ЛИТЕРАТУРА. ТЕОРИЯ. Классицизм как литературное направление.


УРОК 1

Методическая подсказка

Рекомендуем начать его с ключевого для классицизма вопроса: должны ли писатели сочинять по правилам? Мнения обычно разделяются: часть учеников – за «сочинение по правилам» (это и понятно: ведь в школе они учат правила очень часто, и для них работать «по правилам» вполне естественно), другие, напротив, говорят о том, что творчество правилам неподвластно. Конечно, у каждого из них находятся свои аргументы.

Повторение

Попросите их вспомнить, кто из известных им писателей писал «по правилам», а чье творчество резко отличалось от творчества современников. Им трудно будет ответить на этот вопрос: и прочитанного материала пока что маловато, и исторического контекста – т.е. творчества современников – они не знают. Ответы, одним словом, будут противоречивыми, и вы не забудьте это отметить. Эта противоречивость ответов и послужит мостиком к вашем рассказу о классицизме. Ведь удивительная особенность этого направления заключалась в его массовости: большинство писателей научились «писать по правилам».

Обсуждение нового теоретического материала

Спросите у своих учеников:

– Почему так произошло? Как случилось, что европейские писатели с охотой усвоили правила сочинения литературных текстов?

Конечно, необходимо напомнить, что усваивают правила «обычные» писатели, а вот открывают эти правила писатели выдающиеся, иногда даже гениальные. Но все же: прошло четыреста лет, а мы не забываем этого литературного направления, размышляем о его теоретическом обосновании, о его «правилах». Каждое новое литературное направление приходит со своими правилами, со своим манифестом, со своей теорией. Теория творчества для писателя – это его взгляд на литературный мир, на психологию творчества, на мотивацию к творчеству.

Если ребята затруднятся, помогите им сформулировать вывод о том, что правила классицизма были, вероятно, удачно сформулированы. Они легко запоминались и писателям было легко им следовать, а литературным и театральным критикам было понятно, как следует оценивать эти произведения.

Методическая подсказка

Часто разговор о классицизме в школе начинается с истории. Школьникам рассказывают о возрождении интереса к античному, «классическому» искусству, добавляют в рассказ сведения о Декарте, о его учении о разуме. Справедливо подчеркивают, что в основе классицизма лежит стремление писателей призвать к разумному, рассудительному поведению, которое легко понять и объяснить. Все эти аргументы представлены в статье из учебника «Классицизм». Однако глава из учебника – это еще не рассказ учителя. Общение на уроке должно взаимодействовать с учебником и учебными пособиями. Можно, конечно, и так. Но ребята остаются при этом в недоумении: почему же писатели стали писать по одним и тем же правилам? Как получилось, что эти правила стали универсальными? При подходе, который мы предлагаем, ребята понимают, что обращение к правилам и законам классицизма тоже было рассудочным. Классицизм устанавливал общую систему эстетических ценностей, иными словами, утверждал, что такое хорошо в искусстве, а что такое плохо.

Теперь можно переходить к трактату Н. Буало «Поэтическое искусство». Расскажите об этом писателе: ведь он был настоящим литератором, стремился властвовать над умами, влиять на публику, а главное – на французского короля и придворную знать, аристократов – самую заинтересованную в литературных новинках публику.

Прочтите с ребятами фрагмент из «Поэтического искусства».

– К кому обращено это воззвание? (Конечно, не только к обычным читателям, а прежде всего – к писателям.)

– К чему призывает автор своих читателей?

Эти вопросы становятся разъяснением домашнего задания:

  • Прочитать фрагменты из «Поэтического искусства» Н. Буало и коротко сформулировать заложенные в них автором идеи.
  • Прочитать статью «Классицизм» в учебнике 8 класса.

↑ Определение классицизма, Черты, особенности классицизма

КЛАССИЦИЗМ
— от латинского classicus («образцовый»): в искусстве воссоздаются идеальные, образцовые формы.
Ориентация на классику
(
античность
) как эстетику совершенства форм.
В содержании
— дидактизм, изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть»,
в форме
— строгий канон, регламентация приемов и средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров.
В философии
— картезианство, культ разума, главенство разума над чувством. Потом — эпоха Просвещения и Великая Французская революция. Вольтер и «вольтерьянство». Это подготавливает романтизм.
Классицизм
— литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам в строгих стилистических нормативах.

Хронологические рамки классицизма:

вторая половина XVII первая треть XVIII вв. (на Западе уже исчерпало себя к середине XVIII в.).

Основной исторической предпосылкой

возникновения классицизма был абсолютизм, единоличное правление монарха (король, царь, император) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм зародился и получил своё развитие.

Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были этому учить. В свою очередь, правитель строго следил (регламентировал) за творчеством художников, не допуская никакого свободомыслия.

Образцом искусства было признано античное искусство, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация, в связи с чем классицистами был выдвинут принцип «подражания природе», подразумевающий строгое соблюдение незыблемых правил, примером чему является «Поэтика» Аристотеля, на которую опирался теоретик классицизма Н.Буало в своем «Поэтическом искусстве»

Наивысшего расцвета классицизм достигает в XVII в. во французской литературе; именно тогда Н. Буало-Депрео сформулировал основные её принципы

в дидактической поэме ≪Поэтическое искусство≫ (1674). В основе классицизма картезианская философия, которая выводит материальное существование из идеи (≪
Я мыслю, следовательно, я существую
≫). Разум интерпретируется как первичная и высшая духовная способность человека.

Картина мира в классицизме делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический.

Эмпирический уровень

— это хаос разрозненных материальных предметов и явлений, над которым существуют всеобщая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Подобная бинарная картина мира обусловливает такие аспекты классицизма, как концепция личности и типология конфликта.

Концепция личности

в классицизме тоже двухуровневая: первый уровень ≪естественный≫ человек, часть материального, эмпирического мира; второй — ≪общественный≫ человек, часть идеального мира, руководствующийся не страстями, а разумом. Так складывается сложная и противоречивая концепция личности, т.к. ≪естественный ≫ и ≪общественный≫ человек — это один и тот же характер, находящийся в ситуации выбора.

