Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце Булгаков

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце

Действие произведения происходит в 1924 году, в городе Москва. Главный герой повести – светило медицины, 60-летний врач-хирург, профессор с мировым именем Преображенский Филипп Филиппович.

Доктор Преображенский живёт вместе с прислугой в квартире из семи комнат. Филипп Филиппович — практикующий врач. Целый день ведёт приём больных. Вечер он посвящает чтению медицинской литературы. Быт профессора вполне налажен. Он не привык отказывать себе в удобстве и хорошем питании. У доктора, любителя вкусно покушать, на столе всегда разносолы и деликатесы.

Профессор всю свою жизнь посвящает излечению людей. Он много и плодотворно работает. Это позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. А привычке жить хорошо он не намерен изменять, невзирая на то, что времена были тяжёлые и голодные.

Параллельно с врачебной практикой Филипп Филиппович занимается и наукой. Его очень привлекает евгеника – наука о долголетии. Опытным путём доктор пытается решить проблемы омоложения организма и сделать открытие в области продления человеческой жизни. Следуя своей цели, Преображенский делает операцию бродячей собаке Шарику. Он пересаживает «пациенту» гипофиз человека. То ли потому, что гипофиз принадлежал никчёмному существу, страдающему алкоголизмом, то ли потому что природа не терпит вмешательств, опыт имел плачевный результат.

Умный, образованный, интеллигентный профессор столкнулся с кучей проблем. Прооперированный им пёс превратился в грубого, невоспитанного человека, страдающего алкоголизмом. Доведённый до отчаяния, Филипп Филиппович вынужден был вместе со своим помощником доктором Борменталем сделать новую операцию. Невыносимый «квартирант» Шариков снова стал собакой Шариком.

Через образы Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера и «домкома» Булгаков хочет донести до читателя свою точку зрения. Он так же, как и профессор не понимает и не принимает революцию. Не любит пролетариат и не скрывает этого. Ему не понятны и неприятны люди из домкома, действующие по его мнению иррационально.

Разруха по мнению доктора, прежде всего «сидит» в головах тех, кто, пытаясь построить новую жизнь, разрушают всё вокруг. Невозможно создать новое адекватное общество, разрушая культуру и быт. Вместо созидания «шариковы» и «швондеры», ставшие именами нарицательными, кроме разрушений и хаоса ни на что не способны.

Сочинение Характеристика и образ профессора Преображенского

В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.

В центре повести стоит профессор Преображенский, истинный представитель интеллигенции, величина мирового масштаба. Филипп Филиппович живёт в квартире из семи комнат, и ему хотелось бы иметь ещё одну. В этом он прав, он в своей квартире не только живет, но и работает. Это нормальное желание нормального человека, иметь квартиру, удовлетворяющую своим запросам. Преображенский правильно делает, когда выгоняет представителей домкома, желающих отобрать квартиру. Они же даже не могут войти по-человечески, ни разуться, ни поздороваться. Профессор просто поставил их на место.

Доктор занимается врачебной практикой, зарабатывая себе на жизнь, и на содержание квартиры с прислугой. Филипп Филиппович считает, что человек должен нормально жить и питаться, иметь хорошие вещи и возможность культурного развития.

Если он профессор, значит, он получил достойное образование, к тому же он выходец из интеллигентной среды, и у него отличное воспитание. Его мастерство как врача позволяет ему совершать сложнейшие операции. Путём многих проб и опытов, Преображенский приходит к тому, что делает операцию на собаке, вживляя ей человеческий гипофиз. Операция проходит успешно, и собака постепенно превращается в человека. Единственное, чего не предусмотрел доктор, что новый человек, получившийся из собаки, вберет в себя все отрицательные качества донора. Не имея никакого педагогического опыта, профессор понимает, что Шарикова ему не перевоспитать. Доктор идет к обратному, снова делает операцию, возвращая Шарикова к начальному образу. Преображенский прав, что «говорить— это еще не значит стать человеком».

Но профессор очень трудолюбивый человек, он ведет кропотливую работу, экспериментируя и совершенствуясь, а его ум и уверенность вселяют надежду, что он сделает немало открытий в области медицины на благо общества. Трезвый и здравомыслящий человек, Преображенский прежде всего стремится к порядку, не только внешнему, но и порядку в мыслях. Представитель аристократии, доктор воплощает в себе символ русской культуры, над которой нависла угроза уничтожения.

