Зинаида Серебрякова, «За туалетом»: описание картины

Зинаида Серебрякова – удивительная художница, которая умела изобразить обыденность в ярких красках и передать через свое творчество искру жизни. Чудесные произведения художницы покоряют глубиной, невинностью и непосредственностью.

Эта статья будет посвящена описанию картины Серебряковой «За туалетом». Мы расскажем, как художница писала это произведение.

Зинаида Серебрякова, «За туалетом»: краткое описание картины

Композиция представляет собой автопортрет художницы: в зеркале отражается молодая женщина. Эффект присутствия подчеркнут тем, что на изображении виднеется рама зеркала и отзеркаленная свеча. Художница словно бы позволяет зрителю взглянуть на нее ее же глазами.

Девушка на изображении расчесывает свои прекрасные густые волосы. На ней легкое платьице, поза естественная и непринужденная, она смотрит на себя. Взгляд главной героини полотна завораживает и влюбляет в себя, он наполнен теплотой и жизнелюбием, кажется, что еще вот-вот и девушка запоет или искренне засмеется.

На переднем плане мы видим флаконы с духами, синюю подушечку со шпильками, коробку с бусами, ленты и кружевные салфетки. Нехитрый девичий набор говорит о игривости девушки, она молода и хочет подчеркнуть свою красоту приятными мелочами.

Из описания картины Серебряковой «За туалетом» видно, что гармония теплых оттенков подчеркивает свежесть и молодость Зинаиды Евгеньевны. Во всем видна любовь к повседневным мелочам, которые ее окружают. На заднем плане картины цветовая гамма более приглушенная, прохладная. Позади девушки, в противоположной части комнаты, стоит таз для умывания и кувшин.

Подводя итог описанию картины Серебряковой «За туалетом», можно сделать вывод, что данная работа – это отражение внутреннего мира художницы, ее лучезарности и неподдельной женской красоты.

Третьяковка часть 3. Автопортреты в работах Зинаиды Серебряковой

?g_rybins (g_rybins

) wrote, 2017-05-10 06:58:00g_rybins
g_rybins
2017-05-10 06:58:00Category: Автопортрет (с бантом), 1922. Бумага, пастель. Частное собрание. Предоставлено галереей НАШИ ХУДОЖНИКИ, Москва

Третьяковская галерея стала первым покупателем работ художницы.

Уже в 1910 году были приобретены несколько её работ, в том числе её автопортреты и графика. В те годы она — счастливая женщина, наслаждается своей молодостью и счастьем с мужем, материнством. Жизнь так интересна, что даже работать некогда.

Для своего выхода в свет она выбирает образ счастливой молодой женщины, изображенный на её автопортрете «За туалетом». На туалетном столике присутствует множество милых мелочей, призванных подчеркнуть её женственность, показать уютный мир женских приятных занятий.

Сама она пишет, что работая над картиной «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

