Урок литературы на тему «В.Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова» (11 класс)

  • Анализ стихов
  • Апухтин
  • Сумасшедший

Алексей Николаевич Апухтин — известный поэт, его стихотворение «Сумасшедший» было опубликовано в 1890 году.

Стихотворение написано очень необычно, оно состоит из трех частей, во второй из которых резко меняется размер стиха, она представляет собой счастливое воспоминание больного человека о прошлом.

Все стихотворение написано от лица психически больного человека, который был помещен в сумасшедший дом. По сюжету, его пришли навестить жена и ее брат, к ним и обращена его речь.

Вполне возможно, что главный герой стихотворения болен шизофренией. Он страдает галлюцинациями, которые сменяются «просветлениями»: он то принимает своих близких за почетных гостей, а себя – за короля, то вдруг осознает, кто на самом деле к нему пришел и вспоминает, что у него есть любимая дочь, вспоминает, как хорошо им жилось раньше, до его болезни.

В первой части стихотворения он встречает своих гостей в палате в роли короля, но в его словах нет ни капли злости, одна усталость «Я день и ночь пишу законы для счастья поданных и очень устаю». Потом лица гостей, начинают казаться ему знакомыми, вдруг он вспоминает, что это его жена и ее брат пришли его навестить. Он видит, как переживает жена, как осунулась, жалеет ее. Любящий отец скучает по дочери, грустит, что злая наследственная болезнь коснулась и его.

Во второй части больной вспоминает, как они с женой и дочерью гуляли по полю, собирали васильки, играли, как хорошо им было вместе. А теперь эти цветы в его памяти приобрели зловещий оттенок, они как будто смеются над ним, мерещатся ему постоянно, он не может найти спасения от своих воспоминаний.

В третьей, заключительной части стихотворения он снова король, но уже озлобленный, он узнает своих близких, недоволен ими, что они мучают его своим присутствием, бередят его чувства, особенно зол он на жену, даже хочет «казнить» ее, но вовремя успокаивается. В итоге, всех прогоняет, говорит, что хочет побыть один.

Это стихотворение читается очень тяжело, вызывает горькие чувства. Жалко семью, страдающую из-за болезни отца – мать сильно переживает, дочь его практически не видит. Безумно жаль и самого больного, психическая болезнь ему досталась по наследству, он с детства ее боялся и вот, она им завладела. И вряд ли он поправится и вернется к нормальной жизни. Он дорожит своими воспоминаниями, и одновременно они мучают его, ведь счастье ушло, ничего уже не будет. Он не в силах победить болезнь, часто уходят в какой-то иной, придуманный им самим, мир королевских фантазий. Страшно читать и думать о человеке, пораженном такой болезнью, которая разрушила его счастье и оставила лишь мучительные воспоминания о былом: васильки, васильки…

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Творчество»

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики. Читая стихотворене «Творчество», невольно задумываешься: «Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице». Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся». Бред, абсурд! Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо — увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. Необходимо также помнить, сто Брюсов- «отец русского символизма». Именно ему принадлежат слова, что «символизм — поэзия намеков». В стихотворении «Творчество» Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творецц в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени «несозданных созданий», то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях («тайны созданных созданий»), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно. Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: «прозрачные киоски», «звонко-звучная тишина», » при лазоревой луне». Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Творчество»

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Истоки вдохновения

Его произведения породили множество подражаний, а насыщенная образность его стихов стала предметом частых истолкований в литературоведении. В первом сборнике «Шедевры» («Chefs d’oeuvres», 1895) отчётливо заметны мотивы восточного мистицизма, элементы древнегреческой поэтики, сказаний, влияние скандинавских и древнегерманских легенд.

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция

Следующая

Анализ стихотворений«Я встретил вас – и все былое» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – средства выразительности, жанр, идея

Особенности стихотворения

Брюсов стремился выразить невыразимое, описав процесс создания художественного произведения. Критики отмечали, что подчёркнутый символизм произведения и невозможность увидеть чёткий план усложняет анализ стихотворения Брюсова «Творчество». Образы кажутся не связанными между собой, автор отказывается от традиционного лирического героя. Уже первые строки отсылают к сновидности творческого опыта. Настоящий гений грезит непридуманными образами, но в определённое мгновение они предстают перед ним с отчётливой ясностью.

Композиционная структура

Работая над созданием стихотворения, автор тщательно продумал композицию, повторяя финальные строчки каждого четверостишия в последующем тексте. Это позволило ему создать повествовательную структуру, в которой развитие возможно только благодаря обращению к образам прошлого. Подобный творческий метод опирается на определённую цикличность произведения. Для достижения большей выразительности была выбрана двусложная стопа, при этом ударным является первый слог. Текст разбит на 3 смысловые части:

  1. первые 2 строфы отсылают к поискам вдохновения в изменчивой действительности;
  2. 3 и 4 строфы посвящены рождению образов;
  3. заключительная 5-я строфа посвящена эмоциям, которые охватывают человека, создавшего бессмертное произведение, найдя гармонию в окружающем его хаосе видений.