Как обычно, в произведениях Булгакова, реальность сливается с фантастикой.

Образ и характеристика Преображенского

Доктор Преображенский живёт вместе с прислугой в квартире из семи комнат. Филипп Филиппович — практикующий врач. Целый день ведёт приём больных. Вечер он посвящает чтению медицинской литературы.

Быт профессора вполне налажен. Он не привык отказывать себе в удобстве и хорошем питании. У доктора, любителя вкусно покушать, на столе всегда разносолы и деликатесы.

Профессор всю свою жизнь посвящает излечению людей. Он много и плодотворно работает. Это позволяет ему вести тот образ жизни, к которому он привык. А привычке жить хорошо он не намерен изменять, невзирая на то, что времена были тяжёлые и голодные.

Параллельно с врачебной практикой Филипп Филиппович занимается и наукой. Его очень привлекает евгеника – наука о долголетии. Опытным путём доктор пытается решить проблемы омоложения организма и сделать открытие в области продления человеческой жизни.

Следуя своей цели, Преображенский делает операцию бродячей собаке Шарику. Он пересаживает «пациенту» гипофиз человека. То ли потому, что гипофиз принадлежал никчёмному существу, страдающему алкоголизмом, то ли потому что природа не терпит вмешательств, опыт имел плачевный результат.

Умный, образованный, интеллигентный профессор столкнулся с кучей проблем. Прооперированный им пёс превратился в грубого, невоспитанного человека, страдающего алкоголизмом.

Доведённый до отчаяния, Филипп Филиппович вынужден был вместе со своим помощником доктором Борменталем сделать новую операцию. Невыносимый «квартирант» Шариков снова стал собакой Шариком.

Через образы Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера и «домкома» Булгаков хочет донести до читателя свою точку зрения. Он так же, как и профессор не понимает и не принимает революцию. Не любит пролетариат и не скрывает этого. Ему не понятны и неприятны люди из домкома, действующие по его мнению иррационально.

Разруха по мнению доктора, прежде всего «сидит» в головах тех, кто, пытаясь построить новую жизнь, разрушают всё вокруг. Невозможно создать новое адекватное общество, разрушая культуру и быт. Вместо созидания «шариковы» и «швондеры», ставшие именами нарицательными, кроме разрушений и хаоса ни на что не способны.

Вариант 3

Прочитав повесть «Собачье сердце» я решил осветить образ профессора Преображенского, которого автор представляет Московским Виктором Франкенштейном. Замахнувшись на поиск омоложения, а возможно, и вечной жизни профессор сталкивается с некоторыми проблемами.

Филипп Филиппович Преображенский профессор медицинских наук, практикующий хирург и представитель аристократии. Привык жить комфортно и в достатке, в связи с чем постоянно спорит и ругается с представителями домкома. Швондер и компания пытаются отобрать у профессора квартиру, в которой он не только живёт, но и работает. Именно поэтому имея в своей квартире 7 комнат, он хочет ещё одну.

За свои заслуги в медицине имеет некоторые привилегии и неприкосновенность. Он не любит пролетариат и не скрывает этого. Разруха по мнению профессора, прежде всего в головах тех, кто, пытаясь построить новый мир, разрушает старый.

Профессор занимается изучением вопроса возможности омоложения людей. Проводя опыты и изучая научную литературу, пытается понять возможно ли омоложение. Для ответа на этот вопрос приводит домой бродячего пса Шарика. Лечит его, откармливает, а потом проводит операцию по замене собачьего гипофиза на человеческий. В результате операции Шарик очеловечился и стал Шариковым, но достойным человеком стать не смог. Он научился ходить на двух ногах, начал говорить и носить одежду, словом выглядел, как человек. Однако возможность говорить и передвижение на двух ногах не сделало его достойным представителем общества. Ведь без воспитания, манер и желания познавать новое человек становится неполноценным.

Шарик же став человеком начал пить, ругаться и не желал учиться. Профессор столкнувшись с педагогической проблемой и неспособностью к перевоспитанию, решил провести обратную операцию. После неудачной попытки провести омоложение организма профессор понимает, что лучше с природой не спорить. Он признаётся общественности, что его опыты потерпели «фиаско». Таким образом, потеряв часть своей выдающейся репутации, скрывает свое самое великое достижение перед человечеством.

