Как фантазии и мечты формируют нашу самоидентичность и чувство себя

С научной точки зрения мечта — это особый вид воображения, в котором заложено заветное желание человека. Если мечта сбывается, он, в той или иной степени, становится счастливым. Определение «мечта» имеет свои признаки: в первую очередь, образ мечты эмоционально насыщен, более того, наши желания имеют тесную связь с уверенностью в их исполнении.

Есть ли польза от мечтаний?

Мечта — это то, ради чего хочется жить, именно она дает полноценную, наполненную яркими эмоциями жизнь. Мечта сугубо индивидуальна, то есть у каждого она своя, с характерными отличиями и особенностями.

Если человек строит планы на будущее, мечтает, значит, у него есть стимул расти и совершенствоваться.

Жизнь человека, который стремится к чему-либо, никогда не будет лишенной смысла. Мечта помогает в укреплении силы духа, способствует совершенствованию моральных качеств. Присутствие какой-либо цели помогает стремиться к ней, искать способы ее реализации. Мечта, несомненно, дарит радость, поднимает настроение. Если человек планирует что-то на будущее, он точно видит смысл в своем существовании.

Некоторые люди считают, что мечта не приносит пользы: зачем мечтать, если можно жить реальной жизнью? В этом они ошибаются. Человек, не имеющий конкретной цели и живущий одним днем, не является таким счастливым, как мечтающий. Люди, которые не видят смысла в будущем, возможно, чем-то расстроены, разочарованы, в них может присутствовать доля озлобленности. Но стоит отметить, что даже у самого отчаявшегося есть своя мечта: без желаний человек был бы подобным роботу.

Мечта движет нами, она заставляет нас трудиться и совершенствоваться, позволяет нам грамотно планировать свою жизнь. Та или иная цель может потребовать от нас много времени, физических и моральных сил, но мы все равно к ней придем, потому что очень сильно этого хотим.

Читать далее: Как можно понять что человек — твоя судьба

Мечта может быть абсолютно разной: кто-то желает провести отпуск в красочном уголке планеты, кто-то стремится купить комфортное жилье, кто-то мечтает встретить вторую половинку, с которой захочется создать крепкую семью. Мечта отличает нас от животных, для которых главное — потребности.

На пути к воплощению мечты

Чтобы наше желание осуществилось, необходимо приложить определенные усилия. Нельзя с уверенностью сказать, что воплотить мечту в реальность удается немногим. Люди планируют, трудятся, проявляют настойчивость, терпение, и их планы сбываются! Для осуществления мечты нужно в первую очередь сопоставить свои возможности, рационально рассчитать их, взвесив все плюсы и минусы. Человек, который не обладает достаточной целеустремленностью, может отступить на пути к своей мечте, в итоге она никогда не воплотится в жизнь.

Человек сильный духом сможет переступить через себя, если того потребует жизненная цель, в конце концов он получит то, чего хотел. Что такое мечта и какова грань между ней и иллюзией? Вопрос довольно сложный. Иллюзия — это то, что человек нафантазировал, что не имеет ничего общего с мечтой. Главная особенность иллюзии в том, что она не дает положительного настроя на будущее, человек не получает от нее моральной подпитки. Однако если все время мечтать и ничего не предпринимать, наши желания превратятся в иллюзии, они могут стать навязчивой мыслью, которая будет только раздражать. Человек живет в тот момент, когда он движется на пути к своей цели.

Любая мечта может воплотиться в реальность, все зависит от того, насколько сильно человек стремится к этому воплощению. Некоторые люди считают, что в жизни сбывается очень мало желаний, всему помеха — внешние обстоятельства, которые не благосклонны к нам. Если чему-то действительно суждено быть, высшие силы обязательно помогут, но здесь не обойдется без участия самого человека — творца своей судьбы. Есть очень хорошее правило психологов: если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним.

Читать далее: Как почувствовать себя счастливой

Иной раз обстоятельства складываются не лучшим образом, но если мы действительно живем своей мечтой, по-настоящему чего-то хотим, для нас не будет существовать никаких преград, из любой, даже самой сложной ситуации мы будем пытаться найти выход. Главное — прислушиваться к своему внутреннему голосу, который уж точно никогда не обманет. Стоит повториться: мечта сугубо индивидуальна, она — это то, чего хочет наше сердце.

Как и почему мы мечтаем?