Законы классицизма опирались на идеализацию жизни, то есть при абсолютизме все ограничено правилами, регламентом, тем, что полезно, нужно государству. Главная идея искусства – долг перед государством. Поэтому основной конфликт в произведениях — между долгом и чувством, при этом герой подчиняет личные интересы государственным, а в случае нарушения данного соотношения всегда несет наказание.

Законам разума подчинен и классицизм, называемый иногда рационалистическим; его определяющими категориями являются иерархичность и нормативность

.

Литературным образцом для классицизма стала античная литература

, понимаемая как наивысший эталон искусства. Одним из главных достижений античной литературы теоретики классицизма считали подражание природе. Но природа представлена как строго распланированный сад, в котором все подчинено красоте (хорошему вкусу). Классицистов не интересует правда, если она изображает безобразное. Поэтому правде они предпочитают правдоподобие.

УРОК № 2

Он начинается с проверки домашнего задания.

Ребята читают свои интерпретации идей Н. Буало, высказанных в прочитанных дома отрывках.

Учитель может прочитать вслух какой-то иной фрагмент из «Поэтического искусства».

Например, из «Песни Четвертой» от слов «Не нужно подражать нелепому глупцу…» до слов «Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной// Порочным помыслам и грязи непричастной…»

Не нужно подражать нелепому глупцу, Своих плохих стихов ретивому чтецу, Который с рвением, на бешенство похожим, Их декламирует испуганным прохожим; Чтоб от него спастись, они вбегают в храм, Но муза дерзкая их не щадит и там. Я повторяю вновь: прислушивайтесь чутко К достойным доводам и знанья и рассудка, А суд невежества пускай вас не страшит. Бывает, что глупец, приняв ученый вид, Разносит невпопад прекрасные творенья За смелость образа и яркость выраженья. Напрасно стали бы вы отвечать ему: Все доводы презрев, не внемля ничему, Он, в самомнении незрячем и кичливом, Себя ценителем считает прозорливым. Его советами вам лучше пренебречь, Иначе ваш корабль даст неизбежно течь. Ваш критик должен быть разумным, благородным, Глубоко сведущим, от зависти свободным: Те промахи тогда он сможет уловить, Что даже от себя вы попытались скрыть. Он сразу разрешит смешные заблужденья, Вернет уверенность, рассеет все сомненья И разъяснит потом, что творческий порыв, Душою овладев и разум окрылив, Оковы правил сняв решительно и смело, Умеет расширять поэзии пределы. Но критиков таких у нас почти что нет; Порою пишет вздор известнейший поэт: Стихами отличась, он критикует рьяно, Хоть от Вергилия не отличит Лукана. Хотите ли, чтоб вас вполне одобрил свет? Я преподать могу вам дружеский совет: Умея сочетать полезное с приятным. Пустячных выдумок читатели бегут И пищи для ума от развлеченья ждут. Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной, Порочным помыслам и грязи непричастной: Сурового суда заслуживает тот, Кто нравственность и честь постыдно предает, Рисуя нам разврат заманчивым и милым.

– Какие правила предлагает автор в прочитанном фрагменте?

– Как вы понимаете призыв Буало «Изучайте двор и знакомьтесь с городом!»

Методическая подсказка

Важно не просто сформулировать правила, «классицистические единства», а показать, почему их придерживались, для чего эти правила использовали. Расскажите ребятам об иерархии жанров. Предложите им подискутировать, почему иерархия была выстроена именно таким образом: почему трагедия считалась выше комедии?

Помните точные слова о Н. Буало, сказанные известным исследователем Б. Виппером:

««Поэтическое искусство» Буало оказало очень большое влияние на формирование литературы классицизма не только во Франции, но и за ее пределами. Многие идеи Буало были восприняты французскими теоретиками классицизма XVIII в. — Вольтером, Мармонтелем, Лагарпом; на авторитет Буало опирались в Германии Готшед («Опыт критической поэтики для немцев», 1730), в Англии Поп («Опыт о критике», 1711), в России Кантемир, Сумароков и Тредиаковский (последнему принадлежит первый русский перевод «Поэтического искусства»).

С годами Буало вырос в фигуру, как бы олицетворяющую собой французский классицизм XVII в. На самом деле поэтика Буало, по заключенным в ней идеям и эстетическим тенденциям, у же творческих достижений крупнейших писателей Франции, его современников — Мольера, Лафонтена, Расина. Она не обобщает исчерпывающе их замечательных художественных достижений, в которых противоречия действительности раскрываются острее и резче, чем это допускалось канонами, сформулированными в «Поэтическом искусстве». К тому же это произведение не представляет собой последнего слова и в развитии эстетической мысли самого Буало. В поздних теоретических работах, написанных на рубеже XVII и XVIII вв., Буало, исследуя природу и источники прекрасного, наряду с разумом все большее значение уделял эмоциям, чувству. В то же время он не был склонен в эти годы так безоговорочно ставить оценку художественных произведений в зависимость от вкусов и суждений современной светской элиты. Время и история представляются ему теперь более надежным и справедливым судьей» .

Вообще, тема «Классицизм» дает отличные возможности развивать устную речь ребят, их способности отстаивать свое мнение.

Теперь наступает время для работы со статьей «Классицизм». После того как школьники обсудили, для чего писателям были нужны правила, настало время разобраться, а в чем же эти правила состояли.

Опыт показывает, что три единства школьники запоминают легко. Но были и другие правила. Например, в драме не должно было быть декораций: все события игрались на черном фоне. Пьеса должна была состоять из пяти действий, и т.д.

– Кому помогало соблюдение правил, обычному писателю или талантливому художнику?

– Кому эти правила мешали?

– Были ли эти правила на пользу искусству?

Домашнее задание

Прочитать сцены из комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», представленные в учебнике. Ознакомиться с биографией писателя.

УРОК № 3

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»(сцены из комедии)

Начинаем урок с повторения:

– Какие жанры в классицизме относились к высоким, а какие к низким? (ребята обычно легко отвечают на этот вопрос)

– Почему комедия относилась к низким жанрам? (тут всегда приходится обращаться к материалам предыдущего урока: развлекательные жанры в европейской культуре по традиции считались не слишком престижными, это касалось и драматургов, и актеров).