Профессор Преображенский трезвый и здравомыслящий человек. Поэтому стремится к порядку не только в квартире и жизни, но и в душе и мыслях. Филипп Филиппович Преображенский в повести «Собачье сердце» олицетворяет собой всю аристократию, над которой в тот период времени нависла гроза уничтожения.

Краткое содержание произведения

Считается, что образ главного персонажа был взят из жизни. Прообразом профессора выступил дядя Булгакова, но он был врачом-гинекологом.

Профессор Филипп Филиппович Преображенский увидел умирающего пса и подобрал его. Собаке была дана кличка Шарик.

Ученый занимался исследованиями в области омоложения человека. Его помощником был доктор Иван Борменталь. Он был счастлив, что может работать под началом такого талантливого и знаменитого ученого, как Преображенский.

Иван был небогат. Профессор помог и поддержал способного ученика в студенчестве, вот почему тот был признателен ему и безукоризненно выполнял работу.

В своем дневнике Борменталь описывает все события, происходящие с собакой во время эксперимента. Опыт проходил в квартире, где жил ученый.

Животное неожиданно превратилось в человека. Это создало ряд проблем в квартире Преображенского. Недочеловек имел буйный характер и асоциальные наклонности своего донора.

Профессор понял, что ошибся в своем опыте, но не решался исправлять положение. Он не мог справиться с наглым и невоспитанным подопытным. В этот период Борменталь проявил твердость характера и показал преданность Преображенскому. Он переехал к профессору, дабы защитить его от буйного Шарикова, усмирял пса-человека.

Однажды Иван предложил профессору избавиться от подопытного, поскольку это был лишь неудачный эксперимент. Но Преображенский отказался от такой идеи, так как переживал за свободу и репутацию своего ученика.

Он видел в нем не только достойного помощника и друга, но и одаренного специалиста, называл его «будущим профессором Борменталем».

Сочинение 4

Булгаковская повесть «Собачье сердце» стала последним сатирическим произведением автора. Долгих шестьдесят лет она была под запретом в Советском Союзе. В настоящее время пожалуй не найдется человека, который не прочитал или не видел одноименного фильма режиссера Бортко. Роль профессора Преображенского сыграл талантливейший актер Евгений Евстигнеев.

По жанру — это фантастика, основанная на реальных событиях. Москва двадцатых годов прошлого столетия. Вокруг разруха, голод, грязь. Внешнее и внутренне состояние людей под стать событиям. Новая власть кроме депрессии ничего не может предложить своему народу. И вот параллельно, автор описывает совершенно другую жизнь.

Филипп Филиппович Преображенский — профессор медицины, знаменитый в Европе ученый, интеллигент не первого поколения, человек, привыкший всю жизнь трудиться — это главный герой произведения. Профессор одержим идеей омоложения и достаточно преуспел в этом. Помогает ему талантливый молодой доктор Борменталь.

На протяжении повести Филипп Филиппович преподает уроки нравственности помощнику. Сам профессор не приветствует советский образ жизни и принципиально не интересуется политикой. Он лечит тех, кто стоит у руля, взамен они разрешают ему вести тот образ жизни, к которому он привык. Живет профессор в семикомнатной квартире со всеми удобствами, кушает здоровую, качественную пищу, содержит прислугу и не пропускает ни одной премьеры в театре. Его жизни можно позавидовать, ведь он искренне уверен, что труд и знания делают человека счастливым, несмотря на обстоятельства.

Но по сути профессор еще не до конца понял советскую власть, он не видел, как разрушались семьи, человеческие судьбы. Городовой, по мнению Филиппа Филипповича, мог враз навести порядок, если бы захотел.

Одно событие перевернуло сознание профессора. Подобрав на улице бездомную собаку, профессор решил провести над ней свой опыт по «улучшению человеческой природы». В итоге вместо доброго пса, появилось чудовище с человеческим сердцем Клима Чугункина. В ужасе от собственного эксперимента, Филипп Филиппович ругая себя на чем свет стоит, зарекается от подобной деятельности. Он понимает, что нельзя вмешивать в человеческую природу. Ведь гения «может родить любая баба».

