Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича (Олеся Куприна)

Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.

В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

Иван Тимофеевич и Олеся

Встреча с Олесей становится для героя светом во мраке бесконечных скучных дней (она ему погадала на картах и предсказала судьбу). Девушка сразу привлекает внимание Ивана Тимофеевича, как личность незаурядная, кардинально отличающаяся от любого, с кем ему приходилось общаться ранее.

Он стремиться понять, как в глуши, без грамоты и этикета мог вырасти такой тонкий, чуткий и тактичный человек. Как можно объяснить то, что в глазах местного населения эта девушка воплощение зла? На деле её такт и мягкость даст сто раз фору любому из крестьян или крестьянок грубых и неотёсанных по своей натуре. Почему религиозно воспитанные люди искренне боятся и ненавидят милую и добрую Олесю, которая в ответ не питает к обидчикам злобы и не желает никому ничего плохого?

Задаваясь этими вопросами, главный герой всё ближе узнаёт прелестную лесную жительницу, привязывается к ней и начинает осознавать, что разлука станет для него невыносимой мукой.

Он искренне желает свататься к Олесе, увезти её с собой в город и прожить долгую совместную жизнь. Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины.

Страстное желание приручить чудо природы сыграло с Иваном Тимофеевичем злую шутку. Желания, местами похожие на глупые капризы, необдуманные поступки и эгоизм главного героя привели к трагедии. И трагедия эта безвозвратно отразилась на судьбах самого героя, бедной девушки и воспитавшей её бабушки.

Олесю он потерял навсегда. На память ему остались лишь красные бусы, горечь сожаления и бесконечное чувство вины за причиненную боль самому невинному из существ на земле.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести — лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна — сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся — местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом — несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама — в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван — небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам — здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся

)

Иван Тимофеевич — искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей — не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара — общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно — будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, — он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана — такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере — после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Что сказали карты об Иване Тимофеевиче

Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…

Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на себя наложить захотите… Такое у вас дело одно выйдет… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого‑то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет еще через много лет, а вот в этом году… Я не знаю, уж когда именно, – карты говорят, что очень скоро… Может быть, даже и в этом месяце <…> Падает вам большая любовь со стороны какой‑то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами…</…>

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Образ в произведении

(Иван — Геннадий Воропаев и Ярмола — Борислав Борундуков на охоте, кадр из х/ф «Олеся», СССР 1971

)

С Ярмолой Иван сходится по одной страсти — охоте. Бывает время, когда его ничего не интересует и не радует, кроме лесных пейзажей, он чувствует некую нераздельность с лесными тропинками. Он чувствует потребность быть столь же естественным человеком, какой была Олеся в родном лесу. Только такая естественность кажется герою красивой, а олесины слова — мудрыми и точными.

(Олеся — Людмила Чурсина; Иван — Геннадий Воропаев, кадр из х/ф «Олеся», СССР 1971

)

Именно поэтому видится четкое противопоставление образов Олеси и Ивана и воспевание образа естественного человека. Иван, интеллигент, образованный человек и писатель, но места ему нет ни в глуши, ни в свете, так как кругом ложь, человеческие страсти, пошлость, ограниченность или невежество. Олеся как чистый луч света на лесной полянке, мелькает в его жизни, но до неё Ивану не дорасти, нравственно он проигрывает её неподражаемому благородству, её милосердию, бескорыстности, доброте, самоотдаче. И в этом трагедия всей русской интеллигенции 19 века — начинать и бросать, влюбляться и предавать, жить, плывя по течению и всюду не находить места.

