КАРТИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»план-конспект урока по литературе (11 класс)


КАРТИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»план-конспект урока по литературе (11 класс)

КАРТИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Цели: определить приемы изображения картин Гражданской войны в романе Шолохова, проследить, как переплетаются трагедия целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

– Вы уже познакомились с романом М. А. Шолохова «Тихий Дон». О чем эта книга?

Вам уже известно, что в центре внимания автора романа «Тихий Дон» и его читателей – судьба русского народа, точнее донского казачества.

Уже в названии романа-эпопеи М. А. Шолохова заложен символический смысл. Дон – равнинная река, тихая, спокойная. В непогоду же буен он и опасен, как море, как океан. Накрывает он страшной волной Григория и Аксинью во время рыбалки, подобно стихии страсти, соединившей их судьбы. Зимой в полынью мгновенно проваливается лошадь с санями Пантелея Прокофьевича Мелехова, чудом спасается он сам…

В старинных казачьих песнях о батюшке «тихом Доне», который то «чистехонек», то «мутен» бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несоединимое: самую мирную созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти, разрушению.

– Что вы знаете из истории казачества?

Исторически казаки – свободолюбивый народ; русские бунтари – Степан Разин, Емельян Пугачев из казаков. Но и самые верные, отборные царские войска, подавлявшие революции и чинившие погромы, – казачьи сотни. Отряды, первыми идущие по полю брани во время Первой мировой войны, – казачьи сотни.

Еще острее противоречия эти проявляются в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в курени казаков страшные вести. Так звучит тема войны. Об этом роман Шолохова.

В «военных» главах есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Писатель по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое – что делает с человеком война.

II. Лекция с опорой на текст.

«Тихий Дон» – это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Знакомясь с героями произведения, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все.

1. Сообщение ученика об изображении Первой мировой войны в романе.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала Первая мировая, потом Гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Начиная с третьей части романа трагическое определяет тональность повествования. Этот мотив звучит уже в эпиграфе и обозначается датой «В марте 1914…»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», – все это связано с датой – 1914. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война…» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

« – Милая ты моя… говядинка! – И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны…Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб», вспоминал свои десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне.

Перечитывается эпизод «Григорий убивает австрийца» (часть 3, глава 5).

После прочтения эпизода вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Война есть сумасшествие». Сумасшествие не только потому, что обесценивает жизнь, но и потому, что калечит душу и затмевает разум.

Именно «распаленный безумием, творившимся кругом», ринется Григорий Мелехов с шашкой на обеспамятевшего от страха австрийца «без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке» (кн. 1, ч. 3, гл 5).

Ощущающий свою беззащитность, австриец в изображении Шолохова обречен на смерть: «Квадратное, удлиненное страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза…»

Жуткая картина во всех подробностях долго будет стоять перед глазами Григория, мучительные воспоминания будут долго беспокоить его. При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает…»

Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами по сотне: «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной». Автор останавливает наше внимание на тех, кого считает «нравственно искалеченными» войной.

Глазами Григория читатель увидит «боль и недоумение», таящиеся в уголках губ Прохора Зыкова, заметит, как «обуглился и почернел, нелепо похахивал» однохуторянин Григория Емельян Грошев, услышит, как наполнилась «тяжкими непристойными ругательствами» речь Егорки Жаркова.

Наиболее зловещей фигурой будет, конечно, Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, преподающий Григорию не столько «сложную технику удара», сколько легкую технику убийства: «Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто… Ты казак, твое дело – рубить, не спрашивая. В бою убить врага – святое дело… Поганый он, человек… нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки» (кн.1, ч. 3, гл. 12).

Перемены и в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица его румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: «Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости… знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства» (часть 4, глава 4).

В эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание, Шолохов рисует хутор, «по-вдовьему обескровленный», где «шла жизнь на сбыв – как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа.

Так через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, описание-обобщение, лирические отступления Шолохов ведет нас к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».

2. Изображение Шолоховым картин Гражданской войны.

Учитель. Свою оценку роману «Тихий Дон» дает писатель Б. Васильев, по-своему истолковывая суть гражданской войны: (можно записать на доске и в тетрадях): «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей Гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся Гражданская война в моем понимании». Роман Шолохова конкретно-историчен по своей фабуле. Донщина – вот центр притяжения всех событий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи курени. Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу. Край, по которому так опустошительно прошла междоусобица Гражданской войны. В романе присутствует сама история Дона, выверенная, документированная, – действительные события, исторические имена, точная датировка, приказы, резолюции, телеграммы, письма, абсолютно точные маршруты военных походов. Судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью.

