Ванина Ванини — богатая итальянская княжна. У этой девушки пламенный взор и страстная душа. Будучи по происхождению аристократкой, она с презрением относится к молодым людям ее круга из-за их неспособности к великим поступкам. Но Ванина Ванини горячо влюбляется в молодого карбонария Пьетро Миссирилли, борца против тирании. Характеры героев нарочито «романтизированы». И Миссирилли, и Ванина Ванини — неотделимы от своего времени, и своеобразие их личной ситуации в конечном итоге порождено общественно-политической ситуацией в Италии. Происходит столкновение двух страстей, Пьетро и его возлюбленная даже в любви оказываются по разные стороны «социальной баррикады». Миссирилли, посвятивший себя революционной борьбе, и экспрессивная, энергичная Ванина Ванини — типично стендалевские герои. В своих страстях они романтически безрассудны, но их безрассудство — при всей схожести внешних проявлений — имеет различную природу. Миссирилли отдает себя в руки палачей из чувства долга, основанного на безграничной любви к родине, а Ванина Ванини, почти не колеблясь, предает товарищей Пьетро, чтобы безраздельно владеть сердцем любимого, удержать его возле себя. Но взамен она получает жгучую ненависть возлюбленного, который не может простить ей содеянного. Ванина Ванини обречена не понять своего возлюбленного. Стендаль поэтично и трагично показал, как далеко зашел эгоизм, ставший характеристикой того времени: образ Ванина Ванини это демонстрирует. Не удивительно, что произведение названо именем героини, чье «противодействие» обществу оказалось в конечном счете позой при проверке трагическими событиями времени. После разрыва с Пьетро Ванина Ванини быстро утешилась, выйдя замуж за другого. Миссирилли и Ванина Ванини — люди чуждых и враждебных миров.
Стендаль Фредерик (1783 – 1842) — французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Важнейшей задачей современной литературы Стендаль считал психологический анализ. В одном из аспектов — в плане специфики национальной психологии — он разрабатывает характеры и событийную коллизию в новелле «Ванина Ванини» (1829). В «Ванине Ванини» Стендаль обращается к итальянской тематике, которая всегда была его увлечением и своего рода отдушиной.
Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля. «Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. «Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини).
Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти – честолюбия (в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро Миссирилли). Стендаль изобрел истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги – это смертный приговор борцу за свободу родины.
Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждает героя – любимого и любящего – предпочесть родину любимой женщине. Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. «Несветскость» героини и объясняет оригинальность ее характера. Однако ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним.
Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложный сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако «зерно» сюжета – борьба венты карбонариев и ее гибель – подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остается реалистический принцип социально-временной детерминированности.
В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южная яркость ее передана указанием на сверкающие глаза и волосы, черные, как вороново крыло). Стендаль уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.
Италия XIX века. Аристократка влюбляется в пылкого молодого революционера, сбежавшего из тюрьмы. Их чувства взаимны, но юноше приходится сделать выбор между любовью и долгом Родине.
Весенним вечером 182… года банкир, герцог де Б. давал бал, на который были приглашены красивейшие женщины Рима. Царицей бала провозгласили Ванину Ванини, черноволосую девушку с огненным взором. Весь вечер за ней ухаживал молодой князь Ливио Савелли. Около полуночи на балу распространилась новость, что из крепости Святого Ангела сбежал молодой карбонарий.
Князь Аздрубале Ванини был богат. Оба его сына вступили в орден иезуитов, сошли с ума и умерли. Князь забыл их, а на свою единственную дочь Ванину гневался за то, что она отвергает самые блестящие партии.
Утром после бала Ванина заметила, что её отец запер дверь на лесенку, которая вела в комнаты на четвёртом этаже дворца, окна которых выходили на террасу. Ванина нашла на чердаке окошко напротив террасы, и увидела в одной из комнат раненую незнакомку. Князь Аздрубале навещал её каждый день, а потом уезжал к графине Вителлески.
Ванине удалось достать ключ от дверцы, которая вела на террасу. В отсутствие отца она стала посещать незнакомку, которая назвалась Клементиной. Она была тяжело ранена в плечо и грудь, с каждым днём ей становилось всё хуже, и Ванина решила послать за хирургом, преданным семье Ванини. Клементина не хотела этого. Наконец, ей пришлось признаться, что она не женщина, а сбежавший из тюрьмы карбонарий Пьетро Миссирилли. Он бежал, переодетый в женское платье, его ранили, и он спрятался в саду графини Вителлески, откуда был тайно переправлен в дом Ванини.
Узнав про обман, Ванина позвала врача. Сама она вошла в комнату Пьетро только через неделю. Миссирилли скрывал свои чувства за маской преданной дружбы, и Ванина боялась, что он не разделяет её любви. Однажды вечером она сказала, что любит его, и они отдались своему чувству.
