«Его место не в литературе, а в клинике душевных болезней»


История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 230070

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Суть

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Очень краткий пересказ сюжета романа Ф.М. Достоевского «Бесы»

Степан Трофимович Верховенский – дважды овдовевший мужчина средних лет, принимает предложение своей старой знакомой Варвары Петровны Ставрогиной, стать наставником и воспитателем для ее юного сына Николая.

Повзрослев, Николай Ставрогин отправляется в Петербург на учебу. А вскоре по родному городу начинают расползаться слухи о том, что там он ведет разгульный и безответственный образ жизни. Спустя несколько лет он возвращается домой, где на удивление всем производит впечатление воспитанного и благородного господина.

Однако, спустя совсем немного времени дебоширит и ведет себя неподобающе в обществе. Это поведение списывают на белую горячку и отправляют Николая на лечение. Поправившись, молодой человек уезжает в путешествие заграницу.

Там у юноши случается знакомство и дружба с Лизаветой Тушиной, дочерью старой подруги его матери. По приезде Лизы в город, Варвара Петровна понимает, что они с Николаем из-за чего-то поссорились.

Замечая, что между Николаем и ее воспитанницей Дашей завязалось общение, Варвара Петровна спешит выдать девушку замуж за Степана Трофимовича, опасаясь начала отношений между Дарьей и сыном.

В стране начинаются беспокойства, вызванные недовольством существующего порядка. И городок, где происходит действие романа – не исключение, там тоже растут революционные волнения.

В день губернаторского праздника всеобщее веселье омрачает убийство брата и сестры Лебядкиных и поджог на месте преступления. Многие в городе подозревают, что это дело рук Николая. Толпа, не разобравшись, отыгрывается на Лизе, оказавшейся в пекле событий в неподходящее время, обвинив ее в связи со Ставрогиным и убивая.

Члены революционной пятерки, под предводительством внезапно явившегося в город Петра Верховенского, родного сына Степана Трофимовича, убивают Шатова, бывшего местного революционера, из-за того, что он предал веру в их общие идеи и попытался изолироваться от общества. Бывший друг Шатова, Кириллов берет вину на себя, а затем, согласно собственно разработанной теории, совершает самоубийство. Петр, тем временем, спешит уехать заграницу.

В имении Скворешники Варвара Петровна и Дарья находят повешенного Николая и записку, в которой он просит никого не винить в своей смерти, он ушел самостоятельно.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

«Его место не в литературе, а в клинике душевных болезней»

5K 11 7 мин.

В январе 1871 года в журнале «Русский вестник» начал выходить роман Федора Достоевского «Бесы». Шестой роман большого русского писателя вызывал особый интерес публики тем, что был основан на недавних событиях — убийстве, совершенном в ноябре 1869 года членами революционного кружка, к моменту выхода романа ожидавшими суда. Реакция читателей оказалась бурной: автора называли реакционером и мракобесом и обвиняли в клевете на молодежь. Хвалил только Лев Толстой

Фото: Михаил Борисович Тулинов

Фото: Михаил Борисович Тулинов

1 Нынче ел в трактире с двумя пишущими, из которых один сообщает другому: «Вчера, говорит, был у М. Е. Щедрина — вот и великий талант; как человек, к прискорбию, разлагается, целый вечер все ругал то Тургенева, то Достоевского. Достоевского поносил и блаженненьким и юродивым, и так, говорю, целый вечер… Тяжело было слушать.

Николай Соловьев-Несмелов, писатель

2
Писатель создает целую галерею помешанных юношей… ни в одном из них не увидите ни образа, ни подобия живого человека, это какие-то манекены, и к каждому манекену нашит ярлык с означением характера бреда, которым он одержим.
Петр Ткачев, критик

3 Нечаевское дело есть до такой степени монстр, что не может служить темой для романа. Оно бы могло доставить материал для уголовного романа, узкого и мелкого, могло бы, пожалуй, занять место и в картине современной жизни, но не иначе, как в качестве третьестепенного эпизода.

