Распространенные темы сочинений ОГЭ и их определения
Темы сочинений ОГЭ обычно затрагивают какое-либо определение и просят, чтобы ученик в полной мере раскрыл его смысл. Чтобы поток мыслей пошел в правильном направлении, нужно отталкиваться от основного смысла определений. Вот самые распространенные из них:
- Дружба;
- Любовь (в том числе материнская, дружеская);
- Доброта;
- Равнодушие;
- Жизненные ценности;
- Взаимовыручка;
- Отзывчивость;
- Выбор (нравственный);
- Внутренний мир человека;
- Предательство;
- Верность;
- Счастье;
- Сила духа.
Смысл большинства из них не нужно объяснять. Но на экзамене могут попасться такие темы, которые требуют больших знаний. Их и рассмотрим подробнее.
Благородство – качество человека, говорящее о его высокой нравственности, высокой интеллектуальности, а также о его честности и самоотверженности.
Бестактность – качество, описывающее человека, который часто ставит другого в неловкое положение, нередко неосознанно. Такой человек не умеет вести себя в обществе, не следует правилам поведения.
Бездуховность – такое качество используется для описания человека, у которого бедный духовный мир, у него низкие ценности или их нет, он не знает норм.
Вандализм — так называют разрушение памятников культуры или мест, представляющих какую-либо ценность, искусство. Людей, занимающихся этим, называют вандалами.
Гармония – чувство баланса во всем, любви к себе и к окружающим, полного удовлетворения в своих духовных нуждах. Гармония может быть как внутри одного человека, так и среди явлений, компаний, предметов и т.д.
Деликатность — качество, которое можно назвать противоположностью бестактности. Люди, которых называют деликатными, отличаются вежливостью, аккуратностью в общении и обращении с вещами, людьми.
Духовность — качество, определяющее человека, который стремится к внутреннему совершенствованию, отделивший себя от низменных чувств.
Заносчивость — качество, свойственное высокомерным, надменным людям.
Ксенофобия — страх, неприязнь перед чем-то новым, чужим, неизведанным, непонятным, иностранным.
Скупость — излишняя жадность, скупость, бережливость.
Малодушие — отсутствие у человека твердого стержня, стойкости, мужества.
Ханжество — притворная добродетельность, лицемерие, благочестие.
Заранее посмотрите значение слов, которые могут попасться на экзамене, чтобы лучше сформулировать точку зрения.
Открытый урок по теме «Эссе. Понятие о жанре» (9 класс)
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме: «Эссе. Понятие о жанре»
Тип:
урок развития речи.
Форма:
практикум.
Цели урока:
- Познакомить с понятием «эссе»;
- Развивать навыки владения речевой ситуацией по заданной теме;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарный диктант.
Политика государства; рассуждение на заданную тему; современная публицистика; популярный комментатор; проблемный очерк; интересно написанное эссе; особенности национальной политики; интервью со знаменитым эссеистом; читать серьёзную литературу; политика государства, размышления о будущем.
Беседа по словарной диктовке
:
Найдите в словарной диктовке слова-синонимы. Запишите их. /Размышление, рассуждение, очерк, эссе.
Найдите однокоренные слова, разберите их по составу. /Эссе, эссеист
. Необходимо обратить внимание на то, что слово «эссе» — несклоняемое существительное, поэтому у него нет окончания, даже нулевого/
Как образовалось слово «эссеист»? /Это слово образовано от слова «эссе» с помощью суффикса – ист, это суффиксальный способ образования слов.
Каково значение суффикса – ист? /Указывает на род занятий человека, на его профессию.
Кого же называют эссеистом? /Человека, который пишет эссе
.
Учитель:
Попробуйте сформулировать тему урока, сделав выводы из нашей беседы.
(Эссе как жанр).
3. Изучение новой темы.
1) Работа со словарем.
Определите лексическое значение слова «эссе» по словарю.
(Эссе – эпический жанр, где автор рассуждает, размышляет на заданную тему.
В энциклопедическом словаре. Эссе (от фр. опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основатель жанра М. Монтень – 16 век – французский писатель, философ-гуманист. Автор книги «Опыты».
В толковом словаре понятие эссе – жанр публицистики, в котором содержатся размышления по поводу какого-либо события, рассуждение на заданную тему, в большей степени лирического характера.)
