Кем я стану, когда вырасту? Проблема выбора профессии: аргументы из литературы

«Когда я вырасту, то обязательно стану…» Такие фразы часто можно услышать от детей, которые мечтают быть спортсменами, учителями, врачами или поварами. Вот только чем старше становится ребенок, тем сложнее ему однозначно ответить на этот вопрос. Как найти свой жизненный путь? Как выбрать профессию, которая придется по душе? С такими сложными и в то же время простыми вопросами сталкивается каждый человек. Поэтому если появляется проблема выбора профессии, аргументы из литературы будут как нельзя кстати.

Значение труда

Г. А. Маслов когда-то сказал, что среди всех принимаемых человеком решений не найдется ни одного более важного, чем то, когда он определяет, по какому пути пойти. Маслов действительно прав. Нет ничего важнее выбора профессии. Вот только находясь перед ним, многие задаются вопросом о значении труда в жизни. Ответить каждый должен самостоятельно. Когда стоит проблема выбора профессии, аргументы из литературы могут немного в этом помочь.

К примеру, можно вспомнить рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Главный герой, машинист Мальцев, обожает свою профессию и полностью ей предан. Однажды он теряет зрение, и лишь вернувшись в кабину машиниста любимого паровоза, вновь обретает способность видеть. Читая это произведение, даже не верится, что такое бывает, но очевидно: любимое дело способно сотворить с человеком даже невозможное.

Максим Горький однажды сказал: нужно любить то, что делаешь, и тогда даже самый грубый и грязный труд превратится в искусство. А как известно, перед настоящим искусством всегда преклоняются.

Проблема быстротечности человеческой жизни

Каждый из нас верит, что его жизненный путь будет продолжительным и успешным. Но иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда очевидно, как скоротечна и непредсказуема человеческая жизнь. Обстоятельства смерти Берлиоза — одного из героев , ярко демонстрируют нам это
. Уверенный в своем будущем и уж тем более в том, как он проведет вечер, начитанный редактор готов поспорить с незнакомцем по поводу внезапности человеческой смерти. Но проходит совсем немного времени, и голова Берлиоза покатилась по мостовой. Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина, вряд ли мог предвидеть, чем закончится долгожданный круиз . Уверенность в том, что роскошное путешествие — заслуженная награда в его жизни, переполняет его. Но судьба распоряжается иначе. Шикарный ужин заканчивается внезапной смертью героя. Его тело помещают в ящик из-под содовой. Жизнь закончилась.

Как выбрать профессию?

Когда возникает проблема выбора профессии, аргументы из литературы не приведут к ответу, кем конкретно человеку нужно стать. Но тем не менее без них сложно сориентироваться в этом мире.

Литературный критик Обручев говорил, что человек должен отдавать предпочтение той профессии, которая больше всего подходит его природным наклонностям, только тогда работа будет приносить удовольствие. И не особо важно, какой она будет. Если у человека есть жажда знаний и активная жизненная позиция, то любой труд будет в радость.

Особо ярко проблема выбора профессии (аргументы из литературы) выражена в рассказе Чехова «Ионыч». Главный герой произведения имел мечту служить людям и приобрел отличную профессию – стал врачом. Но переехав в большой город, он увидел, что образованные люди ограничены в своих возможностях. Герой не находит в себе сил противостоять этому укладу и вынужден влачить простую обывательскую жизнь: мало думает о своих пациентах, да и работает спустя рукава.

Пожалуй, в этом и заключается одна из основных проблем выбора рода занятий: если у человека нет упорства, нет желания узнавать что-то новое, работать на совесть, тогда, какую бы профессию он ни избрал, ему суждено будет прожить жизнь простого обывателя.

О выборе профессии (по тексту Е. Гришковца)

Каждый человек имеет право на выбор той профессии, которая ему больше нравится. И мнение окружающих при этом не является определяющим — оно просто учитывается. Именно над проблемой сложности выбора специальности размышляет Е.Гришковец в тексте, предложенном для анализа.

Главный герой повествования никогда не думал над тем, чем он будет заниматься в жизни. Считалось, что он пойдёт по стопам бабушек, дедушек или кого-то из родителей. Даже к концу учёбы он не определился с выбором. “Не знаю, чего я хотел. Ничего определённого… Хотелось весёлой и интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не очень трудно и не очень скучно”. Этим примером автор показывает, что герой повествования не знал, куда ему пойти учиться дальше. И выбирал факультет по принципу “легко и весело”. Он походил на все, где устраивались дни открытых дверей, пока не остался последний — филологический. Ему и здесь было всё неинтересно, покуда он не узнал, что будут делать студенты на занятиях. Книжки читать! Об этом объявил доцент кафедры теории литературы Дарвин: “Мы будем делать это не просто так, а профессионально. А ещё мы будем обсуждать прочитанное”. Конечно, слова Дарвина не могли не заинтересовать героя и произвели на него определённое впечатление, поэтому он и пошёл учиться на филфак.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что человек сам и только сам должен принять решение, кем быть. И руководствоваться при этом только одним — интересно это тебе или неинтересно, лежит душа к этому делу или не лежит.

Автор подводит читателя к выводу: выбор профессии — серьёзный шаг. И делать его надо так, чтобы всё сошлось: и интересы, и способности, и возможности. Если же сразу не получается определиться с выбором, то стоит перебрать все варианты, как это сделал герой текста.

И с этим нельзя не согласиться. Выбирая профессию — выбираешь судьбу. Если выбор верен, то и судьба будет счастливой. Заниматься любимым делом, принося пользу людям, добиваться успехов и ставить новые цели — что может быть лучше!

Таким образом, приходим к выводу: чтобы избежать сложностей в выборе профессии, надо верно определиться со своими интересами и способностями. А советы бабушек и дедушек? А примеры, которые приводят родители? Это всё на ваше усмотрение.

