Основной смысл произведения
Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.
Поэт описывает взросление и формирование героев. Тарас специально отправляет сыновей на войну, чтобы закалить их, проверить, увидеть, на что они способны. Андрий, полюбив полячку, переходит на вражескую сторону и погибает, поскольку в выборе между любовью к Родине и любовью к девушке на первом месте находится девушка.
Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.
Доклад: Пейзаж и его роль в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.
В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.
Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как‑то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии. Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая‑то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что‑то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.
Художественные образы
Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:
- Тарас Трясыло.
- Наливайко.
- Остраница.
- Гуня.
- Лобода.
В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.
Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.
Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.
Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.
Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.
Популярные сочинения
- Сочинение Дикой из пьесы Гроза (Образ и характеристика)
Дикой в произведении «Гроза», действующее лицо, олицетворяющее «тёмное царство». Данный персонаж обладает властью среди городского населения, его ценят, потому что он — состоятельный коммерсант. - Сочинение по картине Виртуоз Богданова-Бельского (6 класс описание)
Следует отметить, что творчество данного художника характеризуется как реализм, отображающий все аспекты и тонкости сельского быта. Картина «Виртуоз» не является исключением. - Сочинение Что сказала мама (с прямой речью 4 класс)
В детстве у меня было очень много страхов. Упасть, поцарапаться, оплошать – всё это вызывало во мне дикий ужас. Но ничего из этого не могло сравниться с тем, что я чувствовал, когда наступала ночь
Описание природы
Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.
Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца» — у поэта все как бы нарисовано. Использованы ярчайшие краски. Их пестрота и многообразие просто ослепляют взор. Основной фон степи «зелено-золотой», при этом на него «брызнуло множество различных цветов».
Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.
Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:
- Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
- Зеленовато-золотая поверхность земли.
На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.
«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.
№1. Описание степи.
(С. 183-184 учебника)
Тарас Бульба, Остап и Андрий в степи
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Сравнение с главными героями
Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:
Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!
Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.
«Тарас Бульба» — это уникальное сочетание романтической и реалистической поэтики. Из романтического описания автора чувствуется высокая эмоциональность повествования, тем более блестяще проявляющаяся в картинах природы с их повышенной мощью, патетикой, яркостью метафор, неожиданностью сюжетных линий.
Примеры текста
В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».
Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».
Фразы, которыми описывает Гоголь природу:
- «ветер, обольстительный, как волны океана»;
- «далее, степь полностью курилась благовонием»;
- «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
- «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».
Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.
Степь в произведении Тарас Бульба
Николая Гоголя можно смело назвать великолепным художником, которому удавалось передать всю красоту и природу тех мест, которые он описывал. Природные особенности, благодаря красоте и изяществу своих слов и мыслей, он передавал настолько ярко, что она как будто бы оживала перед читателем. При этом данное описание не было осложнено тем, что это относилось к лирическим отступлениям, а, наоборот, оно дополняло целостность сюжетной картины. В данном великолепном произведении показывается нелегкий путь и выбор трех центральных персонажей, которые принимают индивидуальные решения, исходя из того, во что они действительно верят и что для них является ценным и важным. Стоит также сказать и о степи, которая в данном произведении была показана не простым местом, которое дополняет сюжетные моменты в нем. Здесь степь играет куда большую роль, это своеобразное место, где многие герои находят удовлетворение и покой.
Первый раз читатель сталкивается с описанием степных мест почти в самом начале второй главы в моменте, связанным с путешествием трех казаков в сторону Сечи. При этом интересной особенностью в данном описательном моменте является то, что автор старается показать мысли этих героев. Так, например, Тарасу, вспоминается его прошлое, и он думает о том, кого может встретить на своем пути. Также, в данном эпизоде, читатель знакомится с сыновьями Тараса. Остап показан жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком, который безумно предан своей родине. Он является чувственным и понимающим сыном, который в сцене прощания с матушкой, сильно волновался и переживал за нее. Андрий же показан как человек, которого больше беспокоили на тот момент больше личные чувственные моменты жизни – он грезил встретить на своем пути знакомую красивую девушку, чтобы напомнить ей о былых временах.
Крайне ярко и глубоко описываются детали степи, по которой продвигаются главные персонажи. Здесь она олицетворяет свободу и любовь к Родине данных персонажей, так как он говорит о том, что «степь принимает» главных героев, так как «убеждена» в том, что эти люди являются ее защитниками. Она показывается как место, в которой всегда царили свобода мысли, ведь считалось, что именно путешествуя по степи, человек задумывался о своих самых настоящих и искренних желаниях и мечтах. В целом описание степи дополняет сюжет тем, что читатель может понять, что это особое место, которое влияло на мысли персонажей, и давало им понимание того, правильно ли они поступали на протяжении последних лет.
Любовь к родной земле
В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:
- «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
- «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
- «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
- «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
- «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».
Н.В.Гоголь Образ степи в повести «Тарас Бульба» Выполнил: Фирсов Виктор. — презентация
Н.В.Гоголь Образ степи в повести «Тарас Бульба» Выполнил: Фирсов Виктор
Повесть «Тарас Бульба»
Черт вас возьми, степи, как вы хороши! В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами.
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Ничто в природе не могло быть лучше их.»
«Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений, по которому брызнули миллионы разных цветов.»
«Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки…»
«…желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою…»
«Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.»
«Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем.»
«…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…» «…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…»
«Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…» «Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…»
Образ степи для писателя – это образ матери-Родины, сильной, могучей и прекрасной. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее.
Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.