Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтовапрезентация к уроку по литературе (9 класс) по теме


Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова

5. Наталья Федоровна Иванова

Знакомство произошло в Москве в 1830 г.

Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.

Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:

«Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»; «К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»; «Я не унижусь…»

Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него

Аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Я не унижусь пред тобою”

6. Варвара Александровна Лопухина
(1815-1851)
Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова.

  • Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

  • Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.
  • Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился
  • Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта.
  • Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

В замужестве Бахметьева. Она познакомилась с Лермонтовым в Москве в 1828г., когда он приехал с бабушкой поступать в пансионат. 4 декабря 1831г. Лермонтов был на именинах Варвары Александровны. Он полюбил её, и все его юношеские увлечение отошли в сторону. А.П.Шан — Герий пишет о нем: «будучи студентом, он был страстно влюблён… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину…Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно с сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей.

Лопухиной посвящены стихотворения Лермонтова « Оставь напрасные заботы..», «Мы случайно сведены судьбою…», «Она не гордой красотою…». Многие другие стихи Лермонтова к Лопухиной; трагические о постижение их обоих жизненной неудачи,- это стихотворения: «Я к вам пишу случайно право», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», «Посвящение». К ней же обращено и посвящение к «Демону», 1831г. История своих сложных, запутанных отношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени», во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Вера. Возможно, что и образ Нины в драме «Маскарад» также навеян воспоминаниями о Лопухиной

Их любовь была взаимной. Но во второй половине лета 1832г. лермонтов уехал в Петербург, а Лопухина осталась в Москве. Ей почудилось, что она ошиблась в Лермонтове, и в мае 1835г. произошло то, что разрушило окончательно их возможное счастье, она вышла замуж за Н.Ф.Бахметова, который был старше её на 17 лет. Когда Лермонтов получил известие об их свадьбе, он вдруг «изменился в лице»,- пишет А.К.Шан – Герий,- и побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавал мне письмо, сказал: «Вот новость — прочти»- и вышел из комнаты».

Бахметов оказался весьма придирчивым и заставил Варвару уничтожить адресованные ей письма Лермонтова. Часть рукописей и рисунков Лермонтова ей пришлось отдать на сохранения А.М.Верещагиной.

Лермонтов много раз рисовал портрет Лопухиной. Они есть в его юнкерской тетради рисунков. Она изобразила её однажды акварелью в виде испанской монахини, а другой раз очевидно, в воспоминание их последнего разговора — тоже акварелью, а той же позе, в какой описано Лермонтовым княгиня Вера в романе «Княгиня Лиговская». «Молодая женщина в утреннем атласном капоте и блондовом чепце сидела, небрежна диване…

Она была не красавица, хотя черт её лица были правильны.

Есть и ещё акварельный портрет Лопухиной, написанный Лермонтовым,- здесь она почти в профиль, с гладкой прической, волосы охвачены золотым обручем. Причёска с обручем (бандо) была, по-видимому, Лопухиной излюбленной, поэтому полон глубокого смысла предуманый эпизод с золотым бандо Екатерины Быховец, которое Лермонтов выпросил у неё на счастье.

Смерть Лермонтова сломила Варвару. Её сестра Мария Александровна Лопухина — писала И воспоминаний А.М.Верещагиной в сентябре 1841г.: «последние известия о моей сестре Бахметьевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы расстроены, она слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, предлагал ей за границу — отказалась, заявила, что решительное не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройству к смерти Мишеля».

Варвара Александровна умерла после долгих страданий 36 лет от роду в 1851г. Похоронена в Москве в соборе Донского Монастыря.

Чтение стихотворения «Я к вам пишу случайно, право»

7. Екатерина Быховец

Он называл её кузиной. У её родителей – Григория Андреевича и Наталии Фёдоровны – было имение под Тарусой и собственный дом в Москве. Лермонтов познакомился с ней в один из своих приездов в Москву из Петербурга. Быховец внешне была похожа на В.А. Лопухину. «Он меня оттого и любил, — писала она,- что находил в нас сходство, и об ней его любимая тема разговора была».

Летом 1841 г. Быховец с семьёй была в Пятигорске и там постоянно виделась с Лермонтовым. Она участвовала в программе устроенной им, и его другом в гроте Дианы. Грот был, как писала Быховец своей сестре, « весь убран шалями, колонны обиты цветами и люстры все из цветов, танцевали около грота на площади… и мн.др. Подавали очень вкусные блюда. Лермонтов был весел в этот день. « Этот пикник, — пишет Быховец,- последний, через неделю он был убит, а давно ли он мне этого изверга, убийцу рекомендовал, как товарища, друга».

В день дуэли, 15 июня « Лермонтов встретил Быховец и её тётю в Железноводске. В шотландке они пообедали, Лермонтов попросил у кузины её золотой головной обруч. Ничего, не подозревая, Быховец отдала его. Для Лермонтова это был талисман.

После дуэли у Лермонтова в кармане нашли обруч и петельный крестик.