За туалетом. Автопортрет, 1909. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея.Этот портрет написан далеко от блестящего столичного Петербурга, в селе Нескучное на границе Курской и Харьковской областей. Здесь она чувствовала себя свободной, хозяйкой дома, где родились её дети и родилась она сама. Через её сияющую улыбку, через её лучащиеся счастьем глаза, кокетливые и свободные движения создаётся ощущение счастливой молодой женщины за туалетом. Все это множество эмоций не встретишь на парадном портрете, легкая одежда и интимная обстановка создаёт неповторимый образ, завоевавший любовь ценителей её творчества.«Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши… и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо… Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной», — писал об этом знаменитом автопортрете Зинаиды Серебряковой А. Н. Бенуа. Наш гид очень обстоятельно и со знанием дела рассказывала о каждой картине, представленной в залах.Следующий портрет — это как бы диалог с мастерами прошлого. Высвечивание лица светом свечи являлось излюбленным приемом Рембрандта. Зинаида Серебрякова блестяще знала историю искусства, училась в частных студиях. В академию художества она не попала потому, что, когда пришло время, она уже была замужем и у неё уже рождается первый ребёнок. Но тем не менее лучшие учителя её ожидали именно дома. Несмотря на то, что очень рано умер её отец, когда Зинаиде исполнилось всего 2 года, в семье были сосредоточены исключительные творческие личности. Отец её Евгений Александрович Лансере был известным скульптором-анималистом, дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, мать Екатерина Николаевна Бенуа сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. «Девушка со свечой», автопортрет. 1911 г. Холст, масло. 72×58 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Кажется, что эта светлая и трогательная героиня заперта во мрачных красках прямоугольной рамы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. И так же, как светится каким-то внутренним душевным теплом это юное лицо, светилась и душа Серебряковой. Портрет оставлен немного как бы незаконченным, видно движение кисти, какая-то эскизность. Такая манера является наиболее удачной у художницы и повторяется на других её самых лучших работах. Автопортрет в образе Пьеро. 1911 Автопортрет. 1903. Бумага, графитный карандаш, темпера. Государственный Русский музей.В множестве автопортретов Зинаиды Серебряковой отражается вся её жизнь. Она изображает себя в различные годы по-разному, не приукрашивая и не стараясь быть иной, чем ощущает в момент написания. Автопортретам этого времени (1900-начало 1910-х) посвящена целая стена. Они показывают ее разные состояния: здесь Серебрякова изучает свое лицо и вообще человеческое лицо. Они также воплощают раздумья о личной жизни в тот период, когда замужество сложилось не так гладко. Автопортрет в синем, 1906 Автопортрет, 1903 Автопортрет в шарфе, 1911На следующем портрете Серебрякова изображает себя в ожидании первенца. Ощущение счастливой женщины, ожидающей ребенка пронзает весь её трогательный и прекрасный облик. Автопортрет. 1906. Холст, масло. Частное собрание, Москва.В те времена не было принято подчеркивать состояние беременности и её положение замечаешь не сразу, сначала кажется, что это свободные складки платья легли таким образом. По словам её матери, её дяди Александра Бенуа это был один из самых удачных и близких к действительности образ. Она передаёт это состояние неловкости, неуклюжести и застенчивости. Она не просто сходилась с людьми, была робкой и в то же время счастливой в трепетном ожидании рождения старшего сына Евгения. Автопортрет. 1909. Эскиз. Холст, масло. Частное собрание, Москва.Эта картина, как несложно догадаться, была эскизом к знаменитому автопортрету «За туалетом». Фотография Зинаиды Серебряковой, сделана в возрасте более 80-ти лет. Для этюда и картины «Купальщица» позировала сестра Серебряковой — Екатерина Евгеньевна Зеленкова (урожд.Лансере, 1882-1921). Купальщица. 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей. Автопортрет 1920-еВ январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями… удлиняю Катюше платье, чиню белье… Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом… Живем мы по-прежнему каким-то чудом».Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности. Одинокая и раздраженная, в эмиграции она все сильней замыкается в себе. Париж был окутан веяниеми и тенденциями новой моды в искусстве. Местной публике, не способной отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе было милее всё безвкусное и бездарное.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь»

Обратите внимание

С мыслями о детях она продолжает усердно трудиться. Вскоре удается выписать к себе Катю, а чуть позже к ней приезжает сын Александр. А потом падает железный занавес. Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены «врагами народа», она не рискует.

В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там — с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу. При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

С оставшимися на родине детьми удается встретится только спустя 36 лет — во времена хрущёвской оттепели. В 1960 году её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве.

История написания полотна

В описании картины «За туалетом» Серебряковой Зинаиды Евгеньевны уже было сказано, что на этом произведении нарисована сама художница. Автопортрет девушка нарисовала в 1909 году, когда ей было 25 лет.

Полотно было написано в тот период, когда Зинаида проживала в Курской губернии, в селе Нескучное. Как писала в письмах сама художница, зима в тот год пришла рано, снегом замело все вокруг. В доме было уютно и очень тепло, вдохновившись душевной домашней атмосферой, она принялась за рисование. Сегодня эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Сочинение по картине З. Е. Серебряковой “За туалетом. Автопортрет”

Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере – Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством.

Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под Харьковом, занятие живописью, замужество, рождение детей, затем война, революция, смерть лю­бимого мужа, отъезд в Париж, разлука с детьми, жизнь и смерть в Париже.

Получившие признание в дореволюционной России, долго пребывавшие в за­бвении на родине, сейчас произведения Серебряковой имеют мировую известность.

Картина З. Е. Серебряковой “За туалетом. Ав­топортрет” из счастливого периода её жизни, она написана

в 1909 году, в имении Нескучное, где она с детьми задержалась до поздней осени. Однажды утром, проснувшись, взяв гребень в руки и подой­дя к зеркалу, она увидела своё отражение, которое ей очень понравилось.

Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. А она, действительно, была счастлива — обожаемый муж, замечательные дети, любимая работа, прекрасная природа вокруг. Так и нарисовала девушка свой ав­топортрет в зеркале.

В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей.