Прошло четыре месяца. Раны Пьетро зажили, и он решил отправиться в Романью, чтобы отомстить за себя. В отчаянии Ванина предложила Пьетро жениться на ней, но он отказался, считая, что его жизнь принадлежит родине. Тогда Ванина решила ехать в Романью вслед за возлюбленным и там соединиться с ним навечно. Она надеялась, что между ней и родиной он выберет её.
В Романье на собрании венты Пьетро избрали её главой. Два дня спустя Ванина прибыла в свой замок Сан-Николо. Она привезла с собой 2000 цехинов, на которые Пьетро купил оружие. В это время подготавливался заговор, благодаря которому Пьетро был бы увенчан славой. Ванина чувствовала, что Пьетро отдаляется от неё. Чтобы удержать любимого, она выдала заговор кардиналу-легату и уговорила Пьетро уехать на несколько дней в Сан-Ноколо. Через несколько дней Миссирилли узнал об аресте десяти карбонариев и сам сдался в руки легата.
Тем временем князь Ванини обещал руку дочери князю Ливио Савелли. Ванина согласилась — князь Ливио был племянником монсеньора Катанцара, римского губернатора и министра полиции, используя его, Ванина надеялась спасти Пьетро. С помощью Ливио она узнала, что Пьетро содержится в крепости Святого Ангела. Она добилась повышения в должности своего духовника, аббата Кари, который был экономом в этой крепости.
Состоялся суд. Карбонариев приговорили к смертной казни, которую потом заменили тюремным заключением. Только для Миссирилли приговор остался неизменным. Узнав об этом, Ванина ночью проникла в дом Катанцара и с помощью угроз, лести и кокетства уговорила его оставить Пьетро в живых. Папа и сам не хотел обагрять руки кровью и подписал указ.
Вскоре Ванина узнала, что карбонариев перевозят в крепость Сан-Леоне, и решила увидеться с Миссирилли на этапе в Чита-Кастеллана. Преданный ей аббат Кари устроил свидание в тюремной часовне. На свидании Пьетро вернул Ванине её слово. Он мог принадлежать только родине. В исступлении Ванина призналась Пьетро, что это она выдала заговор легату. Петро бросился к ней, чтобы убить цепями, в которые был закован, но его удержал тюремщик. Совершенно уничтоженная, Ванина вернулась в Рим.
Мировоззрение Стенд.формировалось под воздействием франц.просветителей. Первым его учителем был Руссо. Именно от него еще в юности писатель воспринял преклонение перед естественностью, чувствительностью и добродетелью. Большое влияние оказал на Стенд.Гельвеций, с трактатом «Об уме», ему оказались близки идеи утилитаризма и сенсуализма, сведению всех действий человека к удовлетворению эгоистических желаний, к поискам счастья, утверждение страстей как главного двигателя личности и ума как основного его очарования. Гельвеций учил его проверять свои суждения ощущениями и опытом. Эпическая система Стенд., основанная на утилитаризме, вместе с тем оказывалась в высшей степени гуманистической. Идея личного счастья сочетается у него со счастьем окружающих. Общество писатель воспринимал в постоянном и революционном развитии. Он ставил в один ряд тиранию с религией. Государство социального неравенства, по его мнению, развращало привилегированные слои общества, лишая выходцев из 3-го сословия возможности реализовать свои таланты. Интересовался политикой. В центре эстетики Стендаля – человек, человеческий характер. Убежден, что нет ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей. Для него важно заметить и исследовать не только сам сложившийся характер, но и пути и причины его становления. Описывает свой принцип отражения действительности, обращаясь к образу зеркала.
Стендаль, называя новое искусство романтическим, по существу дает программу реалистического искусства. Убежден, что идеал красоты исторически обусловлен, он развивается вместе с развитием общества. Красота для него не существует без духовности. Не случайны поэтому специфические «портреты» персонажей его романов, где в лучшем случае обрисованы глаза, а все остальное внимание обращено на выражение лица, на описание черт характера и духовных потребностей личности. В понятие духовной красоты Стендалем включаются также энергия, честолюбие, долг, воля и способность испытывать страсти. Удовлетворение страсти – в самых разных областях – может сделать человека счастливым. Считая, что страсть управляет человеком, Стендаль с особенной тщательностью исследовал тему любви. Предлагает классификацию: «страсть-любовь» и «страсть-честолюбие». Первая – истинная, вторая рождена лицемерным и честолюбивым 19 веком. Первую испытывает госпожа де Реналь, страдания второй ведомы Матильде де Ла-Моль. Чувства Жюльена к госпоже де Реналь – это страсть-любовь, с Матильдой его связывает страсть-честолюбие. На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы строится психологизм Стендаля.
