Сочинение на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»
Алексей Иванович Швабрин — персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».
Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина — лже-император Пугачев, Маша Миронова — ее мать Василиса Егоровна, — что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.
Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина — Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.
У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.
И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела — царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.
Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии — очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.
Швабрин же — человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин — заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.
Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же — от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.
Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями — дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.
Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…
Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» — так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.
Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз, пока не упал в бездну…
Источник: biblioman.org
Сочинение: Гринев и Швабрин в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
(606 слов) Известная повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о значимом событии для России — восстании Пугачева. Данное произведение охватывает очень большой промежуток времени, в нем изображено много героев. Это одна из тех книг, которые можно перечитывать по несколько раз и всегда открывать для себя что-то новое. Ведь в повести автор поднял очень важные и актуальные темы. Так, он повествует о том, как молодой человек из юноши превращается в мужчину, пройдя немало жизненных испытаний и трудностей. Чтобы показать своего героя во всей красе, автор создает его антипода. Сравнение двух главных персонажей повести Пушкина — Гринева и Швабрина — помогает лучше понять содержание книги и замысел автора.
Описывая исторические события, писатель одновременно противопоставляет моральные принципы главных персонажей. Так, в центре повествования — два офицера Гринев и Швабрин. Это герои абсолютно противоположных взглядов и характеров. На службу в отдаленную крепость персонажи попали совершенно по разным причинам. Гринева на службу отправил его строгий отец, а Швабрин был переведён в крепость в наказание за убийство на дуэли. Очевидна и разница в возрасте: Швабрину около 25 лет, а Гриневу всего 17.
Поначалу может показаться, что у данных персонажей много общих черт. Так, они оба дворяне по происхождению, оба героя имеют образование, а также они обожают литературу и поэзию. Их объединяет и то, что они оба неравнодушны к Марье Мироновой. Но отношение к Маше Мироновой отображает не сходство, а разницу характеров главных героев. Швабрин делает всё, чтобы Маша и Гринев не были вместе, когда получает отказ от героини. А Петр более робот в своих чувствах и не решается напрямую обратиться к девушке. Алексей не мирится с отказом: он смеётся над стихотворениями Гринева и оскорбительно отзывается об избраннице, чтобы разрушить их союз. Петр не опускается до таких ухищрений и не верит своему обидчику, ведь его мнение о Марье возвышенное и уважительное. Швабрин провоцирует дуэль, пытаясь убить соперника. В ответ Гринев рискует жизнью, чтобы защитить честь своей возлюбленной. Как мы видим, мотивы молодых людей разнятся: один идет на поединок ради любви и чести, другой пытается обесчестить девушку и убрать с дороги соперника. Любой ценой.
Во время дуэли Швабрин также проявляет свои самые унизительные качества. Когда Петр поворачивается на окрик Савельича, Швабрин наносит удар Гриневу в спину. Чем на такую подлость ответит Петр? Неужели будет мстить? Нет! Когда Гринев выздоравливает, он проявляет снисходительность к Швабрину и прощает его.
У главных персонажей также совершенно разные представления о понятии офицерской чести и долга. Так, например, когда происходит захват крепости, Швабрин изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. Читатель видит, как герой лебезит перед Пугачевым и молит его о прощении. У Петра очень сложный выбор: он должен либо умереть, либо присягнуть Пугачеву. Для Гринева честь и достоинство превыше всего, а измена для него равносильна смерти. Гринев гордо отвечает на вопросы Пугачева и отказывается целовать ему руку. А Пугачев вдруг узнаёт в Гриневе барина, от которого он получил заячий тулуп. В дальнейшем Пугачев неоднократно помогал Гриневу, уважая его честь и благородство.
В сцене освобождения Марии из крепости проявляется отвага и мужество Гринева, а также подлость, трусость и слабость Швабрина. Алексей угрозами заставляет героиню выйти за него замуж. Но даже волю молоденькой девушки он переломить не в состоянии. А Гринев, рискуя своей жизнью, отправляется на помощь своей любимой и побеждает.
В финале оба персонажа оказываются перед трибуналом: Алексей оклеветал Петра напоследок. Но Гринева спасло заступничество Марьи. Швабрин же просчитался, ведь его защищать было некому.
Таким образом, писатель на примере двух персонажей демонстрирует обреченность тех людей, которые утратили честь и достоинство, а также светлое будущее тех, кто сумел сохранить истинные человеческие добродетели. Для Петра Гринёва нет ничего важнее чести и достоинства. А жадный и циничный Швабрин живёт по законам подлости и обмана. В образе Петра Гринёва автор воплотил самые лучшие черты молодого дворянина, а в образе Швабрина — наихудшие.
Автор: Виктория Комарова
Вариант 2 (подробно)
(1103 слова) Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» положил начало историческому роману. Данное произведение внесло огромный вклад в развитие русской литературы. Особое внимание привлекает образ главного героя Петра Гринёва.
Пётр Гринёв выполняет в романе две важные функции. Он является рассказчиком, повествует о своей молодости, втянутой в круговорот исторических событий. В то же время Гринёв — главный герой романа «Капитанская дочка».
Детство и происхождение
Пётр Гринёв относится к представителям русского провинциального дворянства второй половины 18 века. Детство его прошло в имении отца, помещика Симбирской губернии. Воспитанием маленького Петра занимался дядя Савельич — крепостной мужик. Затем, как только Гринёв освоил грамоту, он поступает под надзор француза Бопре, который оказался пьяницей и развратником.