Обратите внимание

Реальными на полотне являются рама зеркала и подсвечник, остальное — просто отражение в зер­кале глазами автора.

В центре картины, основную её часть занимает стоящая перед зеркалом очень красивая, молодая женщина, расчёсывающая свои длинные каштановые волосы.

Чёрные брови вразлёт, карие лукавые глаза, нос горбинкой, розовые, красиво очерченные губы в полуулыбке. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча. Статная, с красивыми плечами

и ру­ками с длинными, сильными пальцами, вполоборота к зеркалу, стоит она в комнате, залитой солнечны­ми лучами.

Как истинная женщина, подойдя утром к зеркалу, она украсила себя, надев серебристый брас­лет, подчеркнувший изящество и грациозность рук. Волосы у неё такие длинные, что приходится при­держивать их второй рукой, чтобы расчесать.

Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Се­ребрякова и подсвечник. На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.

Длинная свеча в медном подсвечнике, со сво­им отражением в зеркале слева и справа, разные женские принадлежности на светлой скатёрке. Тут и флакончики с духами, шкатулки и баночки с косме­тикой, расписная баночка с украшениями, салфетки, а также вышитая подушечка с китайскими шпиль­ками для волос, булавкой и колечком.

Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками. На заднем плане картины интерьер, со­стоящий из предметов нехитрого деревенского быта. Кусочек застеленной кровати с подушкой под кру­жевной накидкой, висящая на крючке одежда, белая двухстворчатая закрытая дверь.

Важно

Слева от женщины простой деревенский умывальник с эмалированным тазиком и фаянсовым кувшином с водой. Над тазиком подвешена полочка, на ней лежат мыло, баночка с зуб­ным порошком, на гвозде рядом с полочкой висит полотенце. Низ умывальника оборудован по дере­венским привычкам: прикрыт занавеской, но белого цвета, в тон белёным стенам.

Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Над умывальником в овальной деревянной раме висит небольшое туалетное зеркало, в котором отражается, по-видимому, рама окна.

Рама у зеркала непростая, у неё имеются дере­вянные подсвечники, ведь электричества в деревне тогда не было, умывались в тёмное время суток при зажжённых свечах.

Солнечным зимним утром, увидев себя, молодую, красивую, полную счастья, Серебряковой захотелось нарисовать то, что понравилось в себе, увековечить свой образ для близких. Но запечатлеть не для са­молюбования, ведь художница углядела в себе ин­тересную натуру, яркое выражение чувственности, эмоциональную выразительность лица.

Муж уехал в дальнюю командировку, упустил воз­можность увидеть её такой, вот и захотелось оставить на память радость того зимнего дня.

Если автопортрет был бы задуман, чтобы подать себя в выгодном свете, то Серебрякова не стала бы изображать себя в такой простой обстановке деревенского быта и в ночной сорочке. Нарисовала то, чего попросила душа. Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему.

Лучистые карие глаза, да­рящие радость и доброту, смотрят на своё отражение в зеркале, и, кажется, с портрета проникают в сердце зрителя, вызывают симпатию и восхищение.

Совет

Если сама женщина написана объёмно, чёткими мазками, то интерьер, предметы обихода, женские принадлеж­ности изображены в стиле модерн. Все они кажутся декоративными, мелкими и второстепенными по срав­нению фигурой натурщицы, только подчёркивают её очарование, молодость и красоту.

Картина была куплена на выставке, открывшей новую талантливую русскую художницу, для Третья­ковской галереи, где и выставляется поныне.

Глоссарий:

– сочинение по картине за туалетом автопортрет

– сочинение по картине серебряковой за туалетом

– сочинение по картине за туалетом серебрякова

– сочинение по картине за туалетом

– серебрякова изобразила себя в яркое зимнее утро перед зеркалом

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-po-kartine-z-e-serebryakovoj-za-tualetom-avtoportret/

Отзывы

Ранее в описании картины Серебряковой «За туалетом», было сказано, что художница изобразила себя очень легкой и по-детски игривой. Как отмечал известный искусствовед А. Савинов, в этом автопортрете отсутствует всякая манерность и надуманность, что было характерно для живописи начала ХХ века. Эта неподдельная искренность завораживает и заставляет радоваться жизни так же, как радуется эта талантливая девушка.

Искусствовед Д. Сарабьянов сказал, что в этом произведении самым привлекательным является удивительная женственность художницы. Так же как и Савинов, Сарабьянов подчеркивает простоту окружающей обстановки и общую ясность произведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]