- Краткие содержания
- /
- Пушкин
- /
- Повести Белкина
Год: 1830 Жанр: цикл повестей
Среди многочисленных произведений А.С.Пушкина есть небольшой цикл под общим названием «повести Белкина». Белкин — вымышленный персонаж, умерший в 1828 году, по замыслу Александра Сергеевича, является автором данных 5 повестей. Его биография описана в предисловии к ним. Сам цикл создан в 1830 году и примечателен тем, что стал первым законченным прозаическим произведением Пушкина.
Гробовщик
В повести «Гробовщик» мы знакомимся с Адрияном Прохоровым. Вместе с семьей он переезжает в новый дом. При знакомстве с соседями его приглашают в гости к сапожнику Готлибу Шульцу. Компания подобралась веселая, было много шуток, но одна из них оказалась неудачной. Гости решили провозгласить тосты за клиентов друг друга, а поскольку клиентами друг у друга и были все присутствующие, то и выпивали они за всю компанию. Только у Адрияна было не за кого пить, ведь его клиенты — мертвые. Ему предложено было пить за покойников, на что он очень обиделся.
Вернувшись домой в дурном настроении, Прохоров в сердцах произносит, что раз так, то и новоселье он будет отмечать с покойниками, после чего ложится спать.
Однако вскоре он разбужен, посланными от купчихи Трюхиной. Та умерла и теперь требовались услуги Адрияна. Прохоров пошел и, выполнив все что положено, уже возвращался домой. Он увидал, как в его дом кто-то вошел и удивился, кто бы это мог быть так поздно. Зайдя, обнаружил, что гостиная полна покойников — бывших его клиентов. Кто-то из них изъявил желание даже обнять Прохорова, но Адриян оттолкнул его, и недовольные гости приступили к нему с упреками. Гробовщик от ужаса потерял сознание.
Очнувшись утром, Адриян услышал от служанки, что никуда ночью не ходил, в доме посторонних не было, а сам он, как вернулся от Готлиба Шульца, так и лег спать. Прохоров с облегчением понял, что собрание покойников в его новом доме было лишь его дурным сном. (Подробнее)
Станционный смотритель
Повесть «Станционный смотритель» написана как воспоминания Белкина. Однажды ехал он по делам и, будучи застигнутым дождем, остановился в доме Самсона Вырина, который жил со своей дочерью Дуней. Девушка была очень красива и хозяйственна. Рассказчик разговорился с отцом и дочерью и нашел их очень приятными людьми.
Через несколько лет случилось ему вновь проезжать через ту же станцию. Однако прежнего уюта Белкин в доме не нашел. Самсон рассказал, что Дуню увез с собой обманом молодой офицер. Отец пытался ее вернуть, взяв отпуск, поехал в Петербург и нашел там этого человека. Тот сказал, что Дуню любит, не обидит, не оставит и на том завершил разговор. Однако обеспокоенный отец должен был увидеть свою дочь. Поехав за молодым человеком, Самсон нашел, где живет Дуня, однако поговорить с ней ему не удалось. Офицер его выгнал.
Спустя еще несколько лет, автор вновь ехал через станцию Самсона, но в живых того уже не застал. Соседи рассказывали, что он жил в тоске по дочери, сильно переживая за ее судьбу. А после его смерти, Дуня с тремя детьми приезжала на могилу отца и сильно о нем плакала. (Подробнее)
Барышня-крестьянка
«Барышня-крестьянка». Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский — два помещика. Отношения их не ладятся, поскольку они имеют разные взгляды на хозяйство и потому почти не общаются. У Муромского есть дочь — Лиза. У Берестова сын — Алексей — студент университета. Закончив учебу, он возвращается в поместье к отцу и становится предметом интереса всех барышень в округе. Лиза тоже хочет познакомиться с ним, но недружелюбие их отцов и сословные предрассудки, не оставляют ей такой возможности. Поэтому Лиза надумала сшить крестьянский сарафан и, притворившись простой девушкой, присмотреться к молодому человеку поближе.
