- Краткие содержания
- Разные
- Так говорил Заратустра (Ницше)
Произведение Ницше «Так говорил Заратустра» охватывает нравственные аспекты жизни. Это философский роман, в котором четыре части. Это глубокая и интересная книга.
В первой части идет речь о том, что Заратустра стал мудрым, потому что долго скитался. Он стремился постичь все знания, а затем донести их до людей. В основе произведения лежит мировоззрение Заратустры и его умозаключения. Пророк долгое время жил в горах, но потом решил спуститься. Внизу он повстречал отшельника, который посвятил свою жизнь служению Богу. Он рассказал Заратустре, что очень любит Бога и это чувство дает ему силы и энергию. Заратустра удивился, когда услышал это. Он подумал, что отшельник не знает, что Всевышний давно умер.
Пророк шёл дальше. Он пошел в город, что бы донести людям свои знания. В это время все смотрели цирковое выступление. Заратустра хотел рассказать всем, что не нужно верить в Бога, потому что он умер. Люди не поддержали его мнение. Всем стало не интересно слушать пророка, и они продолжили смотреть представление. Неожиданно канатоходец падает и разбивается. Заратустра собирает его остатки и уходит вместе с ними.
Во второй части Заратустра поселяется в пещере. Он долго жил в одиночестве. Затем он опять решил выйти к людям и поведать им притчи. Заратустра негативно относится к религии.
В этой части пророк пытается разоблачить веру. Еще он против равноправия людей. Он считает, что это неправильно таким способом сильных людей унижают, а слабых возвышают. Заратустра считал, что люди не одинаковые и не равны друг другу. Все стремятся захватить власть. Именно поэтому сильные люди должны править миром, а слабые подчиняться им.
Ему не нравятся правила и устои, по которым живут люди. Он подвергает критике работы многих философов и поэтов. Он считает их лживыми.
В третьей части мудрец продолжает рассказывать свои истории. Он постоянно придумывает разные образы для передачи своей мысли. В этой главе Заратустра рассказывает нам о демоне, который появляется возле младенца, когда тот рождается. Он его называет Духом Тяжести. Заратустра видел демона, когда тот хотел затянуть его в болото сомнений. Избавиться от Духа Тяжести довольно сложно. Зло и Добро это иллюзорные понятия, по мнению Заратустры. Человек должен делать только, то, что ему хочется. Заратустра рекомендует не скрывать свои желания и жить, так как велит сердце. Каждый день необходимо делать, что-то, что позволит мечте сбыться.
Пророк против общепринятых жизненных стандартов и принципов. Он хочет, что бы у каждого индивидуума был свой индивидуальный жизненный путь. У каждого человека есть свое понимание морали, этики и правил поведения. На судьбу человека случайности оказывают огромное влияние.
Заратустра считает, что люди должны любить себя и быть властными. Он против установленных норм поведения в обществе. Он считает, что сила это самое главное и благодаря ей можно захватить власть.
В четвертой главе Заратустра уже очень стар. Но, несмотря на это вера и правда, не поменялись. Он остался при своих убеждениях. Он продолжает считать, что сверхчеловеком может стать тот, кто ведет себя естественно. Его главный лозунг, который он хочет донести людям, звучит так: «Будь собой!».
Пророк, выйдя из своей пещеры, познакомился с массой неординарных персонажей. Он позвал всех к себе в гости, и они пришли. Заратустра рассказал своим слушателям свои идеи и философские умозаключения. Вечером они сели ужинать, и все гости хвалили Заратустру за его учения. Наутро пророк покидает свое жилье.
Дальше следовало продолжение романа. Но, Ницше не успел его дописать.
Читательский дневник.
