делается напоказ, дружба завязывается поверхностно и для собственной выгоды. К таким нравам и быту привык Евгений.

Портрет дворянина из столицы:

  • внешний вид по последней моде;
  • лицемерие;
  • праздность;
  • леность;
  • лживость;
  • поиск выгоды.

Герои являются авторским вымыслом лишь отчасти. Александр Пушкин хорошо знаком с дворянством, у его персонажей есть реальные прототипы из действительной будничной жизни. В реальности среди дворянской знати было большое количество тунеядцев и иждивенцев. Картина дворянства более правдива, чем вымышлена.

Татьяна оказалась в Москве неслучайно. Она специально отправилась на «ярмарку невест». В столице есть близкие родственники Лариных, они гостеприимно приняли Татьяну и ее мать. На балах московская знать чопорна, бросает высокомерные и надменные взгляды на провинциальную барышню. Им не чужда клевета, они не прочь пустить сплетни. Читателю представлено московское дворянское общество с отрицательной стороны.

В начале произведения, когда впервые появляется Евгений, знать Петербурга предстает перед читателем как легкомысленное и глупое общество. Не смущаются в безделье и праздности, полагая, что это норма для петербургской жизни. День ото дня ходят на званые ужины и балы. Повсюду все пестрит, каждый стремится к моде, на лице редко мелькнет улыбка. Высший свет Петербурга нахален, пуст душой. Надо отметить, что, разумеется, имелись в Российской Империи и действительно достойные дворяне. Но автор стремится обличить пороки аристократического общества, чтобы быть наставлением и моралью для читателя. Конечно же, роман был воспринят публикой неопределенно, были и недовольные.

Собираясь на праздничных балах и обедах, дворяне обсуждают вздорные темы в беседах. Становится понятно, что при внешнем блеске внутри столичное дворянство развращено и безнравственно. Жизнь дворянства в столице день напролет полна одних развлечений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]