На барышню в крестьянском наряде набрасывается с лаем собака Алексея. Юноша приходит на помощь Лизе и знакомится с ней. Девушка представляется дочерью кузнеца — Акулиной. Алексей хочет ее проводить до дома, но Лиза ставит условие, что видеться они будут только тогда, когда она сама назначит. Алексей, искренне очарованный «крестьянкой» соглашается. Два месяца продолжается их знакомство.
Между тем, отцы молодых людей сталкиваются на охоте. Лошадь Берестова понесла и сбросила хозяина. Муромский предлагает помощь и везет соседа к себе домой. Пообщавшись, оба помещика вдруг увидали друг в друге приятных собеседников, несмотря на разность взглядов. Они решают продолжить знакомство, и Муромский приглашает Берестова вместе с сыном в гости. Лиза испугавшись разоблачения, просит отца не удивляться виду, в котором она предстанет перед гостями. В назначенный день она выходит к приглашенным, изуродовав себя белилами и сурьмой с совершенно сумасшедшей прической,
и в течение всего дня ведет себя неестественно и жеманно, чем отталкивает от себя молодого человека. Роль сыграна Лизой настолько артистично, что Алексей совершенно не узнал в ней свою Акулину. Но зато теперь он оценил сполна непосредственность «дочери кузнеца».
Отцы сговариваются поженить детей, что для Алексея совершенно невозможно. И он едет в поместье Муромских без предупреждения, чтобы объясниться. Там он находит Лизу и выясняет, кто она на самом деле, к полному удовольствию всех сторон. (Подробнее)
Герои произведения
В цикле повестей имеются как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них по-своему важен. Основные герои:
- Сильвио — вспыльчивый молодой человек. Хороший стрелок, в прошлом гусар. Герой был очень благородным.
- Марья Гавриловна — богатая и знатная невеста. Девушка сильно пострадала от своего легкомыслия.
- Андриан Прохоров — мужчина, который ранее работал гробовщиком и часто обманывал клиентов.
- Самсон Вырин — хороший отец, станционный смотритель.
- Лиза Муромская — юная выдумщица и проказница.
- Алексей Берестов — довольно умный и образованный молодой человек. Людей он уважал за их простоту и честность.
Не стоит недооценивать роль второстепенных персонажей в произведениях. Каждый из них делает сюжет более захватывающим и интересным. Список других героев:
- Граф — обидчик Сильвио, мужчина очень уважительно относился к своему противнику.
- Владимир — небогатый прапорщик, хотел быть женихом Марьи Гавриловны.
- Шульц — весёлый мужчина. Сосед Прохорова, очень трудолюбивый человек.
- Бурмин — полковник, муж Марьи Гавриловны.
- Дуня — хозяйственная и красивая девушка, дочь Вырина.
- Иван Петрович Берестов — умный землевладелец.
- Минский — гусар, похитивший дочь Самсона Вырина.
- Григорий Иванович Муромский — мужчина, живший по соседству с Берестовым.
На протяжении всего произведения герои взаимодействуют друг с другом, чтобы проследить, как именно, следует прочесть краткую версию произведения «Повести Белкина».
Выстрел
«Выстрел» рассказывает о некоем офицере по имени Сильвио, который обладал уникальным даром стрелять совершенно без промаха. Однажды этот человек повздорил с сослуживцем и был вызван им на дуэль. По жребию первый выстрел достался противнику нашего героя. Этой пулей была прострелена фуражка Сильвио, после чего оппонент взял собственную фуражку, наполненную черешней и начал есть. Такая невозмутимость молодого человека перед лицом смерти привела нашего офицера в ярость и он отказался стрелять. Противник Сильвио был графом и честь аристократа не позволяла ему оставаться в таком долгу. Офицеры решили, что несделанный выстрел останется за Сильвио, и тот может воспользоваться своим правом на него в любой момент.