Другие произведения автора: ← Четвертая высота (Ильина)↑ РазныеСтаршая Эдда →
Часть 1
Пророк Заратустра много лет скитался и обрёл мудрость. Он сумел познать то, что многим недоступно и стремиться поделиться этими откровениями с человечеством. Книга представляет собой роман, умело переплетённый с философией. Мировоззрение пророка – это основа всего романа, его глубинная суть. Герой спускается с гор, в которых пребывал много лет. И встречает отшельника, который посвятил себя служению Богу. Он говорит Заратустре о своей любви к Всевышнему и о том, как это чувство наполняет его, неся энергию и силы. Его слова удивляют пророка, не понимающего, почему отшельник не ведает о смерти Бога.
Заратустра продолжает свой путь дальше. Он возвращается в город, чтобы поделиться своими знаниями с людьми. Он приходит в город в тот момент, когда большое скопление людей смотрит цирковое представление. Странник говорит народу о сверхчеловеке, как высшей форме развития человека. Пророк также призывает людей перестать верить в Бога, утверждая, что тот мёртв. Однако его идеи не находят отклика у людей, вызывая только насмешки. Люди переключают своё внимание на выступление канатоходца. Неожиданно тот теряет равновесие и летит вниз. Заратустра забирает его останки с собой и покидает город. Его сопровождает Змея и Орёл.
Идея о сверхчеловеке
Книга Ницше делится на четыре части, каждую из которых автор издавал отдельно. Писатель собирался взяться еще за два тома, однако не успел воплотить в жизнь свою задумку. Каждая часть содержит несколько притчей. Именно о них рассказывает краткое содержание. «Так говорил Заратустра» начинается со сцены возвращения Заратустры к людям после многолетнего скитания. Главный герой – пророк. Его идея фикс – сообщить людям о собственном откровении.
Философия пророка является смысловым стержнем, на котором держится книга «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека, пропагандируемая главным героем, стала самой популярной и известной теорией самого Ницше. Основной посыл произведения дается уже в первой сцене, когда Заратустра спускается с гор. По дороге он встречает отшельника. Этот человек признается, что любит Бога, и это чувство дает ему силы жить. Сцена не случайна. После этой встречи пророк идет дальше и удивляется, почему отшельник еще не знает о том, что Бог мертв. Он отрицает многие нормы, которые привычны обычным людям. Эту мысль доносит как сама книга, так и ее краткое содержание. «Так говорил Заратустра» — это еще и трактат о месте человека в природе и обществе.
Часть 2
Спустя некоторое время Заратустра вновь становится затворником. Он селится в пещере и живёт там.
Проходит много лет, когда он снова решает поделиться с людьми своими знаниями. Он рассказывает им притчи. Мудрец едко отзывается о религии, церкви.
Эта часть книги изобилует цитатами, разоблачающими веру. Также он осмеивает идею равноправия людей, утверждая, что она придумана церковью, дабы карать сильных людей и возвеличить слабых. Люди не равны и не должны быть равны – таково его твёрдое убеждение. Все живые существа стремятся к власти. И это стремление сильнее и важнее даже такому сильному и базовому желанию любого человека, как желание жить. Потому слабое должно починяться, а сильное – подчинять. Пророк призывает вместо сострадания другим направить силы на созидание.
Критике бывшего затворника подвергается большинство общественных устоев и правил. Он утверждает, что почитаемые мудрецы фальшивы, потому как не обладают знанием, а лишь потворствуют суеверию необразованного люда. Истинная мудрость появляется вдали от городской суеты. И она видит мир таким, каков он есть, без ложных иллюзий. Также он высмеивает поэтов, считая их немужественными и легкомысленными людьми.
Часть 3
Мудрец рассказывает новые истории. Он ищет новые образы для передачи своих идей. Он делится историей о Духе Тяжести — демоническом существе, который появляется рядом с младенцем срезу же после его появления на свет. Он похож на мерзкого низкорослого крота. Однажды он пытался утянуть Заратустру в пучину сомнений. Избавиться от него было очень непросто. Понятия Зла и Добра – это происки этого демона. На самом деле этих понятий нет, они иллюзорны. Настоящей ценностью являются только природные человеческие желания. Их нельзя прятать и подавлять, а стоит стремиться их реализовать.