Считается, что взрослые люди не мечтают, они строят планы. Однако, способность к мечтанию — важный механизм развития личности. Как и почему мы мечтаем? Зачем нужны мечты? Как они развиваются и какую функцию выполняют?

Ребёнку свойственно мечтать. К подростковому и юношескому возрасту мечты становятся наиболее сильными и яркими. Однако, далеко не каждый взрослый сохраняет эту способность. Что такое мечта? Каково её назначение в жизни человека? Зачем нужны мечты детям и взрослым? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Что такое мечта?

Мечта — это особый вид воображения, характеризующийся преднамеренностью, осознанностью и направленный на формирование образа желаемого будущего. Мечта как вид воображения находится на стыке познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия.

Психолог Б.И.Додонов выделяет характерные черты мечты:

  • Мечта проявляется в работе воображения.
  • Она осознанна.
  • Эмоционально насыщена.
  • Прочно связана с личностью.

Проявляясь в работе воображения, мечта с течением времени развивается, детализируется. Первоначально возникнув, она может иметь достаточно размытую форму, со временем обретая ясные, предельно конкретные очертания.

Наполнение мечты конкретными образами связано с непосредственным личным опытом человека.

Образ мечты эмоционально насыщен. Она вызывает позитивные чувства у своего обладателя. Сильная мечта может выступать в роли мотиватора, стимула для развития человека. Заставляет его предпринимать шаги по своей реализации.

Однако, конкретные пути реализации мечты, как правило, слабо выражены. Желаемое будущее представляется в законченном виде. Осуществление мечты предполагает построение плана на её основе. Как правило, обладатель мечты понимает, насколько она осуществима.

Как появляется мечта?

Во-первых, мечта может являться способом эмоциональной разрядки в стрессовой или фрустрирующей ситуации. Мечты «…способствуют поддержанию слабых надежд, смягчению чувства неполноценности или уменьшению каких-то действительных обид». Согласно исследованиям Додонова Б.И., ситуация негативного стресса является источником мечты в 70% случаев.

Во-вторых, мечта появляется как реакция на ситуацию успеха или одобрения.

Эмоциональный подъем увеличивает веру в свои силы, способности. «Разыгрывается» воображение, порождая картинки ещё большего успеха. По этой причине мечты возникали в 30% случаев.

Независимо от причины возникновения, мечта не исчезает при прекращении стрессовой ситуации (как положительного, так и отрицательного стресса). Она остаётся и развивается в дальнейшем, меняя свою функцию.

Функции мечты

Функциональность мечтаний меняется со временем:

  • Первоначально в момент своего появления мечта играет роль своеобразного «защитного механизма», ограждая психику от травмирующей ситуации.

Так, в ситуации заболевания своего или близкого человека ребёнок может начать мечтать о том, как он изобретёт лекарства от всех болезней.

При этом в процессе мечтания происходит сложнейший процесс ассимиляции опыта, полученного во фрустрирующей ситуации. С помощью механизма мечтания человек способен трансформировать негативный опыт в реальные позитивные жизненные достижения.

«Для иллюстрации этого «механизма» при­ведём отрывки из работы студентки матема­тического факультета нашего университета Марины С. Девушка с детских лет мечтала стать учительницей. Она пишет: «Как заро­дилась у меня эта мечта? Случилось это так… Не виделась я со своими родителями три го­да, и вот они приехали. Через неделю после приезда — у мамы день рождения. И в этот день я получила от учительницы замечание. Так как оно не первое, она вызывает маму в школу. Я прошу подождать хоть день, объяс­няю причину. Но наша строгая «классная дама» остаётся непреклонной. И я вспоми­наю все её ошибки, она мне кажется самым неприятным, самым чёрствым и жестоким че­ловеком. Я в отчаянии, что не могу переубе­дить её. Я говорю: «Вы поступили несправед­ливо, когда-нибудь я вам это докажу». Как-то получилось, что это маленькое событие стало не только основой моей мечты, но и ре­шило дальнейшую мою жизнь. Я стала меч­тать… Я мечтала о школе, в которой будут только такие учителя, которые умеют понять чувства ребят, будут для них близкими, до­рогими. И сама мечтала стать самой лучшей среди учителей. Я мечтала о том, как буду любима детьми, как буду отдавать им всё, а они будут ценить меня за это. О том, как смо­гу заменить кому-то мать… Мне было инте­ресно мечтать. Мои мечты что-то меняли мне, в моём характере, в отношении к жи­зни».