С некоей иронией Пётр Гринёв вспоминает свои ученические годы:
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
Совсем не удивительно, что Гринёв в детстве был весьма любопытным и спокойным ребёнком. Ведь впоследствии, поступив на службу, он стал читать французские книги, писать стихи и даже пробовать себя в поэзии.
Семейный быт и воспитание
Большое влияние на развитие нравственных качеств Петра Гринева оказал его отец, отставной премьер-майор, человек высоких моральных принципов. Отец даёт верные наставления Петру Гриневу, провожая его на службу:
«Служи верно, кому присягнешь; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской началь ника; береги платье снову, а честь смолоду».
Эти слова Гринёв пронёс сквозь весь свой жизненный путь. Воспитанный в строгости, Пётр смог сохранить свои лучшие качества. Кроме того, герой был горячо любим и матерью. Ведь он — её единственный выживший сын.
Отношение Гринёва к другим героям
Петр уважает родителей и слушается их. Так, он без протеста и ропота отправился в Белогорскую крепость вместо столичного гарнизона. Но по мере взросления герой становится более самостоятельным и учится принимать решения, независимые от мнения отца. Когда родитель не одобрил кандидатуру его невесты (Марья была бесприданницей), Петр не согласился с ним и все-таки отправил Марью к себе домой как свою невесту. Он пошел против воли родителей, защищая свою любовь. Но в остальном он был почтительным сыном.
Отношение Гринева к Маше Мироновой было возвышенным и уважительным. Рискуя жизнью, он защитил честь девушки в дуэли со Швабриным. Он посвящал ей стихи и питал серьезные чувства. Позже он не раз спасает Марью. Подробнее об этом — в следующих разделах.
Отношение Гринева к Швабрину сначала было дружеским. Петру нравилось общаться с остроумным и язвительным собеседником. Алексей был умным человеком, но беспринципным. Постепенно Петр замечает, что его злословие в отношении Мироновых переходит всякие границы. Из-за его реплики в адрес Маши (якобы она навестит Петра ночью, если получит дорогие серьги) Петр не выдерживает и вступает в конфликт. Оба офицера не находят секундантов и дерутся, несмотря на запрет коменданта. Швабрин подлым ударом в спину ранит противника. В дальнейшем Алексей упорно мстит Петру, ведь Марья выбирает именно его. Он оклеветал бывшего приятеля перед Пугачевым, чтобы его казнили даже без разбирательств. Потом он далее ложные показания в суде и обвиняет Петра в пособничестве мятежникам. Петр же искренне прощает его после дуэли, проникается к нему жалостью. Потом же он проявляет милосердие, отказываясь от мести врагу.
Александр Пушкин изображает Гринёва положительным персонажем, но далеко не идеальным. Например, к Савельичу он в самом начале относится только как к слуге. Он напоминает ему о его низком положении: «…подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню», «…ты, верно, пьян, пошел спать…». Но при этом в процессе своего становления Гринев меняет отношение к Савельичу и учится уважать и благодарить его. Постепенно Петр сближается с ним и даже предлагает ему уехать, когда планирует рискованную вылазку в стан врага. В этом эпизоде он сам проявляет заботу о слуге.
Петра Гринёва совсем не волнует положение простых людей. Герой не задумывается о несправедливости крепостного строя. Но сам он относится к беднякам без высокомерия. Так, когда Пугачев помог им с Савельичем выбраться из метели, Петр благодарит его очень щедро — дарит заячий полушубок, несмотря на протест Савельича. Гринев делает это потому, что Емельян был одет легко и мог замерзнуть. Этот эпизод демонстрирует отзывчивость героя.
Отношение Гринева к Пугачеву уважительное. Это совсем не удивительно, так как Пётр многим ему обязан. Емельян дважды пощадил его и помог ему спасти Марью. Между ними возникает понимание. При этом Петр честно признается, что не разделяет его взглядов в отношении политики и будет воевать против мятежников, потому что он присягнул действующей власти. Гринев не лебезит перед Пугачевым, не добивается его благосклонности намеренно. Он открыт перед ним. Ему симпатизирует сильный и волевой характер Пугачева, его мудрость и хитрость. Он видит, что мятежник поставил на карту все, но явно не от хорошей жизни.
Положительные качества Петра Гринёва
Главному герою произведения присущи такие качества, как честь, благородство, доброта, честность, верность своим убеждениям, сила воли. Петр отзывчив ко всем людям, часто прощает обиды и стремится загладить свою вину.
Антиподом Петра Гринёва является Швабрин. Единственное, что объединяет этих двух героев — происхождение и образование. Однако, в отличие от Гринёва, Швабрин корыстолюбив и мстителен. Он считает совершенно нормальными поступками: унижать женщину, совершать измену и предательство.
Несмотря на то, что герои росли в одной среде, становление их как личности произошло по-разному. Это объясняется различным воспитанием персонажей. Можно утверждать, что родители Петра — добрые и порядочные люди, для которых моральные законы превыше всего. Однако, нельзя так сказать о родителях Швабрина. Этим Пушкин хотел показать, что становление личности зависит, в первую очередь, от воспитания в семье.
Испытание любовью
В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством капитана Миронова и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.
Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.
Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в благородного человека, способного взять на себя ответственность за другого человека.