Пророк отрицает любые принципы общего, универсального пути. Оратор говорит о личном, неповторимом пути для каждого индивидуума. И потому, каждый должен составить своё собственное видение этики, морали, нравственности. Судьба любого человека – это некий клубок случайностей.
Героя романа восхищает себялюбие, властность, чувственность. Эти качества он считает естественными проявлениями здоровой личности. Такая личность свободна от любых правил и догм. Заратустра вообще отрицает необходимость каких-либо законов, правил в устройстве здорового общества. Единственное, что имеет значение – это сила. И только благодаря ей способен устанавливаться естественный порядок торжества сильных личностей над слабыми людьми.
Философия Заратустры
У Заратустры есть свой «Сборник речей», состоящий из 22 притч. Именно они раскрывают основные идеи, которые пытается донести до читателей Фридрих Ницше. Заратустра презирает священников и учит уважать солдат. Он считает государство «кумиром» и объясняет, что только после его падения наступит эра нового человека. Философ убеждает избегать актеров, шутов и славы. Он критикует христианский постулат о том, что на зло надо отвечать добром, считая такое поведение слабостью.
Большую часть своих тезисов Заратустра рассказывает прохожим и случайным спутникам. Так, с одним юношей он делится мыслью о том, что в человеческой природе значительное место занимает зло, и только преодолев его, он может стать сверхчеловеком. Из всех тезисов пророка особенно выделяется один. На нем основывается вера, о которой рассказывает книга «Так говорил Заратустра». Анализ показывает, что важнейшей частью мифологии философа является его пророчество о наступлении Великого Полдня. Это событие предварит переход человека на новую стадию своего развития. Когда наступит Великий Полдень, люди отпразднуют закат своего прежнего полусуществования.
Часть 4
Заратустра постарел. Его идеалы и верования ничуть не изменились. Он всё также проповедует, что стать Сверхчеловеком можно лишь тогда, когда человек становится тем, кем он и является на самом деле. «Будь собой!» – вот главный лозунг достойного старца.
Как-то раз мудрец оставил своё пещерное жилице, поспешив на крик о помощи. На своём пути он сталкивается с массой интересных персонажей. Это и Прорицатель, и Чародей, и Совестливы духом, и Самого безобразного человека, и Тень, и Нищего. Всех этих личностей он зовёт к себе в гости. Они откликаются на его приглашение.
В своей пещере пророк делится с ними теми же историями, цитатами и выводами, которые прежде представлял на суд людской толпы. Этот рассказ является своего рода сводным резюме. Здесь эти все разбросанные по томам фразы соединяются, образуя чёткое, структурированное учение.
Дальше идёт описание вечери, которая очень напоминает собой евангельскую вечерю. Тут гости кушают мясо, молятся и превозносят учение Заратустры. Затем тот объявляет о скором наступлении Великого Полудня. На следующий день, рано утром мудрец покидает свою пещеру. Таков конец книги.
Ницше планировал написать продолжение романа, но так и не сумел исполнить свой замысел.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Путешествие в город
Свою первую проповедь бродячий философ Заратустра произносит в городе, когда он натыкается на толпу, собравшуюся вокруг плясуна на канате. Путник рассказывает людям о сверхчеловеке, он убеждает, что обычный человек – это лишь звено в цепи развития от обезьяны до сверхчеловека. Кроме того, Заратустра во всеуслышание объявляет о том, что Бог мертв и поэтому людям стоит прекратить верить в неземные надежды и стать верными земле.
Речь незнакомца забавляет толпу. Она высмеивает философа и продолжает наблюдать за представлением. Без упоминания об этой сцене не может обойтись краткое содержание. «Так говорил Заратустра» хотя и представляет собой философский трактат, в то же время имеет все признаки романа с развивающимся сюжетом и вымышленными героями. Сцена в городе заканчивается тем, что канатоходец падает на землю и погибает. Мудрец подбирает его тело и уходит из города в компании Змеи и Орла.