Характеристика героя

Иван Тимофеевич (Ванечка) – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель. И.Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски). После этой встречи образ Олеси никак не выходил из головы И.Т.: он находил в девушке врожденное благородство, «изящную умеренность». Привлекала И.Т. и «репутация ведьмы» у девушки, ее «жизнь в лесной чаще». Но больше всего героя очаровывала «цельная, самобытная натура,…ум» Олеси. Во время второй встречи девушка гадает герою, называя его основные черты: «хотя и добрый, но только слабый…Доброта …не хорошая, не сердечная. Слову своему не господин», до женщин «больно охоч». Не сможет никого полюбить, потому что «сердце…холодное, ленивое». В итоге Олеся предсказывает И.Т. «большую любовь со стороны трефовой дамы», через которую «позор она большой…примет». По роковому совпадению вскоре сама Олеся влюбляется в «барича» И.Т. У героев завязываются отношения. И.Т. ставит перед девушкой условие: или он, или ее колдовство. Герой уговаривает Олесю пойти в церковь. Там на нее как на ведьму налетают деревенские бабы. Придя к Олесе, И.Т. застает ее заболевшей от пережитого испуга и унижения. На следующий день после случившегося, снова придя к девушке, герой обнаруживает, что «хата была пуста». И лишь нитка красных кораллов, повешенная на окно, напоминала об Олесе. И.Т. почти сразу же смиряется с произошедшим.

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник — Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично — невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности — разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси — в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа — нет.

Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.

В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича
    . Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека.
    Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны .

Характеристика персонажа

Человек, несколько пресыщенный жизнью, небогатый, но избалованный, оказывается в глуши, в лесах Полесья. Скука, преследующая его в глухой деревне, толкает его на то, что «от безделья» герой принимается учить и лечить простых людей, и думается, что эта скука преследовала его и свете, от которого он сбежал. Судьба преподносит ему встречу с местной дикаркой и ведьмой, девушкой Олесей. Герой влюбляется, ведомый мистическими чарами девушки, её экзотичностью по сравнению с обычным окружением героя, её красотой, естественностью, слиянием с природой. Однако герой не может ни принять решение относительно брака с лесной красавицей, ни защитить её от враждебного общества, он безошибочно видит невозможность этого союза. В результате история заканчивается трагически — Олеся подвергается нападению со стороны жителей села и сама принимает решение исчезнуть из жизни героя. Больше они не увидятся, Олеся тайно уходит, оставляя в памяти героя яркие, ни на что не похожие воспоминания их свиданий и, как символ этой яркости, алую нитку коралловых бус.

(Геннадий Воропаев в роли Ивана Тимофеевича, х/ф «Олеся», СССР 1971

)

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, поэтому четкого внешнего портрета у читателя нет, внешний образ складывается из отрывочной характеристики, данной Олесей и иными героями повести. Сам себя Иван считает человеком «тихим и скромным», склонным к «бродячей» жизни, а значит, перед нами человек без корней, без семьи и любви. К моменту того как Иван приехал в Полесье, он был начинающим писателем, успевшим напечатать рассказ в маленькой газете (то, как он отзывается об издании — «газетка» — и как называет свое творчество словом «тиснуть» свидетельствует о невысокой оценке своих опусов).

С людьми он прост и вполне радушен, помогает бедняку Ярмоле, спасает от голода его семью и лечит окружающих крестьян.

Основные черты и качества, психологический портрет персонажа

Гораздо более честно и большим психологизмом говорит об Иване мнение со стороны. И это мнение Олеси, когда девушка гадает ему: добрый, но слабый, а скорее равнодушный, попустительствующий. То есть, доброта Ивана — не стремление, а скорее доброжелательность, следование этикету. Сердце же у него ленивое и холодное, и слову своему он не господин. Легко поддается губительному влиянию алкоголя, страстям, вследствие чего, утверждает Олеся, может быть много горя в его жизни. Согласно олесиному предсказанию, «ленивое» сердце не даст в будущем и совершить самоубийства — будет у Ивана большое горе, но вследствие своей склонности к равнодушию, ему удастся это «так пережить», хоть и будет соблазн наложить на себя руки.

Психологический портрет, представленный Олесей, скорее всего, верен, хотя читатель и не знает, как после встречи с лесной колдуньей сложилась его жизнь. Иван действительно оказался падок на красоту (не верил ни в какое колдовство, а ведьмой заинтересовался, пришел в её дом и влюбился в роковую лесную принцессу, совершенно не думая о последствиях), но предпочитал не думать о последствиях, он быстро загорался идеями, но быстро остывал (попытки стать ближе к народу, обучить его, узнать ни к чему не привели), он не предпринял ничего, чтобы остановить Олесю от похода в храм, в результате чего случилась трагедия.