Прошло несколько лет. В газете Сильвио прочитал, что граф-должник собирается жениться и посчитал это подходящим моментом свести счет. Явившись в дом молодоженов, он предложил графу вновь кинуть жребий и опять тому достался первый выстрел. Поскольку вторичный жребий был не в правилах поединков, граф демонстративно выстрелил в картину на стене. Услышав грохот прибежала молодая графиня. Увиденное привело ее в сильное волнение и обеспокоенный ее душевным состоянием граф, также потерял хладнокровие. Именно этого добивался Сильвио, ему было важно увидеть смятение своего противника, а не убить его. Он направился к выходу, но уже у порога обернулся и все же сделал свой выстрел. Пуля вошла точно в пулю графа в картине на стене. (Подробнее)
Сюжет
«Выстрел»
В молодости Сильвио участвовал в дуэли с молодым беспечным графом. Видя, что его противник совершенно не ценит жизнь, Сильвио отказался сделать выстрел. Граф сказал, что он может совершить его в любой удобный момент. На том и порешили. Спустя несколько лет Сильвио узнал, что граф женился. Он пришёл к нему домой, чтобы закончить прерванную дуэль. Первым выстрелил граф, но промахнулся. На шум прибежала его молодая красивая жена, и граф не на шутку испугался. Этого и добивался Сильвио: увидеть на лице своего противника страх за свою жизнь. Он выстрелил в стену, попав в пулю графа, и навсегда покинул его дом.
«Метель»
Марья Гавриловна, единственная дочь богатого помещика, была влюблена в бедного прапорщика Владимира. Родители девушки были против этого брака, и Владимир предложил своей возлюбленной тайно обвенчаться. Мария приехала в условленный час в церковь, но венчание не состоялось: из-за сильной метели Владимир добрался в церковь только утром. Девушка долгое время находилась в горячке, и родители, опасаясь за ее жизнь, согласились на её брак с Владимиром. Однако было поздно: молодой человек уехал на войну и вскоре погиб там. Спустя годы Мария познакомилась с Бурминым и полюбила его. Но венчаться они не могли, так как Бурмин рассказал, что однажды в сильную метель зашёл в храм и по легкомыслию согласился обвенчаться с незнакомкой. Мария призналась, что этой девушкой была она.
«Гробовщик»
Адриан Порохов был старым опытным гробовщиком. Ему удалось скопить денег и переехать в новый домик. Соседи-немцы позвали его к себе в гости и во время застолья предложили выпить за своих клиентов – мертвецов. Порохов обиделся и вернулся домой, где ему приснилось, будто к нему на новоселье пришли все те, кому он делал гробы. Мертвецы предъявляли ему претензии по поводу качества его работы. В ужасе Порохов проснулся и не сразу понял, что всё это ему привиделось.
«Станционный смотритель»
У станционного смотрителя Самсона Вырина – добродушного и жизнерадостного старика – была красавица-дочь Дуня, которую он очень любил. Однажды на станции появился блестящий молодой офицер, который влюбился в Дуню и увёз её в Петербург. Убитый горем Вырин нашёл дом офицера и попросил вернуть Дуняшу, но тот выставил старика за дверь. Утратив смысл жизни, старик запил и вскоре скончался. Спустя несколько лет на станцию приехала Дуня с детьми, но уже не застала отца живым. Она отыскала его могилу и долго плакала над ней.
«Барышня-крестьянка»
Два соседа-помещика – Муромский и Берестов – уже много лет не ладили друг с другом. Когда к Берестову приехал из Петербурга его красавец-сын Алексей, Лиза Муромская решила познакомиться с ним. Ради этого она переоделась крестьянкой и представилась ему Акулиной. Алексей так сильно полюбил Акулину, что даже был готов пойти против воли отца и жениться на ней. Лишь в последний миг невинный обман Лизы был раскрыт и счастливые влюбленные поженились на радость их отцам, которые к тому времени помирились.
Метель
«Метель». Дочь помещика Гаврилы Гавриловича Р. была очень красива, и в их доме постоянно присутствовали молодые люди, мечтающие на ней жениться. Но сама Маша была влюблена во Владимира — бедного армейского прапорщика. Отец девушки никогда не дал бы согласия на этот брак, поэтому Владимир решился обвенчаться с ней тайно. В назначенную ночь невеста вышла из дома, села в сани, отправленные женихом и поехала в церковь.