Изображая человека и мир вокруг него, Стендаль считает необходимым обязательно обращать внимание на детали, но детали у него касаются либо самого процесса мышления, либо это вдруг всплывшие в сознании и зафиксированные в состоянии крайнего возбуждения предметы внешнего мира. Важны детали и действие, но эти детали и действие всегда соотнесены с реальностью, со своим собственным жизненным опытом.
Новелла «Ванина Ванини, или Некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области» (1829). В самом названии писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). В новелле намечены конфликты страсти-любви, страсти-честолюбия (в душе Ванини). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро); стендаль изобразил истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги,- это смертный приговор борцу за свободу родины. Создавая почти романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль, как реалист, строго детерминирует черты его личности: странность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя автор объясняет и то, что после поражения он становится религиозным и считает любовь свою к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждений героя заставляет его – любимого и любящего – предпочесть родину любимой женщине. Ванина Ванини выше всего ценит свою любовь. Она у Стендаля умна, выше своей среды по духовным запросам. Однако всей ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев.
В новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим оказывется реалистический принцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показал себя мастером новеллы: он краток в создании портретов, он уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной для жанра неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.
В 20-е гг. Стендаль создает не-сколько произведений, свидетель-ствующих о стремительном разви-тии реалистического дарования писателя. Среди них особое место занимает новелла «Ванина Ванини», написанная в 1829 г. Героем этой новеллы стал заговорщик-карбонарий — один из тех, кого пи-сателю не раз доводилось встречать в свою бытность в Италии. Это страстный рассказ о любви и смер-ти, о долге и личном счастье.
Сын деревенского лекаря Пьетро Миссирилли — борец за освобождение своей родины от чужеземных захватчиков. Это цельная, чистая, бескомпромиссная и героическая личность.
Ванина Ванини — девушка из богатой аристокра-тической семьи, образованная и обладающая сильным характером. Она смела, энергична, своенравна и умна.
Стендаля всегда привлекали сильные и цельные характеры. Исключительность Пьетро и Ванины, их одержимость и страсть внешне сближают героев писателя с героями произведений романтиков. Так-же необычайны и романтичны обстоятельства, при которых встречаются герои Стендаля. Ванина само-отверженно ухаживает за раненым Пьетро, бежав-шим из заключения в женской одежде. Молодые люди влюбляются друг в друга, и Ванина свято верит, что никто и ничто не может помешать их счастью. Ванина не в состоянии оценить величие тех жертв, на которые способен пойти Пьетро ради освобождения родины. Она достаточно проницатель-на и хорошо понимает обреченность борьбы карбо-нариев. Готовая на любые жертвы ради любимого человека, она всем существом протестует против бессмысленной, с ее точки зрения, жертвы Пьетро. Так счастье двух любящих друг друга людей, по-раз-ному понимающих смысл жизни, трагически обре-чено. Поэтому их встреча изначально предвещает роковую развязку. Материал с сайта
Возникающие психологическая и политическая коллизии являются наиболее драматическими момен-тами повествования Стендаля. Однако, в отличие от романтиков, писатель фокусирует внимание читате-лей на решающем значении той среды, в которой выросли его герои. Стендаль показывает, какая не-преодолимая стена возникает между ними на почве разного социального происхождения и разного соци-ального представления о долге, чести и родине. До-стоверные психологические подробности четко опре-деляют поведение героев. Надеясь вернуть любимого, отнятого у нее заговором патриотов и сознательно обрекаемого себя на смерть, Ванина не колеблясь, без тени смущения идет на предательство во имя любви. И терпит нравственное поражение. Любовь Пьетро к Ванине оборачивается жгучей ненавистью.
