Ранние годы
Точная дата рождения Святослава неизвестна. Считается, что князь родился в период между 930 и 942 годами, при этом предпочтение историки отдают второй дате. Отцом Святослава был князь Игорь, сын знаменитого Рюрика, первого князя древнерусского государства. Матерью — княгиня Ольга, вошедшая в историю, как первая правительница Руси, принявшая православие.
Святослав рано потерял отца — Игорь погиб в 945 году во время сбора дани со славянского племени древлян. Согласно летописям, причиной нападения древлян на Игоря стала непомерная дань, которой киевский князь обложил своих соседей славян. Сразу после смерти отца малолетний княжич стал формальным правителем государства, но фактически властью обладала его мать —княгиня Ольга.
Большая часть жизни князя прошла в боевых походах. По преданию, уже в возрасте 3 лет Святослав участвовал в знаменитом походе на древлян. Княгиня Ольга, желая отомостить древлянам за убийство своего мужа, отправилась с войском на их столицу Искоростень. Во время этого похода малолетний Святослав совершил символический бросок копья в сторону врагов, тем самым объявив начало боя. С тех пор война стала привычным делом для князя.
Правление князя
По мере взросления Святослав все больше начинает принимать участия в государственных делах. Однако при жизни матери он неохотно занимался административными делами княжества, уделяя больше внимания военным походам. И в этом была большая необходимость. Русское государство находилось в окружении трех основных геополитических соперников:
- Византийской империи;
- Хазарского каганата;
- Болгарского царства.
Помимо этого, на границах киевского княжества проживали многочисленные неподконтрольные племена славян и других народностей, которые Киев пытался подчинить. Одним из таких было племя вятичей.
Первые походы
Обширные территории вятичей простирались по восточной границе Киевского княжества, в районе верховьев реки Ока и Десна до современной Рязани на Востоке. Основным занятием вятичей была охота и собирательство (грибы, ягоды). Начинало развиваться земледелие. Пушнина, которую добывали охотники-вятичи, служила основным товаром для торговли.
Князь начал поход на вятичей в 964 году. Выбор этот был неслучаен. Вятичи платили дань другому крупному сопернику русов — Хазарскому каганату. И желание вырвать вятичей из-под контроля хазаров было вполне естественно. Кроме того, за землями вятичей на востоке находилась территория Волжской Булгарии, тоже данников Хазарского каганата. Булгары контролировали торговый путь по Волге и могли чинить препятствия русским купцам.
Русские летописи не сохранили особых свидетельств о результатах этих походов. Известно лишь, что вятичи перестали платить дань хазарам, но это случилось уже после покорения Святославом каганата. Что касается Волжской Булгарии, рассказы арабских хроникеров свидетельствуют, что земля эта была подвергнута опустошению и разорению. Впрочем, само государство булгар сохранилось и существовало еще несколько веков.
Большинство историков сходятся во мнении, что эти первые походы были предварительным этапом более важной будущей войны с Хазарским каганатом.
Война с хазарами
Хазарский каганат, занимавший обширную территорию от предгорий Кавказа на юге до Волго-Донского междуречья на севере, был давним врагом русского княжества. К середине X века Хазарский каганат уже не имел того величия, что некогда заставляло трепетать жителей соседних с ним стран. Напротив, с юга и востока в каганат активно проникало исламское влияние, подрывавшее основы хазарской государствености.
Поход на хазар Святослав начал примерно в 965 году. По поводу точной даты согласия у историков нет. Считается, что одной из причин войны стала просьба Византйиской империи, которая также находилась в состоянии вражды с каганатом. Так это или нет, но у Святослава явно было желание подорвать ослабевших хазар. В то же время отношения Киева и Византии были разными. С одинаковым успехом русы и воевали, и дружили с Константинополем, о чем, например, говорит факт принятия княгиней Ольгой православия именно по византийской традиции.