– Значит ли это, что читателям и зрителям не нравились комедии? (После споров вокруг предыдущего вопроса на этот гораздо легче ответить: конечно, нравились, но культурная традиция на первое место ставила трагедии. Главное – на первое место трагедии ставила классицистическая теория)

Следуя эстетическим принципам классицизма, комедия должна отвечать следующим требованиям:

  • комедия считалась низким жанром;
  • героями комедий были простые люди, мещане с низменными интересами; каждый из них должен был обладать каким-то одним пороком;
  • как правило, комедия призвана была отражать современную действительность, а также высмеивать человеческие недостатки;
  • в драматическом произведении (в том числе и комедии) необходимо было соблюдать единства места, времени и действия (события пьесы должны были разворачиваться в течение суток и в одном месте; основное действие нельзя было осложнять другими, в основе комедии должен был лежать только один конфликт (столкновение));
  • герои в комедиях, как и в других произведениях классицизма, делились только на положительных и отрицательных и т.д.

Методическая подсказка

Как всегда, изучение драматического произведения мы сопровождаем просмотром фрагментов. Постарайтесь, чтобы фрагменты не повторяли главы из учебника, а дополняли бы знание школьников о комедии «Мещанин во дворянстве».

Просмотр занимает 15-20 минут. После этого мы обращаемся к рубрике «Решаем читательские задачи»:

  1. Чем привлекателен для окружающих г-н Журден?
  2. Как окружающие отзываются о г-не Журдене?
  3. Как относится автор к своему герою? Что говорит о таком отношении автора?
  4. Какая часть пьесы представляется вам более важной – действие с диалогами или танцы? Вспомните историю создания этой комедии: что было важнее автору и заказчикам?
  5. А.С. Пушкин говорил о том, что высокая комедия порой смыкается с трагедией. В каких сценах «Мещанина во дворянстве» зритель чувствует это сближение жанров?
  6. Кто из героев комедии противопоставлен господину Журдену?
  7. Какие события заставляют Журдена усомниться в собственной правоте? Найдите поворотный момент в пьесе, сцену, в которой герой «прозревает» (она должна быть продемонстрирована на экране в ряду других сцен, чтобы у школьников была возможность выбора).

После этих вопросов, которые обычно не оказываются трудными, переходим к проблемному вопросу:

Мы уже знаем, что Мольер был драматургом классицистского направления. Работая над образом, он отбирал только те черты, которые были необходимы для изображения определенных типов. Классицизм не стремился к полному и разностороннему изображению характеров. На эту особенность указывал Пушкин, когда говорил: «У Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Какую черту господина Журдена можно назвать самой главной?

Выделяя «самую главную» черту школьники спорят, дискутируют. Задача учителя – связать их размышления и споры с главной темой: эстетической теорией классицизма, а также заинтересовать жизнью и творчеством Мольера, и сегодня порой современного писателя.

Домашнее задание

Прочитать биографию М.В. Ломоносова в учебнике.