Михаил Булгаков в повести «Собачье сердце» затронул нравственные вопросы, которые всегда вставали перед человеком в любую эпоху. Он писал о прогрессе в эпоху террора и морального падения. Сегодня мы с интересом читаем «Собачье сердце», потому что вопросы, поднятые автором актуальны для современного человека, пытающегося жить в гармонии и счастье.

Описание главного героя

Булгаков затрагивает тему власти, поднимает проблему человеческой необразованности. Автор понимает, что нельзя насильно менять порядок как в истории, так и в жизни. Результаты опыта показали самые страшные болезни общества.

Характер, внешность и взгляды

Проф. Преображенский умен, богат, трудолюбив и внимателен, но при этом вспыльчив и несдержан. Он в течение пяти лет изучал работу мозга и органов человека изнутри. Персонаж знает цену сказанному слову и держит его. Честность и законопослушность героя подкупают читателя.

Любимое занятие профессора Преображенского — пение. Ему нравится опера «Аида». Он помогает людям разных сословий, но при этом не любит пролетариат. Его помощь обществу раскрыта в эпизоде с Борменталем, когда профессор приютил полуголодного студента. Прочитав повесть, можно выделить основные черты характера Филиппа Филиппыча:

  • ум и образованность;
  • внимательность;
  • вспыльчивость;
  • трудолюбие;
  • честность;
  • сопереживание.

Преображенский ставит опыты над людьми и животными. Собаку он учит говорить, пытается объяснить ей, что такое нравственность и культура поведения в обществе.

В этом эпизоде автор показывает, что нельзя насильно окультурить людей, сделать их образованными. Общество должно осознанно развиваться, стремиться к совершенствованию.

Ученый с юмором и сарказмом относится к представителям новой власти и ограниченным людям. Он видит, что им присущи черты его подопытного. Также на примере созданного животного-человека доктор и Преображенский замечают, насколько быстро приспосабливаются люди, подобные образу Шарикова. Они мгновенно адаптируются к окружающим условиям, быстрее большинства образованных людей и даже самого профессора.

Роль Борменталя в судьбе гения

Профессор является настоящим гением. Таким людям сложно пробиваться в одиночку. Борменталь — его ангел-хранитель. Весь процесс держится на нем. Доктор самоотверженно отдает всего себя этому опыту, ведет записи об изменениях, он готов подстраховать ученого в любой момент.

Преображенский увидел в талантливом ученике тягу к знаниям, ответственность и порядочность, поэтому приютил его, устроил на учебу, а потом дал работу. В благодарность Борменталь отдал свою жизнь чужому успеху. Его слава не коснулась.

В повести наблюдается отсылка к насильственному изменению общества и его уклада. Это, скорее всего, приведет к негативным результатам. Булгаков заложил следующую идею в свое произведение: любое искусственное вмешательство (в природу, историю, общество, политику) скажется плачевно.

Повесть учит быть благоразумнее и сдержаннее в своих желаниях. Люди должны уважать все живое, делать ответственно и качественно работу, бороться за свои права, требовать у представителей власти выполнять обещанное.

Войти на сайт

Фильм «Собачье сердце» по одноименному произведению М.Булгакова впервые был показан по Центральному Телевидению Советского Союза 19 ноября 1988 года. Насколько помню, это стало очень важным кинособытием. Всё население СССР прильнуло к голубым экранам, следя за перипетиями пса Шарика в обличии гражданина Шарикова. Но главным героем стал профессор, совершивший чудо превращения. Но увлекал даже не столько сюжет, сколько меткие и едкие характеристики нашей, как нам тогда казалось, советской действительности. Профессора Преображенского исполнил народный артист Евгений Евстигнеев, да настолько ярко, что кого-то другого в этом образе представить сложно (хотя есть и другой, заграничный фильм Собачье Сердце), Настолько мудр и убедителен был Евгений Евстигнеев в этой роли На днях Евгению Александровичу Евстигнееву (9 октября 1926 года, Нижний Новгород, РСФСР, СССР — 4 марта 1992 года, Лондон, Великобритания) отмечался бы 90-летний юбилей. Но для нас, зрителей он остается живым в воплощенных им киноролях, и прежде всего в роли Профессора Преображенского. За право сыграть профессора Преображенского в фильме режиссера Владимира Бортко сражались такие маститые актеры, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик, но победу одержал Евгений Евстигнеев. Несмотря на то, что Евгений Александрович до работы над картиной не читал повесть «Собачье сердце», он был так органичен в роли Филиппа Филипповича, что эта работа стала одной из лучших в его кинокарьере. Сын актера, известный оператор, режиссер и продюсер Денис Евстигнеев вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».