Николай Михайловский, публицист

4
Сколько надо было носить в сердце неумолимых упреков совести — своих ли или воспринятых извне,— все равно,— для этого эшафота бессмысленных и до комизма нагроможденных мук.
Иннокентий Анненский, поэт

5 Фантастические призраки с нечеловеческой подлостью, глупостью и дикостью, им выведенные, ни в каком обществе не могли бы играть такой роли, какая им предоставлена в романе, не могли бы быть выразителями и представителями известного движения, носящего в себе нравственно-политическую подкладку.

«Санкт-Петербургские ведомости»

6 Эпиграфом к роману «Бесы» выбран евангельский рассказ об исцелении бесноватого, который, «исцелившись, сел у ног Христа», а бесы, бывшие в нем, вошли в свиней, кинувшихся в море… «Бесноватый» олицетворяет в этом случае у г. Достоевского Россию, которая тогда исцелится от всех недугов своих, лично нравственных и общественных, когда станет более христианскою по духу своему нацией (разумеется, в лице своих образованных представителей). Но и это весьма неясно… Какое же именно христианство спасет будущую Россию? На это мы в «Бесах» не найдем и тени ответа!

Константин Леонтьев, философ

7
Каждая глава романа есть новая мерзость, новый ужас, идущие crescendo; к счастью для читателей, эти ужасы отличаются таким пересолом, таким уродованием действительности, что под конец становятся смешны по своей карикатурности.
Дмитрий Минаев, поэт-сатирик

8 Фактически подробности «истории» и некоторые рассуждения отчасти заимствованы из одного недавнего процесса, отчасти созданы собственной фантазией г. Достоевского, иногда разыгрывающейся с целью усилить гнусность поведения и убеждений негодяя, полунегодяев и полуидиотов, иногда без всякой цели, единственно ради болезненно-мистических капризов и бредней автора.

Виктор Буренин, критик

9 Манера оживлять роман подробностями из действительной жизни, вчера только вычитанными в газетных корреспонденциях или стенографических отчетах судебных заседаний, не может считаться достойною подражания, хотя бы потому, что это своего рода плагиат.

«Голос»

10
Г. Достоевский, с его способностью наблюдать и анализировать преимущественно болезненные явления человеческой души, задался выследить роковое влияние новых идей на слабый ум и те нравственные изъявления, какие извращение этих идей производит в жалких, внутренне несостоятельных натурах, пораженных бессилием и бесплодием полуобразованности.
Василий Авсеенко, писатель и критик

11 Достоевский просто издевается над своими героями и заставляет их резать и вешать друг друга без всякого на то основания.

Аркадий Ковнер, писатель и критик

12
Если вы имели терпение дочитать до конца это произведение нашего когда-то чрезвычайно популярного беллетриста, то, кроме чувств досады и даже сильнее его, вы почувствуете сожаление, может даже грусть… Вам будет больно видеть падение писателя, без сомнения талантливого.
«Сияние»

13 Герои романа — невозможные монстры, которые выступают в качестве ехидных злодеев, умопотрясителей и извергов «новой идеи», порожденных будто бы сокрушительным духом времени, они действительно могут запугать воображение доверчивых замосковских подписчиков, которые поверят в их правдивость.

«Московские ведомости»

14
Дешевое глумление над так называемым нигилизмом и презрение к смуте, которой причины всегда оставляются без разъяснения,— все это пестрит произведения г. Достоевского пятнами, совершенно им несвойственными, и рядом с картинами, свидетельствующими о высокой художественной прозорливости, вызывает сцены, которые доказывают какое-то уже слишком непосредственное и поверхностное понимание жизни и ее явлений. С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева.
Михаил Салтыков-Щедрин, писатель

15 Тяжелое впечатление страшной безалаберности.

«Московские заметки»

16 Если дело касается помешательства, то это уж не искусство, а, так сказать, медицинское исследование; это не социальный роман, а трактат психиатрии, и его место не в литературе, а в клинике душевных болезней.