Некоторые исследователи романа, касаясь трагических событий на Дону, обвиняли казаков. В этом есть правда. Но далеко не полная. Горячо обсуждалась донская проблема уже в 20–30-е годы. В. А. Антонов-Овсеенко, например, в книге «Записки о гражданской войне», говоря о шатком поведении крестьянства на Дону, Украине и в других местах, отмечал в ряду причин не только экономическую основу средних слоев населения, но и то, что усиливало колебания, вызывало эксцессы: перегибы в проведении земельной политики, насильственное насаждение коммун, бестактность со стороны некоторых руководителей, не считавшихся с коренным населением, бандитское поведение «анархистского сброда», влившегося в красноармейские отряды.

Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который испытывает жестокость и со стороны «красных», и со стороны «белых». Автор никому не прощает жестокости. А она была всюду. Казак Федор Подтелков устроил самосуд над пленными офицерами, рубит есаула Чернецова, а затем, теряя всякое самообладание, отдает команду: «Руби их всех!». Не прощает этого Шолохов, как и не менее безрассудное и еще более кровавое судилище в хуторе Пономареве – казнь Подтелкова и всего отряда. Не прощает он садисту Митьке Коршунову расправы над пленными красноармейцами и старушкой, матерью Михаила Кошевого. Но многим поступкам и самого Кошевого нет оправдания: вспомните, как казнит он столетнего деда Гришаку, который пользовался всеобщим уважением в хуторе за бескорыстие и справедливость, поджигает курени казаков.

Многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке Второй книги романа. На Дону полыхает Гражданская война. Погибает красногвардеец Валет. Яблоновские казаки похоронили его. «Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом её в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску».

– В чем суть такого финала?

Суть состояла в том, что Шолохов напоминает о стремлении народа утвердить нормы нравственности, которые складывались веками и часто связывались с образами религиозного происхождения. Скорбный лик божьей матери и надпись говорили о том, что пора прекратить раздор и кровопролитие, братоубийственную войну, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить о предназначении жизни, которое утверждает природа.

III. Итог. Творческая работа.

Каковы ваши впечатления от картин «чудовищной нелепицы войны»?

Напишите свои рассуждения, взяв эпиграфом слова

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Домашнее задание.

Подготовиться (в группах) к семинару по образу Григория Мелехова, главного героя романа Шолохова «Тихий Дон».

Влияние на народ

Для того чтобы понять чувства людей в такое трагическое время, нужно обратить внимание на то, каковым было бытие до и после этих событий. До начала войны казаки в романе «Тихий Дон» жили спокойно и размерено, занимались земледелием, воспитывали детей. Но вот наступает время выбирать сторону красных или белых и идти на фронт. Тяжело принять подобное решение, потому что и те и другие — это соотечественники. Одни отрицают веру и обещают братство, коммунизм, а вторые — приверженцы старого строя, при котором все жили в мире и спокойствии.

Судьбоносное решение

Во время войны люди калечили не только тела, но и души. Яркое тому доказательство — Григорий Мелехов. Сам герой всегда противился насилию и кровопролитию, не был жёстким и грубым, и, убив австрийца, не считает, что совершил героический поступок.

Григорий проводит много ночей в раздумьях, жалеет о содеянном, его гложет чувство несправедливости, ведь тот человек — такая же пешка в большой игре правящей верхушки, у него есть семья, возможно, дети, он просил пощады и протягивал руки, будто прося милостыню. Герой больше не хочет убивать, но знает, если не будет этого делать, сам станет жертвой.

Григория постоянно терзают душевные переживания, он мучается. С течением времени герой становится жестче на фронте, но его все еще до глубины души потрясают жестокие расправы и убийства невинных людей. Война озлобляет всех, вне зависимости от возраста и пола. Так, Дарья Мелехова без раздумий лишает жизни своего мужа Петра, которого считает убийцей. Самое тяжелое для народа — непонимание и растерянность, люди не знают, на чьей стороне воевать и за каким из лидеров следовать.

Казнь Подтелковцев

Эта сцена жестокости была одной из наиболее ярких. Люди, до этого жившие рядом в полной гармонии и мире, безжалостно истребляют друг друга из-за навязанной им идеологии. Смерть приговоренных была долгой и мучительной, потому что исполнители несерьёзно отнеслись к подготовке виселицы. Красочно отображены чувства людей во время казни через переживания Григория Мелехова: герой сбежал оттого, что ему было стыдно и страшно за несправедливость происходящего, он уезжал с места с острым чувством боли и отчуждения.