Владимир направился туда же, но сильная метель сбила его с пути. Проплутав, он добрался куда следовало лишь под утро. Однако ни священника ни Марии там не нашел.
Маша вышла из своей комнаты утром как обычно, но к вечеру сильно заболела. Из ее бреда родители поняли, что она влюблена в соседа и что эта любовь и явилась причиной болезни. Они решили согласиться на их брак, о чем уведомили Владимира в письме. Но он в ответ попросил, чтобы семейство о нем забыло и через пару дней уехал в армию. Через некоторое время пришло известие о том, что несостоявшийся жених Маши отличился в Бородинской битве, а затем скончался от ран в Москве.
Через некоторое время у Маши появился новый поклонник по фамилии Бурмин. К нему Маша ощутила склонность и поняла, что сможет выйти за него замуж. Но Бурмин объясняясь с Марией, рассказал, что не в праве сделать ей предложения, потому что уже женат, правда не знает, кто его супруга, где она и что с ней.
По его словам, однажды ночью в сильную метель, заехал он в открытый храм, где его и обвенчали с юной девушкой. Он из шалости подчинился, а когда пришло время целовать невесту, та посмотрев на него, закричала: «Не он, не он» и упала в обморок.
Мария взглянув на Бурмина пристально, спросила, не узнает ли он в ней той девушки. Та метель оказалась судьбоносной, соединив их еще до знакомства. (Подробнее)
Оцените произведение:
- 3.61
Голосов: 152
Читать краткое содержание Повести Белкина. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Повести Белкина
Современники почти не обратили внимания на образ составителя, создателя книги. Его переоценку начал скорее поэт, чем критик, «последний романтик» Аполлон Григорьев
Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864) — поэт, литературный критик, переводчик. С 1845 года начал заниматься литературой: выпустил книгу стихов, переводил Шекспира и Байрона, писал литературные обзоры для «Отечественных записок». С конца 1950-х годов Григорьев писал для «Москвитянина» и возглавлял кружок его молодых авторов. После закрытия журнала работал в «Библиотеке для чтения», «Русском слове», «Времени». Из-за алкогольной зависимости Григорьев постепенно растерял влияние и практически перестал печататься. . Он превратил скромного Ивана Петровича едва ли не в главного героя русской ментальности, придумав смирный тип, противопоставленный типу хищному (так чуть раньше Тургенев разделил человечество на Гамлетов и Дон Кихотов):
Тип Ивана Петровича Белкина был почти любимым типом поэта в последнюю эпоху его деятельности. <�…> Белкин пушкинский есть простой здравый толк и простое здравое чувство, кроткое и смиренное, — толк, вопиющий против всякой блестящей фальши, чувство, восстающее законно на злоупотребления нами нашей широкой способности понимать и чувствовать.
«Граф Л. Толстой и его сочинения» (1862)
Чуть позднее эту идею подхватил Достоевский, в чьём журнале «Время» печатался Григорьев: «Но обращусь лучше к нашей литературе: всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиная с смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина»
5 «Дневник писателя». 1876. Февраль. Глава I. Раздел II. «О любви к народу. Необходимый контракт с народом». .
К пушкинской книге стал внимательно присматриваться и сам герой григорьевской статьи: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время, после вас — «Повести Белкина», в 7-й раз в моей жизни. Писателю надо не переставать изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие. Я работаю, но совсем не то, что хотел»
6 Л. Н. Толстой — П. Д. Голохвастову, 30 марта 1873 года. . А работает Толстой в это время над «Анной Карениной». Письмо не было отправлено, но вскоре тому же адресату было написано другое, со сходной оценкой.
Затем наступило время историко-литературных штудий. Первой монографией оказалась уже послереволюционная эссеистическая книжка-брошюра В. С. Узина «О Повестях Белкина. Из комментариев читателя» (1924).
Боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть
Александр Пушкин
В советскую эпоху «Повести Белкина» начали экранизировать и ставить на сцене. Ещё в немом кино по одной и той же повести были сняты «Станционный смотритель» (1918, режиссёр Александр Ивановский) и «Коллежский регистратор» (1925, режиссёры Юрий Желябужский, Иван Москвин). Актёр МХТ Москвин сыграл здесь главную роль, которую считают одной их лучших его киноработ.
Через десятилетия разные советские режиссёры и с разным успехом воспроизвели весь цикл в звуковом кино и телеверсиях: «Метель» (1964, режиссёр Владимир Басов), «Выстрел» (1966, режиссёр Наум Трахтенберг), «Станционный смотритель» (1972, режиссёр Сергей Соловьёв), «Повести Белкина: Гробовщик» (1990, режиссёр Пётр Фоменко), «Барышня-крестьянка» (1995, режиссёр Алексей Сахаров).
Георгий Свиридов написал к «Метели» музыку, которая позднее превратилась в самостоятельное произведение — «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974).
В год очередной пушкинской относительно круглой даты (220 лет со дня рождения) большой проект начал РАМТ (Российский академический молодёжный театр). Молодые режиссёры в разных театральных пространствах в течение года поставят все пушкинские повести. 6 июня 2021 года, в день рождения поэта, состоялась премьера «Станционного смотрителя» (режиссёр Михаил Станкевич).
В литературе же на самый смелый эксперимент — и тоже в странную круглую дату, столетие со дня смерти поэта, — решился Михаил Зощенко. Он сочинил «шестую повесть Белкина» «Талисман», сопроводив этот опыт следующей преамбулой:
Мне казалось (и сейчас кажется), что проза Пушкина — драгоценный образчик, на котором следует учиться писателям нашего времени.
Занимательность, краткость и чёткость изложения, предельная изящность формы, ирония — вот чем так привлекательна проза Пушкина. <�…>
И вот теперь, после семнадцати лет моей литературной работы, я не без робости приступаю к копии с пушкинской прозы. И для данного случая я принял за образец «Повести Белкина». Я надумал написать шестую повесть в той манере и в той «маске», как это сделано Пушкиным.
В новелле в концентрированном виде представлены мотивы «Повестей Белкина». Действие её происходит накануне и во время Отечественной войны 1812 года. Здесь есть страстная любовь, несостоявшаяся дуэль, ситуация qui pro quo
«Кто вместо кого». Латинское выражение, обозначающее путаницу, недоразумение, когда одно принимается за другое. В театре этот приём используют для создания комической ситуации. , таинственный талисман (цепочка с головой дракона), несчастный случай (самоубийство). Тщательно воспроизводится и «белкинская» структура рассказа в рассказе, предварённая эпиграфом из оды Михаила Хераскова «Знатная порода»: «Не титла славу вам сплетают, / Не предков наших имена». В то же время Зощенко отказывается от своих знаменитых «словечек», от сказа. Лишь серьёзный нравоучительный финал (поручик потерял подаренный любимой женщиной талисман и спасся благодаря собственной смелости) отчасти корректирует пушкинскую повествовательную логику. В общем же «Талисман» органично выглядит в качестве «Шестой повести Белкина». Михаил Зощенко умел и это.
Пушкин. Краткие содержания произведений
- Арап Петра Великого
- Барышня-крестьянка
- Бахчисарайский фонтан
- Борис Годунов
- Братья разбойники
- Выстрел
- Гаврилиада
- Гробовщик
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Жених
- История Пугачева
- Кавказский пленник
- Каменный гость
- Капитанская дочка
- Маленькие трагедии
- Медведиха
- Медный всадник
- Метель
- Моцарт и Сальери
- Песнь о вещем Олеге
- Пиковая дама
- Пир во время чумы
- Повести Белкина
- Полтава
- Русалка
- Руслан и Людмила
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- Сказка о попе и его работнике Балде
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о царе Салтане
- Скупой рыцарь
- Станционный смотритель
- Цыганы
- Южная ссылка
Краткое содержание «Повести Белкина» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Повести Белкина
Число страниц: 64. Пушкин А. С. «Повести Белкина». Издательство «Литера». 2021 год
Жанр: Повести
Год написания: 1830 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.