Определённый по нашей методике тип об­щей эмоциональной направленности Мари­ны С. — альтруистический; девушка хорошо проявила себя в общественной работе с деть­ми, посещает специальный педагогический факультатив. Всё это позволяет отнестись к её высказываниям с достаточным доверием».

  • В ситуации обиды или агрессии при невозможности ответить агрессору, человек мстит ему в мечтах.

Мечта в последнем случае является способом «отыгрывания» агрессии. Эмоции, пережитые в воображении, не выплёскиваются наружу. Этот механизм описывает Л.С.Выготский. Он о.

  • В дальнейшем функция мечты меняется. Она становится способом «насыщения» желанными переживаниями, способом совладать со скукой, расцветить и наполнить собственную жизнь в ситуациях «эмоционального голода». Ограниченность внешних впечатлений способна компенсироваться погружением в мечты.
  • При эмоциональном насыщении мечта способна сама становиться внутренней потребностью.

«Мне иногда кажется, что я всегда меч­таю, —

пишет студентка Татьяна К.
— Если не мечтать, то совсем не интересно жить».
Додонов Б.И. отмечает данное высказывание как типичное.

  • Мечта позволяет «уйти» от неприглядной реальности внутрь собственного мира. Если внешние обстоятельства не удовлетворяют человека, то в мечтах он способен построить комфортный и красивый мир согласно своим собственным представлениям.

У взрослых в ситуациях неудовлетворённости собственной жизнью уход в мечты становится способом проживания своеобразной «alter-life». Погружение в мечту позволяет не думать о необходимости внешних изменений, делает реальную жизнь терпимее. Однако, моменты «прозрения» в этом случае становятся особенно болезненными.

  • Одной из наиболее значительных функций мечты становится её способность «проектировать» желаемое будущее. В мечтах создаётся образ «потребного будущего», который даёт стимул для развития и внешних действий.

В юношеском возрасте эта функция мечты наиболее значима. Она выражается в проигрывании в воображении желаемых социальных ролей. С возрастом значение «проектирующей» функции мечты не угасает. Взрослым мечты позволяют сформировать образы реализации актуальных потребностей.

Одна и та же мечта может реализовывать несколько функций одновременно: уход от реальности сочетается с её одновременным проектированием желаемого образа будущего, ограждение от фрустрации и стресса идёт рука об руку с «отыгрыванием» агрессивных эмоций.

Мечты и возраст

Способность мечтать и содержание мечтаний изменяется с возрастом.

Ребёнок в мечтах проецирует своё отношение к окружающему. Додонов Б.И. сопоставил детские наивные мечты студентов с их сегодняшней эмоциональной направленностью. В более чем половине случаев они полностью совпали. Автор предлагает следующее объяснение. С одной стороны, мечта является тем механизмом, который и формирует направленность личности, с другой — она позволяет выявить уже складывающуюся систему отношений. Таким образом, мечта является двусторонним процессом, сама формирует и, одновременно, транслирует систему отношений личности. Вероятно, что чем младше ребёнок, тем сильнее «созидающая» функция мечты. В юношеском возрасте на передний план выходит «проектирующая» задача.

Продуктивной функцией мечтаний у взрослых является «проектирование» реализации актуальных высших потребностей. Например, потребности помогать другим, улучшить мир, сделать близких более счастливыми. В мечтах эти потребности получают варианты своего возможного воплощения. И уже от самого человека зависит, будет ли реализована эта мечта. Воплощение мечты помогает сделать взрослую жизнь более привлекательной, реализованной и интересной.

Отказ от реализации мечтаний юности в более старшем возрасте может приводить к разочарованию и неудовлетворению тем, как сложилась жизнь. Иногда могут предприниматься попытки «вернуться в прошлое», чтобы всё-таки реализовать задуманное. В ряде случаев можно наблюдать «компенсирующее» поведение, когда мечта реализуется частично, с учётом на поправки реальности.

Таким образом, способность мечтать является важным механизмом развития личности на разных этапах её жизни. Сохранение способности к мечтанию и реализация мечты становится одним из условий полноценной, насыщенной, глубоко проживаемой жизни.

Мечтайте, воплощайте свои мечты и будьте счастливы!

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 272 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
  4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999, 539 с. — стр. 74
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]