Хотя художники слова того времени часто экспериментировали с формой, работа написана четырёхстопным хореем с использованием смысловых акцентов на отдельных фразах. Благодаря аллитерации произведение обретает особую музыкальность, когда автор повторяет слова со звуками [з], [с], [л], [н].

Литературные приёмы

Отказываясь от привычного понимания логики, в стихотворении «Творчество» Брюсов обращается к миру эфемерных явлений. Они соединяются между собой благодаря случайности. Чтобы донести до читателей свою мысль, автор использует ряд художественных приёмов:

  • аллитерацию;
  • перекрёстные рифмы (мужские и женские);
  • эпитеты («обнажённый месяц»);
  • анафоры;
  • метафоры.

Умелое использование параллелизмов и антитез становится особенно очевидным при анализе «Творчества» Брюсова, когда образность обогащается благодаря многочисленным противопоставлениям поверхностей и контрастным сравнениям.

Лексические новации

Поэту удалось придумать ёмкие, запоминающиеся образы, создающие особую атмосферу стихотворения, а «фиолетовые руки на эмалевой стене» стали одной из самых запоминающихся строчек, на которых держится вся композиция. Брюсов использует 3 приёма, активно применявшихся в символизме:

  1. цветопись (использование прилагательных цвета и текстур для создания определённой цветовой тональности);
  2. звукопись (аллитерации, повторения звуков);
  3. олицетворение.

Цвето-звуковое единство играет решающую роль в восприятии. Автор несколько раз повторяет слова «эмалевый» и «лазоревый», оттеняя белым цветом оттенки фиолетового, которыми он рисует образы, приходящие в грёзах «при лазоревой луне». Создавая с помощью слов картину, которая явственно предстаёт в воображении читателя, автор следует традиции, восходящей к Горацию, придумавшему принцип «ut pictura poesis» («поэзия как живопись»).

Джоан Гроссман пишет, что «прозрачные киоски» стали одним из центральных образов в этом стихе. У поэта они «вырастают», звуки «реют», а через мгновение «ластятся». Даже тишина, которая по определению остаётся неслышной, в поэтическом воображении превращается в «звонко-звучную», наполняясь доселе невиданными значениями. Постепенно звуки, доносящиеся из мира грёз, могут стихнуть, но художник не теряет умения их различать.

Способность пальм-латаний тенить, отбрасывать «трепещущую» тень на стене, за которой наблюдает безымянный субъект, отсылает к платоновскому мифу о пещере, где человек способен видеть только тени предметов, а не их подлинную сущность.

Повторы и преобразования

Стихотворения, которые писались в XIX и начале XX века, часто заучивались наизусть и читались вслух в литературных салонах. Использование повторяющихся элементов позволяло усилить риторическое воздействие, поэтому завершающая строчка первой строфы повторяется как вторая строка в следующей строке. Если в самом начале герой видит «тени несозданных созданий», то в последней строфе «тайны созданных созданий» с «лаской ластятся» к нему, когда процесс творения приводит к запечатлению ранее не проявленного образа.

Всё, что происходит в мире творчества, постоянно претерпевает трансформации, теряя очертания и обретая новые формы. Схватывая красоту этих застывших мгновений, поэт создаёт картину изменчивого и быстротечного мира, который всегда находится в становлении.

История создания

Стихотворение «Творчество» появилось 1 марта 1885 года и позднее вошло в сборник «Шедевры». Выбор названия обусловлен тем, что символиста интересовали истоки творческих порывов, которые приводят к созданию подлинных произведений искусства. Брюсов гордился своим творением, считая, что ему удалось с особой ясностью передать особенности творческого процесса в необычных образах. Неподготовленный читатель не сразу сможет разглядеть всё многообразие смыслов, которое кроется в произведении, открываясь только при подробном разборе.

После написания стихотворения поэт ещё раз обратился к подобной тематике, создавая стихотворение «Юному поэту», датированное 15 июля 1896 года. В нём он обратился к будущему поколению с тремя заветами и говорил о готовности принять поражение, если кому-то удастся их выполнить.

Влияние на эпоху символизма

Брюсов, которого сегодня школьники изучают по программе для 11 класса, был идейным вдохновителем и главой журнала «Весы», отбирая для сборника настоящие шедевры эпохи модернизма. Это выгодно отличало его от главных редакторов таких изданий, как «Перевал» и «Золотое Руно». Михаил Гаспаров называл поэта «побеждённым учителем», поскольку ученики пошли дальше него, создав самобытную культуру модернизма. Чувство неприятия молодого поколения нашло отражение в стихотворении поэта «Младшим», которое было посвящено собратьям-символистам .

Особого внимания для исследователей истории заслуживает полемика Брюсова с Лениным, изложившим своё понимание литературы в 1905 году на страницах газеты «Новая жизнь». Вскоре в «Весах» был опубликован отзыв поэта, похвалившего революционера за смелость, но упрекнувшего его за то, что в его словах не хватает подлинной «любви к свободе». Будучи настоящим мастером слова, прекрасно знакомым с европейской традицией и мировой культурой, он протестовал против всяких попыток ограничить творческие порывы художника, поместив их в узкие рамки догматических учений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]