Особенности комедии «Горе от ума» (конспект лекции)


Преемственность традиций пьесы

Пьеса А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума» отразила традиции и опыт русской литературы, накопленный ею на предыдущем этапе своего развития. Заслуга Грибоедова в том, что он свел воедино, объединил и обогатил эти традиции. Возникновение комедии «Горе от ума» подготовили:

✓ комедия Фонвизина «Недоросль», с которой «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• сатирический характер;

• протест против крепостничества;

• критика придворной знати и дворянства;

• создание типичных, широко распространенных образов и явлений;

• реалистическое изображение характеров;

• подчинение любовной интриги общественному столкновению;

• реалистичность речи;

✓ творчество Радищева, в частности «Путешествие из Петербурга в Москву», с которым «Горе от ума» роднит описание отношения помещиков к своим крепостным и отношение крепостных к своим хозяевам;

✓ произведения Карамзина, с которыми «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• поэтизация старых времен и презрение ко всему новому;

• скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов;

✓ творчество Крылова, с которым «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• пафос защиты национальной культуры;

• критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения;

• басенная иносказательность, юмор и народность языка;

Своеобразие композиции комедии «Горе от ума»

Композиция комедии «Горе от ума» очень специфична, и ее отличают следующие особенности:

✓ противостояние двух групп персонажей (группа, во главе которой стоит Чацкий, и группа Фамусова), что обусловливает своеобразие конфликта пьесы;

✓ развернутость экспозиции, в которой отсутствует главный герой (появляется в пьесе не сразу);

✓ особая значимость каждого персонажа второго и третьего планов, включая внесценических, что впоследствии найдет свое отражение в пьесах А.Н. Островского;

✓ симметрия построения, что проявляется в следующем:

• разделение четырех актов на две части, где в первой доминирует любовная интрига, а во второй — общественный конфликт, при этом обе интриги присутствуют на протяжении всей комедии, но одна доминирует над другой;

• различное, неодинаковое количество явлений в каждом акте;

✓ множество монологов, которым отводится большая роль в комедии;

✓ важная функция сплетни, скрепляющей все сюжетные линии пьесы в одно целое, и эта сплетня в течение всей комедии растет и развивается, обрастая новыми, порой противоречащими друг другу подробностями.

Жанр комедии

Комедия «Горе от ума» имеет следующие жанровые особенности:

✓ самим Грибоедовым названа комедией, и это впоследствии подтверждено Пушкиным;

✓ представляет сложность в определении точного жанра пьесы по следующим причинам:

• различия критериев комического у разных исследователей;

• различные подходы к пониманию финального прозрения Чацкого и Софьи;

✓ с точки зрения видовой определенности является сатирической комедией, так как содержит в себе сатирическое осмеяние героев и ситуаций, освещенных в комедии;

✓ является общественной комедией, так как в ней доминирует не любовный, а общественный конфликт, отражающий противоречия и конфликтность «века нынешнего» и «века минувшего»;

✓ является высокой комедией (по определению А.С. Пушкина), т. е. она основана не только на смехе, но и на развитии характеров;

✓ является комедией характеров и нравов, так как в ней преобладает комизм характеров и в меньшей степени — комизм положений и ситуаций;

✓ является комедией в стихах;

✓ содержит в себе «своеобразное сочетание отдельных жанровых признаков высокой, общественной сатирической комедии в стихах, сценической поэмы и драмы».

Проблематика произведения

При анализе стоит разобрать проблематику произведения.

Автор поднял проблемы, которые до сих пор волнуют общество:

  1. Спор поколений. Грибоедов пытался показать, как отличается старое дворянство от нового. Он надеялся, что молодое поколение сможет преобразить мир, который погряз в жестокости и лжи.
  2. Нравы дворянства. Писатель демонстрирует дворянское общество с худшей его стороны. Автор считал, что фамусовское общество полностью состоит из разврата, лжи и жестокости. Люди, которые составляют бо́льшую часть дворянства, являются паразитами, удовлетворяющими только свои низменные потребности.
  3. Развитие страны. На протяжении произведения некоторые герои рассказывают о своих знакомых, которым не нужна светская жизнь, поскольку они решили посвятить себя науке и искусству. Такое преображение в стране даёт понять, что ни Фамусов, ни Скалозуб уже ничего не смогут поделать с переменами.
  4. Образование. Автор положительно относится к людям, которые занимаются образованием и хотят открывать для себя что-то новое. Дворянство, высмеивающее людей науки, он отвергает.
  5. Судьба. Главный герой надеялся, что сможет жениться на Софье и прожить с ней счастливую жизнь. Однако его планам не суждено сбыться.
  6. Любовь. Грибоедов учит читателей, что нельзя слепо отдаваться любви. Если, не думая, идти на поводу у чувств, то можно повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  7. Идеалы декабристов. В произведении представлены традиции декабристов, выступавших за отмену крепостного права и демократизацию российского общества. Автор высмеивал дворян и поощрял мировоззрение и цели Чацкого, который выступал за прогресс в стране.

Художественный метод комедии

Комедия «Горе от ума» представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений:

✓ классицизм;

✓ романтизм;

✓ реализм.

Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:

✓ рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;

✓ единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);

✓ пятиактное строение пьесы;

✓ деление героев на положительных и отрицательных;

✓ «говорящие» фамилии персонажей;

✓ несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).

Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:

✓ трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:

• противопоставленность всему окружающему его миру;

• приподнятость над бытом;

• вера в силу убеждения;

• возвышенность и мечтательность натуры;

• проявление бурного темперамента в поведении;

• ощущение одиночества в конце комедии;

✓ авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;

✓ использование дорожной темы в поэме;

✓ обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

Художественное своеобразие «Горя от ума»

Особенности творческого метода

В аспекте творческого метода «Горе от ума» можно определить как реалистическое произведение с чертами классицизма и романтизма.