«Голос»

17
Николай Ставрогин — фигура с претензиями, но крайне тусклая. Он действует в качестве члена тайного «сладострастного» общества, «у которого маркиз де Сад мог бы поучиться».
Николай Михайловский, публицист

18 Слова все понимаю в отдельности, а к чему вот все сочинение клонится, хоть гром меня разрази — не постигаю.

«Искра»

19 Вот его некоторые фигуры, если хотите, они декадентские, но как все значительно! Достоевский искал веры и, когда описывал глубоко неверующих, свое неверие описывал.

Лев Толстой, по воспоминаниям Александра Гольденвейзера

20
Выводить в романе всем известных лиц, окутывая и, может быть, искажая их вымыслами своей собственной фантазии, это значит выдавать свое субъективное творчество за историю, лишая в то же время выведенных лиц возможности защищаться от нападок. Благодаря главным образом последнему обстоятельству я и считаю такие попытки недопустимыми для художника.
Иван Тургенев, по воспоминаниям Германа Лопатина

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Краткое содержание романа Ф.М. Достоевского «Бесы» подробно по частям и главам

Часть первая.

Глава 1. Вместо введения несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского.

Рассказчиком в романе «Бесы» выступает некий Антон Лаврентьевич Г-в, близкий друг одного из героев и непосредственный участник событий.

Действие происходит в губернском городе, в котором живет знатная и богатая дама – Варвара Петровна Ставрогина, занимающая отличное положение в обществе. Она умна и рассудительна, но иногда до крайности властна и своенравна.

По соседству со Ставрогиной живет Степан Трофимович Верховенский –мужчина, которому с годами удалось не потерять юношеской наивности. Несмотря на свою чрезмерную доверчивость, он был очень умен и проницателен. В губернском городе вокруг него собирался кружок либерально настроенных людей, которые были готовы его слушать.

Отношения между Варварой и Степаном были непростыми. Что-то между крепкой товарищеской любовью и мучительной ненавистью. Варвара Петровна испытывала к Верховенскому сильную, почти материнскую привязанность, но взамен ждала от него полного подчинения. Степан Трофимович пользовался попечительством своей влиятельной подруги, он уважал и, скорее всего, даже терпел ее, но тяжело переносил ее, время от времени впадающую в крайность, деспотизм.

Дважды овдовев и живя один, Верхоенский с радостью принимает предложение Варвары Петровны, и становится наставником и воспитателем для ее единственного сына Николая. Между героями завязывается настоящая крепкая дружба.

Глава 2. Принц Гарри. Сватовство.

Сильнее, чем к Верховенскому, Варвара Петровна была привязана только к Николаю – Принцу Гарри, как его называли в детстве.

Николай уже совсем повзрослел и уехал учиться в столицу, где дослужился до звания офицера, но из-за участия в дуэли был разжалован в рядовые. Почти сразу Николаю удалось выслужиться, но неожиданно он уходит в отставку и пускает свою жизнь на самотек.

После отъезда молодого человека по городку начали расползаться слухи о его щегольском и безответственном образе жизни – все это длилось на протяжении нескольких лет. И каково же было всеобщее удивление, когда Ставрогин вернулся в родные края в наилучшем виде, производя впечатление вполне приличного человека.

Однако, Николай быстро показал свое истинное «Я», совершив несколько скандальных и совершенно непозволительных в приличном обществе поступков. Он повздорил с почетным членом клуба и, схватив его за нос, протащил несколько метров, набросился и поранил губернатора, целует чужую жен Ставрогин был окрещен психически нездоровым и направлен в лечебницу. Поправившись, Николай поспешил уехать заграницу и побывать в разных европейских странах.

За границей Николай познакомился с Лизой Тушиной, дочерью давней приятельницы его матери. Вскоре Лиза вернулась в город, и Ставрогиной стало понятно, что они с Николаем крупно повздорили.

Одновременно с этим Варвара Петровна заподозрила взаимный интерес между сыном и ее воспитанницей Дашей Шатовой, которая путешествовала вместе с Лизаветой и ее матерью. Опасаясь того, что сын может жениться на Дарье, не подходящей ему по статусу, она собралась выдать девушку за Степана Трофимовича.