В этом посте представлен цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести «Собачье сердце», т.е. описание внешности и характера героя в цитатах из повести, но образно все равно представляется Евгений Евстигнеев, исполняющий эту роль. Итак: Полное имя героя — Филипп Филиппович Преображенский: «…Здравия желаю, Филипп Филиппович…» «…Вы издеваетесь, профессор Преображенский?..» Возраст профессора Преображенского — 60 лет: «…Мне 60 лет, я вам могу давать советы…» Отец профессора Преображенского был кафедральным протоиереем: «…Отец – кафедральный протоиерей…»


Внешность профессора Преображенского: «…господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой…» «…перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы…» «…Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю…» «…помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой…»


«…По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь…» «…блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой…» «…Ноздри его ястребиного носа раздувались…» «…Ястребиные ноздри его раздувались…»


«…Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком…» «…Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы…» «…лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки…» «…захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол…» «…тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб…» (взлизы — залысины)


«…Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях…» (дома) «…Он вышел в известном всем лазоревом халате…» «…поцеловал в пушистые, сильно прокуренные усы…» «…Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее…» У профессора Преображенского голос громовой, как труба: «…Ничего похожего! – громовым голосом ответил Филипп Филиппович…» «…голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу…» Профессор Преображенский — властный и энергичный человек: «…Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями…» Профессор Преображенский — человек с характером: «..«Вот это парень, – в восторге подумал пёс, – весь в меня. Ох, тяпнет он их сейчас, ох, тяпнет. Не знаю ещё – каким способом, но так тяпнет…» Профессор Преображенский — вспыльчивый человек: «…говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость…» Профессор Преображенский — человек слова: «…Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете…»


Профессор Преображенский — честный человек. Он не бросает коллег в беде: «…бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…» Профессор Преображенский работал на кафедре в университете: «…Филипп Филиппович, – прочувственно воскликнул он, – я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре…» Профессор Преображенский — член Всероссийского хирургического общества: «…если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кабинете в глубоком кресле…»


Профессор Преображенский — хирург с мировым именем: «…Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения…» «…если бы вы не были европейским светилом…» «..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь…» «…Проф. Преображенский, вы – творец…» Профессор Преображенский — выдающаяся личность и великий ученый: «..«но личность выдающаяся.»..» «…Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь…» «…Неужели вы думаете, что из‑за денег произвожу их? Ведь я же всё‑таки учёный…» Преображенский проводит невероятные эксперименты над людьми и животными: «…Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают…» Возможно, прототипом профессора Преображенского послужил для автора его дядя, брат матери, Николай Михайлович Покровский, врач-гинеколог. Его квартира в деталях совпадает с описанием квартиры Филиппа Филипповича, и, кроме того, у него была собака. Эту гипотезу подтверждает также первая жена Булгакова, Т. Н. Лаппа, в мемуарах «Я как начала читать «Собачье сердце», сразу догадалась, что это он. Такой же сердитый, напевал всегда что-то, ноздри раздувались, усы такие же пышные были. Он тогда на Михаила очень обиделся за это. Николай Михайлович отличался непокладистым, вспыльчивым характером». Впрочем, этими деталями сходства и ограничиваются. Скандальных экспериментов Покровский не проводил

. В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков.