Сочинение на тему классицизм в литературе

Содержание

Введение 1.Характеристика классицизма 2.Основы классицизма и его значение 3.Особенности классицизма в России и его сторонники 3.1 Кантемиров А.Д. 3.2 Тредиаковский В.К. 3.3 Ломоносов М.В. 4.Русский классицизм как литературное направление Заключение Список литературы
Введение
От латинского classicus – образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А. Габриель, К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присуще чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордероми сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр, скульпторы Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, скульпторы М.П. Матрос в России) отличается логическим развертыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.
1.Характеристика классицизма
Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и гармонического искусства. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность. Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось. Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды. Трагедия, в понимании классицистов, — это такое драматическое произведение, в котором изображается борьба выдающейся по своим душевным силам личности с непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней Греции и Рима, иногда брались из исторических событий прошлого. Героями были цари, полководцы. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное мужества, справедливости и т.п., отрицательное — честолюбия, лицемерия. Это были условные характеры. Также условно изображались и быт, и эпоха. Не было верного изображения исторической действительности, национальности (неизвестно, где и когда происходит действие). Трагедия должна была иметь пять действий. Драматург должен был строго соблюдать правила «трех единств»: времени, места и действия. Единство времени требовало, чтобы все события трагедии укладывались в срок, не превышающий одних суток. Единство места выражалось в том, что все действие пьесы происходило в одном месте — во дворце или на площади. Единство действия предполагало внутреннюю связь событий; в трагедии не разрешалось ничего лишнего, необязательного для развития сюжета. Трагедию нужно было писать стихами торжественно-величавыми. Поэма представляла собой эпическое (повествовательное) произведение, излагавшее стихотворным языком важное историческое событие или воспевавшее подвиги героев и царей. Ода — торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами. Ода должна была выразить восторг, воодушевление автора (пафос). Поэтому ей были присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь и сознательные преувеличения. В плане оды допускался «лирический беспорядок», который выражался в отступлении от стройности изложения основной темы. Но это было сознательное, строго обдуманное отступление («правильный беспорядок»).
2.Основы классицизма и его значение
классицизм литература стиль В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности. Идея величия разума, объединяющего людей, нашла выражение и в создании классицистами теории искусства. В эстетике классицизма оно рассматривается как способ подражания сущности вещей. «Добродетелью, — писал Сумароков, — должны мы не естеству нашему. Мораль и политика делают нас по размеру просвещения, разума и очищения сердец полезными общему благу. А без того бы человеки давно уже друг друга без остатка истребили». Классицизм — поэзия городская, столичная. Изображения природы в ней почти нет, а если и даются пейзажи, то городские, рисуются картины искусственной природы: скверы, гроты, фонтаны, подстриженные деревья. Это направление формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в нем скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Для своего времени классицизм имел положительное значение. Писатели провозглашали важность исполнения человеком своих гражданских обязанностей, стремились воспитать человека-гражданина; разработали вопрос о жанрах, их композиции, упорядочили язык. Классицизм нанес сокрушительный удар по средневековой литературе, полной веры в чудесное, в привидения, подчинявшей сознание человека учению церкви. Ранее других в зарубежной литературе формировался просветительский классицизм. В трудах, посвященных XVIII веку, то направление нередко оценивается как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII века. Это не совсем так. Конечно, между просветительским и «высоким» классицизмом существует преемственная связь, но просветительский классицизм — это цельное художественное направление, раскрывающее не использованные до того художественные потенции классицистского искусства и обладающее просветительскими чертами. Литературная доктрина классицизма была связана с передовыми философскими системами, представлявшими реакцию на средневековую мистику и схоластику. Этими философическими системами были, в частности, рационалистическая теория Декарта и материалистическое учение Гассенди. Особенно большое влияние на формирование эстетических принципов классицизма оказала философия Декарта, объявившего разум единственным критерием истины. В теории Декарта материалистические начала, опиравшиеся на данные точных наук, своеобразно сочетались с началами идеалистическими, с утверждением решительного превосходства духа, мышления над материей, бытием, с теорией так называемых «врожденных» идей. Культ разума лежит в основе эстетики классицизма. Поскольку всякое чувство в представлении приверженцев теории классицизма было случайным и произвольным, то мерилом ценности человека служило для них соответствие его поступков законам разума. Выше всего в человеке классицизм ставил «разумную» способность подавить в себе личные чувства и страсти во имя своего долга перед государством. Человек в произведениях последователей классицизма — это, прежде всего слуга государства, человек вообще, ибо отказ от внутренней жизни личности закономерно вытекал из провозглашенного классицизмом принципа подчинения частного общему. Классицизм изображал не столько людей, сколько характеры, образы-понятия. Типизация осуществлялась в силу этого в виде образов-масок, которые являлись воплощением человеческих пороков и добродетелей. Столь же абстрактной была обстановка вне времени и пространства, в которой действовали эти образы. Классицизм был внеисторичен даже в тех случаях, когда он обращался к изображению исторических событий и исторических деятелей, ибо писателей интересовала не историческая достоверность, а возможность устами псевдоисторических героев вечные и общие истины, вечные и общие свойства характеров, якобы присущие людям всех времен и народов.
3.Особенности классицизма в России и его сторонники
В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции. Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом, чем такие основоположники этого литературного направления, как Корнель или Расин. Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм. Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей. Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях. Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы. Они стремятся создать художественную литературу и ее язык на национальных основах, придать ей свое, русское лицо, проявляют внимание к народной поэзии и народному языку. Наряду с общими особенностями, присущими как французскому, так и русскому классицизму, в последнем наблюдаются и такие черты, которые придают ему характер национального своеобразия. Например, это повышенный гражданско-патриотический пафос, значительно более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, меньшая отчужденность от устного народного творчества. Бытовые и торжественные канты первых десятилетий XVIII века во многом подготовили развитие разнообразных жанров лирики середины и второй половины XVIII столетия. Главное в идеологии классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки», — писал А.П. Сумароков. Государственный пафос русских классицистов — явление глубоко противоречивое. В нем отразились и прогрессивные тенденции, связанные с окончательной централизацией России, и вместе с тем — утопические представления, идущие от явной переоценки общественных возможностей просвещенного абсолютизма. Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.
3.1 Кантемиров А.Д.
Он жил в эпоху, когда только закладывались первые основы современного русского литературного языка; его сатиры написаны по доживавшей уже в то время свой век силлабической системе стихосложения, и тем не менее имя Кантемира, выражаясь словами Белинского, «уже пережило много эфемерных знаменитостей, и классических и романтических, и еще переживет их многие тысячи», так как Кантемир «первый на Руси свел поэзию с жизнью». «Симфония на Псалтырь» — первое печатное произведение А. Кантемира, но не первый литературный труд его вообще, что подтверждается авторизованной рукописью мало известного перевода Антиоха Кантемира под названием «Господина философа Константина Манассиса Синопсис историческая», датированного 1725 годом. В «Переводе некоего итальянского письма», сделанном А. Кантемиром только на один год позднее (1726), просторечие присутствует уже не в виде случайных элементов, а в качестве господствующей нормы, хотя язык и этого перевода был назван Кантемиром, по привычке, «славено-российским». Быстро совершившийся переход от церковнославянской лексики, морфологии и синтаксиса к просторечию, как норме литературной речи, который прослеживается в наиболее ранних произведениях А. Кантемира, отразил эволюцию не только его инди-иидуального языка и стиля, но также и развитие языкового сознания эпохи и становление русского литературного языка в целом. К 1726—1728 годам следует отнести работу А. Кантемира над не дошедшими до нас стихотворениями на любовную тему, о которых с чувством некоторого сожаления он писал потом во второй редакции IV сатиры. В этот период Антиох Кантемир проявляет усиленный интepeс к французской литературе, что подтверждается как названным выше «Переводом некоего итальянского письма», так и заметками Кантемира в его календаре 1728 года, из которых мы узнаем о знакомстве молодого писателя с французскими сатирическими журналами английского образца вроде «Le Mentor moderne», равно как и с творчеством Мольера («Мизантроп») и комедиями Мариво. К этому же периоду следует отнести и работу А. Кантемира над переводом на русский язык четырех сатир Буало и написание оригинальных стихотворений «О жизни спокойной» и «На Зоила». Ранние переводы А. Кантемира и его любовная лирика были лишь подготовительным этапом в творчестве поэта, первой пробой сил, выработкой языка и стиля, манеры изложения, собственного способа видения мира. Стихи из философских писем
Почитаю здесь закон, повинуясь правам;Впрочем, волен я живу по своим уставам:Дух спокоен, ныне жизнь идет без напасти,Всякий день искоренять учась мои страстиИ взирая на предел, так жизнь учреждаю,Безмятежно свои дни к концу направляю.Не скучаю никому, нужды нет взысканий,Счастлив тем, что сократил дней моих желаний.Тленность века моего ныне познаваю,Не желаю, не боюсь, смерти ожидаю.Когда вы милость свою ко мне неотменноЯвите, то я счастлив буду совершенно.
С 1729 года начинается период творческой зрелости поэта, когда он вполне сознательно сосредоточивает свое внимание почти исключительно на сатире:
Одним словом, в сатирах хочу состарети,А не писать мне нельзя: не могу стерпети.(IV сатира, I ред.)
Первая сатира Кантемира, «На хулящих учение» («К уму своему»), явилась произведением огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока; против невежества «в шитом платье», выступающего против преобразований Петра I и просвещения, против учения Коперника и книгопечатания; невежества воинствующего и торжествующего; облеченного авторитетом государственной и церковной власти.
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,Невежество знание уж местом посело;То под митрой гордится, в шитом платье ходит,Оно за красным сукном судит, полки водит.Наука ободрана, в лоскутах обшита,Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Вопреки предисловию к сатире, в котором автор пытался уверить читателя, что все в ней «в забаву написано» и что он, автор, «никого партикулярно себе не представлял», — первая сатира Кантемира была направлена против вполне определенных и «партикулярных» лиц, — это были враги дела Петра и «ученой дружины». «Характер епископа, — писал в одном из примечаний к сатире Кантемир, — хотя с неизвестного лица автором описан, однако много сходства имеет с Д***, который в наружных церемониях поставлял всю первосвященства должность». Высмеивая в сатире церковника, вся образованность которого ограничивается усвоением «Камня веры» Стефана Яворского, Кантемир недвусмысленно указывал на собственную идейную позицию — сторонника «ученой дружины». Созданным Кантемиром образам церковников соответствовали вполне реальные прототипы, и тем не менее это были образы-обобщения, они волновали умы, в них продолжали узнавать себя реакционные церковники новых поколений, когда имя Антиоха Кантемира стало достоянием истории и когда имена Георгия Дашкова и его соратников были преданы полному забвению.
3.2 Тредиаковский В.К.
Если Кантемир дал образцы русской сатиры, то Тредиаковскому принадлежит первая русская ода, которая вышла отдельной брошюрой в 1734 г. под названием «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (Данцига). В ней воспевалось русское воинство и императрица Анна Иоанновна. В 1752 г., в связи с пятидесятилетием со дня основания Петербурга, было написано стихотворение «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу». Это одно из первых произведений, воспевающих северную столицу России. Кроме победных и похвальных, Тредиаковский писал также «духовные» оды, т. е. стихотворные переложения («парафразисы») библейских псалмов. Самая удачная из них — парафразис «Вторые песни Моисеевы», начинавшийся стихами:
Вонми о! Небо, и реку,Земля да слышит уст глаголы:Как дождь я словом потеку;И снидут, как роса к цветку,Мои вещания на долы.
Очень проникновенными стихами являются «Стихи похвальные России», в которых Тредиаковский находит ясные и точные слова, чтобы передать и свое безмерное восхищение Отчизной, и тоску по родной земле.
Начну на флейте стихи печальны,Зря на Россию чрез страны дальны:Ибо все днесь мне ее доброты