Но не только Мелехов ужаснулся от всего, что творилось. После повешенья первых приговоренных повсюду раздавались отчаянные крики жен, матерей и дочерей, только что утративших своих родных и близких.

Главная трагедия народа

Война — непростое время. Не только жестокость и братоубийство делают ее столь ужасной, но и множество других причин. Главный трагизм народа заключается в следующем:

  1. Непонимание смысла войны. Она, заставляющая убивать своих собратьев, и без того ужасна, но, когда даже не знаешь, за что сражаешься и какую идеологию преследуешь, становится куда хуже. Бессмысленность жертв делается невыносимой.
  2. Выбор стороны. Некоторые герои так и не смогли его сделать, например, Григорий Мелехов, который до самого конца войны метался от белых к красным и наоборот, совершенно не понимая, кому отдать предпочтение.
  3. Братоубийство. Лишить жизни человека, с которым ты жил бок о бок в мирное время, становится непосильной ношей для всех. Зачастую в одной семье с двумя сыновьями один примыкал к белым, а другой — к красным.
  4. Отсутствие выбора. На войне действует главное правило — либо убьешь ты, либо тебя. Как бы ни хотел человек оставить врага в живых, он не может этого сделать, потому что в таком случае ему наступит конец: его или убьет противник, или союзник — повесят за дезертирство.
  5. Каков будет итог? Каждый солдат, который идет на фронт, уничтожает врагов и хоронит близких. В итоге никогда не знает, что получится по исходу войны, как сложится его жизнь и судьба людей в целом. Станет ли лучше или все будет так, как и прежде? Не изменится ли ситуация в худшую сторону? Сможет ли он построить семью? Живы ли будут его близкие? Какова следующая страница в истории России?

Таким образом, основная трагедия людей на войне: полное непонимание того, за что они сражаются, почему должны убивать своих близких. Также они не знают, чем все это закончится.

Основные проблемы

Для каждого писателя в литературе очень важно грамотно донести свою мысль до читателя и правильно развернуть актуальные общественные вопросы. Шолохов изобразил Гражданскую войну так, чтобы показать основные проблемы, с которым столкнулись люди в то непростое время. Он делает акценты на следующем:

  1. Человек на войне. Эту проблему автор изображает особенно ярко. Главные примеры — Чубатый и Григорий Мелехов. Можно проследить то, как меняется человек и его мировоззрение, сущность во время боевых действий. Война не только закаляет людей, но и калечит их души, оставляя неизгладимый след в их памяти. Также красочно Шолохов отобразил бессмысленность братоубийства.
  2. Женская любовь. Раскрытие этой проблемы можно проследить в сценах с Натальей и Григорием, Дуняшкой и Мишей Кошевым. Автор показывает верность и преданность девушек, искренне любящих своих мужчин.
  3. Поиск счастья. Данная проблема прослеживается по сюжетной линии Григория Мелехова, который постоянно искал хорошей жизни, мечтал уехать с Аксиньей и зажить счастливо. Но оказался слишком привязан к родному месту и не смог покинуть его, потому потерял возлюбленную.

Проблематика произведения довольно сложна для осознания и приводит к множеству рассуждений. Роман затрагивает очень важные общечеловеческие темы.

Война меняет людей

Независимо от характера и закалки человека, любая трагедия оказывает на него влияние. Главные линии перемен наблюдаются в Григории и Чубатом. Второй никогда не ценил человеческую жизнь. Для него убить кого-то — это что-то обычное, повседневное, не вызывающее никаких эмоций. Тем не менее война изменила даже такого «каменного» человека. Чубатый пересмотрел свое отношение к жизням других людей. Хоть он и не стал сильно мягче, но начал ценить право человека на существование.

Григорий Мелехов — донской казак. Оказавшись на войне, он убивает человека и постоянно вспоминает его. Да, герой продолжает вынужденно сражаться и лишать людей жизни, но он все время со скорбью и болью вспоминает свою первую жертву. Григорий ценит справедливость и не понимает жестокости.

Когда Чубатый срубает пленного, будто траву или тонкое деревце, даже не придавая этому значения, Мелихова переполняет страх, ненависть и непреодолимая злоба. Он понимает, что каждый человек вынужден сражаться, потому что в противном случае его попросту убьют. Это ломает и озлабливает Мелехова. Да, Григорий стал жестче и крепче, но не утратил чувство справедливости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]