4) Чтение теоретического материала учебника.
Слово учителя.
Что обозначает термин «синтаксический параллелизм», «парцелляция»?
Парцелляция — выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения.
Синтаксический параллелизм – такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же синтаксической схеме.
Помните, что в эссе главную роль играет
:
- не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
- раздумья и размышления;
- оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
- образная и афористичная речь;
- непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
- Вопросно- ответная форма изложения;
- Цепь вопросов;
- Ряды однородных членов;
- Расчленение предложения;
- Вводные слова
5. Закрепление
1) Практическая работа по подготовке к домашнему сочинению «Я и мое время»
2)
Самостоятельная работа по карточке (в паре
).
Задание
: определить, является ли сочинение ученицы эссе. Аргументировать.
Текст для самостоятельной работы (в паре)
.
Вечер. За окном темно, только фонарь тускло-жёлтым пятном выхватывает рой хлопьев-снежинок. Я сижу у окна и смотрю на их медленное движение, пытаясь понять законы их хаотичного танца. С размышления о снежинках «перескакиваю» на раздумья о времени: сейчас время как бы замедлило ход, приостановилось и течёт-танцует вместе со снегом. Я вздыхаю, пора спать. А завтра опять ранний подъём, скорый завтрак, школа и уроки, уроки, уроки… а время будет уже бежать, даже мчаться…
…Какое оно, время? Быстрое, весёлое, жгучее, трудное, абстрактное? Нет, оно просто время, разделить которое можно лишь на прошлое, настоящее и будущее…
…Я живу будущим. Я тороплю дни, недели, хочу, чтоб быстрее закончилась школа, отзвенел последний звонок, отзвучал выпускной вальс. На уроках изредка оглянусь, посмотрю на одноклассников, чувствую, что они, как и я, живут уже в завтрашнем дне: занимаются на всевозможных подготовительных курсах, рамки общения расширились до безграничности. Это новое общение завораживает, слегка пьянит, действует возбуждающе, поэтому все ждут окончания уроков и встречи с новыми друзьями. Спроси любого из моего 11-го Г, где интереснее, куда стремишься, каждый ответит: скорее бы июль, вступительные экзамены и «студенчество». Для нас время бежит, даже мчится, потому что мы юны, полны сил, задора, энергии, мы смелы в выборе решений. Мы будущее своей страны, завтра России.
Альтруист Данко, аскет Рахметов, фанатично преданный революции Павка Корчагин далеки от нас, не понятны нам. Нам ближе «разумный эгоизм» Лопухова и Кирсанова. Мы сначала сами добьёмся успеха, для себя, а потом уж для страны.
Но если случится беда, то мы придём на помощь России, понадобится – встанем на её защиту, потребуется – будем работать без выходных, «начиная понедельник в субботу» .В моих сверстниках есть это величайшее чувство – патриотизм. Но, может, оно «дремлет» пока и потребуется нечто неординарное, чтоб его «разбудить».
Говорят, трагедии сплачивают нацию. После 11-го сентября в американцах, даже самых лениво-эгоистичных, всколыхнулось самосознание. А мы не американцы, мы россияне, значит, патриоты изначально, на генетическом уровне. Безусловно, ни я, ни мои сверстники, никто-либо другой не хотим трагедий. Достаточно их случилось в прошлом и настоящем. Мы желаем мира, покоя, уверенности в том, что наступит завтра и для нас, и для России…
… Удивительна память человеческая! Моя бабушка иногда не помнит, что произошло вчера, о чём мы с ней говорили по телефону, но о событиях далёкого своего детства, юности расскажет подробно, яркими красками расцвечивая детали.
Милые мои, родные старики всегда трудно жили, много работали. Мама рассказывала, как ей, маленькой девочке, по праздникам бабушка давала 5 копеек, и мама, гордо подавая их продавцу в магазине, торжественно произносила: «Одну конфету «Красный мак!» Не две, три, сто граммов, нет, только одну. Сейчас бабушка и дедушка получают хорошие пенсии, но всё равно продолжают экономить: не покупают экзотических фруктов, сырокопчёных колбас, шоколада, говоря при этом: «Не привыкли-то мы к роскоши». Вот такие они, наши старики: на себя лишнего рубля не истратят, откладывают детям, внукам на помощь, на «чёрный день» себе. Видно, жизнь их приучила к строгости, экономии, не баловала подарками.