УРОК № 4

М.В. ЛОМОНОСОВ. ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ (2 Ч.)

На изучение творчества М. В. Ломоносова отводится 2 часа.

Методическая подсказка

Данный вариант планирования предполагает знакомство учащихся с личностью писателя. В центре внимания учащихся будет личность Ломоносова и его историческая роль в развитии русской литературы и филологической науки.

Восьмиклассники будут знакомиться с литературной деятельностью писателя, выразительно читать и интерпретировать художественный текст, обсуждать проблемы, волнующие Ломоносова, работать с литературоведческими понятиями, обмениваться мнениями, давать оценку литературной деятельности и вкладу писателя в развитие литературы.

Основной материал, с которым проводится работа, – статья о писателе, вопросы и задания в рабочей тетради.

На первом уроке учитель может познакомить школьников с оценкой личности Ломоносова известными критиками и писателями, предполагающей дальнейшие вопросы к учащимся: чем Ломоносов заслужил такую высокую оценку?

Что вам известно о нашем великом соотечественнике?

Цитаты могут быть, к примеру, такими: «Ломоносов был не только поэтом, оратором и литератором, но и великим ученым. Обширная область естествознания сильно манила его пытливый ум» (В.Г. Белинский), «Современники могли только удивляться ему; мы судим, различаем и тем живее чувствуем его достоинство… Если гений и дарования ума имеют право на благодарность народов, то Россия должна Ломоносову монументом» (Н.М. Карамзин).

Учащиеся могут опираться на статью в учебнике, посвященную М.В. Ломоносову, «Личное и государственное в поэтическом творчестве Ломоносова». Рекомендуется перед этим уроком дать им статью для прочтения и ознакомления в качестве домашнего задания. Они должны отметить в ней основные вехи его творчества. Учащиеся обращают внимание на теоретические работы «Письмо о правилах российского стихотворства», «Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке», поэтические произведения – оды и трагедии; исследование в области системы нового языка, разработку теории «трех штилей», на особенности поэзии: поэзия государственных дел, призыв к правителям установить нужные и хорошие законы самим соблюдать их и подчиняться этим законам.

На данном этапе целесообразно разъяснить учащимся, что представляет собой жанр оды. Учитель отмечает, что оды чаще всего у Ломоносова написаны ямбом. Чтобы вспомнить, что собой представляет ямб, учитель может заранее подготовить строчки из стихотворений Ломоносова или других поэтов и дать учащимся задание определить размер данных строк и убедиться в том, что ямб – это стихотворный размер с ударением на последнем слоге в стопе, и определить особенность таких произведений (торжественность, восторженность речи), выполняя эту работу, учащиеся вспоминают, как определять размер стиха. В методических рекомендациях для 7 класса подробно рассматривается работа со стихотворными размерами. Обратитесь к этой статье прежде чем говорить о различных стихотворных размерах. Сказанное в ней относится не только к произведениям, включенным в программу в 7 классе: материал статьи вам будет полезен вплоть до завершения курса литературы в 11 классе.

Далее обращаемся к тексту «Оды на день восшествия…» (1747). Настало время для образцового учительского прочтения вслух. Учителю целесообразно самостоятельно прочитать учащимся отрывок из оды с пояснением некоторых устаревших слов и дать задание учащимся доказать, что это произведение написано именно ямбом.

