Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова


Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Общество

Когда-то, ещё подростком, Софья охотно смеялась вместе с Чацким над общими знакомыми. Ей тоже казались забавными «трое из бульварных лиц» и «тот черномазенький, на ножках журавлиных», дядюшка и тётушка, француз Гильоме. Но долгое время Чацкого рядом не было, а все эти смешные люди составляли её общество, её круг, семью. Она привыкла прощать их недостатки и ценить то хорошее, что в них есть.

Пытаясь развлечь подругу детства, Александр Андреевич совершает роковую ошибку. Нападая на родственников и знакомых Софьи, он невольно ранит и её. Словно в уютный домашний круг ворвался чужак и принялся всё громить. Героиня достаточно проницательна, чтобы понимать недостатки окружающих, и обладает подлинной мудростью, потому что научилась не осуждать людей.

Уважая правила общества, Софья безрассудно нарушает их, влюбившись в секретаря своего отца. Её чувства — дерзкий вызов нормам поведения. Если роман откроется, Фамусов отошлёт дочь в деревню, а сама она станет объектом язвительных насмешек и всеобщего негодования.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Сайт здоровой семьи

  1. Мотивы поступков Софьи

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков.
Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждений, энергией характера. Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…».

Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных моральных устоев фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и в отношениях с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.

Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное».

Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.

Мотивы поступков Софьи


Софья начертана неясно…

Как мы отмечали выше, образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно».

Гончаров, считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».

Белинский же, считая не реальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав се воспитание и жизненные обстоятельства.

Фамусов — вдовец, Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, побит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчании: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…».

Грибоедовская героиня, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг.

Исследователи отмечали, что внутренний мир Софьи, как и внутренний мир Чацкого, во многом определяется литературно-культурными стереотипами романтизма.

«Однако они представляют разные традиции в романтизме: за Софьей стоит мир баллад и «французских книг», за Чацким — мир Байрона. …Формальный конфликт стилей получает соответствие и на содержательном уровне любовной интриги: Чацкий и Софья мыслят на разных языках и не могут понять друг друга, в том числе, когда речь идет о любви».

Однако Софья выглядит неестественно и в отношениях с Молчалиным. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а она с легкостью обрисовывает характер своего избранника, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума… который скор, блестящ и скоро опротивит».

Само ночное свидание героев, эта чувствительная сцена — не что иное, как романтическое клише. Рассказ Софьи о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене является воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.

Чацкий же выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен, обвиняя ее в усвоении пошлой морали фамусовского мира.

Однако обвинение Чацкого несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей своего круга. Заметив Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с ним для нее невозможно.

Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь. Основным мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Недаром Молчалин обладает качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит».

Откровенная обида слышится в словах героини: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?» Отсюда и ее злословие («…не человек, змея»), ее сплетня о сумасшествии Чацкого. Именно так объясняли поведение Софьи многие исследователи.

Мы задумываемся, почему она не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Жива ли в душе ее привязанность к Чацкому? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Думается, мы не можем найти на него ответа в тексте комедии. Но обида и как следствие неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.

Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость — Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца, «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги…».

Молчалин же как таковой на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти».

Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.

Тем не менее, когда в финале Софья узнает всю правду о своем избраннике, это открытие становится для нес настоящей драмой. Она оскорблена и унижена, испытывает чувство стыда, горечи и разочарования.

Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость.

Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность

. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость.

Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность.

Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость.

Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Вывод

К Софье Фамусовой можно обратить много упрёков. Она лгунья: бессовестно обманывает родного отца. Она плохо обращается с Лизой: делает её поверенной своих сердечных дел, но в любой момент может резко отчитать, прикрикнуть. По её прихоти служанка не спит ночами, а днём ей вряд ли удаётся отдохнуть. Девушка не планировала клеветать на Чацкого, но рада воспользоваться случаем и ничего не делает, чтобы развеять слухи. Однако нельзя забывать, что Софья — дитя своего времени. Узость кругозора, стереотипы, владеющие её воображением — не личные недостатки героини, а качества, свойственные не одному поколению.

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» доказывает, насколько дворянство (его женская часть) ещё не готово к проникновению в общество передовых взглядов, к появлению людей, мыслящих по-новому. Проще говоря, для появления женщин вроде тургеневской Елены Стаховой время ещё не пришло.

Характеристика образа Софьи может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]