Биография А.Н.Островского (открытый урок)план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме


Александр Островский: детство и юность

Островский Александр Николаевич, биография которого изучается в школьном курсе литературы, — писатель-реалист XIX века. Чтобы понять, кто такой Островский, как сформировался его талант, рассмотрим основные вехи жизни творца. Биография Островского кратко расскажет о том, как проходило его личностное становление:

  • Островский в детстве.

Основные вопросы, на которые ищут ответ школьники, — где родился Островский и когда это произошло. Вот краткий ответ:

  1. Место рождения писателя — Замоскворечье, Малая Ордынка.
  2. Время — 12 апреля (по новому стилю) 1823 года.

План-конспект урока «Очерк жизни и творчества А.Н. Островского»

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО

Цели:

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Наглядные пособия: презентация, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.

А. Р. Кугель

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

II. Объяснение нового материала.

Лекция учителя (краткое изложение).

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.

В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.

Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».

Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии

: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов… Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.

Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.

Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».

2. А. Н. Островский в 70–80-е
годы
Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.

Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.

Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».

Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

Домашнее задание.

1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

4

Александр Островский: творчество

Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:

  • Путь к известности.

На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.

Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург.

Творческий путь

Литературную славу Островскому подарило его произведение «Свои люди — сочтёмся!», написанное в 1849 году. Работу высоко оценили русские классики Н. Гоголь и И. Гончаров. Впоследствии Островский публикует большое количество пьес.

В своём творчестве Александру было проще всего наглядно продемонстрировать жизнь простого народа. Его произведения «Бесприданница», «Гроза», «Лес» являются главными в его творчестве. Эти пьесы незаурядно описывают внутренний мир героев и справедливо считаются лучшими психологическими драмами. С 1856 года писатель является одним из редакторов журнала «Современник».

Конспект урока литературы в 10 классе А.Н.Островский. Творческий путь. «Он начал необыкновенно».

Конспект

урока литературы

в 10 классе

А.Н.Островский. Творческий путь.

«Он начал необыкновенно».

Учитель русского языка и литературы Косумова З.З.

Тема: А.Н.Островский. Творческий путь. «Он начал необыкновенно».

Цели:

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Наглядные пособия: портрет А. Н. Островского; презентация.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.

А. Р. Кугель

I. Организ. этап.

II. Проверка д/з

— Опрос уч – ся.

— Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (проверка конспекта статьи).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2.Лекция учителя

(краткое изложение).

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка».

Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Подготовить сообщение, презентацию (выборочно)

Театр Островского

Жизненный путь А. Н. Островского трудно представить без театрального искусства. Русский классик в 1866 году основал Артистический кружок, чем способствовал развитию этой отрасли искусства и появлению новых личностей в театральном деле. Кроме того, писатель значительно изменил русский театр и способствовал его успешному развитию.

Классик принимал у себя в гостях различных известных людей, в числе которых были И. Тургенев, И. Гончаров, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Ф. Достоевский и другие выдающиеся личности.

Говоря о биографии Островского, в обязательном порядке следует упомянуть об Обществе русских драматических писателей, руководителем которого был Александр Николаевич. Благодаря своему новаторству писателю удалось добиться улучшения жизни и работы актёров театра. Автор возглавил театральное училище и являлся заведующим репертуаром московских театров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]