Право на ошибку

Но иногда происходит и по-другому: человек просто не понимает, какая работа ему нравится больше. Тогда и возникает проблема выбора профессии. Аргументы из литературы, «Мастер и Маргарита» в частности, говорят о том, что каждый имеет право на ошибку.

Стоит вспомнить одного из героев романа Булгакова, Ивана Бездомного. Он работает писателем в МАССОЛИТе. Однажды к нему приходит понимание, что его стихи просто ужасны, и как бы он ни старался, лучше у него ничего не получится. В руки больше не хочется брать перо, а интересное ранее занятие становится самым ненавистным. И только после разговора с Воландом он решает сменить свою специальность и становится историком, чем, собственно, очень доволен.

Это еще одна проблема выбора профессии. Иногда человек выбирает то, к чему у него нет особых способностей. Да, он может работать, но рано или поздно занятие превратится в настоящую пытку.

В.А. Каверин «Два капитана»

В романе В.А. Каверина особенно жизненно важным представляется вопрос выбора будущей профессии для Сани Григорьева и его друга Вальки Жукова. Валентин – мальчик увлекающийся, его постоянно влекут всё новые и новые сферы знания. Но в итоге выбирает биологию и становится профессором. Саня очень долго идёт к своему выбору. Ещё будучи немым, он неоднократно слушал письмо, повествующее об экспедиции капитана Татаринова. В подростковом возрасте ему приходит мысль, что на самолёте достичь северного полюса гораздо проще, чем на собачьих повозках. И это решает его судьбу. Он посвящает всё своё время главной цели – стать лётчиком. Считая себя невысоким, он занимается спортом, неустанно тренируется, готовится отвечать на все вопросы по устройству самолёта. В итоге он становится лётчиком и достигает своей цели. Так мечта детства становится смыслом всей жизни.

Л.Н. Толстой «Отрочество»

Герой автобиографической повести Николенька Иртеньев на пороге взросления стоит перед выбором будущего дела всей жизни. Одарённый богатым духовным миром, он мечтает стать полезным и общественно значимым человеком. Он воображает себя «великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства». Главный герой готовится к поступлению на математический факультет, только потому, «что слова: синусы, тангенсы, дифференциалы, интегралы и т. д., чрезвычайно нравятся мне». Впоследствии жизнь покажет, что выбор, сделанный таким образом, неправильный. Книга Л.Н. Толстого убеждает нас походить к выбору жизненного пути более ответственно.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Жизнь – долгий путь, который хочется пройти с ответственностью за каждый день. Иногда на жизненном пути происходят внезапные перемены, после которых человек понимает, что главное – впереди. Так случилось с Мастером. Он прожил большую часть жизни, работая в одном из московских музеев. Он был историком по образованию и занимался переводами, так как знал пять языков. Однажды, выиграв большие деньги, он решил посвятить себя любимому занятию: написанию романа о Понтии Пилате. Другой герой романа Иван Бездомный – писатель, даже поэт, подвязался в Грибоедове, продавая свои бесталанные произведения Берлиозу, пользуясь всеми благами МАССОЛИТа. Но встреча с Воландом, смерть Берлиоза, а потом знакомство с Мастером изменили жизнь Ивана, он стал историком, перестал писать свои бездарные стихи и посвятил свою жизнь науке: он стал сотрудником института истории и философии, профессором – Иваном Николаевичем Поныревым. Его ежемесячно беспокоит полнолуние, но он знает то, чего не знает никто. Булгаков даёт понять, что выбор профессии – дело сложное и не всегда однозначное.

Читаемое в разделе:

  • Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Аргументы по теме «Дружба и вражда». К итоговому сочинению
  • Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема милосердия. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема быстротечности времени. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема природы гениальности. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема стойкости человека в жизни. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема ответственности учёного за научное открытие. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Новые материалы раздела:

  • Аргументы «Смелость и трусость». К итоговому сочинению
  • Аргументы «Цели и средства». К итоговому сочинению
  • Аргументы «Равнодушие и отзывчивость». К итоговому сочинению
  • Аргументы «Верность и измена». К итоговому сочинению
  • Проблема раннего взросления на войне. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Нет таланта без упорства

И не стоит тешить себя надеждами, что если хвалят за что-то, то это и есть призвание, которое вскоре станет талантом и любимой профессией. За каждым выдающимся человеком стоит не только осознание своего умения, но и недюжинный труд.

Как говорил Оноре де Бальзак, не существует талантливых людей с отсутствием силы воли.

Может быть очень сложной проблема выбора профессии. Аргументы из художественной литературы это подтверждают:

  • В этом вопросе стоит вспомнить Евгения Онегина. Человек незаурядного ума, с благородной целью приносить людям пользу, так и остается один на один со своей личной трагедией. Как правильно подметил автор, «труд был ему тошен».
  • Находясь в своем кругу, Евгений так и не научился упорно трудиться, достигать желаемого, бескорыстно дарить добро и жить во благо других. Именно поэтому его жизнь превратилась в тоскливые будни, которые проходят. И снова вспоминаем слова автора: «Без слез, без жизни, без любви».

Каждому придется столкнуться с проблемой выбора профессии. В этом случае можно дать только один совет: если есть занятие, которое приносит истинное удовольствие, и человек готов становиться лучше ради него, тогда стоит выбирать именно эту работу. Главное — не превратить любимое дело в очередную социальную нелепость своей ленью и безынициативностью.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то — ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы Аргумент
Человечность, милосердие Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».
Жестокость Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.
3. О мечте и реальности Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.
4. Борьба добра и зла В нас всегда борются две стихии — добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.
5. Самопожертвование И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы – это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков — любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения — это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь — это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» — это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]