Глава 3. Чужие грехи.

Верховенский выслушал эту идею с некоторым опасением, но в то же время и с немалым воодушевлением. Сватовство было запланировано на ближайшее воскресенье.

Неожиданно появился инженер Липутин, старый знакомый Ставрогина и предупредил новоиспеченного жениха о том, что эта женитьба происходит совсем не из добрых помыслов, а чтобы скрыть что-то неприятное, напрямую связанное с Николаем.

Лизавета Тушина, подруга Николая, с которой они вместе путешествовали по Европе, тем временем тоже приехала в поместье – ее интересует Иван Шатов, в совершенстве владеющий несколькими языками.

Глава 4. Хромоножка.

К Ивану Павловичу у дамы чисто профессиональный интерес. Она собирается начать работу над книгой и ей необходима помощь. Шатов сначала проявляет отзывчивость, но позже, узнав о связи Лизы с Лебядкиным (он сватался к девушке в письме), решительно отказывается от сотрудничества.

Как-то раз возле собора Ставрогину останавливает стоящая на коленях Мария Лебядкина, она смотрит на даму то робким благоговейным взглядом, то глупо смеется и все норовит поцеловать Варваре Петровне руку. Ставрогина спрашивает у девушки, кто она и откуда, нужна ли ей помощь, а потом дает 10 рублей и приглашает к себе. К ним присоединяется Лизавета. Подходя к карете, Варвара Петровна замечает хромоту Марии, женщина бледнеет и меняется в лице. Всю дорогу она находится в задумчивости – недавно ей пришло письмо от неизвестного отправителя, в котором говорилось о некой тайне и о том, что Варваре Петровне следует обратить внимание на хромую незнакомку.

Глава 5. Премудрый змей.

В доме Варвару Петровну нетерпеливо ожидает Степан Трофимович – сегодня у него запланировано сватовство к Шатовой.

Мария Тимофеевна, только увидев Дашу, обвиняет ее в краже, якобы она передала сумму меньше, чем обещал Ставрогин. Хозяйка дома, разозлившись, встает на защиту воспитанницы. Тем временем в глазах Лизаветы всякий раз при виде Даши появляются огоньки злобы.

В усадьбу за сестрой заявляется Игнат Лебядкин. Он объявляет всем, что Мария сошла с ума, и, цитируя авторские стихи, намекает Варваре Петровне о страшной тайне, касающейся ее сына.

В это время, неожиданно для всех, домой из заграничного путешествия возвращается Николай Ставрогин, его сопровождает Петр Верховенский – молодые люди ехали в одном вагоне из Женевы. Пока Петр холодно здоровается с отцом, Варвара Петровна прямо спрашивает сына о его связи с Марией Тимофеевной. Николай вместо ответа целует у матери руку, аккуратно берет под руку Марию и отводит ее к карете.

Тем временем Петр рассказывает всем трогательную историю о том, как милосердный Николай Всеволодович помогал бесприютным Лебядкиным, Ставрогин внушил доверие Марии и так сильно поразил бедную Хромоножку, что та начала воображать Николая своим женихом. Он со скрытой угрозой просит подтвердить эту историю капитана Лебядкина, тот, испугавшись, говорит, что все это правда.

Варвара Петровна с облегчением умиляется такой доброте сына и, когда тот заходит в дом, просит прощения за незаслуженные упреки. Тем временем с Лизаветой что-то происходит – у нее начинается истерика, от избытка эмоций она падает в обморок. Шатов подходит к Ставрогину и дает ему пощечину, Николай Всеволодович хватает его, но тут же отпускает, после чего Иван беспрепятственно покидает дом.

Часть вторая.

Глава 1. Ночь.

По городу ползут слухи о том, что же происходит между Лизой и Ставрогиным. В то же время последний получает оскорбительное письмо от некого Гаганова, сына старшины, которого Николай, будучи не в себе, в шутку протащил за нос несколько метров. Гаганов решительно намерен стреляться, и Ставрогин ищет секунданта. Выбор падает на Алексея Нилыча.