За время хазарских походов были покорены значительные территории. В излучине Дона был взят северный форпост хазар — крепость Саркел. Переименованный в Белую Вежу, этот город стал центром удаленного русского княжества. В низовьях Волги была захвачена и разорена столица хазар — город Итиль. Дальше свои взоры Сятослав обратил на земли Кубани. Здесь на территории Таманского полуострова в результате походов Святослава образовалось русское Тьмутараканское княжество.
И хотя русское войско не нанесло окончательного поражения хазарам, влияние киевского княжества на южных территориях многократно возросло.
Болгария и Византия
Западный вектор внешней политики Святослава был связан с противодействием Византии и Болгарскому царству. Это государство, некогда образованное переселенцами из Волжской Булгарии, в первой половине X века находилось на пике своего могущества. Византийская империя даже одно время платила дань болгарам. Однако к середине X века внутренние смуты и набеги венгров подорвали былое величие болгар.
Война с Болгарией была начата Святославом не по собственной инициативе. В истоках русско-болгарского противостояния усматриваются византийские корни. Византия опасалась вступать в противоборство, поэтому решила привлечь русов, посулив Святославу экономические выгоды. Византийский посол лично обещал киевскому князю в дар почти полтонны золота.
Поход на Болгарское царство начался примерно в 968 году. Поначалу русам сопутствовали военные успехи. Святослав взял множество городов на Дунае, разгромил булгар в битве при Доростоле. Князь задумал даже перенести столицу на территорию Болгарского царства. Но пока Святослав находился в Болгарии, на родной киевской земле произошла беда. Кочевые племена печенегов, занимавших северное Причерноморье, вторглись в пределы русской земли и осадили Киев. Святославу пришлось срочно вернуться с войском на родину и отбивать осажденную столицу, в которой находилась его престарелая мать — княгиня Ольга.
Существует мнение, что поход печенегов на Киев был инициирован византийцами. Константинополь опасался возросшего русского влияния в Болгарии. И эти опасения были вполне справедливы. Покорив Болгарию, Святослав начинает строить военные планы и в отношении византийцев. В 970 году русское войско выступает с походом дальше на юг.
Византийская компания оказалась неудачной для Святослава. В ходе битвы у Аркадиополя (в 120 км от Константинополя) основные силы русской армии были разгромлены. Святослав был вынужден отойти в Болгарию, но следующим летом византийцы нанесли русам очередное поражение. Русская армия в течение трех месяцев была осаждена в крепости Доростол. Не видя перспектив дальнейшей войны с византийцами, Святослав запросил мира.
В 971 году был заключен мирный договор, согласно которому стороны обязались не воевать друг с другом, восстанавливались прежние торговые отношения. Византийская компания стала последним военным походом Святослава Игоревича.
Гибель правителя
Осенью 971 года Святослав с остатками своего войска возращался на родную землю из Болгарии. Его путь домой должен был проходить на ладьях по Днепру вверх по течению. Но князь решил не торопиться в Киев и остановился на зимовку в низовьях Днепра. Его предупредили, что выше по течению в районе порогов разбойничают печенеги. Весной 972 года Святослав продолжил путь, но коварные печенеги снова ждали русов у порогов. Князь и сопровождавшие его воины были убиты. Так закончилось княжение Сятослава.
Личная жизнь
Военные походы стали главной целью жизни Святослава Игоревича. Личная жизнь князя складывалась удачно. Правитель стал отцом троих сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На плечи юных сынов легла забота о внутренней политике государства, пока отец завоевывал новые территории.
Картина «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев». И. А. Акимов, 1773 г.
В официальных документах того времени отсутствует информация о жене, родившей двух старших сыновей. Известно о матери Владимира. Женщина не состояла в браке с князем, но была наложницей.
Наследие и интересные факты
Главными итогами деятельности князя на посту главы государства можно считать:
- победу над Хазарским каганатом;
- расширение территории государства;
- развитие торговых связей с соседними странами.