Темы

  • Главная тема повести
    — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы.
    Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
  • Роль пейзажа
    в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Смысл

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

Критика

Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ОлесяИван Тимофеевич
Социальное положениеПростая девушка.Городской интеллигент. «Барин», как называют его Мануйлиха и Олеся, «паныч» называет Ярмила.
Образ жизни, занятияЖивет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них.Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся найти множество легенд, преданий, но очень быстро заскучал. Единственным развлечением стала охота.
Отношение к герою других людейЛюди не понимают и не принимают ее.Отношения с крестьянами ограничивались только тем, что они снимали перед ним шапки и говорили: «Гай буг», что значило «Помогай бог». Он пробовал с ними разговориться, но они смотрели на него с удивлением, не понимали даже простых вопросов и все порывались целовать его руки.
Отношение к людямС людьми не общается и не стремиться к этому. «Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше бы было», — говорит Олеся. «Злой … народ здесь, безжалостный…».Общего языка с простыми людьми Иван Тимофеевич не находит, но хочет приносить пользу людям: он лечит крестьян, учит грамоте Ярмолу. Но для них он все равно остается чужим.
Особенности поведенияОткрытая и честная девушка. Не скрывает свои чувства, эмоции.Сдерживает свои душевные порывы.
ЛюбовьВся отдается чувству любви. Готова ради любимого на любые жертвы (идет в церковь, где на нее набросились деревенские бабы). Но, понимая, какая пропасть разделяет ее и Ивана Тимофеевича, она уходит от него.Не способен на сильное чувство. Не принимает Олесю такой, какая она есть. Ставит условие: или он, или «колдовство». Когда Олеся скрывается от него, он быстро успокаивается.
ХарактерУмная, сильная, цельная натура, способная на высокие чувства и смелые поступки. Выросшая среди полесского бора, она отличается грубой независимостью. Она гордая девушка. Олеся поступает так, как считает нужным. Для нее не важно мнение других людей.Умный, образованный, интеллигентный. Мягкий, слабохарактерный. Любит верх над людьми брать, но чаще бывает наоборот. Порой не может разобраться в себе. Не способен пойти против людского мнения.
Взаимоотношения Олеси и Ивана ТимофеевичаПолюбила Ивана Тимофеевича пылко, беззаветно, не смотря на все его недостатки, понимая, что у их любви нет будущего.Был увлечен Олесей, его привлекли ее необычность, красота. Он «наслаждался… здоровой, чувственной любовью». И хоть он признается Олесе в любви, его чувство трудно назвать любовью. Скорее он боится своего чувства. Он принял ее жертвы (знал, чем закончится ее поход в церковь, но не остановил).
Речь, голосЗвонкий и сильный, с неожиданными бархатными нотками. Соответствует характеру. Выразительность и изысканность фраз в разговоре.Мягкий, просительный тон. Соответствует характеру.
Отношение автора к героюВместе с Иваном Тимофеевичем автор любуется Олесей. Использует для ее описания такую оценочную лексику: молодая, стройная, держалась легко, красавица. «Оригинальная красота лица», которую раз увидев, не забыть. Ему нравится ее свободолюбие, непосредственность, честность, открытость, доброта.Речь идет от первого лица: отношение автора к своему герою определяется мыслями героя, тем, как он сам оценивает свои поступки. Видно, что автор симпатизирует герою, потому что Иван Тимофеевич не старается снять с себя вину за некоторые нелицеприятные поступки.
МировоззрениеОлеся умна, но не признает науки. И свои необычные способности она объясняет только лишь тем, что их род проклят, что это дьявол помогает ей.Иван Тимофеевич склонен все способности Олеси объяснить с научной точки зрения (гипноз, психиатрия, физиология).
Вопрос о женитьбеОлеся считает, что их союз невозможен.Решение жениться крепло в душе Ивана Тимофеевича, и в итоге он перестал видеть в нем вызов обществу. И наконец сделал Олесе предложение.
  • Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны». Впервые купринская концепция человека и природы была […]
  • Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный. Неудачи сделали его неуверенным и нервозным. Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти […]
  • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону…»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
  • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
  • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
  • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
  • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
  • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Вася Валек Место жительства Городской житель. Живет в подземелье в так называемом дурном обществе. Характер Добрый, честный, смелый, всегда выполняет обещанное. Мальчик милосердный, сострадательный, самоотверженный и заботится о других. Сорванец. Беззаботный и задорный. Задумчивый, грустный. Солидный парень, характер взрослого мужчины, серьёзен, угрюмый. Внешний вид Ухоженный, всегда выглядит хорошо. Высокий, худой и тонкий, одет в грязные вещи. Постоянно держит руки в карманах. Его […]
  • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
  • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность «казалось чересчур было передано сахару». Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
  • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
  • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
  • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
  • Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но «разумеет про себя». Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. […]
  • На балу После бала Чувства героя Он «очень сильно» влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина — пьян — любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, «парит». Восторг и благодарность (за перо от веера), «весел и доволен», счастлив, «блажен», добр, «неземное существо». С […]
  • Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
  • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]