Эта работа будет завершением первого урока.

Домашнее задание

Учащиеся отвечают на вопросы 4 и 5 в рабочей тетради

4. Вспомните, каковы особенности стихотворного размера ямб. Перечислите известные вам стихотворения, написанные ямбом, и запишите их авторов и названия.

5. Запишите определение:

Ода – это…

Читают статью о теории «трех штилей».

↑ Представители классицизма

На Западе

— Выдающимися представителями классицизма были французские драматурги П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер, баснописец Лафонтен.

В России:

Главными представителя классицизма были В.Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Сумароков, а ведущим жанром классицизма была ода, создателем которой считают римского поэта Горация (65-8 до н.э.), написавшего оду «Памятник».

Список литературы:

  1. Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика.
  2. Курилов A.C. О сущности понятия ≪классицизм≫ и характере литературно-художественного развития в эпоху классицизма // Русский и западноевропейский классицизм. Проза.
  3. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра.
  4. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Контекст
  5. Серман ИЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира.
  6. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе.
  7. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы.
  8. Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  9. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  10. О.И. Федотов. Основы теории литературы.

УРОК № 5

Второй урок по этой теме следует начать с проверки устного домашнего задания. В этом помогут вопросы рубрики «Решаем читательские задачи». Учащиеся говорят о том, что по теории «трех штилей» церковно-славянские слова делятся по трем стилям в зависимости от жанра произведения: высокий стиль – общие слова для церковно-славянского и русского языка (жанры: героические поэмы, оды);

Средний стиль – общеупотребительные слова (жанры: театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, описания памятных дел и благородных учений);

Низкий стиль – исконно русские слова (жанры: комедии, эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма, описания обычных дел).

Далее учащиеся отвечают на вопрос 3 в рабочей тетради, обобщают полученные теоретические сведения.

3. На чем основано, согласно теории Ломоносова, различие стилей, соотнесенное с системой различных жанров?

На следующем этапе урока целесообразно провести работу с текстом, обратившись к отдельным отрывкам из «Оды», с доказательством того, что это произведение высокого стиля и что оно носит торжественный характер и относится к поэзии государственных дел. Учащиеся определяют, к чему автор призывает императрицу, какие надежды возлагает на нее. Конечно, если кто-то из учеников подготовит краткую справку о том, насколько оправдались ожидания поэта, последовала ли императрица его призывам, это украсит урок, введет в него историческую нотку, покажет сложные взаимосвязи поэзии и реальной политической жизни, литературы и власти в России.

На завершающем этапе урока обобщаем разговор о Ломоносове и его заслугах перед филологией. Учащиеся отвечают на вопросы 1 и 2 в рабочей тетради.

1. Как назывались книги, посвященные созданию русского литературного языка в теории литературы?

2. Какие слова и научные выражения прочно утвердились в русском языке благодаря учениям Ломоносова?

Домашнее задание

Прочитать включенную в учебник «Оду» целиком, по желанию выучить понравившийся отрывок. Фонвизин. Недоросль (2 ч.)

Классицизм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и романтизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.

Высокие жанры:

  1. Ода;
  2. Трагедия;
  3. Эпопея.

Низкие жанры:

  1. Комедия;
  2. Сатира;
  3. Басня.

Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.

Замечание 1

Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.

В русской литературе классицизм господствовал во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Причиной этого стала европеизация русской культуры. Классицизм предшествовал всем другим литературным направлениям. Все они так или иначе строились с опорой на идеи классицизма, чаще всего отрицая их в своих догматах.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Классицизм в русской литературе 430 ₽ Реферат Классицизм в русской литературе 280 ₽ Контрольная работа Классицизм в русской литературе 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Классицизм превыше всего ставил понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часто в произведениях поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей.

Герои классицистических произведений обязательно на хороших и плохих, причём положительные не могли выглядеть уродливо. В произведениях обязательно соблюдалось правило трёх единств: единство времени, места и действия.

Классицизм интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

УРОК №6

Эстетические принципы комедии классицизма. Д.И. Фонвизин и его политическая сатира в «Недоросле». Положительные герои пьесы.

Вступительная беседа

Рассказ о творчестве Д.И. Фонвизина желательно начать с повторения сведений о классицизме.

Затем ученикам можно предложить вспомнить определение комедии (драматическое произведение, в котором изображаются жизненные положения или характеры, вызывающие смех) и комического (смешное в жизни и изображение смешного в искусстве), а также основные особенности комедии классицизма.

В свое время теоретики предложили такую классификацию комедии: комедия нравов, характеров, положений. Практика показала, что подобное разделение отчасти условно. Чем талантливее был автор, тем более органично сливались в его творении элементы. Именно таким автором был Д.И. Фонвизин, который еще в 18 веке сумел соединить комическое и трагическое. В.О. Ключевский, в статье «Недоросль Фонвизина», так описывал главную героиню комедии «Недоросль»: «Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически: в продолжение всех пяти актов пьесы с крепколобым, истинно скотининским терпением ни разу она не смигнула с той жестокой физиономии, какую приказал ей держать безжалостный художник во все время неторопливого сеанса, пока рисовал с нее портрет. Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка – по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, т. е. отвратительна – по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху; напротив, при одном виде этой возмутительной озорницы не только у ее забитого мужа, но и у современного зрителя, огражденного от нее целым столетием, начинает мутиться в глазах и колеблется вера в человека, в ближнего.»

Работа с материалами учебника

А.С. Пушкин писал в «Евгении Онегине»: «Волшебный край! Там в стары годы,/ Сатиры смелый властелин,/ Блистал Фонвизин, друг свободы». Почему А.С. Пушкин называет Д.И. Фонвизина «смелым властелином» сатиры и «Другом свободы»? Что вы о нем знаете? Как называлась первая комедия автора, которая принесла ему известность?

Почему комедия «Недоросль», написанная в 1782 году, прославила Д.И. Фонвизина на века?

(Отвечая на эти вопросы, учащиеся могут использовать материалы статьи учебника о Д.И. Фонвизине и его произведениях).