Композиционно четкая, захватывающая остротой сюжета, трагически героическая новелла Стендаля «Ванина Ванини» является одной из признанных вершин французской новеллистики XIX в.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- композиционные особенности ванины ванини
- стендаль ванина ванини критика
- нравы и эпоха в новелле ванина ванини
- пармская обитель анализ
- анализ новеллы стендаля ванина ванини
«Ванина Ванини», художественный анализ новеллы Фредерика Стендаля
Семилетнее пребывание в Италии, наличие двух друзей-карбонариев и начавшееся в 20-х годах XIX века преследование сторонников национального освободительного движения не могло не отразиться в творчестве Стендаля. Новелла «Ванина Ванини» стала литературным мостиком между реальностью и вымыслом, историей и фантазией. В ней писатель проявил себя и как невероятный романтик, и как уже зарождающийся реалист. Сочетание двух литературных направлений позволило Стендалю показать внутреннюю трагедию двух молодых людей, охваченных разнонаправленными страстями: любовью к человеку (княжна Ванина Ванини) и любовью к Родине (бедный карбонарий Пьетро Миссирилли). Сюжет новеллы основан на реальном историческом событии – борьбе венты (одной из ячеек организации по освобождению Италии от иностранного владычества) карбонариев и её гибели. Движущей силой сюжетой явился человеческий (женский) характер – страстный, гордый, желающий добиться своего любой ценой. Композиция новеллы – классическая для романтических произведений данного жанра. В начале даётся экспозиция – бал во дворце герцога Б., во время которого читатель знакомится с красавицей-княжной Ваниной Ванини и узнаёт новость о побеге из тюрьмы Святого Ангела одного из заключённых. Предзнаменованием будущих событий становится ответ главной героини на вопрос племянника губернатора – Ливио Савелли о том, кто бы мог понравиться ей: «Молодой карбонарий… По крайней мере он что-то совершил, а не только дал себе труд родиться». Завязкой сюжета служит взаимная влюблённость главных героев – Ванины Ванини и Пьетро Миссирилли, показанная в развитии и снабжённая как описанием характеров персонажей (гордая, честолюбивая, страстная, презрительно относящаяся к людям, стоящим ниже её по духовному развитию – Ванина и обладающий сильно развитым чувством собственного достоинства – Пьетро), так и психологией развития отношений (первоначальная холодность княжны, дружеское обращение карбонария, специально не говорящего о любви, чтобы разжечь страсть в душе девушки, быстротечная ненависть Ванины, закончившаяся вспышкой любовного признания). Страстность, лежащая в основе характеров главных персонажей, обусловлена их национальностью – горячей, южной итальянской кровью. Подобная социальная детерминированность указывает на реалистичность художественных образов, но во всём остальном герои остаются романтиками. Характер Ванины Ванины практически не претерпевает изменений: охваченная страстью она готова на всё ради любимого – поддержать его деньгами и оружием, погубить ради него свою честь, послать на смерть его друзей и спасти его от неминуемой смерти. Пьетро Миссирилли не столь статичен в своём отношении к жизни: любовь к прекрасной княжне становится всего лишь промежуточным этапом в его «карьере» карбонария – человека, отдавшего своё сердце на служение Родине. Поняв, что мысли, устремлённые к любимой женщины, мешают его политическим начинаниям, Пьетро постепенно отдаляется от Ванины, а когда его последняя вента оказывается преданной, он и вовсе решает, что причина всех его неудач – в греховности подобной любви. Конфликт новеллы обнаруживается в предательстве Ванины Ванини, совершённом во имя любви: желая привязать Пьетро к себе, она сдаёт его товарищей по оружию кардиналу-легату, обнаруживая тем самым полнейшее безразличие к личным и духовным интересам своего возлюбленного. Развязка конфликта, кажется, длится бесконечно: Ванина Ванини мучается угрызениями совести; приходит в ужас от того, что её замысел пошёл во вред Пьетро, решившего сдаться и быть вместе со всеми; пытается узнать последние новости о судьбе молодого карбонария; расставляет в ключевых местах своих людей (в доме губернатора и тюрьме Святого Ангела); шантажирует Савелли-Катанцару смертью, чтобы спасти любимого. На решающем свидании в тюремной часовни Ванина Ванини признаётся Пьетро в совершённом, но оказывается брошенной ещё за долго до роковых слов: даже не зная о том, что сделала его возлюбленная, карбонарий уже понял всю тщетность попыток совместить любовь к женщине с любовью к Родине, заменить же одну на другую он не мог никогда. Заканчивается новелла, как и положено этой жанровой форме, неожиданно: в то время как Пьетро ведёт себя, как отчаянный патриот, готовый убить любимую женщину за предательство товарищей и Италии, Ванина Ванина – неизменно страстная и готовая пойти на всё ради своего возлюбленного, возвращается в Рим и выходит замуж за Ливио Савелли. Её страстная мольба к Богу и данный романтический обет – покарать предателя (то есть, саму себя) взамен на спасённую жизнь Пьетро – остаётся невыполненным. Тем самым Стендаль вновь утверждает реалистическое начало действительности, в которой Ванина Ванини любит лишь до тех пор, пока ей есть за что сражаться. Проиграв на «поле чувств», она вновь возвращается в привычное её сословию состояние благовоспитанной девушки, выбравшей наиболее выгодную партию среди женихов (Ливио – племянник губернатора Рима и министра полиции). О судьбе Пьетро Стендаль не говорит ничего, да это и не нужно, поскольку главный герой всё сказал о себе сам: он будет либо сражаться за свободу Италии, либо закончит свою жизнь в тюрьме. Другой судьбы у молодого патриота нет!
Похожие статьи:
Анализ стихотворений Бодлера → «Соответствия», анализ произведения Бодлера
Анализ произведений Бунина → «Ворон», анализ рассказа Бунина
Анализ произведений Бунина → «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
Анализ произведений Бунина → «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
Анализ произведений Брехта → Мамаша Кураж и ее дети, анализ