Попутно Алексей Кириллов поведал товарищу свою идею. Она заключалась в избавлении от Бога и полного самосовершенствования путем самоубийства.

В этот же день Николай навещает Ивана Шатова и признается ему, что Марья на самом деле его жена, он согласился на свадьбу будучи пьяным, но пока ему удается это скрывать. Николай объяснил, что ударил молодого человека из-за того, что поступок Ставрогина по отношению к Лебядкиной его сильно разочаровал. Николай предупредил Ивана о том, что местные революционеры планируют убить его в отместку за то, что он предал их общие убеждения и практически полностью открестился от общества. Иван не придал этому предостережению большого значения.

Идя от Шатова, Николай встречает Федьку Каторжного – укрывающегося от закона преступника. Он, за определенную плату, готов оказать совершенно любую услугу. Однако, Николай отвечает, что это его не интересует и угрожает сдать Федьку властям.

Глава 2. Ночь (продолжение).

Капитан Лебядкин был трезв и постоянно пытался намекнуть шурину, что будет молчать о его браке с Марьей, если тот ему заплатит. Но Ставрогин объяснил, что скоро сам во всем признается. Марья была не в себе: кричала и хохотала, обзывая Николая самозванцем. Рассерженный молодой человек не стал этого долго терпеть и ушел.

Направляясь домой, он снова натыкается на Федьку, который снова озвучивает свое предложение. На этот раз Ставрогин ничего не говорит, а заливисто смеется и бросает мужчине кошелек с деньгами.

Глава 3. Поединок.

Вскоре состоялась дуэль Ставрогина и Артемия Гаганова, который не согласился на примирение и изъявил желание стреляться. Гаганов стреляет первым и все три раза промахивается – ему удается только задеть пулей палец противника да прострелить шляпу. Ставрогин трижды стреляет в воздух, объясняя это тем, что больше не хочет никого убивать. Соперники расходятся. Николай, очевидно, рассчитывал на свою гибель на дуэли, поэтому уезжает домой в плохом расположении духа.

Вернувшись с дуэли, Николай посещает Дашу и просит ее быть осторожнее, чтобы мать не узнала о том, что между молодыми людьми был роман.

Глава 4. Все в ожидании.

В городе узнают о благородном поведении Николая на дуэли и благодаря этому укрепляется его репутация чистой души человека.

Степан Трофимович Верховенский, поверив словам Липутина из местной революционной организации, всерьез забеспокоился о том, что женитьба, навязанная ему Ставрогиной, действительно скрывает какой-то нечистый замысел. Узнав об этом из писем Степана Трофимовича к сыну, Варвара Петровна была так возмущена, что объявила о прекращении любых взаимоотношений со старшим Верховенским, назначив ему при этом пенсионное жалование.

Глава 5. Пред праздником.

В городе, как и во всей губернии, стало неспокойно. Повсюду устраивали поджоги, оскверняли иконы, рабочие с ближайшей разорившейся фабрики стали открыто показывать свое недовольство.

В это время жена губернатора, Юлия Михайловна, решает устроить праздник для того, чтобы оказать поддержку бедным гувернанткам. А младший Верховенский начал плести собственные интриги. Обзаведясь расположением губернаторши, желающей раскрыть революционный заговор.

Глава 6. Петр Степанович в хлопотах.

Во время беседы с губернатором и его женой Петр выдал Шатова, Кириллова и других заговорщиков и попросил несколько дней, чтобы разузнать об остальных.

Затем Петр зашел к Николаю Ставрогину, предложив посетить заседание тайного сообщества. В это время у него присутствовал некий Маврикий Николаевич, влюбленный в Лизу, с просьбой взять девушку в жены. Этот человек был уверен, что девушка испытывает к нему нежные чувства и презирает одновременно. Николай отвечает ему, что уже женат на Лебядкиной.

Глава 7. У наших.