В описании эпохи князя Святослав существует много неясностей, неточностей и хронологической путаницы. К особо интересным фактам из его жизнеописания стоит отнести:
- Двоякую роль печенегов в военных походах Святослава. Есть свидетельства, что кочевники выступали союзниками во время похода на хазар и византийцев. Причем в последнем походе печенеги потеряли значительное количество своих воинов. В то же время они нападали на Киев и привели к гибели самого Святослава. Из черепа которого, по легенде, был сделан кубок для вина.
- Внешний облик князя. Современное представление о соответствии образа князя внешнему виду запорожского казака XV—XVII вв. многими считается политической спекуляцией. А перевод византийской хроники, в котором дана такая характеристика, историки считают неточным. Сторонники же такого образа считают, что этот вид был естественным для русской знати того времени. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что некоторые изображения его сына князя Владимира, которые дошли, благодаря первым монетам, отчеканенным в Киеве, также содержат длинные усы.
- Ну и пожалуй самое известное, о чем помнят любители истории: Святослав Игоревич кратко изрек знаменитые слова «Мертвые сраму не имут! Иду на вы!». Случилось это во время боя с византийцами. На многие века эти слова стали девизом бесстрашия русских воинов.
Несмотря на то, что со времен князя Святослава прошло более 1000 лет, интерес к его персоне не угасает. Тема Древней Руси по-прежнему актуальна и востребована. Личности князя посвящено множество научных и популярных публикаций, статей, документальных фильмов. Довольно подробно изложена биография Святослава в Википедии. Если говорить кратко, князь Святослав Игоревич, в отличие от своих предшественников, стал первым русским правителем, проявившим высокую воинскую доблесть и заложившим культурный код русского воина.
Про князя Святослава и оселедец
Этот текст попытка небольшого размышления над тем, как же в действительности выглядел Святослав и насколько это соответствует расхожему облику князя, растиражированному в сотнях картин. Скажу сразу — та внешность Святослава, которая столь известна сейчас, появилась скорее как политическая акция, чем как результат научного исследования. И появилась она сравнительно недавно. Еще сто лет назад никто не стал бы рисовать Святослава в облике запорожского казака с бритой головой, чубом и длинными вислыми усами. Если мы посмотрим на скульптуру князя на памятнике «Тысячелетия России» в Новгороде или на его портреты-миниатюры из древнерусских летописей то на них изображен русский князь, внешность которого не вызывает у нас культурно-цивилизационного диссонанса. Однако «новый» Святослав очень прочно укрепился в массовом сознании за последние десятилетия. Сложно сказать, кто же в действительности был автором такой оригинальной «реконструкции», но известно, что у его истоков стоял академик Б.А. Рыбаков хороший историк, склонный при этом к излишнему полету фантазии. Именно у него появилось упоминание о том, что облик Святослава отсылает нас к позднейшему облику украинского казачества, сохранившему, дескать, традиции Киевской Руси до Нового времени.
Но очевидно, что радикальному антинорманисту Рыбакову необходимо было любым способом обозначить отличие русов от германцев и скандинавов для чего прическа и усы в «казацком стиле» подходили как нельзя лучше. Но по ходу дела выяснилось что такая теория противоречит другой основополагающей идее Рыбакова об автохтонности славян и связи их с скифскими культурами расположенными в северном Причерноморье, так как традиционная прическа скифов как раз удивительно похожа на прическу славян и германцев и представляет собой стриженые волосы умеренной длины на голове, а также бороду. Несмотря на это идея «князя-козака» пошла в народ, обосновавшись в среде украинских националистов, которые решили присвоить себе русских князей Киева, назвав их князьями украинскими, которые не имеют ничего общего с «москальскими» князьями северной Руси. Ведь князья «москалей» никогда не брили голову и не носили оселедец. В результате на современной Украине новый стиль изображения Святослава стал фактически каноническим. От портрета до памятника все средства пропаганды искусством пошли в ход, чтобы затвердить в массовой памяти — Святослав брил голову, носил усы и никак иначе. К сожалению, в результате русский князь предстает перед нами с типично азиатской прической, широчайше распространенной среди кочевников Великой степи, тюрком, а не русским. Для большего сходства с украинским антропологическим типом Святослава наделили динарскими чертами лица, которые никогда не были представлены в русском народе, зато весьма распространены среди украинцев. Это обусловлено тем, что