Повесть А. И. Куприна «Олеся» трагическая история любви между богатым барином и простолюдинкой, обладающей мистическими способностями. Социальное неравенство стало пропастью между молодыми людьми, погубив светлые, чистые чувства.

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся» является одним из центральных в произведении.

Материалы к уроку А.И.Куприна «Олеся»

11 класс

Тема : А.И. Куприн. «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести.

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

  • Чтение учителем первого абзаца произведения.
  • Беседа с учащимися.

Почему у произведения такое название?

В центре внимания автора необычная девушка со странным именем Олеся. Именно её судьба, её поступки задели героя-рассказчика, который сообщает читателю историю своих отношений с Олесей.

К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

«Олеся» — это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём — больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий.

Учитель. Итак, в центре внимания — Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой — интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник — Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

Найдите завязку сюжета.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

Как дальше развиваются события? (Пересказ учащихся.)

Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

«Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки — не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку «ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся — чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

Как дальше развиваются события?

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: «Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум… Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

У Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с «ведьмами”.

Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Иван Тимофеевич признаётся: «Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был… все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание… сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце”. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.

Давайте почитаем начало X главы.

«…Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила… Я почувствовал, что… Олеся отдаёт мне… всё своё существо”.

Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь — это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

«— Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя…

— Олеся, ради Бога, не надо… оставь меня… Теперь и я боюсь… боюсь самого себя… Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

«Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу…”

Слово учителя. В своей повести автор ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?

«Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье… исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…”

В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

В поэме А.С. Пушкина «Цыганы», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (история отношений Григория Александровича Печорина и Бэлы). И у Пушкина, и у Лермонтова показан конфликт человека цивилизации и человека природы; писатели подчёркивали, что люди из разных миров не могут понять друг друга, живут по различным законам, поэтому их отношения обречены на разрыв.

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения «естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: «Я ведь только о твоём счастье думаю”.

«Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. «Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, «отбежав шагов на пятьдесят… остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

— Хорошо же!.. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь — местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. «…Ведь я там… в Перебродье… погрозилась со зла да со стыда… А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится — всё мы будем виноваты”, — говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: «Нет… я знаю, я вижу… Ничего нам, кроме горя, не будет… ничего… ничего…”

Почему невозможным оказалось продолжение любви?

  1. Мешали окружающие.
  2. Этого не хотела сама Олеся.
  3. Виной всему — пассивность героя.

Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

Соответствует ли эпиграф нашему разговору?

Обратите внимание на последние строки повести. В них — отношение рассказчика ко всему происшедшему.

«С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви”.

Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич — «с стеснённым, переполненным сердцем…” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.

Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь — основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.

5

Характер

Среди основных черт характера Ивана Тимофеевича хочется отметить следующих:

  • доброта;
  • слабость, безволие;
  • отзывчивость;
  • зависим от людского мнения;
  • слабохарактерность;
  • не способен разобраться в собственных чувствах;
  • скромность;
  • нерешительность;
  • скрывает эмоции и чувства внутри, не давая им выхода.

У главной героини Олеси сложилось собственное мнение относительно характера Ивана Тимофеевича.

«…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уж все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много будет в жизни зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]