Сергей (Самуил) Абрамович Воронов (10 июля 1866, Воронеж, Российская империя — 3 сентября, 1951, Лозанна, Швейцария) — французский хирург российского происхождения. Получил известность за методику прививания ткани яичек обезьян к человеческим яичкам, которую он разработал во Франции в 1920-х и 1930-х годах. Однако вскоре его работа перестала быть популярной и он стал мишенью для насмешек. В конце XIX века, Воронов ввел себе под кожу экстракт перемолотых яичек собаки и морской свинки. Эти эксперименты не оправдали его надежд по повышению гормонального уровня для задержки процесса старения. Остальные эксперименты Воронова были продолжением этого начального опыта. Он продолжил с пересадкой яичек казненных преступников миллионерам, и когда спрос превысил его возможности по поставке, он начал использовать ткань с яичек обезьян. Из Иллюстрированного журнала «Искры Воскресенье», от 29 июня 1914 года: Сенсационное открытие.Во французской медицинской академии наш соотечественник, доктор Сергей Воронов, сделал сенсационное сообщение об операции, произведенной им в его клинике над 14-летним мальчиком идиотом. С шестилетнего возраста умственное развитие этого мальчика остановилось, причем явно обозначались все признаки ненормальности и кретинизма: потухший взгляд, тупость и непонимание самых обыкновенных вещей. Воронов сделал этому мальчику прививку зобной железы обезьяны. Успех превзошел ожидания. У мальчика ожил взгляд, появились умственные способности, понятливость, любознательность.

Алексей Андреевич Замков (1883 — 25 октября 1942, Москва) — русский, советский врач, хирург, терапевт, уролог, создатель первого в мире промышленного препарата гормональной терапии «Гравидан». Муж известной советской скульптора-монументалиста Веры Мухиной (поженились в 1918 году). Получил известность после того как, созданный им в 1929 году, препарат Гравидан при клинических испытаниях (на красноармейцах) дал заметный положительный эффект при лечении целого ряда заболеваний. Пациентами Замкова стали известные советские политики и деятели культуры — Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький и др.. В 1938 году его институт был расформирован. Замков тяжело заболел, у него случился инфаркт, а через 4 года второй, после которого, в возрасте 59 лет он скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник работы его жены — Веры Мухиной, с надписью: «Я сделал для людей все, что мог».

Илья Иванович Иванов (20 июля [1 августа] 1870, Щигры, Курская губерния — 20 марта 1932, Алма-Ата) — русский и советский биолог со специализацией в области искусственного осеменения и межвидовой гибридизации животных. Принимал участие в попытках вывести гибрид человека с другими приматами. Проводил опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, и предпринимал попытки провести осеменение женщин спермой обезьяны в Сухуми. В ходе политической чистки в советском научном обществе Горбунов был сослан в Алма-Ату, где он работал, сохранив звание и должность профессора в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте до своей смерти от инсульта 20 марта 1932 года.


— И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову… А я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить. — Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно? — Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. — Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.


Профессор Преображенский — трудолюбивый человек: «…Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук…» «…Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо…» Профессор Преображенский — человек фактов и наблюдения: «…Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что‑нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод…»


Профессор Преображенский — упорный ученый. Он все время что-то исследует: «…Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел…» Преображенский — учитель и друг доктора Борменталя: «…Вот что, Борменталь, вы первый ученик моей школы и, кроме того, мой друг, как я убедился сегодня…»


Преображенский знаком с важными чиновниками: «…если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <…> лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать…» Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в частности на советского полпреда в Лондоне Христиана Раковского и ряд других функционеров, известных в кругах советской интеллигенции скандальными любовными похождениями


Профессор Преображенский — состоятельный человек: «…Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют…» Профессор Преображенский живет в Москве: «…С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая…» Преображенский живет в «калабуховском доме» на Пречистенке: «…Разве где‑нибудь у Карла Маркса сказано, что 2‑й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками…»


Москва, улица Пречистенка, 24/1 («Калабуховский дом»). Архитектор Семён Кулагин. 1904 Принято считать, что основным прообразом жилища профессора Преображенского послужил доходный дом 24/1 на углу Пречистенки и Обухова переулка, построенный по проекту архитектора С. Ф. Кулагина в 1904 году на участке, принадлежавшем Е. С. Павловской. Дом представляет собой пятиэтажное массивное строение с облицовкой рустом по первому этажу. По фасаду, обращённому в Обухов (с 1922 года — Чистый) переулок, расположены два высоких окна, объединяющие второй и третий этажи. Несколько окон по фасаду на Пречистенке украшены портиками с полуколоннами. В начале XX века в этом доме жили два дяди Булгакова по матери — врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Первый из них стал основным прототипом Ф. Ф. Преображенского. В московских адресно-справочных книгах дореволюционных и первых пореволюционных лет один и тот же адрес братьев значится по-разному: «Покровский Н. М. — женские болезни — Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М. М. — венерические болезни — Пречистенка, 24, квартира 12». В киноверсии «Собачьего сердца», снимавшейся в Ленинграде, роль «калабуховского» исполнил дом 27—29 на Моховой улице — бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в стиле французского ренессанса по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в конце XIX — начале ХХ века.