земли современной Украины после разорения татарами были повторно заселены переселенцами с Балкан, среди которых очень распространена динарская раса. Смешавшись с остатками русского населения, пришлые динарцы образовали современный украинский народ, усвоив при этом славянский язык. Казаки в свою очередь приобрели привычку брить бороду и носить оселедец на бритой голове в связи с тем, что находились в постоянном контакте с тюркскими народами, среди которых эта прическа является самой известной. Точно также казаки и украинцы приобрели от тюркских народов немало элементов национального костюма и многие обычаи, что давно не является секретом для этнографов. Естественно, русский князь Святослав, ни при каких условиях, не мог выглядеть так, как выглядели запорожские казаки 700 лет спустя, хотя бы уже потому, что такая внешность была характерна для хазар, печенегов и других противников Руси. Более того, современная наука подтверждает этот тезис. Портреты русских князей прямых потомков Святослава, выполненные по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейскую внешность представителей рода Рюриковичей. Теория «казачьего» стиля основана на одном единственном письменном источнике — описании Льва Диакона, в русском переводе которой князь предстает таким: «умеренного роста…, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми [усами]. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны свисал клок волос…». Но надо сказать, что русский перевод оказался неверен, греческий термин и его перевод на латинский язык (на основании которого описания Святослава известно европейским историкам) не содержит упоминания о бритом подбородке. Вместо этого там стоит фраза barba rasa то есть редкая борода. Таким образом, первая часть украинского мифа о внешности Святослава оказалась недостоверной. Вторая часть — бритая голова и оселедец нуждаются в дополнительном пояснении. То, что описал Лев Диакон, не было тюркской прической с бритой головой и оселдедцем, это была типично европейская, свойственная, кстати, многим германцам прическа, состоящая из волос собранных в пук на голове. Эта прическа могла сочетаться с выбриванием части головы для удобства ношения шлема. Причем очень важно отметить, что сам по себе хвост из волос получил столь большое распространение именно потому, что прекрасно дополнял защитные свойства шлема, являясь и дополнительным элементом, смягчающим удар и средством, отклоняющим скользящий удар по шлему или шее воина. Не случайно именно длинные волосы в европейской традиции стали признаком знатности и принадлежности к военному сословию. У франкских Меровингов длинные волосы были даже знаком королевского достоинства. В то же время бритая голова у германцев и славян была знаком раба. Вряд ли русский князь согласился бы на подобное бесчестье. Очень важно отметить, что русы, германцы, скандинавы и славяне в почти обязательном порядке носили бороду. Так в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду — епископу 12 гривен, а князь казнить». Текст закона относится ко времени отстоящему от правления князя Святослава всего на 40-50 лет. И в нем отмечено, что утрата бороды — одна из тягчайших обид, и поэтому карается казнью. Очевидно, что за время прошедшее от правления Святослава до его внука Ярослава, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально измениться. В Пространной редакции «Русской правды» (последняя четверть XI в.) другого замечательного источника по древнерусскому законодательству наказание за повреждение бороды несколько уменьшается. В статье «О бороде» говорится: «А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже…». То есть спустя еще 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды по-прежнему воспринимается как бесчестье, но уже не карается столь строго. Описывающий нравы древних руссов Ибн Хаукаль о. То есть бритая борода встречалась русов, но лишь у некоторых большая же часть отращивала бороду и ухаживала за ней. Кстати наличие или отсутствие бороды часто было связано со статусом воина. Молодой дружинник мог брить бороду не только потому, что она у него плохо росла, но и потому, что он еще не до конца прошел своеобразную инициацию, войдя в состав княжих мужей отличием которых была борода. Еще один восточный путешественник Ибн Фадлан, обращавший пристальное внимание на особенности внешнего вида жителей земель, который он посетил, подробно пишет об обычае тюрок обривать голову, но не упоминает ни словом наличие такого же обычая у руссов, быть которых он описывает весьма подробно. Часто приводят еще один довод в пользу «казачьей» теории — а именно параллели облика Святослава с обликом идола Перуна. Но если мы обратимся к летописному описанию идола Перун, то увидим что оно совсем не похоже