Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»

Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой. Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой.»
— Часть 1, глава III. Из письма матери Раскольникову
Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.


Андрей Зибров в роли Петра Петровича Лужина в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Краткое описание

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.
Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.

На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.

Цитатная характеристика Лужина

Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:
«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет

, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.
— Часть 1, глава III
Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:

«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин…» — Часть 1, глава III

«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.» — Часть 1, глава III

Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:

«Я уже упомянула, что Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу.» — Часть 1, глава III

Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:

«…Петр Петрович, пробившись из ничтожества…» — Часть 4, глава III

Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:

«…он человек хотя и небольшого образования, но умный…» — Часть 1, глава III

Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:

«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…» — Часть 4, глава III

Внешность

Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:
«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией

, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами:»Куда ж это я попал?..» Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал её в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу.
Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон…
Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец.
Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин
»
— Часть 2, Глава V

Характер Лужина

Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:
«…вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.» — Часть 1, глава III

Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:

«…Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тотчас же и теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров…» — Часть 4, глава II

Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:

«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали…» — Часть 1, глава III

«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие…» — Часть 2, глава V

Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.» — Часть 4, глава III

Образ Лужина в романе Преступление и наказание

Именно так Достоевский изначально планировал назвать свою книгу. Замысел романа возник во время пребывания на каторге. Здесь Достоевский услышал интересную историю одного студента, который послужил прототипом Раскольникова. Замысел произведения постепенно трансформировался. Из небольшой повести он превратился в объемный роман, изображающий столкновение безнравственных идей с логикой жизни.

Это человек сорока пяти лет, имеет чин надворного советника. Стоит сказать, звание довольно почетное: дарует право на личное дворянство. Петр Петрович Лужин осанистый, чопорный господин с «брезгливой, осторожной физиономией». Образ героя Лужина в романе «Преступление и наказание» несколько комичный. Он жених сестры главного героя. На нем при первой встрече со студентом одежда модная, дорогая. Он выглядит так, словно только что вышел от портного. Петр Петрович носит щегольскую круглую шляпу и с этим элементом туалета обращается подчеркнуто осторожно. На руках его пара сиреневых перчаток, которые, как и прочие элементы одежды, новые, не так давно приобретенные. Что-то в облике этого господина есть искусственное, бутафорское.

Но все-таки есть кое-что, что объединяет этих героев – теории, опирающиеся на принцип вседозволенности. Теория «о целом кафтане» Лужина возводит на пьедестал разумный эгоизм, когда люди в первую очередь думают о своем собственном счастье, то есть по сути позволяет человеку действовать исключительно в своих интересах, не взирая на нормы морали. Теория Раскольникова имеет другой смысл: он разделяет людей на обыкновенных и исключительных, то есть способных идти к своей цели и вести за собой других любыми средствами. Но все-таки обе теории допускают возможность человека делать все, что ему хочется, хоть и ради абсолютно разных целей: Лужин говорит о личной выгоде, а Раскольников – об общественном прогрессе. Показательна в этом плане первая встреча Лужина и Раскольникова: подтянутому, одетому в изящную новую одежду Лужину сначала явно неловко находиться в тесной комнатушке Родиона среди едва сводящих концы с концами студентов, а Раскольникову претит индивидуализм Лужина, готового сломать жизнь Дуне ради собственного удобства. Но когда Лужин с ужасом говорит об аморальности убийства старухи-процентщицы, Родион возражает ему, считая, что все произошло по теории Лужина. Получается, что при всей внутренней разности этих персонажей и при том, что на первый взгляд они не похожи друг на другу, их теории ведут к одному – разрешают человеку совершить преступление.

Философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» культуролог и литературовед М.М. Бахтин назвал полифоническим, потому что в нем, как в музыкальном произведении, звучат и переплетаются друг с другом разные голоса, воплощающие различные идеологии и взгляды на мир. Среди них особенно выделяется голос Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа автор проверяет его теорию, вводя в повествование двойников героя. Одним из них и является Петр Петрович Лужин.

Рекомендуем прочесть: На Какие Виды Делятся Приказы В Доу В 2021 Г

Достоевский о Лужине

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:
«При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. <…> Он скуп. В его скупости нечто из Пушкинского Скупого барона. Он поклонился деньгам, ибо всё погибает, а деньги не погибнут; я, дескать, из низкого звания и хочу непременно быть на высоте лестницы и господствовать. Если способности, связи и проч. Мне манкируют, то деньги зато не манкируют, и потому поклонюсь деньгам…» — Из черновиков романа

Лужин и Раскольников

Эти герои в произведении на первый взгляд не имеют ничего общего. Раскольников мучается из-за своих идей. Он так и не смог реализовать их. Лужин же спокоен и рассудителен. Ему неведом идеализм поклонников наполеоновского гения. Он лишь делец, которому знакома философия «мелкого эгоизма». С подобным образом мыслей можно жить долго и счастливо, не терзаясь и не страдая. Но мелкий эгоизм имеет нечто общее с идеей о «право имеющих». Сходство заключается в отвержении основных христианских принципов.

Раскольников испытывает к Лужину неприязнь еще до первой встречи. Он узнает о роли этого господина в судьбе сестры из письма матери. Чувство, которое главный герой испытывает при знакомстве, напоминает брезгливость. Но позже он с ужасом замечает, что между ними есть нечто общее.