Насмешки над мудростью и культурой
Устами Заратустры Ницше говорит о том, что все так называемые мудрецы лишь служат необразованному народу и его суевериям, при этом мешая истине. Настоящие ее носители живут не в городах среди толпы, а в далеких пустынях, подальше от человеческой суеты. Часть истины заключается в том, что все живое так или иначе стремится к власти. Именно из-за этой закономерности слабое должно подчиниться сильному. Заратустра считает волю к власти гораздо более важным человеческим качеством, чем волю к жизни.
Критика культуры – еще одна характерная черта книги «Так говорил Заратустра». Отзывы современников показывают, как они брезгливо относились к Ницше, считавшему большую часть человеческого наследия лишь результатом поклонения иллюзорной выдуманной действительности. Например, Заратустра открыто смеется над поэтами, которых он называет слишком женственными и поверхностными.
Дух Тяжести
В третьей части философского романа у Заратустры появляются новые притчи и образы. Он рассказывает своим немногочисленным слушателям о Духе Тяжести – существе, напоминающем то ли карлика, то ли крота, пытающемся сделать мудреца хромым. Этот демон пробовал утащить Заратустру на дно, в бездну, полную сомнений. И только ценой больших усилий главному герою удалось спастись.
Оратор объясняет публике, что Дух Тяжести дается каждому человеку с рождения. Периодически он напоминает о себе в виде слов «зло» и «добро». Заратустра отрицает эти понятия. Он считает, что никакого добра или зла не существует. Есть только естественные желания каждого человека, которые не стоит скрывать ни при каких обстоятельствах.
Идеальный человек
Согласно идеям Заратустры, для того чтобы стать сильным, достаточно научиться быть свободным от любых внешних обстоятельств. По-настоящему могущественные люди могут позволить себе постоянно бросаться во всякую случайность. Сила должна проявляться во всем. Мужчины обязаны всегда быть готовыми к войне, а женщины – к рождению детей.
Один из тезисов Заратустры гласит о ненужности общества и любого общественного договора. Попытки жить вместе по каким-то правилам всего лишь мешают сильным восторжествовать над слабыми.
Цитаты
Во второй части книги, после непродолжительной жизни на публике, Заратустра решает вновь затвориться в своей пещере, где он проводит еще много лет. Вернувшись из длительного заточения, он вновь выступает перед людьми с притчами. Критика религии – это один из основных посылов книги «Так говорил Заратустра». Цитаты на эту тему можно приводить в огромном количестве. Например:
- «Бог есть мысль, которая делает все прямое кривым и все, что стоит, вращающимся».
- «Злым и враждебным человеку называю я все это учение о едином, полном, неподвижном, сытом и непреходящем!»
- «Если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов».
Философ высмеивает равенство людей. Он считает, что это понятие – фикция, придуманное, чтобы наказывать сильных и возвеличивать слабых. Исходя из этого, пророк призывает отказаться от сострадания в угоду созиданию. Люди не должны быть равными. Эту мысль Ницше несколько раз повторяет на страницах своей книги «Так говорил Заратустра». Содержание по главам показывает, как он последовательно критикует все привычные обществу устои и порядки.
Отношение к судьбе и порокам
Книга «Так говорил Заратустра», смысл которой трактуется философами и другими исследователями по-разному, предлагает читателю по-новому посмотреть на, казалось бы, привычные вещи. Например, главный герой отказывается рассуждать о некоем универсальном пути – всеобщем способе спасения и правильной жизни, речь о котором идет во всех популярных религиозных учениях. Напротив, Заратустра считает, что у каждого человека своя дорога, а свое отношение к морали каждый должен формировать также по-своему.
Пророк объясняет любую судьбу всего лишь совокупностью случайностей. Он восхваляет такие черты, как властолюбие, сладострастие и эгоизм, считая их всего лишь здоровыми естественными страстями, присущими сильной душе в возвышенном теле. Предрекая следующую эпоху сверхлюдей, Заратустра надеется, что все эти особенности характера будут присущи человеку нового типа.