Петербург, ул. Моховая, 27—29 Преображенский живет в 7-комнатной квартире. Здесь же он и работает: «…Вы один живёте в семи комнатах…» «…Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку…» — Зина, там в приемной… Она в приемной? — В приемной, зеленая, как купорос. — Зеленая книжка… — Ну, сейчас палить. Она казенная, из библиотеки! — Переписка — называется, как его… Энгельса с этим чертом… В печку ее! Московский краевед и булгаковед Б. С. Мягков указывает, что квартира Покровского изначально насчитывала пять комнат, однако после приезда племянниц в 1920 году одна из больших комнат была перегорожена, в результате комнат образовалось семь. Племянницы Покровского — Александра Андреевна и Оксана Митрофановна жили в этой квартире до конца 1970-х годов. Указывая, что описание семикомнатной квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с квартирой Покровского, Б. В. Соколов делает наблюдение, что «в адресе прототипа названия улиц связаны с христианской традицией, а его фамилия (в честь праздника Покрова) соответствует фамилии персонажа, связанной с праздником Преображения Господня». Вестибюль «калабуховского дома» с мраморной парадной лестницей и бельэтаж, где помещалась «роскошная квартира» Преображенского, позаимствованы Булгаковым из стоявшего напротив дома 13/7, стр. 1 на пересечении Пречистенки и Лопухинского переулка.


Доходный дом Я. А. Рекка. Москва, Пречистенка, 13/7 Импозантное здание по улице Пречистенка, 13 в Москве, что на углу с Лопухинским переулком, построили в 1911 году по заказу торгово-строительного общества под управлением «девелопера» Якова Рекка. Проект разработал архитектор Г.А. Гельрих в стиле московского модерна. У дома роскошный экстерьер: первые два этажа выложены рельефной кладкой; фасад оформлен лепными украшениями; граненые формы эркерных окон; балюстрады на лоджиях арочного вида. Помимо этого, у дома есть благоустроенный внутренний дворик.


До революции две квартиры на последнем, шестом этаже дома занимал родственник ювелира Фаберже Александр. Фамилия Анны Францевны Фужере — ювелиршы из «Мастера и Маргариты» — созвучна фамилии Фаберже. Хотя «проживала» она в квартире на Большой Садовой, 10 (там жил сам писатель и где создан его музей «Нехорошая квартира»), но внутреннее убранство помещений соответствовало обстановке в бывших комнатах Александра Фаберже: огромная люстра на цепи (на ней качался один из персонажей — кот Бегемот); камин с прекрасно выполненной чугунной решеткой; деревянные диванчики, расположенные на лестничных площадках; описание парадного входа в здание.


Подъезд дома Я. А. Рекка. Москва, Пречистенка, 13/7 После революции дом был «уплотнён». Фаберже оказался в эмиграции, а в принадлежавших ему квартирах 11 и 12 поселились знакомые Булгакова, художники из группы «Бубновый валет». Булгаков любил бывать у них в гостях. Часть интерьеров квартиры профессора Преображенского позаимствована из их жилища. Внутренние помещения имели богатое убранство и соответствующую запросам богатых клиентов планировку: огромные устроенные квартиры до семи комнат, дубовый паркет, высокие потолки с лепными украшениями, сделанная из мрамора парадная лестница.


интерьер с соседнем доходным доме Перцова в Москве.


Вместе с бельэтажем, отсутствующим в доме 24, позаимствованы для калабуховского дома и другие реалии, относившиеся к дому 13, — стеклянная дверь парадного, у которой дежурил швейцар с «околышем с золотыми галунами», ступени серого мрамора в вестибюле, ковёр на лестнице, дубовая вешалка, «калошная стойка». Дому 13 соответствует и количество квартир на лестнице калабуховского дома: «Заметьте, здесь 12 квартир…» — говорит профессор Борменталю. В доме 24 квартир было 8.