Методическая подсказка

Драму не только читают, но, прежде всего, ставят на сцене. Комедия Д.И. Фонвизина является драматическим произведением. Затруднительным при чтении любого драматического произведения всегда было отсутствие любых авторских оценок. Поэтому читатель (зритель) должен активно включаться в действие, самостоятельно давать оценку, видеть и слышать все происходящее на сцене.

Итак, обратимся непосредственно к комедии «Недоросль» В ней Д.И. Фонвизин выделяет несколько важных тем: тема чести и достоинства, тема назначения человека и его роли в жизни общества, тема воспитания молодого поколения, а также тема безнаказанности «зловредных» помещиков и др.

Познакомившись с героями комедии, условно разделим их, следуя эстетике классицизма, на положительных и отрицательных. Далее учащиеся переходят к более подробному рассмотрению положительных героев «Недоросля».

Вопросы и задания для обсуждения

1. Попробуйте сформулировать основной конфликт пьесы. (Борьба прогрессивных дворян с деспотичными, невежественными помещиками).

2. Перечислите всех положительных персонажей, которые оказались в поместье Простаковой, чтобы отстаивать свои взгляды. (Стародум, Милон, Правдин). Расскажите о каждом из них. (Правдин приехал по приказу наместника расследовать безобразия, творимые Простаковой, молодой офицер Милон, влюбленный в Софью, прибыл в поместье с полком солдат, Стародум же, приобретя в Сибири немалое состояние, возвращается к своей племяннице). Комедия «Недоросль» тесно связана с эстетикой классицизма. Поэтому было бы уместно обратить внимание учащихся на то, что все персонажи оказываются в одном месте и в одно время.

3. Среди образованных и здравомыслящих героев пьесы особо выделяется Стародум. Для Фонвизина, выросшего в «честной дворянской семье», честность была не пустым словом. Стародума Фонвизин считал «другом честных людей». Почему? (Стародум с детства усвоил наказ отца: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». Стародум оставил службу при дворе и отправился в Сибирь, где разбогател благодаря собственному труду «без подлой выслуги, не грабя отечества». Образ Стародума для Фонвизина был очень значим: устами этого «резонера» (так называли персонаж, которому автор поручал высказывать наиболее ответственные мысли в пьесе) писатель старается донести свои сокровенные мысли).

4. Рассмотрите сцены (действ.3, явл.1; действ.3 явл.2; действ.5, явлен.1), в которых положительные герои излагают свои взгляды. Можем ли мы утверждать, что эти сцены носят комедийный характер? Какие чувства они вызывают? (Автор в комедию включил некомедийные сцены, чтобы выразить новый просветительский взгляд на человека. Именно поэтому положительные персонажи «Недоросля» в основном ораторствуют, а не действуют на сцене. Этим Фонвизин проповедует прежде всего такие ценности личности, как патриотизм, понимание долга перед отечеством, гражданское мужество и т.д.)

5.В комедии есть «высокий женский образ – идеал девичества, добродетельный и лучезарный образ Софьи». Автор не случайно обращается к этому имени, София – матерь Веры, Надежды и Любви. Почему? (В этом имени «слышна нам некоторая печаль по утерянному, что прежде всегда было»…)

Домашнее задание

Найдите в тексте высказывания героев о служении Отечеству, о нравах при дворе, о знатности и богатстве, о достоинстве человека. Какие из них могут быть интересны и важны современному человеку?

2 урок. Отрицательные персонажи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Проверка домашнего задания

Восьмиклассники приводят примеры высказываний героев на предложенные темы. Высказывания Стародума, ставшие афоризмами, можно записать в тетрадь, объяснив их смысл . (Например, «…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек на все времена. На все прочее мода…»).

Методическая подсказка.

Традиционно, работая над «отрицательными» персонажами, учитель помогает учащимся осмыслить «реализм сатирического изображения» героев пьесы. Ученикам можно предложить вспомнить основные способы создания комического в пьесе и найти их в тексте.

В качестве примера можно назвать закон несоответствия мнимого истинному. Одним из первых в русской литературе мастерски использовал несоответствие в своих комедиях Д.И. Фонвизин. Так, героиня комедии «Недоросль», Простакова, всячески пытается показать гостеприимство своего дома и достоинства Митрофана, любезничая с Софьей и льстя Стародуму. Но долго играть она не в силах. Понимая, что Софья ускользает из рук, Простакова показывает свое истинное лицо. Г.Г. Красухин, долгое время возглавлявший газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), прокомментировал один из диалогов на своей странице в фейсбуке: «Вот разбираем мы фонвизинский «Недоросль». Доходим до сцены, где г-жа Простакова приказывает служанке Еремеевне дать «позавтракать ребёнку». Еремеевна отвечает, что Митрофанушка уже «пять булочек скушать изволил». «Так тебе жаль шестой, бестия?» – возмущена Простакова. Не жаль, но, по сообщению Еремеевны, Митрофан всю ночь маялся животом. Что же он съел, интересуются мать и дядя? «Да что! – вспоминает Митрофан, – солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть». «Ночью, – добавляет Еремеевна, – то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил». Для современного читателя эта сцена не звучит так гротескно-комично, как для зрителя XVIII века. Между тем, по воспоминаниям современников Фонвизина, зрители в голос рыдали, слушая Митрофанушку и Еремеевну. «Ломтик» Митрофанушки – это не что иное, как официальная кухонная мера – «ломоть», который означал кусок толщиной в палец или в дюйм (2,5 см), отрезанный во всё сечение солонины. Весит он примерно 200-250 грамм. Три ломтика, съеденные Митрофаном, – это 600-750 грамм солёно-вяленого, тяжёлого, трудно усвояемого мяса. «Подовый» – пирог. подовый – это испечённый на поду, т.е. на «дне» русской печи, прямо над горнилом (топкой). В конце XVIII века их пекли небольшими, но высокими; начиняли мясом с луком или капустой с яйцами. Тесто замешивалось крутое. Запекали на сковороде на говяжьем сале и кипятке. Вес одно такого пирога достигал фунта (409 грамм). Легко сосчитать, что, съев шесть подовых, Митрофан утяжелил желудок 2,5 килограммами мучных продуктов. Ну, а «кувшин» в то время был двух объёмов – на 3 или на 5 литров. Ясно, что, прикидывая раблезианский аппетит Митрофана, зрители, конечно, склонялись к пятилитровому «кувшинцу». Не забывайте: «Недоросль» – прежде всего комедия, и зрители обожали Фонвизина за его умение развеселить. Для современников многое в пьесе звучало куда смешнее, чем сегодня.

