- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Гордость и смирение примеры и аргументы из литературы
Гордость и смирение — два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость — обостренное чувство собственного достоинства. Смирение — понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок. И то, и другое влияет на становление характера и поступки человека.
Можно вспомнить несколько литературных примеров, доказывающие эту мысль. Героев, обладающих гордым характером очень много: Евгений Онегин, Печорин, Андрей Болконский, Раскольников.
Мцыри — гордость
Разберем образ Мцыри из одноименного произведения М.Ю. Лермонтова.
Будучи ребенком Мцыри попадает в монастырь. Оставаясь там как в плену в течение своей жизни, герой вынашивает план побега. Однажды в ужасную грозу ему удается сбежать из монастыря и в течение нескольких дней искать свой дом, о котором у него остались смутные воспоминания детства. К сожалению, Мцыри заплутал и вернулся к монастырю, так и не найдя дороги в свой аул. Герой мучился ущемлением свободы, он был рад жить со стихией на природе, поэтому мечта сбежать из монастыря была такой сильной. Гордость не позволила ему быть смиренным монахом. Мцыри, сломленный и печальный, погибает, не найдя в себе желание покориться судьбе.
Преступление и наказание — смирение
За примером смирения обратимся к произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Героиня Соня Мармеладова обладает тяжелой судьбой и неспособностью борьбы с этой судьбой. Героиня покоряется тому, что с ней происходит. Ее отец — беспробудный пьяница, который потерял себя, ее мачеха больна туберкулезом. Обстоятельства в лице родителей заставляют Соню пойти работать по «желтому билету». Но даже став проституткой, Соня не утратила своей доброты и сострадания. Читатель может задаться вопросом: почему Соня Мармеладова так смиренно переносит все тяготы жизни и даже отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу. Возможно ответ на этот вопрос звучит так: смирение не всегда означает слабость. Для того, чтобы поступать так, как поступает Соня, порой необходимо мужество. Достоевский показывает через образ Сони Мармеладовой как важны прощение и смирение.
Таким образом, в литературе можно найти различных героев, показывающих две разные человеческие грани: гордость и смирение. Авторы заставляли задуматься читателя о поступках своих героев, говорили и возможности и важности всепрощения и отстаивания своего характера и своей мечты.
Старуха Изергиль
Явный пример гордости в литературе — произведение Максима Горького под названием «Старуха Изергиль». Эта проблема занимает в рассказе особое место. Главные герои Ларра и Данко — антиподы. На первый взгляд у них есть общая черта — они оба очень гордые, но это качество у персонажей несколько отличается:
- Ларра — бездушный и эгоистичный, вырос вдали от общества. Герой всячески демонстрирует собственное преимущество, считая, что он лучше всех. Безусловно, это говорит о гордыне, которая является отрицательной характеристикой персонажа. Она основана на эгоистичности и высокомерном отношении. Однажды мужчина убил девушку, отказавшей ему в любви. Это в очередной раз демонстрирует его негативные качества.
- Данко — милосердный и храбрый. Беды местных жителей подтолкнули мужчину к действию, он вызвался вести всех за собой в поисках лучшей жизни. Далеко не каждый сможет взять ответственность за жизнь и судьбу целого народа. Персонаж справедливо оценивал собственные возможности, понимая, что сможет спасти племя, — в этом и кроется его гордость. Герой достиг своей цели и не сошел с заданного пути, когда люди стали выражать свое недовольство.
Раскрывая образы героев, писатель показывает различие между терминами «гордость» и «гордыня». В результате горделивый Ларра был наказан и вынужден целую вечность искать смерть. Данко же погиб как герой, спасая народ от гибели.
Стоит ли гордиться собой?
Светскому человеку такая позиция может быть непонятна. Нас воспитывают в духе постоянного стремления стать в чем-то лучше других: аккуратнее завязать шнурки, получить отличную оценку в школе, поступить в престижный ВУЗ и получить хорошую работу. Наличие самых лучших, современных, дорогих вещей делает человека в глазах общества успешным. Поэтому и возникают вопросы о том, какое чувство испытывает высокомерный и тщеславный человек: гордость или гордыня владеет его сознанием?
Часто высказываются мнения, что гордость, которая двигает нами для получения признания, — не такое уж плохое чувство. Благодаря гордости разрабатываются новые технологии, приобретается квалификация в профессиональной деятельности. Ради момента переживания положительной эмоции люди способны работать не покладая рук.
Чтобы получить звание Олимпийского чемпиона, спортсмены тренируются на пределе человеческих возможностей. Когда кто-то из них добивается блестящего результата, СМИ и поклонники твердят только о том, что это целиком достижение чемпиона. Известны и примеры того, как ничтожная случайность приводит к травме, а иногда и к смерти спортсмена. Но ведь это тоже последствия его гордости своей силой или ловкостью, стремлением достичь еще больших высот и получить очередную порцию славы и испытать новый приступ довольства собой.