С огромным уважением смотрю я на них, моих родных бабушку и деда, они «прошлое России, но достойное её вчера».
А Россия сегодня? Может, это песни, которые мы поём, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим? Это «Любе», а не Шура, книги Людмилы Улицкой, а не Эдуарда Лимонова, фильмы Никиты Михалкова, а не «мыльные сериалы».
Настоящее России, её «сегодня» складывается из прошлого и надежд на будущее. Это я и моя семья, все-все «я» и их родные и близкие вместе.
Беседа. Вопросы:
— Понравились ли размышления автора?
— Можно ли назвать данную работу эссе?
— Почему? Аргументируйте примерами из текста.
(Вывод: данную работу можно отнести к жанру эссе).
Доп. задание к тексту
по вариантам: 1 вар – подчеркнутое предложение 1 абзаца- подчеркнуть грамм. основу, нарисовать схему.
2 вар- количество грамм. основ — подчеркнутое предложение 3 абзац, нарисовать схему.
6. Рефлексия.
В чем особенность жанра эссе?
Что нового я узнал на уроке?
7.Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Я и мое время»
ОГЭ сочинение 9.3 примеры тем
Все темы связаны с тем, что вам придется объяснить и раскрыть смысл значения определенного слова. Но формулировки этих тем могут быть разными:
- Что такое…? (Что такое гармония?)
- … — это… (Духовность — это…)
- Какого человека можно назвать … (Какого человека можно назвать бездуховным?)
У всех одинаковый смысл, поэтому стоит уделить внимание именно словам. Вот темы сочинений ОГЭ, которые действительно могут попасться на экзамене:
- Как вы понимаете значение слова “слава”?
- Воображение — это…
- Что такое чудо?
- Как вы понимаете значение выражения “Цель в жизни”?
- Что такое мечта?
- Зависть — это…
Полный список важных тем можно посмотреть здесь.
Простой способ сделать так, чтобы вам не встретились незнакомые слова — как можно чаще писать сочинения сейчас. На самые разные, самые сложные и непонятные темы. Так вы сможете отточить свой навык до мастерства, чтобы ОГЭ стал для вас местом, где вы с гордостью покажете свой талант. Все в ваших руках!
Темы эссе по русскому языку и литературе
Темой работы обычно выступает цитата известного человека. Она может затрагивать такие темы:
- нравственные качества человека («Богатым человека делает его сердце» Л. Н. Толстой);
- Родина и долг перед ней («Приятно и почетно умирать за отечество» Гораций);
- проблема отцов и детей («Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили» Ф. Шиллер);
- исторические события и ваше отношение к ним («Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода?» С. С. Смирнов);
- культура, искусство, наука («В науке необходимо одновременно и верить, и сомневаться» Л. Гиршфельд);
- современные проблемы России и человечества («Окружающая среда — это мы с вами» Ч. Канати).
В этом случае, чтобы написать эссе по литературе и русскому языку, нужно пересказать суть цитаты своими словами и выразить свое отношение: согласны ли вы с ней.
Эссе также пишут на основе текста (например, такой тип используется на ЕГЭ по русскому). Обычно эти тексты принадлежат авторам 20 столетия. В таком эссе нужно отразить главную мысль приведенного отрывка и высказать отношение к позиции автора.
План написания эссе по литературе и русскому
Независимо от типа эссе, его структура одинакова. В работу входят следующие пункты:
- вступление;
- формулировка проблемы;
- комментарий к теме (актуальность проблемы, значение для общества);
- ваша позиция;
- подтверждающие ее аргументы;
- заключение.
Главное требование к эссе по русскому языку и литературе — оно должно быть грамотным
Аргументы и доказательства в эссе по литературе и русскому
Чтобы доказать свою позицию, необходимо привести 2 аргумента. Не стоит подбирать примеры из личной жизни, лучше обратиться к классической литературе 19 и 20 века.
Например, в любом произведении затрагивается тема нравственных качеств человека, а многие писатели второй половины 20 века обращались к теме войны. Другие темы более узкие, но и для них можно подобрать убедительные доводы.
Кстати! Для наших читателей мы приготовили скидку 10% на любой вид работы