Вопросы и задания для обсуждения.

1. Учитель или заранее подготовленный ученик читает первую сцену 1 действия. Что смешного в этой сцене? О чем заставляет задуматься? (С самого начала пьесы мы знакомимся с семьей Простаковых. Митрофан примеряет кафтан. Крепостной Тришка вступает в спор с барыней и, прекрасно зная ее деспотичный характер, вступает с ней в спор. Тришка – самоучка, он понимает, что заказ лучше отдать настоящему портному. Прибежавший супруг вообще ничего не может сказать Простаковой, дабы не навлечь на себя гнев жены. А брат Простаковой , Скотинин, неожиданно хвалит кафтан, но лишь по причине предстоящего своего сговора с Софьей… В «Недоросле», как и в жизни, смешное существует рядом с серьезным, а иногда и с трагическим. Таким образом Д.И. Фонвизин отходит от основного правила классицизма, приближая комедию к действительности).

2. Прочитайте по ролям действие 3, явления 6, 7, 8 (уроки Митрофана) и действие 4 явление 8 (экзамен). Ответьте на вопрос учебника №1. Сформулируйте одной фразой жизненные интересы Митрофанушки (греч «похожий на мать»). Как они сформировались? К чему может привести такое воспитание? (Фраза эта всем известна: «не хочу учиться, хочу жениться». И принадлежит она Митрофану , любимому сынку госпожи Простаковой. Митрофан не просто болван – обжора, он всегда все выгадывает в свою пользу. Это дитя «деликатного сложения» ничем не обременено. Смех вызывают сцены, когда взрослый детина робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спину няньки Еремеевны. А сцены учебы и экзамена Митрофана поражают всех тупостью героя, который рассуждает о дверях, «котора прилагательна»… К сожалению, чрезмерная материнская любовь и забота приводят к предательству героя. В финале комедии, совершив всякие злодеяния ради своего ненаглядного дитяти, Простакова в надежде бросается к сыну. Но Митрофан ей отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»)

3. Попробуйте устно подготовить рассказ о Простаковой. Каково ваше отношение к ней? Многие исследователи творчества Д.И. Фонвизина считали образ Простаковой – самым «замечательным достижением». Почему? (Действительно, в образе Простаковой многие прежде всего видят невежество помещицы, ее уверенность в своей власти. Характер героини показан разносторонне. Она способна меняться в зависимости от обстоятельств. Обратите внимание на то, как грубо Простакова разговаривает с крепостными! А вот перед Стародумом она явно заискивает. Вряд ли надо доказывать, с какой нежностью и беззаветной любовью относится помещица к своему единственному сыночку, чем калечит его нравственно. Мы видим, как глубоко страдает Простакова, когда сын отворачивается от нее в финале пьесы. Ее образ вызывает сочувствие, несмотря на ее подлые поступки).

4. Попробуйте ответить на вопрос учебника: Какое место в системе персонажей пьесы занимает в комедии Скотинин? (Тарас Скотинин –тупой, циничный, упрямый крепостник. О себе он говорит: «как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь». Теплоту и нежность он проявляет только к свиньям, даже будущую жену Скотинин сравнивает со свиньями («для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку»). Узнав, что Софья богата, от жадности Скотинин готов уничтожить любого соперника, даже собственного племянника. При этом Скотинин, с его безотчетной любовью к свиньям, не просто смешон, но и отвратителен).

5. Обобщая изученное, учитель предлагает восьмиклассникам ответить на вопросы учебника:

– Широко известен исторический анекдот о том, что князь Потемкин, восхищенный комедией «Недоросль», сказал Фонвизину: «Умри, Денис, – лучше не скажешь!» Как вы понимаете эти слова?

– Как вы думаете, почему комедия заканчивается словами Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»

6. Для создания комического эффекта отрицательных персонажей Д.И.Фонвизин использовал говорящие имена и фамилии, сравнения с животными, разоблачения и саморазоблачения героев, а также создание комических ситуаций и речевые характеристики персонажей. Найдите в тесте примеры.

(Говорящие имена и фамилии: Митрофан – подобный матери (греч), Тарас (Скотинин) – приводящий в смятение (греч); сравнения с животными: Скотинин говорит, что хочет завести своих поросят, сравнивая их с детьми; Простакова сопоставляет себя с собакой, а Митрофана с щенком («Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто»); саморазоблачение: Простакова говорит о том, что пригрели у себя сироту Софью, Простаков проговаривается, что они надзирают за Софьюшкими имениями как за своими; Вральман, скрывающий, что был кучером, проговаривается: «Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. ПЫФАЛО, НЕ СОЙТУ НИ НА МИНУТУ С КОСЕЛ»; создание комических ситуаций: объевшегося Митрофана «схватило после ужина», драка Простаковой со Скотининым, урок математики, «экзамен» Митрофана и т.д.).

7. В конце урока учитель просит учащихся повторить эстетические принципы комедии классицизма. Всем ли требованиям классицизма отвечала комедия Д.И. Фонвизина? В чем новаторство драматурга?

Главные герои изображены объёмно, многосторонне, в пьесе звучат не только комические, но и драматические, а иногда и трагические ноты. Комедия Д.И. Фонвизина способствовала дальнейшему развитию русской драматургии.

8. Вот уже не одно поколение русских школьников читают произведения Д.И. Фонвизина. На фонвизинских сочинениях учились думать и писать А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Пришвин … Почему же пьеса Д.И. Фонвизина интересна людям каждой новой эпохи?

(Созданные драматургом персонажи остаются «живыми», потому что живы их пороки. Даже имя героя «Недоросля» Митрофана стало нарицательным. Многих фонвизинских героев и сейчас можно встретить в нашей жизни).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]