Так ли уж неправы религии, которые считают и гордыню, и гордость одним и тем же смертным грехом? Добиваясь успеха в каком-то деле, нужно всегда держать в голове тот необъяснимый факт, что не все зависит исключительно от усилий человека. И даже в законной гордости всегда может присутствовать немного негативного стремления выглядеть в глазах окружающих самым лучшим, превосходящим каждого, кто сейчас не на пьедестале почета.
Роман Пушкина о Дубровском
Проблема гордости и смирения также поднималась Александром Сергеевичем Пушкиным в произведении «Дубровский». Главные персонажи романа тесно связаны с этой темой.
В начале произведения между Троекуровым и Дубровским завязался конфликт. Мужчины знакомы давно, живут неподалеку, когда-то даже вместе служили. Несмотря на бедность, Андрей никогда не боялся отстаивать перед богатым Кирилой собственную точку зрения. Окружающие не переставали удивляться этому. В этом случае гордость — положительное качество.
Однажды между мужчинами произошел конфликт, разрешить который Троекурову не позволила гордыня. Герой не смог признать ошибки и принести извинения другу, честь которого посрамили. В результате между персонажами начались судебные тяжбы. Сердце Андрея Гавриловича не выдержало переживаний, вскоре он умер.
В этом произведении проблематика гордости и смирения касается и Владимира Дубровского. О случившемся конфликте мужчина узнал только после похорон отца. Недолго думая, он принял решение отомстить обидчику — на эти мысли его натолкнули гордость и задетая честь всего рода.
Спустя некоторое время Владимир полюбил дочку Троекурова и отказался от мести. Так гордость сменилась смирением. Аналогичными характеристиками отличалась и Мария, которая смирилась с тем, что отец выдал ее замуж за своего друга. Хоть Маша могла сбежать с Дубровским, она приняла свою несчастную и сложную судьбу.
↑ О Генри «Дары волхвов»
Делла и Джим оказались в сложной жизненной ситуации: в канун Рождества у них не нашлось денег, чтобы сделать друг другу подарки. Но каждый из героев поставил перед собой цель: во что бы то ни стало порадовать свою вторую половинку. Поэтому Делла продала свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужу, а Джим продал свои часы, чтобы купить гребень. «У четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы». Герои рассказа пожертвовали самыми важными вещами, чтобы добиться главной цели – порадовать любимого человека. ЧИТАТЬ ДАРЫ ВОЛХВОВ
Евгений Онегин
В романе Александра Пушкина проблема гордости тесно связана с героиней Татьяной Лариной. Хоть в то время было принято говорить мужчине о своих чувствах, она очень боялась запятнать репутацию. Этот поступок стал для нее настоящим проявлением воли и силы духа. У героини было собственное понимание гордости.
Эта же проблема касается и центрального героя, которому свойственны самоуверенность и самолюбие. Эпиграф романа Пушкина указывает на гордыню и мнимое превосходство Евгения Онегина.
Писатель в очередной раз поднимает эту тему, когда рассказывает про отношения Ленского и Онегина. Последний знает, что друг испытывает искренние чувства к Ольге, однако из-за своей надменности все равно приглашает девушку на танец.
Конечно же, эта ситуация задевает Ленского, поэтому он вызывает Евгения на дуэль. Этот поступок подчеркивает способность молодого человека отстаивать честь и достоинство. В результате поединка Владимир умирает. Финал отношений между героями является подтверждением тому, что в дружбе недопустимы гордость и надменность.
С Татьяной Лариной также связана тема смирения. Девушка мужественно переносит все испытания, которые готовит для нее судьба. Она выходит замуж за нелюбимого человека, но сохраняет ему верность, даже когда Онегин признается ей в чувствах.
↑ Л. Улицкая «Бедные родственники»
Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести. Название «Бедные родственники», как нельзя лучше, передаёт климат в семьях пятидесятых годов.В то время, как одни строят планы на будущее, пытаясь как-то обустроить свою жизнь, другие просто любят друг друга, живя одним днём и полностью отдаваясь своей страсти, как это видно на примерах Броньки и Ирочки (Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – Спб.: Мозаика, 2001. – 181 с.). Первая познала тайну греха, прошла через унижения, но была счастлива тому, что её любили, что у неё были дети. Вторая же прожила абсолютно правильную жизнь — всё как у всех, но почему-то уходя от Броньки, она понимает, что что-то в своей жизни она пропустила.Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.
Преступление и наказание
Ярчайший пример смирения в романе Федора Михайловича Достоевского — Соня Мармеладова. Девушка готова пожертвовать собственной жизнью ради окружающих, она очень добрая и милосердная. Чтобы заработать на содержание семьи своего отца, Сонечка тратит последние силы. После смерти родителя героиня не бросает его семью, хотя она не имеет с ней никаких родственных связей.
Девушка мужественно мирится со всеми испытаниями жизни. Затем она в очередной раз жертвует собой для счастья близких. Соня — верующий человек, поэтому она не позволяет себе роптать на Бога за трудности и испытания.