Достоверно и реалистично создал Достоевский образ Лужина в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание характеристики героя изложено в этой статье. Но необыкновенную способность писателя выражать самые глубинные и тонкие стороны действительности можно прочувствовать лишь после прочтения романа полностью. Реализм Достоевского является неповторимым явлением не только в русской, но и в мировой литературе.

Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой

Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:
«Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному.» — Часть 4, глава III

Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:

«И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!..» — Часть 4, глава III

Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:

«…я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат!..» — Часть 4, Глава III

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.» — Часть 1, глава IV

«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.» — Часть 1, глава IV

После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:

«В издержки? В какие же это издержки? Уж не про сундук ли наш вы говорите? Да ведь вам его кондуктор задаром перевез.» — Часть 1, глава IV. Пульхерия Александровна вышла из себя
При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):
«Авдотья Романовна, — закоробившись произнес Лужин, — ваши слова слишком многозначительны для меня, скажу более, даже обидны, ввиду того положения, которое я имею честь занимать в отношении к вам.» — Часть 4, глава II

«Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович…и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу…» — Часть 4, глава II. Дуня, о их раздоре с Раскольниковым
Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:
«Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюбленностию.» — Часть 4, глава III

Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:

«Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж, конечно, теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным.» — Часть 4, глава III

После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:

«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!

»
— Часть 5, глава III
Подробнее об отношениях Лужина и Дуни Раскольниковой

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Господин Лужин — один из самых ярких образов в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатная образ Лужина в романе «Преступление и наказание»: таблица с описанием внешности и характера, портрет героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Лужине

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»: таблица с описанием, портрет в цитатах

Лужин и его теории

В романе «Преступление и наказание» господин Лужин является сторонником нескольких любопытных теорий.

Лужин поддерживает теорию о бедных и благодарных женах. Идея заключалась в том, что жена должна быть бедной и ценить мужа за то, что тот спас ее от нищеты. Именно поэтому он решает жениться на бедной, но красивой и образованной Дуне Раскольниковой.

Лужин и Дуня Раскольникова

Лужин делает предложение бедной Дуне Раскольниковой после того, как с ней происходит неприятное происшествие в доме Свидригайловых, где девушка работает гувернанткой. Отец семейства, господин Свидригайлов, влюбляется в Дуню, которая младше его в 2 раза. Марфа Петровна, жена Свидригайлова, винит во всеми Дуню и незаслуженно позорит ее на весь город.

Вскоре, узнав правду, Марфа Петровна восстановливает репутацию Дуни и находит для нее жениха — господина Лужина. Дуня принимает предложение Лужина, чтобы спасти от нищеты свою семью.

В результате, брак Лужина с Дуней отменяется после того, как раскрывается подлая и лживая натура жениха. Разочаровавшись в Лужине, Дуня отказывается выходит за него замуж.

Прототипы Лужина в романе «Преступление и наказание»

  • Лыжин Павел Петрович
    – присяжный поверенный, с которым был знаком Достоевский. Имя Лыжина встречается в черновых материалах к роману «Преступление и наказание». В фамилии Лыжина автор, судя по всему, изменил одну букву. В результате, получился всем известный персонаж с говорящей фамилией – Лужин.
  • Карепин Петр Андреевич
    мог также стать еще одним прототипов Лужина. Карепин был мужем сестры Достоевского. Он женился в возрасте около 45 лет на 18-летней сестре Достоевского. После смерти отца писателя Карепин также стал опекуном Достоевских. Это очень похоже на Лужина, который хотел жениться на Дуне в свои 45 лет, а также являлся опекуном Лебезятникова.
  • Достоевского
    также можно считать одним из прототипов Лужина. Во время написания «Преступления и наказания» Достоевскому было около 45 лет, и он, как Лужин, сватался к своей будущей второй жене – молоденькой девушке, Анне Григорьевне Сниткиной.

Это был цитатный образ Лужина в романе «Преступление и наказание»: таблица с описанием внешности и характера, портрет героя в цитатах, описание прототипов Лужина, изложение теорий Лужина и т.д.

www.alldostoevsky.ru

Теория Лужина о целом кафтане

Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел…» — Часть 2, глава V

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.
Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

Действия Лужина В Романе Преступление И Наказание

Большое значение герой придает одежде. Одевается стильно, можно сказать, по-щегольски, предпочитая светлые юношеские цвета. Пиджаки и брюки – светлых тонов, все новенькое, словно только что из пошива, на голове модная круглая шляпа. Непременный атрибут Лужина – «настоящие жувеневские» перчатки, которые принято носить в руках, не надевая. Батистовый платок благоухает парфюмом, на шее батистовый галстук в розоватых тонах. Образ завершают золотой лорнет и массивный перстень с желтым драгоценным камнем. Неудивительно, что при таких данных мужчина пользуется повышенным вниманием женского пола.

Советский литературовед Л. П. Гроссман установил, что прототипом Лужина был кредитор писателя Павел Петрович Лыжин, которому Достоевский задолжал в свое время 450 рублей. Еще одним доказательством этого служит открытие Лыжиным адвокатской конторы в Петербурге, о чем мечтает и персонаж романа Достоевского.

15 Апр 2021 klasterlaw 224

Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Обязательные кадровые журналы 2021
  • До Какого Возраста Отец Видится С Ребёнком При Матери
  • Что полагается за 3 ребенка в 2021 г барнаул
  • Отпуск родителям детей инвалидов в 2021 году
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]