Некоторые считают, что стихотворение « Нет, не тебя так пылко я любил…» адресовано ей.

Быховец Е.Г. — Из письма, 5 августа 1841 г. Пятигорск

Как же я весело провела время. Этот день молодые люди делали нам пикник в гроте, который был весь убран шалями; колонны обвиты цветами…

Этот пикник последний был; ровно через неделю мой добрый друг убит, а давно ли он мне этого изверга, его убийцу, рекомендовал как товарища, друга!

Этот Мартынов глуп ужасно, все над ним смеялись; он ужасно самолюбив; карикатуры (на него) его беспрестанно прибавлялись; Лермонтов имел дурную привычку острить. Мартынов всегда ходил в черкеске и с кинжалом, Лермонтов совсем не хотел его обидеть, а так посмеяться хотел, бывши так хорош с ним, а Мартынка глупый вызвал Лермонтова. Но никто не знал. На другой день Лермонтов был у нас ничего, весел; он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел, <�они> не могли его видеть — и тут еще любовь: он был страстно влюблен в В. А. Бахметьеву; она ему была кузина; я думаю, он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был.

Уезжавши, он целует несколько раз мою руку и говорит:

— Cousine, душенька, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни.

Я еще над ним смеялась; так мы и отправились. Это было в пять часов, а <�в> восемь пришли сказать, что он убит. Никто не знал, что у них дуэль, кроме двух молодых мальчиков, которых они заставили поклясться, что никому не скажут; они так и сделали.

Лермонтову так жизнь надоела, что ему надо было первому стрелять, он не хотел, и тот изверг имел духа долго целиться, и пуля навылет!

Он мертвый был так хорош, как живой.

Чтение стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю»

8. Заключение

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:

«…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».

Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»:

«Она (любовь), как чумное пятно…»;

«Всё, что любит меня, то погибнуть должно»;

«Мне грустно, потому что я тебя люблю»;

«Нет, не тебя так пылко я люблю».

Не о земной страсти грезит поэт, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:

Я б желал так заснуть,

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

О любви мне сладкий голос пел…

Вывод: мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви, трагичности происходящего.

Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

Ответ: Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви.

Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий?

Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.

Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

Заключение

. Каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

9. Домашнее задание.

Прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.

10. Рефлексия.

Какое стихотворение больше запомнилось. Имя какой музы произвело большее впечатление.

Сочинение Тема любви в лирике Лермонтова

Любовь. Как много в этом слове для любого человека! Каждый понимает её по-своему, кому-то она несёт безграничное счастье, кого-то окрыляет, а кого-то заставляет грустить. К последним часто относятся поэты. Что из чего вытекает сказать сложно, но, как писала Лилия Брик, любовь Маяковского, о поэте: «он помучается и напишет хорошие стихи». Это применимо, наверное, к любому творцу, ведь печали и невзаимная любовь вдохновляют. Лермонтов Михаил Юрьевич – лучшее тому доказательство. Среди его любовных стихотворений нет того, которое было бы пронизано чувством счастья от взаимности, в них всё наоборот.

В лирике Лермонтова это возвышенное чувство описывается как грустное, заставляющее переживать и страдать. Однако, если смотреть на исторические рамки, в которых он жил и его отношение к людям, можно понять, почему всё сложилось именно так. Восстание декабристов, убийства и нежелание власти слушать народ – всё это не предвещало ничего хорошего, никаких надежд. Внутри Лермонтова также бушевали ураганы, ведь он был человеком справедливым, ищущим настоящего счастья, свободы и любви. В обществе, в котором он жил всё было как будто поддельным, а девушки, которых он любил почти всегда не отвечали ему взаимностью. Стихотворение «Нищий» — отличный тому пример. Где же тут взяться радости от любви?

Стоит отметить, что Лермонтов не презирал любовь, он наоборот, считал это чувство небесным и волшебным. Он любил сам, но из-за своей неуверенности, из-за своего одинокого характера не мог показать свои чувства дамам.

В своих стихотворениях поэт ищет не любви, а «иное в любви». Он отрицает любовь взаимную, возможно, даже боится её, одновременно вдохновляясь её. Владимир Соловьёв отмечал, что любовной лирике Лермонтова характерна «миражность», идеализация чувства. «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней» — пишет поэт. Действительно, он готов на всё ради любви, но сам же и отталкивает приближение этого чувство. Ему нравится его эфемерность, и это отражается в его произведениях.

Тема любви в лирике Лермонтова показана с необычной стороны. Для него любовь – это самое благородное чувство, которое не может быть иным. Если же она предстаёт в другом свете, то это и не любовь вовсе. Очень мало настоящей, «лермонтовской» любви, поэтому поэт предпочитает лишь мечтать о ней, писать как о чём-то нереальном, недостижимом. В этом и противоречие, и отличие от других классиков Лермонтова.

Другие сочинения: ← Любовь в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовИстория души человеческой в произведении Герой нашего времени →

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]