на «казачий» стиль. «И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу его сребрену. А оусъ златъ» — сообщает Лаврентьевская летопись. Понятно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебряными) волосами и золотыми усами. Причем, руководствуясь правилом, что источники не описывают очевидное, но обращают внимание на заметные отличия можно с уверенностью утверждать, что и волосы на голове и борода Перуна были серебряные, а усы золотые, тем самым, выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи — если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды. Как могли древние русы жертвовать то, чего, по мнению «украинствующих» историков у них не было, мне решительно не понятно. Но зато понятно, что если Перуну в жертву приносились волосы с головы и бороды и то и прическа и борода у русов все-таки были. Да и иконографические документы свидетельствуют нам о традициях русов — на миниатюрах Радзивилловской летописи Святослав изображен с бородкой и волосами на голове. Есть борода и на древнейшей иконе князя Глеба относящейся ко второй четверти ХI века. Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно хотя и встречалось, было весьма мало распространено, а там где отмечается источниками, это явление было следствием влияния иных народов. В хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живущих рядом с ними мадьяр (то есть угро-финских кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кодекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). Известнейший исследователь истории древней Руси академик В. Янин писал: «…есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты». Если же мы взглянем на монеты (златники и серебренники) князя Владимира, сына Святослава, то обнаружим там чеканное изображение Владимира Святославовича с короткой бородой и усами (очень похожем на описание Льва Диакона). Точно такое же изображение мы встретим и на печати Ярослава Мудрого, где князь опять с небольшой аккуратно подстриженной бородкой. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что попытка украинской псевдоисторической пропаганды, созданная с целью лишить русских людей их героического правителя князя Святослава Храброго окончилась неудачей. Ведь защита достоинства князя, который при жизни ничего не ставил выше своей чести, это задача нас, потомков русов, стоявших под знаменем Святослава. Приложение. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом. 1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна. Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: «И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ.» (Лаврентьевская летопись). Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи — если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды. 2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях. Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить». Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды — одина из тягчайших обид — карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится. Причем надо отметить, что в Пространной редакции «Русской правды» (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: «О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже…». То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго. 3. Бритье волос и бороды славянскими народами. Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов. Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., «Славянские древности»). Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна. 4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием. Академик В. Янин: «…есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты». Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку. Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа. 5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени. Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину. Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов). Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые). Изображения на монетах Ярослава Мудрого Здесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете. 3. Изображения в Радзивилловской летописи Ситуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам. 4. Изображения в Изборнике Святослава В этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых — трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий. Дополнения: Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни. Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода. ИСТОЧНИК