Современный вид парадной лестницы — Почему убрали ковёр с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через чёрный двор? Кому это нужно? Собачье сердце. Гл. 3

Такого убранства в доме на углу Пречистенки и Чистого (Обухова) переулка уж точно не было. Да и ссылка на количество квартир — числом 12 — точно соответствовало дому на улице Пречистенка, 13. В этом элитном клубном доме сейчас 15 квартир. Реконструкция доходного дома Рекка, построенного архитектором Густавом Гельрихом. В квартире действующий камин. Прекрасные панорамные виды на Кремль и исторический центр Москвы. Потолки 3.8 метров. Круглосуточная охрана. (Из объявления о продажи квартир).


«— Это вас вселили в квартиру Фёдора Павловича Саблина? — Нас, — ответил Швондер. — Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками».


— Собачье сердце. Гл. 2 Вновь повторяет её профессор, услышав доносящиеся «откуда-то сверху и сбоку» звуки хорового пения новых соседей — «жилтоварищей»: «— Опять! — горестно воскликнул Филипп Филиппович, — ну, теперь, стало быть, пропал калабуховский дом. Придётся уезжать, но куда, спрашивается? Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!» — Собачье сердце. Гл. 3


Домовые комитеты, на которые сетовал профессор Преображенский, и один из которых возглавлял Швондер, действительно работали после революции очень плохо. Как пример можно привести предписание жителям Кремля от 14 октября 1918 года: «[…] домовые комитеты совершенно не выполняют возложенных на них законом обязанностей: грязь на дворах и площадях, в домах, на лестницах, в коридорах и квартирах ужасающая. Мусор от квартир не выносится неделями, стоит на лестницах, распространяя заразу. Лестницы не только не моются, но и не подметаются. На дворах неделями валяется навоз, отбросы, трупы дохлых кошек и собак. Всюду бродят бездомные кошки, являясь постоянными носителями заразы. В городе ходит „испанская“ болезнь, зашедшая и в Кремль и уже давшая смертные случаи…» — Позвольте-с вас спросить, почему так отвратительно пахнет? Шариков понюхал куртку озабоченно. — Ну, что ж, пахнет… известно: по специальности. Вчера котов душили, душили.


Профессор Преображенский — умный и уверенный в себе человек: «…После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным…» Профессор Преображенский — здравомыслящий и опытный человек: «…никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность…» Профессор Преображенский не любит пролетариат: «..– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина. – Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович…» Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. — Не читайте перед завтраком советских газет. — Так ведь других нет. — Вот никаких и не читайте. — Папа — судебный следователь… — Дак это же дурная наследственность!


— Что-то вы меня больно утесняете, папаша. — Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству. — Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте? — Документ, Филипп Филиппыч, мне надо. — Документ? Чёрт… А, может быть, это… как-нибудь… — Это уж — извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.


-Но я не Айседора Дункан! Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! -Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими (Преображенский).


Профессор Преображенский — законопослушный гражданин: «…На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками…» Профессор Преображенский не любит суетиться и спешить: «…Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел…»


Профессор Преображенский не любит насилия: «…Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением…» Профессор Преображенский любит музыку. Например — оперу «Аида» Верди: «…сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари‑ра‑рим…»


Преображенский любит напевать песни: (например, «От Севильи до Гренады» и «К берегам священным Нила») «…рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…» «…Напевая по своему обыкновению, он спросил: «Что же мы теперь будем делать?» И сам же ответил буквально так: «Москвошвея, да… От Севильи до Гренады…»..» Профессор Преображенский — одинокий человек: «…В сущности ведь я так одинок…» «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт.»(Шарик)


P.S. Впервые повесть была напечатана за рубежом в 1968 году, а в нашей стране она увидела свет лишь во время перестройки. Публикация «Собачьего сердца» состоялась в июньском номере журнала «Знамя» за 1987 год, а уже в ноябре следующего года состоялась премьера телевизионной версии повести. В 1990 году режиссер картины Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев, исполнивший роль профессора Преображенского, стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Источник https://www.liveinternet.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]