Традиции классицизма

В эпоху Грибоедова классицизм как литературное направление себя исчерпал. Всё же автор «Горя от ума» следовал некоторым традициям классицизма.

Грибоедов соблюдает в своем произведении принципы единства места и единства времени: действие комедии происходит в одном месте (в доме Фамусова) в течение одних суток. В то же время автор отступил от принципа единства действия: любовная интрига осложнена идейным конфликтом.

Автор делит персонажей на положительных и отрицательных. Между тем и этот принцип соблюдается не очень четко. Например, Софью трудно однозначно отнести к положительным или отрицательным героям.

Персонажи наделены традиционными амплуа. Молчалин – первый любовник. Чацкий – герой-резонер и одновременно неудачливый любовник. Софья – невеста. Фамусов – отец невесты. Скалозуб претендует на роль жениха. Лиза – хитрая служанка.

У большинства действующих лиц говорящие фамилии или имена-характеристики: «Фамусов» («fama» означает по-латински «молва», «Фамусов» – «известный», «знаменитый»), «Скалозуб», «Молчалин», «Тугоуховские», «Репетилов» (от французского слова «répéter» – повторять). Фамилия «Чацкий» напоминает нам о Чаадаеве – историческом лице, ставшем одним из прототипов главного героя комедии.

Кроме того, в произведении велика роль монологов; язык «Горя от ума» афористичен. Хотя комедия в целом написана вольным ямбом, в ней преобладает александрийский стих(шестистопный ямб с цезурой в середине стиха). Всё это также свидетельствует о влиянии на Грибоедова традиций театра классицизма.

Черты романтизма

Влияние романтизма на Грибоедова было менее значительным, чем влияние классицизма.

Как известно, в основе романтизма лежит утверждение авторского идеала в его противопоставлении действительности. Высокие идеалы Чацкого, близкие автору, противопоставляются в «Горе от ума» недостойной жизни московского дворянства.

Кроме того, в «Горе от ума» звучат такие романтические мотивы, как одиночество, странничество, изгнание. Например, Чацкий предстает перед нами как одинокий боец за правду, не понятый окружающими. Странствие главного героя, предшествующее сценическому действию, разрыв с обществом, изгнание его из общества в конце действия – все это сближает его с романтическими героями.

«Горе от ума» как реалистическое произведение

В целом же «Горе от ума» – реалистическое произведение. Его отличают такие черты реализма, как историзм, типизация персонажей, психологизм, живой разговорный язык.

Так, комедии Грибоедова свойствен глубокий историзм: здесь отражены многие реалии эпохи конца 1810-х – начала 1820-х годов, а главное – выявлен основной общественный конфликт того времени – противостояние между либеральным и консервативным дворянством.

Кроме того, характеры действующих лиц «Горя от ума» далеко не исчерпываются их традиционными амплуа, пришедшими из театра классицизма. Персонажи комедии представляют собой яркие конкретно-исторические типы.

Например, Чацкий интересен нам не только своим амплуа героя-резонера или неудачливого любовника. Это прежде всего тип оппозиционно настроенного молодого дворянина преддекабрьской эпохи. Фамусов выступает не только как отец невесты, но и как крупный чиновник и одновременно барин-крепостник, придерживающийся консервативных взглядов. Молчалин действует не только как первый любовник, но и как чиновник-бюрократ, жизненные принципы которого – «умеренность и аккуратность». Значение Скалозуба тоже не исчерпывается ролью потенциального жениха. Это аракчеевский офицер, тип военного, характерный для последних лет царствования Александра I.

Кроме того, реализм комедии проявляется в глубокой психологической разработке характеровгероев, в особенности Чацкого и Софьи.

Наконец, о реализме произведения свидетельствует богатство языка персонажей, максимально приближенного к разговорной речи московских бар и слуг.

Жанровое своеобразие

«Горе от ума» обычно определяют как комедию с чертами психологической драмы.

В «Горе от ума», как и в большинстве комедий, мы находим сатирическое изображение общественных нравов, отрицательных характеров.

Вместе с тем комедия Грибоедова имеет и свои специфические черты. «Горе от ума» – это, во-первых, бытовая комедия, так как здесь драматург воспроизводит многие стороны жизни московского барства: воспитание молодежи, дворянский быт, светские развлечения. Во-вторых, это высокая комедия – в соответствии с традициями классицизма. Главный герой, близкий автору (так называемый высокий герой), проповедует гражданские идеалы, обличает пороки окружающего его общества. Наконец, «Горе от ума» – это общественно-политическая комедия, так как конфликт в произведении носит не только нравственный, но и общественно-политический характер. В «Горе от ума» устами Чацкого обличаются социальные устои фамусовского общества: крепостничество, культ чинов и мундира, преклонение перед иностранными модами. Герой провозглашает идеалы свободы, просвещения, национальной самобытности.

В «Горе от ума» мы находим и элементыдрамы. Как мы знаем, в основе драмы лежит конфликт между личностью и обществом. Подобный конфликт есть и в «Горе от ума». При этом читателю и зрителю интересны не только противостояние Чацкого и фамусовского общества, но и личные переживания героя, его «мильон терзаний»: герой переживает и несчастную любовь, и всеобщую ненависть в свой адрес. Поэтому «Горе от ума» имеет чертыпсихологическойдрамы. Грибоедов показывает внутренний мир не только Чацкого, но и Софьи: драматург передает нарастающую враждебность героини по отношению к Чацкому, её душевное смятение в момент разоблачения Молчалина.

Особенности композиции

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]