У Святослава не было оселедца Общеизвестно, что тюркско-балканско-польская материальная культура козачьей Украины XVI-XVIII вв. не имела ничего общего с материальной культурой Руси IX-XIII вв. Единственное, что могло бы их связывать, — внешность князя Святослава Игоревича, описанная в «Истории» Льва Диакона: бритый подбородок, длинные усы и бритая голова с клоком волос. Именно такую прическу носили запорожские козаки. Замечено, что похожую прическу носил и правитель гуннов Аттила: …Для візан¬тійців Пріска та Лева Диякона «оселедці» Аттіли й Святослава слу¬жили чіткою прикметою їх високого лицарського статусу. (Олександр Галенко. Лук та рушниця в лицарській символіці українського козацтва: парадокси козацької ідеології і проблема східного впливу // Mediaevalia Ucrainica: ментальність та історя ідей, № 5.) https://www.ukrhistory.narod.ru/texts/galenko-1.htm Интересно заметить, что казаки вмещали в себя как европейскую, так и восточную культуру. Одевались в традиционно восточный костюм. Казак имел прическу – «оселедець». Такую прическу носили: знаменитый царь гуннов середины V в. Аттила и киевский князь второй половины X в. Святослав – сын княгини Ольги. https://meria.dp.ua/culture/pravoslavie/?pid=454 Даже по описанию Атилла типичный росс/русс – бритая голова с чубом, такой же чуб мы наблюдаем у Святослава и у казаков… https://russdom.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?action=display&board=2001&num=1089738967&start=0 Также замечно, что Лев Диакон, которому мы обязаны описанием внешности Святослава, в своей «Истории» обильно пользуется трудами своих предшественников: Комментарий М.Я. Сюзюмова и С.А. Иванова: Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно – по рассказам очевидцев – рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе, описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы. (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 214.) В самом деле, сравним описание Аттилы у Иордана и Приска Панийского и описание Святослава у Льва Диакона: Иордан об Аттиле: Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил На все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения. Приск Панийский об Аттиле: Для прочих варваров и для нас были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах, а Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он выказывал умеренность: так, например, гостям подавались чаши золотые и серебряные, а его кубок был деревянный. Одежда его также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным. Лев Диакон о Святославе: Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.) Сходство поразительное. Но речь идет не просто о сходстве. Как Аттила у Иордана и Приска, Святослав у Льва Диакона представлен как человек невысокого роста, с широкой грудью и курносым носом. А почти дословное повторение Львом слов Приска про одежду, которая ничем не отличалась от одежды приближенных, кроме чистоты, не оставляет сомнений в том, что Лев просто приписал Святославу внешность другого известного врага Римской империи — Аттилы, описанную его предшественниками, лишь добавив к ней известные ему черты физического облика руси (светло-синие глаза). Подобный вывод подтверждается всеми доступными нам историческими данными. До появления на Украине тюрко-монгольских племен «оселедец» был там неизвестен. Изображения скифов и сарматов свидетельствуют о том, что они носили длинные волосы и бороды. Дополнительное доказательство того, что «оселедец» был впервые занесен на Украину гуннами, находим в Именнике болгарских ханов, где перечисляются древние правители Булгарского государства, в том числе те из них, которые правили на землях нынешней Украины: Авитохолъ жытъ летъ 300, родъ емоу Дуло, а летъ ем(у) диломъ твиремъ. Ирник житъ летъ 100 и 8 леть, род ему Дуло, а леть ему диломъ твиремъ. Гостунъ наместникъ сый 2 лет(а), родъ ему Ерми, а летъ ему дохсъ твиремъ. Куртъ 60 леть, дръжа, родъ ему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ. Безмеръ 3 лет(а), а родъ сему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ. Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная летъ 500 и 15 остриженами главами. И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселе. Булгарская орда образовалась из остатков гуннов, откочевавших из Подунавья на восток вследствие поражения, которое нанесли гуннам готы после смерти Аттилы. Предполагается, что Авитохол Списка болгарских ханов – это и есть сам Аттила, а Ирник – его сын Эрнах. Для нас в вышеприведенном тексте особо примечательно указание на то, что гунно-булгарские ханы правили «обону страну Дуная» (т.е. на Украине) «остриженами главами». Из болгарской Википедии: Ернак (гръцки: Ήρνάχ «Hernach») е третият син на Атила. След смъртта на Атила през 453 г., неговата империя се бързо разпада и останките и минават под властта на Ернак. Смята се, че той е царувал от 453 г. до 503 г. над българите утигури, племе което представлявало значителна част от бившата Хунска империя и населявало източната и част (дн.