Героиня старается привить смирение и Раскольникову. Зачатки изменений главного героя напрямую связаны с его отношениями с Мармеладовой. Вместе с Родионом Соня отправляется на каторгу, там она проповедует идею всепрощения.
Гордость проявляется и у Свидригайлова. Он считает, что окружающие ему в подметки не годятся, хотя в душе понимает свои ошибки. Прежде чем совершить самоубийство, он делает хорошие поступки:
- устраивает детей Катерины в приют;
- отдает ее долги;
- помогает с похоронами мужа.
Кроме того, герой искренне хочет образумить Дуню и отговорить ее вступать в брак с Лужиным. Последний живет по законам эгоизма и вседозволенности. Поведение Свидригайлова наталкивает на мысль, что даже гордые люди могут признать ошибки и попросить прощения.
↑ О Наталье Коршуновой из «Тихого Дона»
Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность. Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу. А я беременная зараз, маманя…»
Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает.
Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке… Гриша любил, как я ее надевала… и в поплиновую кофточку…»
Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас…» Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, – разрушился, и она погибла. «ТИХИЙ ДОН» КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Капитанская дочка
Александр Пушкин в своей повести рассматривает понятие гордости с нескольких позиций. Он показывает, к чему могут привести человека истинные и ложные качества. В этом произведении Швабрин и Гринев оказываются перед выбором:
- остаться верными Родине;
- дать присягу на верность Пугачеву.
Персонажи делают свой выбор. Петр остается преданным родной стране, он не может переступить через себя и подчиниться самозванцу. Герой находится на краю смерти и четко это понимает, но отступить от принципов для него означает осквернить свое достоинство. Мужчина в итоге отдает предпочтение смерти. В этом случае гордость — синоним чести.
Алексею ближе самолюбие и тщеславие. Он принимает решение поддерживать Пугачева, причем не только для сохранения жизни, но и для ощущения превосходства над другими. Автор специально подчеркивает надменность героя.
Пушкин намеренно демонстрирует в произведении два типа гордости. В результате Пугачев помогает Гриневу, хоть тот не принимает его сторону. Швабрина же он, напротив, наказывает.
Маша Миронова — смиренная девушка. Когда Гринев предлагает ей выйти замуж, героиня отказывается принимать предложение без получения благословения родителей Петра. Но последние категорически против этого брака. Мария мирится с этим, не пытаясь идти против судьбы. Позднее она все же обрела счастье с любимым.
↑ И.С. Тургенев «Отцы и дети»
С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями. Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали! «Отцы и дети» Краткое содержание
↑ Бекки Шарп из «Ярмарки Тщеславия» У. Теккерея
Б.Ш.- дитя «артистического» мира, она дочь учителя рисования и французской «канатной плясуньи». Теккерей неоднократно воспроизводит приметы ее внешнего облика (не столь частый прием в романе XIX века): она маленькая, рыженькая, зеленоглазая. В зависимости от поставленной задачи героиня может быть «серенькой мышкой» и обворожительной сердцеедкой — такие превращения для нее так же естественны, как естественна способность при случае — чтобы обнаружить смирение и трогательную некомпетентность — заговорить на ломаном французском, которым она владеет в совершенстве. Отчасти она сравнима с «волчицей» Глафирой из пьесы А.Н.Островского «Волки и овцы» — их роднит холодная, лицедейская и хищная природа, но в Б.Ш. совсем нет готовности радоваться жизни. Наслаждение ей доставляет только очередное достижение поставленной цели. Поражение и одиночество принимаются героиней мужественно, хотя смиряется она только после отчаянной борьбы. Встречая старых знакомых, не желающих ее узнавать, она понимающе, иронически улыбается. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ БЕККИ ШАРП
Итоговое сочинение 2019-2020 АРГУМЕНТЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
↑ Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Рассказ А.И. Солженицына идеально подходит к теме смирения (невольно приходит в голову, что и все направление придумано ради него). «Не стоит село без праведника»,— вот идея произведения и стержень образа Матрены. И праведничество ее — это не стяжание и смирение. Женщина принимает безропотно и несправедливость, и обиды. И это не выученное смирение человека, работающего над собой. Это ее природная черта, которая делает Матрену чужой и непонятной односельчанам. Они охотно пользуются ее помощью, сами ей не помогают и смеются за ее спиной, а она не обижается. Им это непонятно, как и готовность Матрены отдать часть своего дома (горницу) по первому требованию.
Многое в характере Матрены кажется и нам, читателям, странным. Но мы чувствуем какую-то глубинную правоту этой женщины. Вот если бы она поругалась и отказалась отдавать часть дома или требовала материального вознаграждения за помощь соседке, о чем тут было бы писать? Мы все такие. А она не такая. Вспоминаются слова из Библии, обращенные к апостолам: «Вы — соль земли». Соль — это не пища. Такое смирение — удел не многих, а особенных людей. Но именно на них держится село, город или страна. Они нравственная вершина, до которой трудно подняться, но при которой стыдно свалиться в пропасть подлости, жадности и зла.