На собрании присутствуют около 15 человек, среди которых основные учредители и самые ярые борцы либерализма, так называемая «пятерка» Верховенского: Виргинский, Шигалев, Лямшин, Толкаченко и Липутин.

Мрачный профессор Щегалев высказывает свою идею о разделении общества на две неравные части: одна, которая значительно меньше, должна править, а та, что больше подчиняться.

Неожиданно Петр задал присутствующим провокационный вопрос: если бы они узнали о намечающемся политическом убийстве, совершили бы они донос? Все ответили отрицательно, но Шатов поднялся, оскорбил выступавшего и ушел с собрания. Петр на это и рассчитывал: он выбрал Ивана жертвой убийства, которое кровью скрепит его с сообщниками. Кириллов и Ставрогин тоже покинули собрание, отказавшись отвечать.

Глава 8. Иван-царевич.

Петр догнал их и посвятил в свои идеи о том, что планирует создать великую смуту, а затем представить народу спасителя Ивана-царевича в лице Ставрогина.

Николай не хотел его слушать, а после и вовсе обвинил в том, что Верховенский намеревается подтолкнуть Ставрогина к расправе над Лебядкиными, чтобы иметь над ним власть. Испугавшись, Петр умоляет товарища пойти на примирение и не выдавать никому его плана убийства Шатова. В замен он обещает самостоятельно решить вопрос с Лебядкиными и наладить отношения Николая с Лизой.

Глава 9. Степана Трофимовича описали.

К Степану Трофимовичу нагрянули чиновники. Обыскав его жилье, они нашли некоторые бумаги и прокламации и изъяли их. Мужчина был довольно сильно напуган, но собрав свое мужество и гордость в кулак, он решительно направился в гости к фон Лембке, где проходил праздник.

Глава 10. Флибустьеры. Роковое утро.

Недовольные рабочие фабрики нагрянули к губернатору. Тот счел это за мятеж и ужасно разозлился. Не вовремя пришедший объясниться, Степан Трофимович попал под его горячую руку, но Юлия Михайловна, возмущенная поведением мужа, пригласила старшего Верховенского к себе в салон, где уже собрались другие гости, в том числе Ставрогин и Лиза.

Когда разговор зашел о Лебядкиных, Николай решил, что пришло время во всем признаться и заявил, что уже пять лет женат на Хромоножке, что потрясло всех присутствующих.

Часть третья.

Глава 1. Праздник. Отдел первый.

Вскоре состоялся, организованный женой губернатора, праздник. Вечер начался с выступления известного писателя Кармазинова, читавшего свое сочинение о нигилизме. Выступил с обличительной речью и Степан Трофимович, объявивший Шекспира и Рафаэля выше социализма, а красоту – важнейшим условием существования человечества. Публика не поняла ни одного из выступающих и освистала.

Глава 2. Окончание праздника.

Не дожидаясь окончания праздника, Лиза уехала вместе с Николаем в семейное имение Ставрогиных, а ночью стало известно о жестоком убийстве брата и сестры Лебядкиных и о поджоге, который устроили недовольные рабочие.

Лиза и Николай провели вместе ночь. Наутро Ставрогин предложил девушке уехать с ним заграницу, но та отказалась. Раздосадованный молодой человек проговорился, что заплатил за нее жизнью, но Лизавета не придала значения этим словам.

Тем временем пришел Петр и рассказал о ночном происшествии. Ставрогину пришлось признаться Лизе в том, что он знал об организации убийства, но не осмелился его остановить.

Глава 3. Законченный роман.

В отчаянии девушка убежала и встретила преданного Маврикия Николаевича, который ждал ее всю ночь. Лиза и ее утешитель решили посетить место страшного ночного убийства. По пути они встретили старшего Верховенского, который собирался в путешествие – он поставил себе цель найти настоящую Россию.