Украйна). Според Именник на българските ханове, владетел на име Ирник е бил начело на прабългарите в продължение на 150 години и началото на неговото царуване се отнася прибилизително към 453 г. Някои историци смятат, че Ернак и Ирнак са били една и съща личност. https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA Европейским народам, включая славян, обычай бритья головы был совершенно чужд, в то время как на востоке он был распространен издавна очень широко, в том числе у тюрко-монгольских племен. Германцы, в том числе викинги, отпускали длинные волосы. Это особенно касалось благородных людей, а зависимые люди зачастую были обязаны стричься коротко (что называется по-русски «в кружок»). Но это также относится и к славянам. Ученые согласны в том, что обычай брить голову был привнесен с Востока, где он был распространен с древних времен. Хеттский воин на рельефе в гробнице Херемхеба изображен с бритой головой, исключая клок волос, который с одной стороны достигает его плеча. В ирано-арабском мусульманском мире брадобрей всегда играл важную роль, и обычай брить голову, оставляя длинный клок волос с одной стороны (или с обеих сторон) хорошо задокументирован на протяжении столетий. У мусульман была особая причина оставлять один (или два) клока волос, обривая остальную голову. Согласно книге Thomas Herbert’s Travels in Persia, 1627-1629. ed. Sir William Foster (New York, 1929), p. 230, «Персы бреют волосы по всему телу, исключая верхнюю губу, на которой они отпускают длинные густые вислые усы, а также клок волос на макушке, за который, как они верят, их пророк после воскрешения вознесет их в рай. В остальных местах они бреют свою голову или трижды втирают в нее масло daway, после чего волосы на ней более не растут. Это вошло в обычай у восточных народов со времени провозглашения Корана арабами». Те же сведения можно найти и в работах других авторов, например: Samuel K. Nweeya, Persia, the Land of the Magi (6th ed.; Philadelphia, 1916), pp. 164-165. (Victor Terras. Leo Diaconus and the Ethnology of Kievan Rus’ // Slavic Review, 1965. Vol. 24, No. 3. P. 403.) Чешский славист Любор Нидерле: Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию. (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.) Дмитрий Зеленин: Прическа с оселедцем была заимствована [украинцами] у восточных народов. В 1253 г. ее описал Рубрук в Золотой Орде Бату на Волге; в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе. (Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.) (Последнее сообщение особенно важно ввиду того, что в России украинских козаков называли черкасами, т.е. черкесами.) Рубрук о прическе монголов: Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. (Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука. Глава 8. О бритье мужчин и наряде женщин.) https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm Гунны Тюрки Первого тюркского каганата Булгарский хан Аспарух Битва руси с хазарами (на переднем плане сидящий хазарин) Печенег Битва поляков с турками Итак, можно с уверенностью утверждать, что обычай бритья головы славянам и руси был совершенно чужд. На Украину он был впервые занесен гуннами, столетиями бытовал у обитавших на украинских землях тюрко-монгольских племен – аваров, хазар, печенегов, половцев, монголов, турков и пр., пока не был наконец заимствован запорожскими козаками вместе со всеми остальными тюрко-монгольскими традициями Сечи. Внешность, которую Лев Диакон приписывает русскому князю Святославу Игоревичу, на самом деле является внешностью гуннского правителя Аттилы. Подлинную же внешность Святослава – с длинными волосами и бородой – донесли до нас миниатюры греческих и русских летописей. Своей внешностью Святослав ничем не отличался от других русских князей, чьи изображения сохранились до нашего дня. Олег Владимир I Святославович Борис Ярослав I Владимирович Святослав II Ярославич Ярополк Изяславич Ярослав II Всеволодович Латинский оригинал: 182 Cuius exercitus quingentorum milium esse numero ferebatur. Vir in concussione gentium natus in mundo, terrarum omnium metus, qui, nescio qua sorte, terrebat cuncta formidabili de se opinione vulgata. Erat namque superbus incessu, huc atque illuc circumferens oculos, ut elati potentia ipso quoque motu corporis appareret; bellorum quidem amator, sed ipse manu temperans, consilio validissimus, supplicantium exorabilis, propitius autem in fide semel susceptis; forma brevis, lato pectore, capite grandiore, minutis oculis, rarus barba, canis aspersus, semo nasu, teter colore, origenis suae signa restituens. https://www.thelatinlibrary.com/iordanes1.html Что еще раз свидетельствует о том, что Лев Диакон приписал Святославу внешность Аттилы. ИСТОЧНИК