На пожарище собралась толпа. Люди думали, что в случившемся виноват Ставрогин. Подошедшую Лизу узнали и решили, что она тоже причастна к смерти Лебядкиных, ведь она была в близких отношениях с Николаем. Кто-то из толпы ударил ее, а затем подключились остальные и стали наносить удар за ударом. Маврикий Николаевич хотел вступиться за возлюбленную, но не совладал с толпой – его тут же оттолкнули. Набросившаяся толпа забивает Лизавету до потери сознания, и вскоре девушка умирает.

Глава 4. Последнее решение.

Петр продолжает развивать ранее начатые интриги. Собрав пятерку своих сообщников, он сообщает, что Шатов собирается предать их, совершив донос, и предлагает расправится с Иваном за это. Заговорщики соглашаются, что это необходимо ради общего дела.

Затем Верховенский обращается к Кириллову, чтобы тот взял вину за убийство на себя, ведь он все равно собирается совершить самоубийство из личных помыслов. В доме Кириллова Верховенский натыкается на Федьку Каторжного. Эта нежеланная встреча приводит Петра в ярость, в гневе он выхватывает револьвер и целится в Федьку, но тому удается сбежать.

Верховенский загадочно заявляет, что больше преступнику пить не придется. На следующий день Каторжного находят с проломленным черепом. Липутин, сторонник Верховенского, удостоверился, что его покровитель обладает действительно большим могуществом и теперь намеревается бежать из города.

Глава 5. Путешественница.

Шатова навещает его бывшая жена, которая ушла от него несколько лет назад к другому мужчине. Она беременна и ей негде жить, поэтому девушка надеется на помощи у единственного близкого для нее человека. Шатов все еще испытывает к ней чувства, поэтому разрешает остаться. Ночью у несчастной начинаются схватки, и Иван отправляется за акушеркой, а позже даже помогает принять роды.

Тайно Шатов мечтает о спокойной и размеренной жизни простого рабочего человека. Ему хочется быть рядом с женой и ребенком, которого он назвал своим сыном. Но для начала нужно окончательно разобраться с прежней революционной жизнью.

Этой же ночью к Шатову заходит офицер Эркель из революционной пятерки и приглашает на собрание. Вместе они направляются в парк, где уже поджидает свита заговорщиков.

Глава 6. Многотрудная ночь.

Эркель занимает в «пятерке» место Шигалева, который является одним из главных организаторов нападения, но в последний момент наотрез отказывается от участия, посчитав, что так он отклонится от правильного пути.

Верховенский в упор стреляет в Ивана, а затем вся пятерка привязывает к телу камни в качестве груза и топит в пруду. После совершения убийства Петр направляется к Киррилову, чтобы проконтролировать его самоубийство и заставить написать предсмертную записку с признанием. Кириллов выполняет указание, а затем стреляет в себя.

Петр скоропостижно уезжает в Петербург, а затем и вовсе покидает страну.

Глава 7. Последнее странствование Степана Трофимовича.

В дороге Степан Трофимович встречает незнакомку и выдает ей всю историю своей жизни, а она в ответ приводит ему цитату из Евангелия, где говорится о бесах, изгнанных из человека и вселившихся в свиней.

После долгих странствий он находит свое последнее пристанище в крестьянской избе, где умирает от случившегося с ним приступа на руках у Варвары Петровны, примчавшейся к нему в последний момент. В последние минуты жизни он продолжает историю незнакомки и сравнивает Россию с тем самым одержимым из которого Иисус изгнал бесов.

Глава 8. Заключение.

Один из революционеров, Лямшин, не выдержав душевных мук, сдает всех участников преступления, кроме Петра Верховенского. Всех арестовывают, но Шигалеву, в последний момент передумавшему убивать Шатова, удается оправдаться.

Отчаявшийся Николай Ставрогин пишет письмо Дарье, в котором предлагает уехать в Швейцарию и искренне раскаивается. Дарью беспокоит такое известие, и она делится своими переживаниями с матерью Николая. Вместе женщины едут в Скворешники, где находят молодого человека повесившимся. Перед смертью юноша исповедовался у Отца Тихона и оставляет короткую записку: «Никого не винить, я сам…»

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Автор: Дарья Попова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]